Судья Лушкова С.В. Дело № 33-5242/2019г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Семенчиной Л.А.,
судей Захваткина И.В., Круковской А.В.,
при секретаре Микушевой А.И.,
рассмотрела в судебном заседании 29 августа 2019 года дело по апелляционной жалобе УФССП России по Республике Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 19 июня 2019 года, которым
в удовлетворении требований Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми к Кузнецовой О.И. о взыскании излишне выплаченных денежных средств отказано.
Заслушав доклад судьи Семенчиной Л.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
УФССП по РК обратилось в суд к Кузнецовой О.И. с иском о взыскании излишне выплаченной заработной платы (материального стимулирования) в размере 1718,70 руб.
Судом принято приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе истец.
В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ дело в суде апелляционной инстанции рассмотрено в отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Проверив законность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, приказом руководителя УФССП России по РК от 04.06.2017 № 823-к, Кузнецова О.И. назначена на необусловленную служебным контрактом должность федеральной государственной гражданской службы заместителя начальника отдела государственной службы и кадров Управления с 03.07.2017 по 02.08.2017 года. Этим же приказом Кузнецовой О.И. установлен должностной оклад в размере ... руб. в месяц, оклад за классный чин (советник юстиции 3 класса) в размере ... рублей в месяц, с выплатой ежемесячных надбавок к должностному окладу: ....
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.02.2017 № 228-7 «О материальном стимулировании в 2017 году федеральных государственных гражданских служащих федеральных государственных органов» и приказа ФССП России от 05.07.2017 № 323-дсп «О единовременной выплате федеральным государственным гражданским служащим территориальных органов ФССП» 10.07.2017 руководителем УФССП по РК издан приказ № 852-к «О единовременной выплате федеральным государственным гражданским служащим Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми»
Согласно данному приказу Кузнецовой О.И., заместителю начальника отдела государственной службы и кадров Управления произведена единовременная выплата в размере 3-х должностных окладов с учетом процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и районного коэффициента.
В период с 07.11.2018 по 06.12.2018 в УФССП по РК проведена выездная аудиторская проверка эффективности использования средств федерального бюджета и учета средств, поступающих во временное распоряжение структурных подразделений УФССП по РК. Согласно п. 5.19, 5.25.2 акта проверки выявлено нарушение требований Постановления Правительства РФ от 06.09.2007 № 562 «Об утверждении правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих», Указа Президента РФ от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных служащих» - при временном замещении выплаты материального стимулирования производились из вновь установленного оклада либо из оклада, рассчитанного как среднее арифметическое между окладом, установленным по основной занимаемой должности и окладом по вновь занимаемой должности с учетом количества отработанных по каждой должности дней.
Актом выездной аудиторской проверки эффективности использования средств федерального бюджета и учета средств, поступающих во временное распоряжение структурных подразделений Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми от 06.12.2018, проведенной Контрольно-ревизионным Управлением ФССП России (п. 5.25.2), установлено, что в нарушение ч. 1, 3 ст. 30, п. 3 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, Указа Президента РФ от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных служащих» при временном замещении выплаты материального стимулирования производились исходя из вновь установленного оклада либо из оклада, рассчитанного как среднее арифметическое между окладом, установленным по основной занимаемой должности и окладом по вновь занимаемой должности, с учетом количества отработанных по каждой должности дней, что повлекло переплату денежных средств в 2017 году, в том числе Кузнецовой О.И. в размере 1 718,70 руб.
В соответствии с представленным истцом расчета размер материального стимулирования по временно замещающей должности в 2017 году составил ... руб., по основной должности - ... руб., разница в выплате составила 1 718,70 руб.Отказывая в удовлетворении исковых требований УФССП России по РК, суд исходил из того, что в денежное содержание государственного служащего также входят предусмотренные законом ежемесячные и иные дополнительные выплаты, в связи с чем, к спорным отношениям подлежат применению положения п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса РФ, которыми установлены ограничения для возврата в виде неосновательного обогащения определенных выплат, в числе которых заработная плата и приравненные к ней платежи.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда и не находит оснований для отмены или изменения решения, поскольку выводы суда основаны на законе, установленных обстоятельствах и на всесторонней оценке в совокупности и взаимной связи представленных в дело доказательств.
В силу ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Состав денежного содержания гражданского служащего определен ч.2 и 5 ст.50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ. Денежное содержание состоит из месячного оклада гражданского служащего с присвоением ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих
Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Таким образом, вывод суда о том, что в состав денежного содержания государственного служащего входит, в том числе, ежемесячные и иные дополнительные выплаты, является верным.
В силу ст. 1102 Гражданского кодекса РФ обязанность возвратить неосновательное обогащение может быть возложена только на лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица.
В соответствии со ст. 1109 Гражданского кодекса РФ не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию.
Согласно ст. 137 Трудового кодекса РФ заработная плата, излишне выплаченная работнику (в том числе, при неправильном применении трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права), не может быть с него взыскана, за исключением случаев: счетной ошибки; если органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров признана вина работника в невыполнении норм труда или простое; если заработная плата была излишне выплачена работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом.
Вместе с тем, предусмотренные действующим законодательством основания для взыскания в пользу работодателя заработной платы, выплаченной работнику, судом при разрешении настоящего дела установлены не были.
Выводы суда подробно изложены в решении, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям закона.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда первой инстанции не опровергают и по существу сводятся к неправильному толкованию норм материального права, в связи с чем, подлежат отклонению как несостоятельные. Рассматривая спор, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, применил нормы материального права. Совокупности собранных по делу доказательств судом дана надлежащая оценка. Нарушений норм процессуального права, в том числе, по основаниям с ч.4 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, влекущих отмену
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 19 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу УФССП России по Республике Коми – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи