В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело № 33а-1107/2022(№ 2а-2311/2021)
Строка № 3.020 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ«1» марта 2022 года г. Воронеж
Судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда в составе:
Председательствующего - Сухова Ю.П.,
судей: Кобзевой И.В., Меремьянина Р.В.,
при секретаре Батуркиной О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области на решение Левобережного районного суда г. Воронежа от 27 сентября 2021 года,
по административному делу № 2а-2311/2021 по административному исковому заявлению Кушниренко Елены Григорьевны к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка,
заслушав доклад судьи Воронежского областного суда Сухова Ю.П., судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда;
(судья районного суда Удоденко Г.В.)
У С Т А Н О В И Л А :
Кушниренко Е.Г. обратилась в Левобережный районный суд г. Воронежа с административным исковым заявлением, в котором просила:
- признать незаконным и отменить решение Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 1 сентября 2020 года № 52-17-11862з об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка по ее заявлению от
14 сентября, исх. №800/0702,
- возложить на Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области обязанность рассмотреть ее заявление от 14 сентября, исх. №800/0702 о предварительном согласовании предоставления земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
В обоснование своих требований административный истец указывала на то, что
14 июля 2020 года обратилась с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства, гражданам, имеющим трех и более детей. Испрашиваемый земельный участок расположен в границах городского округа город Воронеж и относится к категории земель населенных пунктов, и в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа город Воронеж расположен в территориальной зоне малоэтажной индивидуальной застройки (зона Ж1). Ориентировочный адрес местоположения испрашиваемого земельного участка: <адрес>.
На основании письма Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 1 сентября 2020 года №52-17-11862з Кушниренко Е.Г. отказано в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, обосновывая свое решение тем, что при подготовке схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории не были учтены требования Приказа Министерства экономического развития от 27.11.2014 №762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе». По мнению ответчика, в представленной схеме не были указаны частичные ограничения в использовании испрашиваемого земельного участка в отношении охранных зон магистральных сетей инженерно-технического обеспечения (линия ЛЭП 10 кВ). Также административный ответчик сослался на то, что формируемый земельный участок расположен в непосредственной близости (на расстоянии 18 м) от земель лесного фонда, что, по мнению ответчика, нарушает требования пункта 4.14 Приказа МЧС от 24.04.2013 №288 «Об утверждении свода правил СП 4.13130
«Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара па объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», требующего соблюдения не менее 30 м расстояния от границ застройки городских и сельских поселений до лесных насаждений в лесничествах (л.д. 27-30).
Административный истец полагает, что необоснованный и незаконный отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка нарушает ее права и законные интересы на право получения земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства для индивидуального жилищного строительства.
Решением Левобережного районного суда г. Воронежа от 27 сентября 2021 года признан незаконным отказ Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, содержащийся в ответе от 01.09.2020 №52-17-11862з в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного в микрорайоне <адрес>, прилегающего к земельному участку № по <адрес>, по заявлению Кушниренко Е.Г. от 14.07.2020 года исх. № 800/0702. В целях восстановления прав и законных интересов административного истца на Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области возложена обязанность в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу, повторно рассмотреть заявление Кушниренко Е.Г. о предварительном согласовании земельного участка от 14.07.2020 года исх. № 800/0702 (л.д. 160-167).
Не согласившись с вынесенным решением, административный ответчик Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Левобережного районного суда г. Воронежа от
27 сентября 2021 года отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать (л.д. 170-174).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области - Русанова Е.Д., действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержала по основаниям в ней изложенным.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Кушниренко Е.Г. - Воронов К.В., действующий на основании доверенности, просил решение Левобережного районного суда г. Воронежа от 27 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Административный истец Кушниренко Е.Г., представители заинтересованного лица – Управления главного архитектора администрации городского округа город Воронеж в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом и в установленном порядке, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя административного ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области - Русановой Е.Д., представителя административного истца Кушниренко Е.Г. - Воронова К.В., судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела и это установлено судом, 14 июля 2020 года Кушниренко Е.Г. обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность без проведения торгов, об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подлежащего образованию, площадью 800 кв. м., категории земель - населенных пунктов, расположенного в границах кадастрового квартала №, для целей индивидуального жилищного строительства. Условный номер земельного участка, в соответствии с приложенной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории - 36:34:0351007:ЗУ1. Ориентировочный адрес местоположения земельного участка – <адрес> (л.д.16-17).
