Решение по делу № 2-89/2019 от 26.11.2018

Дело № 2-89/19

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    г. Чернушка      25 февраля 2019 года

Чернушинский районный суд Пермского края в составе

председательствующего судьи Мень О.А.,

при секретаре Желудковой С.А.,

с участием представителя истца Лобанова А.С. Гусевой О.М.,

представителя ответчика Управления ПФР в Чернушинском районе Пермского края Санниковой И.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по иску Лобанова Александра Сергеевича к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Чернушинском районе Пермского края о возврате излишне уплаченных страховых взносов,

установил:

    Истец обратился в суд с иском к ответчику Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Чернушинском районе Пермского края о возврате излишне уплаченных страховых взносов, требования с учетом уточнений мотивировал тем, что в соответствии с ч.1 и ч.1.1 ст. 14 ФЗ от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» индивидуальные предприниматели с 01.01.2014 года уплачивают страховые взносы в зависимости от величины дохода. Если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, то помимо фиксированного размера страховых взносов, предприниматель уплачивает 1% от суммы дохода, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. В связи с этим предпринимателем, применяющим УСН с объектом налогообложения, были уплачены страховые взносы в размере 1 % с доход свыше 300 000 рублей за 2015, 2016 года без учета расходов. Истец считает о неправомерном исчислении Пенсионным фондом размера страховых взносов исходя из суммы доходов, полученных от предпринимательской деятельности за спорный период, без учета величины расходов. Сумма исчисленных страховых вносов несопоставима с доходами от экономической деятельности и ведет к неправомерной потере имущества. 07.06.2018 года истец направил в адрес ответчика заявление о возврате денежных средств, излишне уплаченных страховых взносов, ответчик в удовлетворении требований отказал, мотивировав свой отказ тем, что начисления сумм страховых взносов на ОПС в размере 1,0 % за 2015 год, уплаченные в полном объеме перерасчет не подлежат. По переплате за 2016 год протокол по возврату страховых взносов с сумм доходов, превышающих 300 000 рублей в размере 116 387,35 рублей отправлен для рассмотрения в ОПФР Пермского края. По состоянию на 20.12.2018 года из ОПФР Пермского края на карточный счет истца поступили денежные средства на сумму 122 237,35 рублей, из них возмещено за 2015 год – 5 849,95 рублей, за 2016 год – 116 387,40 рублей. Истец, с учетом уточненных требований, просит суд произвести перерасчет дополнительных страховых взносов за 2015 год и вернуть излишне уплаченные страховые взносы Лобанову А.С. в размере 104 361,60 рублей.

Истец Лобанов А.С. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель истца Лобанова А.С. Гусева О.М. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.

Представитель ответчика ГУ УПФР РФ в Чернушинском районе Санникова И.В. с уточненными исковыми требованиями не согласилась, просила в удовлетворении требований отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица МРИ № 18 по ПК в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в суд представлен отзыв на исковое заявление, в котором указывает, что истец в 2015 году применял упрощенную систему налогообложения (УСН) выбрав в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, а так же применял систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД).

Рассмотрев материалы дела, исследовав письменные доказательства, заслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, 02.02.2015 Лобанов А.С. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. 03.04.2017 истец прекратил предпринимательскую деятельность. Истец находился на упрощенной системе налогообложения и применял ЕНВД, представил в налоговый орган по месту регистрации налоговые декларации по УСН, в которых отражены доходы и расходы истца.

В соответствии с представленной декларацией в 2015 году истцом был получен доход на общую сумму 35 436 508 рублей, сумма налоговых вычетов составила 33 095 536 рублей, налоговая база для исчисления взносов составила 2 340 972 рубля; вмененный доход – 126 062 рублей. (л.д.91-93)

Истцом фактически произведена уплата страховых взносов за 2015 год в сумме 148 886,40 рублей.

Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются. Суд считает их установленными в порядке ч. 2 ст. 61 УПК РФ.

На основании Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 № 27-П заявитель 27.08.2018 обратился в ПФР с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов за 2014-2016 годы с учетом сумм фактически произведенных и документально подтвержденных расходов.

04.12.2018 ГУ - Отделением Пенсионного фонда РФ по ПК было принято решение <№> о возврате страховых взносов в размере 122 237,35 рублей.

Решением от 04.12.2018 <№>/О отказано в проведении возврата суммы страховых взносов. Полагая, что действия фонда по отказу в перерасчете страховых взносов незаконен, Лобанов А.С. обратился в суд с настоящим заявлением.

В соответствии со статьей 16 Закона № 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 Закона № 212-ФЗ.

Согласно статьи 26 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212- ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном этой статьей.

Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по заявлению плательщика страховых взносов, поданному в письменной форме или в форме электронного документа, в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления. Форма заявления плательщика страховых взносов утверждается органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Возврат плательщику страховых взносов суммы излишне уплаченных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится только после зачета суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности.

Решение о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня получения заявления плательщика страховых взносов о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов или со дня подписания органом контроля за уплатой страховых взносов и этим плательщиком страховых взносов акта совместной сверки уплаченных им страховых взносов, если такая совместная сверка проводилась.

На момент обращения в суд с требованием к пенсионному фонду, Закон № 212-ФЗ утратил силу с 01.01.2017, в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».

Согласно ст. 21 Закона № 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.

В случае, если сумма излишне уплаченных страховых взносов возникает вследствие предоставления плательщиком страховых взносов уточненного расчета, указанный в части 1 настоящей статьи срок исчисляется со дня завершения органом Пенсионного фонда Российской Федерации, органом Фонда социального страхования Российской Федерации камеральной проверки указанного расчета.

Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01. 2017.

На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (ст. 20 Закона № 250-ФЗ).

Таким образом, фактически администратором страховых взносов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, является Пенсионный фонд. Данная позиция также относится к начисленным на недоимку по страховым взносам пеням, в том числе взысканным по требованию налогового органа.

Частью 1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

Согласно части 1.1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ, размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: - в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз; - в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, то размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

Согласно п. 1 ч. 8 ст. 14 Закона № 212-ФЗ в целях применения положений части 1.1 настоящей статьи доход учитывается следующим образом: для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, - в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 227 Налогового кодекса установлено, что физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, производят исчисление и уплату НДФЛ по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.

Так, согласно пункту 2 статьи 227 Налогового кодекса индивидуальные предприниматели самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 Налогового кодекса.

При этом с учетом положений пункта 3 статьи 210 Налогового кодекса для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДФЛ, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 Налогового кодекса.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 № 27-П, взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации предполагают, что для цели исчисления дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, доход индивидуального предпринимателя подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.

Таким образом, взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Закона № 212-ФЗ и статьи 227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не противоречат Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.

Суд отклоняет изложенный в отзыве по иску довод Пенсионного фонда о том, что постановление Конституционного Суда РФ № 27-П не распространяется на правоотношения, возникшие ранее даты его вынесения, в силу следующего.

На основании части 5 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» позиция Конституционного Суда Российской Федерации относительно того, соответствует ли Конституции Российской Федерации смысл нормативного правового акта или его отдельного положения, придаваемый им правоприменительной практикой, выраженная в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе в постановлении по делу о проверке по жалобе на нарушение конституционных прав и свобод граждан конституционности закона, примененного в конкретном деле, или о проверке по запросу суда конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле, подлежит учету правоприменительными органами с момента вступления в силу соответствующего постановления Конституционного Суда Российской Федерации.

По смыслу статьи 6 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» содержащиеся в мотивировочной части постановления Конституционного Суда Российской Федерации выводы по вопросу толкования и применения действующего законодательства являются обязательными и учитываются судами при рассмотрении споров, вытекающих из применения соответствующих законов. Применительно к статье 13 АПК РФ решения Конституционного Суда Российской Федерации являются одним из источников права.

Постановление Конституционного Суда РФ № 27-П вступило в силу 02.12.2016. Выводы по вопросу толкования и применения действующего законодательства, изложенные в постановлении Конституционного Суда РФ № 27-П, являются обязательными и подлежат учету судом, рассматривающим дело, поскольку этим Постановлением не изменяются действовавшие правовые нормы, а лишь дается толкование этих норм в их взаимосвязи.

Таким образом, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со ст. 346.15 НК РФ, на предусмотренные ст. 346.16 НК РФ расходы.

Поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 30 ноября 2016 г. № 27-П правовая позиция подлежит применению и в рассматриваемой ситуации.

Статьей 346.15 НК РФ установлено, что при определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 НК РФ.

Статьей 346.16 НК РФ определены расходы, на которые налогоплательщик уменьшает полученные доходы.

В целях применения положений части 1.1 ст. 14 Закона № 212-ФЗ доход учитывается следующим образом для плательщиков страховых взносов, уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, - в соответствии со статьей 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно информации, содержащейся в декларациях по НДФЛ, ЕНВД за 2015 год истцом был получен суммарный доход в размере 35 562 570 рублей, в том числе доход по упрощенной системе налогообложения – 35 436 508 рублей, расход - 33 095 536 рублей (налоговая база составила 2 340 972 рубля, из расчета 35 436 508-33 095 536); доход по единому налогу на вмененный доход – 126 062 рублей. (л.д.91-93, 127-129)

Размер страховых взносов, подлежащих уплате за 2015 год составил 38 674 рубля 85 копеек, из расчета 17 004 рублей 51 копейка + 21 670 рублей 34 копейки, где

17 004 рублей 51 копейка ((5 965 рублей х 26% / 28 х 27)

21 670 рублей 34 копейки (1,0 % от суммы дохода, превышающего 300 000 рублей за 2015 год (из расчета (35 436 508 - 33 095 536) + 126 062 рубля) - 300 000 рублей) х 1%).

Истцом Лобановым А.С. уплачены страховые взносы за 2015 год в размере 148 886 рублей 40 копеек, в том числе 384 рубля 56 копеек - 15.05.2015 года, 2 953 рубля 39 копеек - 15.06.2015 года, 4 653 рублей– 30.06.2015 года, 10 619 рублей 85 копеек - 29.12.2015 года, 130 275 рублей 60 копеек - 30.03.2016 года.

Спорные суммы страховых взносов уплачены предпринимателем по платежным поручениям, что подтверждается материалами дела и не оспаривается пенсионным фондом.

С учетом приведенных положений законодательства о страховых взносах и правовой позиции Конституционного Суда РФ, у пенсионного фонда отсутствовали основания для начисления в 2015 году страховых взносов с сумм полученного дохода без учета произведенных расходов.

При этом судом принято во внимание, что пенсионным фондом принято решение о возврате страховых взносов в сумме 122 237,35 рублей по расчетным периодам до 01.01.2017, данная сумма возвращена истцу, что не оспаривается последним. В сумму возвращенную истцу вошла переплата за 2016 год в сумме 135 495 рублей 36 копеек, переплата за 2015 год в сумме 5 850 рублей. (л.д. 155, 141-143)

В связи с чем, у предпринимателя имеется переплата по страховым взносам за 2015 год в сумме 142 527 рублей 97 копеек. ( из расчета 148 886,40 - 5 850).

Размер переплаты подтверждается материалами дела и не опровергнут пенсионным фондом.

В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Доказательств наличия задолженности по страховым взносам, пеням, штрафам пенсионным фондом не представлено. С учетом приведенных положений законодательства о страховых взносах и правовой позиции Конституционного Суда РФ, отсутствовали основания для начисления в 2015 году страховых взносов с сумм полученного дохода без учета произведенных расходов. В связи с чем действия фонда по отказу в перерасчете страховых взносов является незаконным.

Как указано ранее образовавшуюся переплату до 01.01.2017, с учетом действующего законодательства и положений Закона № 250-ФЗ, можно только вернуть, в связи с чем, уточненные исковые требования заявителя в части обязания пенсионный фонд вернуть сумму излишне уплаченных страховых взносов за 2015 год в сумме 104 361,60 рублей подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 192-199 ГПК РФ, суд

решил:

Уточненные исковые требования Лобанова Александра Сергеевича удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чернушинском районе Пермского края (ОГРН 1025902545162 ИНН 5957007820) произвести перерасчет страховых взносов и возвратить Лобанову Александру Сергеевичу (ИНН <№>) страховые взносы за 2015 год в общей сумме 104 361 рубль 60 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд, в течение одного месяца, с момента вынесения мотивированного решения 2 марта 2019 года.

Судья подпись                О.А. Мень

2-89/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Суд
Чернушинский районный суд Пермского края
Дело на странице суда
chernush.perm.sudrf.ru
25.02.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее