УИД № 65RS0001-01-2023-010036-47
Дело № 2-8414/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 декабря 2023 года город Южно-Сахалинск
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи Волковой А.А.,
при ведении протокола помощником судьи Габидулиной И.А.,
с участием: представителя процессуального истца – старшего помощника Корсаковского городского прокурора ФИО; представителя ответчика ФИО, действующей на основании доверенности от 31.08.2023 №,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Корсаковского городского прокурора, предъявленного в защиту прав ФИО, к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации,
установил:
03 ноября 2023 года Корсаковский городской прокурор в защиту прав ФИО. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области (далее – ОСФР по Сахалинской области) о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации.
В обосновании исковых требований указал, что прокуратурой по обращению <данные изъяты> ФИО. проведена проверка, в ходе которой установлено, что индивидуальной программой реабилитации (ИПРА) ФИО. предусмотрено обеспечение <данные изъяты> техническими средствами реабилитации (далее – ТСР): трость опорная, регулируемая по высоте, с устройством противоскольжения; <данные изъяты>. Заявление на обеспечение ТСР от ФИО. поступило ответчику и зарегистрировано 25.05.2023. В настоящее время ФИО. ТСР не обеспечен. Непринятием ответчиком мер по своевременному обеспечению ФИО. ТСР, последнему причинен моральный вред, размер которого оценен в 15 000 руб.
Просит суд возложить на ОСФР по Сахалинской области обязанность предоставить ФИО. в соответствии с ИПРА следующие ТСР: трость опорная, регулируемая по высоте, с устройством противоскольжения, 1 шт. (6-01-02); <данные изъяты>, 1 шт. (8-09-05), взыскать с ОСФР по Сахалинской области в пользу ФИО. компенсацию морального вреда в сумме 15 000 руб.
Представитель процессуального истца - старший помощник Корсаковского городского прокурора ФИО, принимающая участие в судебном заседании посредством видеоконференц-связи на базе Корсаковского городского суда Сахалинской области, заявленные требования поддержала по основаниям, приведенным в иске. Дополнительно суду пояснила, что факт причинения материальному истцу морального вреда и размер компенсации связан с длительностью нарушения прав ФИО. на своевременное обеспечение ТСР, с ограничением возможности <данные изъяты> самостоятельно передвигаться в отсутствие ТСР в связи с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, ограничением жизнедеятельности, связанной с наличием препятствий в социальной адаптации (<данные изъяты>).
Материальный истец ФИО. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил. Суд, руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося материального истца.
Представитель ОСФР по Сахалинской области ФИО в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась по основаниям, приведенным в письменных возражениях. Суду пояснила, что в связи с небольшой закупочной ценой аукциона по единичному ТСР выходить с соответствующей закупкой не имеет смысла, поскольку при низкой стоимости аукциона подрядные организации на соответствующий аукцион не выходят. Указала, что до настоящего времени инвалид требуемыми ТСР не обеспечен. Заключенного государственного контракта на поставку пластмассовых глазных протезов не имеется.
Выслушав пояснения, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Согласно статье 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
В силу положений статьи 11.1 приведенного Федерального закона, финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями" утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.
Согласно пунктам 2 - 3 указанных Правил, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 3 статьи 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО., ДД.ММ.ГГГГ является <данные изъяты> установлена повторно с ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с Индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида № от 09.02.2023 года, ФИО. требуются следующие ТСР: [6-01-02] трость опорная, регулируемая по высоте, с устройством противоскольжения, 1 шт.; [8-09-05] <данные изъяты>, 1 шт.
На основании заявления от 25 мая 2023 года ФИО. поставлен на соответствующий учет по обеспечению ТСР, вид обеспечения – «предоставление изделия, оказание услуги».
09.06.2023 ответчиком истцу выдано уведомление о постановке на учет для обеспечения следующими ТСР: получение [6-01-02] трость опорная, регулируемая по высоте, с устройством противоскольжения, 1 шт., изготовление [8-09-05] <данные изъяты>, 1 шт.
Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2008 года № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.
В силу абзаца 1 пункта 4 данных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).
Уполномоченным органом, на который возложены функции по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации в Сахалинской области с 01 января 2023 года является Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области.
Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется путем закупок этих средств в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Согласно п. 5 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 №240, уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и уведомляет инвалида (ветерана) в форме документа на бумажном носителе или в электронной форме выбранным им способом, указанным в таком заявлении, в том числе через личный кабинет единого портала, о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).
При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган: высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее – направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
В направлении уполномоченным органом указывается срок его действия, который устанавливается в пределах срока действия государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) и составляет не менее половины срока действия указанного контракта, а также коды технических средств (изделий) в каталоге, подлежащих предоставлению инвалиду (ветерану); в случае необходимости проезда инвалида (ветерана) к месту нахождения организации, в которую выдано направление, и обратно высылает (выдает) ему специальный талон на право бесплатного получения проездных документов для проезда на железнодорожном транспорте (далее - специальный талон) и (или) именное направление для бесплатного получения проездных документов на проезд автомобильным, воздушным, водным транспортом транспортных организаций, отобранных уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – именное направление), для осуществления проезда в порядке, установленном в пункте 12 настоящих Правил.
При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.
Вместе с тем, с даты постановки на соответствующий учет – 25.05.2023 по настоящее время ФИО. не обеспечен необходимыми средствами реабилитации, предусмотренными ИПРА, в пределах сроков, установленных Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240, что нарушает ее конституционное право на гарантированное государством социальное обеспечение.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о наличии правых оснований для удовлетворения заявленных требований в части возложения на ответчика обязанности по обеспечению инвалида ТСР: [6-01-02] трость опорная, регулируемая по высоте, с устройством противоскольжения, 1 шт., [8-09-05] <данные изъяты>, 1 шт.
Довод представителя ответчика о наличии у ФИО. права на компенсацию расходов, связанных с приобретением средств реабилитации за счет личных средств либо с использованием электронного сертификата, судом отклоняется поскольку, получение как компенсации, так и электронного сертификата, является правом, а не обязанностью материального истца, тогда как своевременное обеспечение техническими средствами реабилитации в соответствии с нормами действующего законодательства, приведенными выше, возложено на отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области.
Довод представителя ответчика о праве инвалида на получение денежной компенсации за приобретённые технические средства реабилитации, суд находит несостоятельным, так как, исходя из положений ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", указанное право может быть реализовано в случаях, когда невозможно его обеспечить соответствующими средствами реабилитации, либо в случае самостоятельного приобретения инвалидом рекомендованных программой реабилитации средств.
Вместе с тем, объективных доказательств, свидетельствующих о невозможности обеспечения ФИО. техническими средствами реабилитации, предусмотренными ИПРА, в установленные сроки, испытанных ответчиком затруднений, связанных с процедурой заключения государственного контракта на поставку определенных технических средств реабилитации, повторного объявления аукционов, не состоявшихся из-за отсутствия заявившихся на конкурс подрядчиков, а равно как и подтверждающих возникновение у материального истца права на получение денежной компенсации за фактические приобретённые за свой счет технические средства реабилитации, материалы дела не содержат.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о наличии правых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в части возложения на ответчика обязанности по обеспечению материального истца техническим средством реабилитации.
Вместе с тем, поскольку прокурором при подаче настоящего искового заявления срок исполнения ответчиком обязанности по обеспечению инвалида ТСР в соответствии с положениями ИПРА не установлен, то руководствуясь частью 2 статьи 206 ГПК РФ, суд полагает необходимым установить срок для исполнения решения - 1 месяц со дня вступления решения суда в законную силу.
Разрешая требования прокурора о взыскании компенсации морального вреда, суд полагает необходимым руководствоваться следующим.
В силу п. 1 ст. 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.
На основании ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Отсутствие в Федеральном законе от 24.11.1995 №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает отсутствие у материального истца права требовать взыскания в его пользу такой денежной компенсации, поскольку в рассматриваемом споре, с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда РФ в постановлении от 15.11.2022 N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда", возможность денежной компенсации морального вреда обусловлена посягательством на личные неимущественные права гражданина и другие нематериальные блага, выразившимся в необеспечении материального истца полагающимися ему техническими средствами реабилитации, и является одним из видов гражданско-правовой ответственности, соответственно нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающие общие основания ответственности за причинение вреда, применимы как к возмещению имущественного, так и морального вреда, причиненного ответчиком.
Принимая во внимание факт нарушения ответчиком прав ФИО. на гарантированное государством социальное обеспечение и своевременное получение технических средств реабилитации, в которых он нуждается в силу своего физического состояния, характер и степень испытанных материальным истцом нравственных и физических страданий, связанных с невозможностью самостоятельно передвигаться и осуществлять привычные бытовые потребности без посторонней помощи, длительности периода нарушения прав инвалида на своевременное обеспечение средствами реабилитации, ограничениях в социальной адаптации (<данные изъяты>), при отсутствии у суда сведений об индивидуальных особенностях личности материального истца, с учетом принципов разумности и справедливости, суд полагает возможным заявленные в данной части требования удовлетворить частично, снизив заявленный размер компенсации морального вреда до 7 000 руб.
Иных доводов и доказательств, свидетельствующих о необходимости взыскания компенсации морального вреда в большем размере, ни процессуальным, ни материальным истцом не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (№) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ (№) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░: [6-01-02] ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ 1 ░░.; [8-09-05] <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░ 1 ░░., ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (№) ░ ░░░░░░ ░░░ (№) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 7 000 (░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░