Письмом Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 1 сентября 2020 года 52-17-11862з Кушниренко Е.Г. отказано в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в соответствии подпунктами 1, 3 пункта 16 статьи 11.10, подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.18 и подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации (л.д.27-30).
Основанием для отказа послужило то, что согласно полученной от Управления главного архитектора администрации городского округа город Воронеж информации, испрашиваемый земельный участок частично ограничен в использовании в отношении охранных зон магистральных сетей инженерно-технического обеспечения (линия ЛЭП 10 кВ). Кроме того, формируемый земельный участок расположен в непосредственной близости (на расстоянии
18 м) от земель лесного фонда (<адрес>», квартал №№71-73,74ч (выдела 1-18,20-25); 75,76,78ч (выдела 2-3;5;7-8);
79 ч (выдела 4-8); 80 ч (выдела 1-7,13-25), кадастровый №), а согласно пункта 4.14 приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 24.04.2013 № 288 «Об утверждении свода правил СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», расстояние от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой, а также от домов и хозяйственным построек на территории приусадебных земельных участков до лесных насаждений в лесничества - (лесопарках) – не менее 30 м, что в данном случае не выдерживается.
Разрешая спор по существу, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований Кушниренко Е.Г. ввиду имеющихся на то правовых оснований.
В частности свой вывод суд мотивировал тем, что сведения об охранной зоне линий электропередачи, расположенной в месте нахождения испрашиваемого административным истцом земельного участка в Единый государственный реестр недвижимости не внесены, и не представлены доказательства установления охранной зоны одним из способов, указанных в части 8 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ, установленное или утвержденное описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме, а также доказательства обозначения границ такой зоны на местности, не представлены, а также доказательства нахождения испрашиваемого земельного участка в границах такой зоны. Судом указано на несостоятельность основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и в предварительном согласовании предоставления земельного участка - формируемый земельный участок расположен в непосредственной близости (на расстоянии 8 м) от земель лесного фонда, что противоречит пункту 4.14. СП 4.13130, утвержденного приказом МЧС России от 24.04.2013 №288. Указанная норма подлежит применению при осуществлении согласования строительства указанных в ней объектов, в том числе и объекта ИЖС, и ссылка на данную норму на стадии утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительного согласовании предоставления земельного участка является преждевременной. Доказательств невозможности размещения зданий, строений на испрашиваемом земельном участке с соблюдением указанного противопожарного расстояния, административным ответчиком не представлено.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обжалуемое решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, изложенное в письме департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области
№52-17-11862з от 1 сентября 2020 года, принято в отсутствие законных оснований для этого, что в соответствии с подпунктом «в» пункта 3 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для признания его незаконным.
В апелляционной жалобе Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области указывают на то, что подготовка и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории осуществляется в соответствии со статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, а также требованиями Приказа Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 года № 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе». При подготовке Кушниренко Е.Г. схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не были учтены сведения о зонах с особыми условиями использования территории. Согласно представленной Управлением главного архитектора администрации городского округа город Воронеж информации земельный участок частично ограничен в использовании в отношении охранных зон магистральных сетей инженерно-технического обеспечения (линия ЛЭП 10 кВ), данное ограничение не указано заявителем в представленной схеме. Кроме того, земельный участок расположен в непосредственной близости (на расстоянии 8 м) от земель лесного фонда, что противоречит пункту 4.14. СП 4.13130, утвержденного приказом МЧС России от 24.04.2013 №288, и в соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, невозможно разместить на этом земельном участке объект индивидуального жилищного строительства при соблюдении строительных норм и правил.
Однако такие доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией во внимание как основания для отмены по существу правильного решения, исходя из следующего.
Подготовка и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории осуществляется в соответствии с требованиями статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, Приказа Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 года
№ 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе».
Пунктом 4 указанных выше требований установлено, что схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков.
Согласно пункту 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом
«О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что административным ответчиком отказано
Кушниренко Е.Г. в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территорий и в предварительном согласовании предоставления земельного участка по пункту 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом в отказе указано, что земельный участок ограничен в использовании в отношении охранных зон магистральных сетей инженерно-технического обеспечения (линия ЛЭП 10 кВ), расположен в непосредственной близости (на расстоянии 18 м) от земель лесного фонда.
Однако таких оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка пункт 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не содержит.
Доказательств того, что утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территорий и предварительное согласование предоставления земельного участка приведет к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, не представлено, и ответ Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 1 сентября 2020 года 52-17-11862з не содержит.
Положениями пункта 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации регламентирован порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. На основании подпунктов 1 - 3 пункта 2 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусматривает подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом
«О государственной регистрации недвижимости»; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прикладывается схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
В силу подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушениями предусмотренными статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Согласно пункту 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Аналогичные основания отказа утверждения схемы расположения земельного участка или земельных участков указаны и в пункте 2.8 Административного регламента департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по предоставлению государственной услуги «Утверждение схемы расположения земельных участков (земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, а также земельных участков, расположенных на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена) на кадастровом плане территории», утвержденного Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской обл. от 24.01.2017 №106.
Согласно пункту 4 приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762
«Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе» схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Согласно пункту 5 приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 №762, подготовка схемы расположения земельного участка может осуществляться с использованием официального сайта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведения государственного кадастра недвижимости, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с пунктом 7 Приказа Министерства экономического развития от 27.11.2014 №762 в случае подготовки схемы расположения земельного участка с использованием официального сайта графическая информация приводится на картографической основе государственного кадастра недвижимости.
Как установлено судом, указанный административным истцом в заявлении испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне с индексом Ж1, которая в соответствии с Правилами землепользования и застройки является зоной застройки малоэтажными индивидуальными жилыми домами, что соответствует запросу по разрешенному использованию указанного земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно подпункту 1 пункт 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации к таким основаниям, в числе прочего относятся особые условия использования земельных участков.
Пунктом 3 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда, а ограничения, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в результате установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с настоящим Кодексом.
Пунктом 6 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
Понятие зоны с особыми условиями использования территории приведено в пункте 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации как зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Охранная зона объектов электроэнергетики (объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической энергии) предусмотрена пунктом 3 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации.
Процедура установления охранной зоны регламентирована пунктами 1, 6, 7, 24 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации права (введенной Федеральным законом от
3 августа 2018 г. №342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»), в соответствии в которыми Правительство Российской Федерации утверждает положение в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий, за исключением зон с особыми условиями использования территорий, которые возникают в силу федерального закона (водоохранные (рыбоохранные) зоны, прибрежные защитные полосы, защитные зоны объектов культурного наследия), в котором должны быть определены, в том числе порядок подготовки и принятия решений об установлении, изменении, о прекращении существования указанных зон; исчерпывающий перечень объектов, территорий, в связи с размещением которых или в целях защиты и сохранения которых устанавливается зона с особыми условиями использования территории, или критерии таких объектов, виды территорий; перечень ограничений использования земельных участков, которые могут быть установлены в границах указанных зон, за исключением случаев, если перечень этих ограничений установлен федеральным законом.
Если иное не предусмотрено настоящей статьей, установление, изменение, прекращение существования зоны с особыми условиями использования территории осуществляются на основании решения уполномоченного органа государственной власти, органа местного самоуправления.
Зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона, ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории, соответствующих изменений в сведения о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.
Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 года №160 утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон вместе с Требованиями к границам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства.
Исходя из положений пунктов 6, 7 указанных Правил, сетевая организация обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор, с заявлением о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства и представленными в виде электронного документа и в бумажном виде сведениями о границах охранной зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, а также перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости. Решение о согласовании границ охранной зоны принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный энергетический надзор, который после согласования границ охранной зоны направляет в течение 5 рабочих дней в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении о согласовании границ охранной зоны, на основании которого указанный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о границах охранной зоны.
Охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах.
Охранные зоны подлежат маркировке путем установки за счет сетевых организаций предупреждающих знаков, содержащих указание на размер охранной зоны, информацию о соответствующей сетевой организации, а также необходимость соблюдения предусмотренных настоящими Правилами ограничений.
Также положениями статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ
«О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлен переходный период систематизации и инвентаризации всех зон с особыми условиями использования территории до 1 января 2022 года. На протяжении данного переходного периода соответствующие зоны считаются установленными, в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до дня официального опубликования настоящего Федерального закона одним из следующих способов:
1) решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения;
2) согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством;
3) нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории;
4) решением суда (часть 8 ст.26 Федерального закона от 3 августа 2018 г. №342-ФЗ), при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности
(часть 9 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 342-ФЗ).
Из материалов дела следует, что сведения об охранной зоне линий электропередачи, расположенной в месте нахождения испрашиваемого административным истцом земельного участка в Единый государственный реестр недвижимости не внесены.
Кроме того, в материалы административного дела ни административным ответчиком, ни заинтересованным лицом Управлением главного архитектора не представлены доказательства установления охранной зоны одним из способов, указанных в части 8 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г. №342-ФЗ, установленное или утвержденное описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме, а также доказательства обозначения границ такой зоны на местности.
Доводы представителя административного ответчика о том, что в данном случае охранная зона установлена в силу закона, суд находит необоснованными, поскольку отсутствие акта об утверждении конкретных границ зоны объекта электросетевого хозяйства уполномоченным органом исключает возможность обоснования оспариваемого отказа ее абстрактным наличием вокруг линии электропередачи. С учетом отсутствия в материалах дела как доказательств установления охранной зоны линии электропередачи, установленное или утвержденное описание местоположения ее границ, так и доказательств нахождения испрашиваемого земельного участка в границах такой охранной зоны, доводы административного ответчика в указанной части не обоснованы.
Также является несостоятельным и иное основание отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и в предварительном согласовании предоставления земельного участка - формируемый земельный участок расположен в непосредственной близости (на расстоянии 8 м) от земель лесного фонда, что противоречит п.4.14. СП 4.13130, утвержденного приказом МЧС России от 24.04.2013 № 288.
В соответствии с пунктом 4.14 данного нормативного акта противопожарные расстояния от зданий, сооружений на территориях городских населенных пунктов до границ лесных насаждений в лесах лиственных пород должны составлять не менее 30 м.
Таким образом, указанная норма подлежит применению при осуществлении согласования строительства указанных в ней объектов, в том числе и объекта ИЖС, и ссылка на данную норму на стадии утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительного согласовании предоставления земельного участка является преждевременной.
Доказательств невозможности размещения зданий, строений на испрашиваемом земельном участке с соблюдением указанного противопожарного расстояния, административным ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое по настоящему делу решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, изложенное в письме Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области №52-17-11862з от 1 сентября 2020 года, принято в отсутствие законных оснований для этого, что в соответствии с подпунктом «в» пункта 3 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для признания его незаконным.
С учетом изложенного, оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции об удовлетворении заявленных Кушниренко Е.Г. требований в связи с тем, что оспариваемый отказ Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, содержащийся в ответе от 1 сентября 2020 года № 52-17-11862з, не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы административного истца, у судебной коллегии не имеется.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения, так как они не содержат оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, направлены на выражение несогласия с постановленным решением, которое вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права, содержат субъективное толкование правовых норм, однако выводов суда не опровергают, поэтому их нельзя признать убедительными. В связи с этим, оснований к отмене решения судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия -
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Левобережного районного суда г. Воронежа от 27 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу в день его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 9 марта 2022 года.
Председательствующий:
Судьи коллегии: