Дело №2а-252/2018
Решение в окончательной форме изготовлено 18.10.2018 года
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
16 октября 2018 года с.Байкалово
Байкаловский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Борисовой О.Д., при секретаре Папуловой Ю.Л.,
с участием:
административного истца- старшего помощника прокурора Байкаловского района Свердловской области Коршакевич Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с применением аудиофиксации административное дело по административному исковому заявлению прокурора Байкаловского района Свердловской области, в порядке ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Софронову Д.Ю. о прекращении действия права на управление транспортными средствами,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Байкаловского района Свердловской области обратился в суд в порядке ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Софронову Д.Ю. о прекращении действия права на управление транспортными средствами до прекращения диспансерного наблюдения со стойкой ремиссией, возложении обязанности сдать в отдел ГИБДД МО МВД России «Байкаловский» водительское удостоверение № категории «А», выданное 09.10.2009 года на имя Софронова Д.Ю., в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований прокурор в административном исковом заявлении указал, что прокуратурой Байкаловского района по заданию прокуратуры области проведена проверка в сфере безопасности дорожного движения. Согласно информации ГБУЗ СО «Байкаловская ЦРБ» в виде списка лиц, состоящих на учете у врача психиатра-нарколога на 18 сентября 2018 года, а также медицинского заключения врача психиатра-нарколога ГБУЗ СО «Байкаловская ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ Софронов Д.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на диспансерном учете в <данные изъяты> с 2017 года (F 10), на прием к наркологу не является, регулярное посещение не соблюдает. Софронов Д.Ю. при наличии медицинского противопоказания для управления автотранспортными средствами имеет право управления транспортными средствами на основании водительского удостоверения №, выданного 09.10.2009 года.
В соответствии со ст.ст.1, 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 №196-ФЗ задачами федерального закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Согласно ст.ст.27, 28 указанного Закона право на управление транспортными средствами подтверждается соответствующим удостоверением. На территории Российской Федерации действуют национальные и международные водительские удостоверения, соответствующие требованиям международных договоров Российской Федерации. Ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением, является основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами.
В соответствии со ст.23 Федерального закона РФ от 10.12.1995 №196-ФЗ медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств в связи с заменой водительского удостоверения после истечения срока его действия, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после истечения срока лишения права на управление транспортными средствами в случае, если прохождение обязательного медицинского освидетельствования требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после отбытия наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (в случае лишения права на управление транспортными средствами). При этом целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
На основании ч.ч.1, 2, 3 ст.24 вышеназванного Федерального закона права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
Частью 3 статьи 17 и 55 Конституции Российской Федерации закреплено, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 №1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством.
Управление транспортным средством лицом, являющимся больным с синдромом зависимости от алкоголя (код группы заболевания F10-F16 по международной классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (10-й пересмотр), создает реальную угрозу безопасности дорожного движения, может привести к дорожно-транспортным происшествиям и другим инцидентам, повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, либо причинению иного имущественного ущерба, чем могут быть нарушены как права и законные интересы граждан, так и интересы общества и государства.
Вопреки нормам действующего законодательства, Софронов Д.Ю. при наличии противопоказаний в виде диагноза «код шифра F10» имеет водительское удостоверение на управление автотранспортными средствами.
Тем самым, по состоянию здоровья Софронов Д.Ю. не может быть допущен к управлению автотранспортом в связи с наличием у него болезни «Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ», что является медицинским противопоказанием к управлению транспортным средством.
Наличие указанного заболевания у Софронова Д.Ю. подтверждается информацией ГБУЗ СО «Байкаловская ЦРБ» в виде списка лиц, состоящих на учете у врача психиатра-нарколога на 18 сентября 2018 года, а также медицинским заключением врача психиатра-нарколога ГБУЗ СО «Байкаловская ЦРБ» от 27.09.2018 года.
Таким образом, имеются основания для прекращения действия права Софронова Д.Ю. на управление транспортными средствами, поскольку сохранение за административным ответчиком права на управление транспортными средствами создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Согласно абзацам четвертому, пятому пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Общественные отношения, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения, не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в связи с чем подлежат рассмотрению по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Аналогичную позицию по данному вопросу высказал Верховный Суд РФ в определении от 10 апреля 2017 года №15-КГПР17-1.
В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Участвующий в судебном заседании административный истец- старший помощник прокурора Байкаловского района Свердловской области Коршакевич Д.А. поддержал административные исковые требования прокурора, заявленные в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, просил прекратить действие права Софронова Д.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на управление транспортными средствами до прекращения диспансерного наблюдения со стойкой ремиссией, а также обязать Софронова Д.Ю. сдать в отдел ГИБДД МО МВД России «Байкаловский» водительское удостоверение № категории «А», выданное 09.10.2009 года, в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Административный ответчик- Софронов Д.Ю. в суд не явился, своевременно и надлежащим образом извещен о дате, времени и месте судебного разбирательства, ходатайств об отложении судебного заседания не направил, причину неявки не сообщил.
Представитель заинтересованного лица- ОГИБДД МО МВД России «Байкаловский» в суд не явился, своевременно и надлежащим образом извещен о дате, времени и месте судебного разбирательства, ходатайств об отложении судебного заседания не направил, причину неявки не сообщил.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства в совокупности суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии с п.2 ст.1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Предъявленное прокурором Байкаловского района Свердловской области в суд в порядке статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав граждан для предупреждения причинения вреда неопределенному кругу лиц заявлено в пределах предоставленных ему законом полномочий.
В соответствии со ст.ст.1, 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 года №196-ФЗ задачами закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их законных интересов, а также защита интересов общества и государства, путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Согласно положений статьи 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 года №196-ФЗ одним из оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами является выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
В соответствии со ст.23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 года №196-ФЗ медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств в связи с заменой водительского удостоверения после истечения срока его действия, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после истечения срока лишения права на управление транспортными средствами в случае, если прохождение обязательного медицинского освидетельствования требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после отбытия наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (в случае лишения права на управление транспортными средствами). При этом целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
На основании ч.ч. 1, 2, 4 ст.24 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 года №196-ФЗ права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч.3 ст.17, ст.55 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободу других лиц. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Судом установлено, что ответчику Софронову Д.Ю. 09.10.2009 года было выдано водительское удостоверение № на право управления транспортными средствами категории «А», сроком до 09.10.2019 года (л.д.15).
По сведениям ГБУЗ СО «Байкаловская ЦРБ» на 18 сентября 2018 года Софронов Д.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на <данные изъяты> (л.д.6-10).
В соответствии с медицинским заключением врача психиатра-нарколога ГБУЗ СО «Байкаловская центральная районная больница» от 27 сентября 2018 года Софронов Д.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на учете у <данные изъяты>. Находился на лечении в <данные изъяты> с 23.08.2017 по 01.09.2017. На прием самостоятельно после выписки не явился. Согласно Постановления Правительства от 29 декабря 2014 года №1604 «О медицинских противопоказаниях, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством» Софронов Д.Ю. имеет противопоказания к управлению транспортными средствами (л.д.19).
Согласно части 1 статьи 27 Закона Российской Федерации от 02.07.1992 года №3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» диспансерное наблюдение может устанавливаться за лицом, страдающим хроническим и затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.
Согласно Перечня медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации №377 от 28.04.1993 года, и Перечня медицинских противопоказаний и медицинских ограничений для управления транспортными средствами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации №1064 от 29.12.2014 года, административному ответчику Софронову Д.Ю. с установленным диагнозом противопоказано осуществлять деятельность, связанную с источником повышенной опасности- транспортным средством, так как при наличии у него вышеуказанного заболевания создается угроза жизни и здоровью неопределенного круга лиц из числа участников дорожного движения.
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения СССР от 12.09.1988 года №704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией» при установлении диагноза хронического алкоголизма, наркомании и токсикомании больные в обязательном порядке предупреждаются о социально-правовых аспектах, связанных с наличием наркологических заболеваний (ограничения на определенные виды трудовой деятельности, возможность принудительного лечении и т.д.). За время диспансерного учета больные должны получать квалифицированную медицинскую помощь, обеспечивающую состояние длительной ремиссии. В случае выполнения больным всех назначений лечащего врача, соблюдения сроков явок в наркологические учреждения (подразделения) и наступления после лечения стойкой, объективно подтвержденной ремиссии. Снятие с учета в связи со стойкой ремиссией (по выздоровлению) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной.
Из вышеприведенных положений действующего законодательства следует, что при решении вопросов, касающихся прекращения права управления транспортными средствами у лиц, имеющих водительское удостоверение и страдающих наркоманией, токсикоманией или алкоголизмом, необходимо выяснять наличие у данных лиц состояния стойкой ремиссии.
Ремиссией после лечения алкоголизмом или наркоманией, токсикоманией является воздержание от приема алкоголя, наркотиков и психоактивных веществ, а стойкая ремиссия - это выздоровление.
Административным ответчиком не представлено суду доказательств о снятии его с диспансерного учета в связи со стойкой ремиссией, соответственно, факт наличия медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами административным ответчиком, состоящим на учете в <данные изъяты>, не опровергнут.
Таким образом, основанием для постановки административного ответчика Софронова Д.Ю. на диспансерный наркологический учет явилось наличие у него хронического заболевания: «<данные изъяты>», дата постановки на учет- 2017 год.
Так, суд приходит к выводу, что заболевание, выявленное у административного ответчика, является медицинским противопоказанием к управлению транспортным средством, в связи с чем действие права Софронова Д.Ю. на управление транспортными средствами подлежит прекращению.
Поскольку при наличии диагноза: «<данные изъяты>» Софронову Д.Ю. противопоказано управление транспортными средствами, следовательно, наличие у Софронова Д.Ю. права на управление транспортными средствами создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Судом установлено, что у Софронова Д.Ю., состоящего на диспансерном учете у врача-нарколога, имеются противопоказания к управлению транспортными средствами, свидетельствующие о наличии непосредственной угрозы общественной безопасности, пресечение которой необходимо в целях обеспечения охраны жизни и здоровья граждан, защиты их прав и законных интересов, в связи с чем, такая деятельность подлежит запрету посредством прекращения действия права на управление транспортными средствами.
В случае если основания прекращения действия права на управление транспортными средствами, в том числе по медицинским противопоказаниям, установленные Федеральным законом от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», у административного ответчика отпадут, его право на управление транспортными средствами может быть восстановлено.
Поскольку соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства, гарантированного Конституцией Российской Федерации, то административные исковые требования прокурора, заявленные в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, суд находит законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, ст.298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Требования прокурора Байкаловского района Свердловской области, действующего в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Прекратить действие права Софронова Д.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на управление транспортными средствами до прекращения диспансерного наблюдения со стойкой ремиссией.
Возложить на Софронова Д.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обязанность сдать в отдел ГИБДД МО МВД России «Байкаловский» водительское удостоверение № категории «А», выданное 09.10.2009 года, в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Байкаловский районный суд Свердловской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья- О.Д. Борисова