Докладчик Евлогиева Т.Н. Апелляционное дело № 33а-2403/2020
Судья: Лащенова Е.В. Адм.дело по 1 инст. №2а-1362/2020
УИД 21RS0024-01-2020-001257-27
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 июня 2020 года гор. Чебоксары
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Евлогиевой Т.Н.,
судей Ленковского С.В., Иванова П.Д.,
при секретаре судебного заседания Львовой Е.В., с участием прокурора Яковлева А.Г., рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике – Чувашии к Владимирову Евгению Николаевичу об установлении административного надзора и административных ограничений, поступившее по апелляционной жалобе Владимирова Евгения Николаевича на решение Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 29 апреля 2020 года.
Заслушав доклад председательствующего, пояснения Владимирова Е.Н., заключение прокурора Яковлева А.Г., судебная коллегия,
у с т а н о в и л а:
Федеральное казенное учреждение Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике – Чувашии обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении освобождаемого из мест лишения свободы Владимирова Е.Н. с установлением в отношении него административного надзора на срок 3 года и применением административных ограничений в виде обязательной явки четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрета пребывания в заведениях, где реализуются спиртные напитки в розлив; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, с 22 часов до 06 часов.
Данные требования мотивированы тем, что административный ответчик Владимиров Е.Н. осужден приговором Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 27 января 2016 года по <данные изъяты> УК РФ к 5 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Постановлением Президиума Верховного Суда Чувашской Республики приговор изменен, окончательное наказание снижено до 4 лет 9 месяцев лишения свободы.
Административное исковое заявление мотивировано также тем, что Владимиров Е.Н. отбывает наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии с 23 апреля 2016 года. За период отбывания срока наказания в исправительном учреждении имеет 34 нарушения установленного порядка отбывания наказания, за что наказан в дисциплинарном порядке, имеет 1 поощрение. 24 марта 2020 года был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Содержится в строгих условиях отбывания наказания.
Административный истец ФКУ ИК-4 УФСИН России по Чувашской Республике, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направил, в административном иске содержится ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя.
Административный ответчик Владимиров Е.Н., принимавший участие в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи, исковые требования не признал.
Помощник прокурора Калининского района г. Чебоксары Киркина Н.В. полагала подлежащим удовлетворению административное исковое заявление об установлении административного надзора с административными ограничениями в полном объеме.
Решением Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 29 апреля 2020 года постановлено:
«административное исковое заявление ФКУ ИК-4 УФСИН России по Чувашской Республике удовлетворить частично;
установить в отношении Владимирова Е.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения,… административный надзор на срок 2 года с установлением в отношении него административных ограничений в виде:
- обязательной явки 2 раза в месяц в органы внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
- запрещения пребывания в местах реализации спиртных напитков на розлив.
В остальной части исковых требований отказать.
Срок административного надзора, установленного в отношении Владимирова Е.Н. исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения».
Не согласившись с указанным решением суда в части удовлетворения административных исковых требований и установлении административного надзора и административных ограничений, административный ответчик Владимиров Е.Н. подал на него апелляционную жалобу на предмет отмены и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Административный истец в апелляционной жалобе указывает на то, что оснований для установления ему административного надзора не имеется, в связи с этим просит снять с него административный надзор полностью.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Владимиров Е.Н. апелляционную жалобу поддержал и просил ее удовлетворить.
В судебное заседание представитель Федерального казенного учреждения Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике – Чувашии не явился, извещен о судебном заседании надлежащим образом.
Проверив решение суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора Яковлева А.Г., полагавшего, что решение суда об установления административному ответчику административных ограничений не отвечает требованиям законности, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, с участием административного ответчика, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) и Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Согласно статье 2 Закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в законе, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 данной статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, за совершение преступления при рецидиве преступлений, за совершение умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, преступлений указанных в пункте 4 (пункты 1,2,3,4 части 1). В отношении указанных лиц административный надзор устанавливается в том числе, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания (пункт 1 части 3).
Исходя из требований статьи 4 Закона N 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Из материалов дела следует и установлено судом, что по приговору Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 27 января 2016 года Владимиров Е.Н. был осужден по <данные изъяты> УК РФ к 5 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима (л.д.6-14). Из указанного приговора следует, что преступление совершено Владимировым Е.Н. в состоянии алкогольного опьянения.
Преступления, совершенные Владимировым Е.Н., по своему характеру и степени общественной опасности деяния относятся к тяжким преступлениям (ст. 15 УК РФ).
Срок отбывания наказания истек 3 мая 2020 года.
Постановлением Калининского районного суда г.Чебоксары от 1 октября 2018 года Владимирову Е.Н. по указанному приговору в срок лишения свободы зачтен срок содержания под стражей.
Постановлением президиума Верховного Суда Чувашской Республики от 17 мая 2019 года приговор Калининского районного суда г.Чебоксары от 27 января 2016 года и определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 07 апреля 2016 года изменены, окончательное наказание, назначенное Владимирову Е.Н., снижено до 4 лет 9 месяцев лишения свободы.
Из представленной на осужденного характеристики следует, что Владимиров Е.Н.., отбывая наказание по приговору Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 27.01.2016, характеризуется отрицательно. За период отбывания наказания в местах лишения свободы имеет 34 взыскания за нарушения установленного порядка отбывания наказания. Имеет 1 поощрение. По прибытии в учреждение был трудоустроен в промышленной зоне учреждения, уволен в связи с водворением в штрафной изолятор.
Постановлениями врио начальника учреждения от 24.03.2020 года признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Установление административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, при наличии предусмотренных Законом N 64-ФЗ оснований и в целях защиты государственных и общественных интересов (статьи 2 и 3), в частности административные ограничения (статья 4) согласуются с нормой статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и являются соразмерными тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно вводится.
С учетом перечисленных правовых норм и установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание, что законом предусмотрено установление административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого преступления, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, суд установил в отношении административного ответчика административный надзор сроком на два года.
Соглашаясь с основанием для установления административного надзора, судебная коллегия находит, что суд первой инстанции неправильно установил срок административного надзора.
В отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1,2 и 4) статьи 3 Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3, административный надзор устанавливается на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения (пункт 1 части 1, п.1 ч.3 статьи 5 Федерального закона).
Обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении освобождаемого из мест лишения свободы Владимирова Е.Н., Федеральное казенное учреждение Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике – Чувашии просило установить административный надзор в отношении административного ответчика на срок 3 года.
Вместе с тем, не соглашаясь с административными исковыми требованиями учреждения в части установления срока административного надзора в 3 года, и уменьшая указанный срок, суд первой инстанции, устанавливая в отношении Владимирова Е.Н. административный надзор сроком 2 года, свои выводы не мотивировал, ограничившись одной лишь фразой, что устанавливает указанный срок с учетом личности административного ответчика. При этом сам же суд в решении указал, что по месту отбывания наказания Владимиров Е.Н. характеризуется отрицательно, находясь в местах лишения свободы, допустил 34 нарушения установленного порядка отбывания наказания. Имеет 1 поощрение. По прибытии в учреждение был трудоустроен в промышленной зоне учреждения, уволен в связи с водворением в штрафной изолятор. Постановлениями врио начальника учреждения от 24.03.2020 года признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. К мероприятиям воспитательного характера относится отрицательно, из проводимых с ним бесед положительных выводов не делает.
Таким образом, выводы суда в указанной части являются противоречивыми.
Учитывая характер и степень общественной опасности совершенного административным ответчиком преступления и другие обстоятельства дела, отрицательно характеризующие личность, поведение ответчика в период отбывания наказания в местах лишения свободы и свидетельствующие о необходимости установления максимального срока административного надзора, судебная коллегия находит решение суда в части срока административного надзора подлежащим изменению с установлением административному ответчику административного надзора сроком на три года.
При этом в силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
В соответствии с требованиями пункта 1 части 3 статьи 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об установлении административного надзора должны содержаться конкретные административные ограничения, установленные судом.
Принимая решение об установлении административного надзора, суд установил в отношении административного ответчика административное ограничение в виде обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Этот вид административного ограничения предусмотрен пунктом 5 части 1 статьи 4 Федерального закона, и в соответствии с требованиями пункта 1 части 2 настоящей статьи установление судом такого вида ограничения является обязательным.
Количество раз в месяц, в соответствии с которым поднадзорное лицо обязано являться в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации (два раза в месяц), определено судом в допустимых пределах (от одного до четырех раз в месяц) и с учетом указанных выше обстоятельств дела является разумным.
Принимая решение об установлении административного надзора, суд также установил в отношении административного ответчика административное ограничение в виде запрещения пребывания в местах реализации спиртных напитков на розлив.
Этот вид административного ограничения предусмотрен пунктом 1 части 1 статьи 4 Федерального закона и установлен судом первой инстанции с учетом обстоятельств совершения преступления, поскольку Владимиров Е.Н. совершил тяжкое и особо тяжкое преступления в состоянии алкогольного опьянения.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости снятия указанных ограничений судебная коллегия находит не соответствующими целям административного надзора, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного административным ответчиком преступления, его поведения в период отбывания наказания.
Количество раз в месяц, в соответствии с которым поднадзорное лицо обязано являться в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации (два раза в месяц), определено судом в допустимых пределах (от одного до четырех раз в месяц) и с учетом указанных выше обстоятельств дела является разумным.
Согласно пункту 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 г. N 15 с учетом образа жизни лица, обстоятельств совершения им преступления, поведения лица в период и после отбытия наказания суд вправе установить административное ограничение в виде запрещения пребывания в определенных местах.
Таким образом, установленные в отношении административного ответчика административные ограничения в указанной части, соответствуют целям предупреждения совершения им преступлений и других правонарушений, а также оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда в части отказа в удовлетворении требования об установлении административного ограничения в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения в ночное время суток.
В силу положений п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 в отношении поднадзорного лица может устанавливаться следующее административное ограничение: запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток.
Отказывая в удовлетворении требования об установлении административного ограничения в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения в ночное время суток, суд первой инстанции не учел, что законодатель, установив указанное ограничение, имел целью обеспечение более эффективного контроля за поднадзорными лицами, освободившимися из мест лишения свободы, который может быть реализован путем запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток.
При этом судебная коллегия учитывает, что выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения.
С учетом образа жизни поднадзорного лица, что он был осужден вышеуказанным приговором за совершение тяжкого преступления, с учетом обстоятельств совершения им преступления в ночное время в состоянии алкогольного опьянения, а также обстоятельств совершения им данного преступления, изложенных в приговоре, поведения лица в период отбытия наказания, с целью предупреждения совершения поднадзорным лицом преступлений и других правонарушений в ночное время, судебная коллегия полагает необходимым установить запрет пребывания Владимирова Е.Н. вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания в период с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 утра следующего дня, за исключением времени необходимого для выполнения трудовых обязанностей.
Доводы апелляционной жалобы в обжалуемой части решения о наличии оснований для установления в отношении административного ответчика административного надзора не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на его законность и обоснованность либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Существенных нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции при рассмотрении данного дела не допущено.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 29 апреля 2020 года изменить в части, изложив второй абзац резолютивной части решения в следующей редакции:
«Установить в отношении Владимирова Евгения Николаевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина Российской Федерации, зарегистрированного по <адрес>, административный надзор сроком на 3 (три) года, с установлением в отношении него административный ограничений в виде:
- обязательной явки 2 раза в месяц в органы внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
- запрета пребывания в местах реализации спиртных напитков на розлив.
Отменить решение Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 29 апреля 2020 года в части отказа в удовлетворении административных исковых требований и принять в этой части новое решение, которым установить в отношении Владимирова Евгения Николаевича административное ограничение в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания в период с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 утра следующего дня, за исключением времени необходимого для выполнения трудовых обязанностей.
Апелляционную жалобу административного ответчика Владимирова Евгения Николаевича на решение Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 29 апреля 2020 года оставить без удовлетворения.
Настоящее определение, вступившее в законную силу со дня его вынесения, может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) в течение шести месяцев со дня его принятия путем подачи кассационных жалобы, представления через суд первой инстанции.
Председательствующий Т.Н. Евлогиева
Судьи: П.Д. Иванов
С.В. Ленковский