Решение по делу № 3а-200/2017 от 30.03.2017

Дело № 3а-200/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Красноярск.                      6 июня 2017 г.

Красноярский краевой суд в составе судьи Малякина А.В.,

при секретаре судебного заседания Еркаловой Я.В.,

с участием прокурора прокуратуры Красноярского края Моргуна О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества «Горевский горно-обогатительный комбинат» об оспаривании в части пункта 1.2 решения Мотыгинского районного Совета депутатов от 15 ноября 2016 г. № 10-87 «О внесении изменений в Решение Мотыгинского районного Совета депутатов от 26.09.2013 N 24-247 (ред. от 20.12.2013) «Об утверждении коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за использование земельных участков категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Мотыгинского района»,

установил:

открытое акционерное общество «Горевский горно-обогатительный комбинат» (далее – ОАО «Горевский ГОК») обратилось в Красноярский краевой суд с административный исковым заявлением (уточнённым в ходе рассмотрения дела) о признании недействующим пункта 1.2 решения Мотыгинского районного Совета депутатов от 15 ноября 2016 г. № 10-87 «О внесении изменений в Решение Мотыгинского районного Совета депутатов от 26.09.2013 N 24-247 (ред. от 20.12.2013) «Об утверждении коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за использование земельных участков категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Мотыгинского района» (далее – Решение № 10-87) в части установления коэффициента К1 видов разрешённого использования земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обсуживающих их объектов, в целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, в размере 1,097.

В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта приняты в отсутствие экономического обоснования с нарушением норм земельного законодательства и законодательства об оценочной деятельности, вследствие чего нарушают его права и законные интересы как арендатора земельных участков, арендная плата за которые рассчитывается с применением вышеуказанного коэффициента К1.

Кроме этого, ОАО «Горевский ГОК» были заявлены требования о признании пункта 1.2 Решения № 10-87 недействующим в части установления коэффициента К1 видов разрешённого использования земельных участков, предназначенных для разработки полезных ископаемых, предоставляемым организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель, восстановления ранее отработанных земель, в размере 1,597. Определением Красноярского краевого суда от 6 июня 2017 г. производство по административному делу в указанной части прекращено.

В письменных возражениях на административное исковое заявление Мотыгинский районный Совет депутатов просит в удовлетворении административного иска отказать, в связи с тем, что оспариваемые нормы соответствуют федеральному законодательству и нормативным правовым актам Красноярского края.

Выслушав в судебном заседании объяснения представителя ОАО «Горевский ГОК» Лапкина С.А., поддержавшего заявленные требования, представителя Мотыгинского районного Совета депутатов Бондаренко Т.В., возражавшую против административного иска, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Моргуна О.В. о необходимости удовлетворения административного иска, Красноярский краевой суд пришёл к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 39.7 названного кодекса порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые предоставлены в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В Красноярском крае порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных в аренду без торгов, установлен статьёй 12 Закона Красноярского края от 4 декабря 2008 г. № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае». Исходя из пунктов 5, 6 данной статьи, размер арендной платы за использование земельных участков (за исключением земельных участков, предоставленных для строительства) рассчитывается как произведение кадастровой стоимости земельного участка и коэффициентов К1 (учитывающий вид разрешённого использования земельного участка), К2 (учитывающий категорию арендатора); при этом данные коэффициенты определяются решениями органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, на территории которых расположены передаваемые в аренду земельные участки, исходя из принципа экономической обоснованности.

На основании приведённых норм Мотыгинским районным Советом депутатов 26 сентября 2013 г. принято решение № 24-247 «Об утверждении коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за использование земельных участков категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Мотыгинского района».

Приложением к этому решению установлены значения коэффициента К1, применяемого при расчёте арендной платы за земельные участки с учётом категории земель и вида их разрешённого использования. Для категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (далее – категория земель специального назначения) коэффициент К1 вида разрешённого использования земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обсуживающих их объектов, в целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, установлен в размере 0,005.

Пунктом 1.2 Решения № 10-87 число «0,005» в вышеуказанном приложении заменено на число «1,097».

Решение № 10-87 принято уполномоченным представительным органом местного самоуправления в установленной форме, подписано главой района, официально опубликовано 16 декабря 2016 г. в газете «Ангарский рабочий», № 51, и вступило в силу с 1 января 2017 г.

Из материалов делу видно, что ОАО Горевский ГОК» на основании договора аренды от 6 декабря 2010 г. № 37/11 пользуется расположенным на территории Мотыгинского района Красноярского края земельным участком с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 151 795 кв.м., государственная собственность на который не разграничена. Этот участок относится к категории земель специального назначения, а по виду разрешённого использования предназначен для эксплуатации производственных объектов. Арендная плата за него в 2016 г. рассчитана исходя из коэффициента К1 в размере 0,005, установленного решением Мотыгинским районным Советом депутатов от 26 сентября 2013 г. № 24-247.

Сторонами признано, что в результате установления Решением № 10-87 нового коэффициента К1 годовой размер арендной платы за арендуемый ОАО «Горевский ГОК» земельный участок увеличился со 148 053 рублей 25 копеек до 32 482 883 рублей 76 копеек, то есть более чем в 200 раз.

В силу пункта 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частности принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

Утверждённый постановлением Правительства Красноярского края от 18 марта 2010 г. № 121-п порядок расчета экономической обоснованности коэффициентов К1, К2 и К3, используемых для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предусматривает, что для расчета экономической обоснованности коэффициентов К1, К2 разработчику проекта решения об утверждении (изменении) таких коэффициентов необходимо: провести анализ изменения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков различных категорий земель по видам разрешенного использования, расположенных на территории городского округа, муниципального района края; провести анализ категорий арендаторов земельных участков.

Исходя из изложенного, ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры. Поэтому при принятии нормативного правового акта, устанавливающего коэффициенты, применяемые при определении размера арендной платы за землю, должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.

Вместе с тем из материалов дела не усматривается, что при подготовке проекта Решения № 10-87 проводились такие анализ и оценка экономических факторов. Достаточного экономического обоснования необходимости увеличение размера арендной платы за земельный участок более чем в двести раз, административным ответчиком не представлено.

Не свидетельствует о проведении анализа и оценки экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, и представленный административным ответчиком отчёт № 1/10/2016 «Экономическое обоснование величин коэффициентов вида разрешённого использования земельных участков и коэффициентов, учитывающих категорию арендаторов К1, К2».

Содержание указанного отчёта, исследованного в судебном заседании с участием специалиста-оценщика Гнездилова Н.В., не позволяет говорить о том, что использованная в нём методика определения коэффициента К1 имеет экономическое обоснование. Указанный коэффициент в отчёте (страницы 55-56) определён как отношение рыночной стоимости земельного участка к его кадастровой стоимости, однако такое отношение не может характеризовать доходность земельного участка. Использование полученного подобным образом коэффициента в формуле определения размера арендной платы, предусмотренной пунктом 5 статьи 12 Закона Красноярского края от 4 декабря 2008 г. № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае», позволяет привести кадастровую стоимость арендуемого земельного участка в соответствие с его рыночной стоимостью, то есть определить цену продажи земельного участка, но не годовой размер арендной платы, который должен соответствовать уровню доходности земельного участка.

Как пояснил в судебном заседании специалист Гнездилов Н.В., расчёт уровня доходности земельного участка с использованием данных о размере его рыночной стоимости возможен, но методика такого расчёта требует применения коэффициента капитализации, показывающего взаимосвязь между величиной чистого дохода, получаемого за год в результате эксплуатации объекта, и рыночной стоимостью этого объекта.

На страницах 28-29 отчёта № 1/10/2016 приведена схема расчёта экономически обоснованных значений коэффициента К1, которая также предусматривает использование коэффициента капитализации, однако вопреки этой схеме при расчёте коэффициента К1 показатель соотношения рыночной стоимости земельного участка и его кадастровой стоимостью не был помножен на коэффициент капитализации. В результате данной ошибки годовой размер арендной платы за земельный участок, рассчитанный с применением коэффициента К1, уравнен с продажной ценой арендуемого участка. При таком положении доходность сдачи земельного участка в аренду за год составит 100%. По утверждению специалиста Гнездилова Н.В., такой показатель доходности является явно завышенным, поскольку годовой доход от использования объектов недвижимости не может превышать 10 % их стоимости.

Определённый в отчёте № 1/10/2016 размер рыночной стоимости оцениваемого (эталонного) земельного участка также нельзя признать правильным. Для определения указанной стоимости использован сравнительный подход, однако в качестве объектов сравнения (аналогов) выбраны земельные участки, существенно отличающиеся от объекта оценки по своим ценообразующим факторам. В целях уравнивания указанных факторов в отчёте использованы корректировки, но эти корректировки выбраны без учёта характера отличия объектов-аналогов от объекта оценки. Так, корректировка на местоположение в отчёте ошибочно принята в значении 0,62, которое не отражает отношение стоимости земельных участков в Мотыгинском районе к стоимости объектов-аналогов, расположенных в Березовском, Емельяновском и Шарыповском районах; а используемая в отчёте методика расчета корректировки на условия рынка (дату продажи) вообще является произвольной и не позволяет понять логику её применения (страницы 52-54 отчёта).

Таким образом, изменение коэффициента К1, применяемого для определения размера арендной платы за использование земельных участков категории земель специального назначения, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обсуживающих их объектов, в целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, произведено Мотыгинским районным Советом депутатов при отсутствии анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, что противоречит требованиям статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582, статьи 12 Закона Красноярского края от 4 декабря 2008 г. № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае», постановления Правительства Красноярского края от 18 марта 2010 г. № 121-п.

В силу части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт, не соответствующий полностью или в части иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признаётся судом недействующим полностью или в части со дня его принятия либо иной определенной судом даты.

Учитывая изложенное, Красноярский краевой суд считает необходимым признать пункт 1.2 Решения № 10-87 в оспариваемой части недействующим со дня вступления решения суда в законную силу. При этом суд принимает во внимание, что оспариваемая норма применялась, поэтому не находит оснований признать её недействующей с момента принятия, как об этом просит административный истец.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Красноярский краевой суд

решил:

административное исковое заявление открытого акционерного общества «Горевский горно-обогатительный комбинат» удовлетворить.

Признать недействующим с момента вступления в силу настоящего решения пункт 1.2 решения Мотыгинского районного Совета депутатов от 15 ноября 2016 г. № 10-87 «О внесении изменений в Решение Мотыгинского районного Совета депутатов от 26.09.2013 N 24-247 (ред. от 20.12.2013) «Об утверждении коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за использование земельных участков категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Мотыгинского района» в части установления коэффициента К1 в размере 1,097 в отношении земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обсуживающих их объектов, в целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности.

Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу подлежит опубликованию в газете «Ангарский рабочий».

Решение суда может быть обжаловано через Красноярский краевой суд в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Красноярского краевого суда              А.В. Малякин.

3а-200/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
ОАО "Горевский горно-обогатительный комбинат"
Ответчики
Мотыгинский районный Совет депутатов
Суд
Красноярский краевой суд
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
30.03.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
03.04.2017[Адм.] Передача материалов судье
03.04.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
07.04.2017[Адм.] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
07.04.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.04.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.04.2017[Адм.] Предварительное судебное заседание
16.05.2017[Адм.] Судебное заседание
29.05.2017[Адм.] Судебное заседание
06.06.2017[Адм.] Судебное заседание
29.05.2017[Адм.] Судебное заседание
06.06.2017[Адм.] Судебное заседание
10.06.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.06.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.06.2017[Адм.] Дело оформлено
01.08.2020Регистрация административного искового заявления
01.08.2020Передача материалов судье
01.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
01.08.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
01.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.08.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
01.08.2020Предварительное судебное заседание
01.08.2020Судебное заседание
01.08.2020Судебное заседание
01.08.2020Судебное заседание
01.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.08.2020Дело оформлено
01.08.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
01.08.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
01.08.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
01.08.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
01.08.2020Судебное заседание
01.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
01.08.2020Дело оформлено
01.08.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее