Дело № 2-1457/2024
УИД 29RS0018-01-2023-005035-14
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 июля 2024 года город Котлас
Котласский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Мартынюк И.А.
при секретаре Боглаевой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием видеоконференц-связи гражданское дело по иску исполняющего обязанности Котласского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Аэропорт Архангельск» о признании действий незаконными, понуждении запретить оказывать услуги аэропортного и наземного обслуживания воздушных судов при осуществлении коммерческих воздушных перевозок на самолетах пассажировместимостью более двадцати человек на посадочной площадке «Котлас» без обязательной сертификации аэродрома органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральными правилами,
установил:
исполняющий обязанности Котласского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением.
В обоснование требований указал, что проведенной прокуратурой проверкой исполнения требований законодательства в сфере безопасности полетов выявлены нарушения в деятельности акционерного общества «Аэропорт Архангельск» (далее АО «Аэропорт Архангельск») при эксплуатации посадочной площадки «Котлас». Распоряжением Правительства РФ от 24 мая 2021 года № 1349-р аэродром гражданской авиации «Котлас» закрыт для обслуживания воздушных судов. Между тем, АО «Аэропорт Архангельск» на посадочной площадке «Котлас» в соответствии с заключенными договорами с авиаперевозчиками при осуществлении коммерческих воздушных перевозок, оказываются услуги по обслуживанию воздушных судов, самолетов пассажировместимостью более чем двадцать человек, чем нарушаются положения действующего законодательства. Поэтому просит действия ответчика признать незаконными и запретить оказывать услуги аэропортного и наземного обслуживания воздушных судов при осуществлении коммерческих воздушных перевозок на самолетах пассажировместимостью более двадцати человек на посадочной площадке «Котлас» без обязательной сертификации аэродрома органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральными правилами.
Истец - помощник Котласского транспортного прокурора Петренко С.И. в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика АО «Аэропорт Архангельск» Крижевский В.И. по доверенности в судебном заседании возражал по доводам, изложенным в письменной позиции.
Третьи лица представители АО Авиакомпания «Руслайн», АО «Вологодское авиационное предприятие», Архангельское МТУ воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта, Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в судебное заседание не явились, уведомлены.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Судом установлено, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2021 года № 1349-р аэродром гражданской авиации «Котлас» закрыт для обслуживания воздушных судов и эксплуатируется в настоящий момент как посадочная площадка.
Как следует из информации Федерального агентства воздушного транспорта о переводе 44 аэродромов гражданской авиации в категорию «посадочная площадка», перевод в статус «посадочная площадка» не предполагает уменьшения количества рейсов и снижения пассажиропотока.
Распоряжение № 1349-р издано в целях уменьшения финансовой нагрузки на операторов аэропортов. Перевод инициируется операторами аэродромов в целях оптимизации финансовой деятельности и не предполагает снижение интенсивности полетов воздушных судов и объемов перевозок.
АО «Аэропорт Архангельск» на посадочной площадке «Котлас» в соответствии с заключенными договорами с авиаперевозчиками АО Авиакомпания «Руслайн» и АО «Вологодское авиационное предприятие» при осуществлении коммерческих воздушных перевозок оказывает услуги по обслуживанию воздушных судов, самолетов пассажировместимостью более чем 20 человек.
По мнению истца, оказание таких услуг без соответствующей сертификации противоречит положениям законодательства, поэтому прокурор обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Частью 1 статьи 2 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее ВК РФ) установлено, что воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Пунктом 1 части 1 статьи 7.1 ВК РФ предусмотрено, что к объектам инфраструктуры воздушного транспорта относятся следующие объекты: аэродромы, вертодромы, обустроенные места для приводнения и причаливания воздушных судов, прочие объекты, необходимые для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 8 ВК РФ обязательной сертификации органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, подлежат аэродромы, предназначенные для осуществления коммерческих воздушных перевозок на самолетах пассажировместимостью более чем двадцать человек, а также аэродромы, открытые для выполнения международных полетов гражданских воздушных судов.
Частью 1 статьи 41 ВК РФ предусмотрено, что аэродромы гражданской авиации и вертодромы гражданской авиации предназначены для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов и подлежат государственной регистрации в Государственном реестре аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации на основании заявления владельца аэродрома гражданской авиации или вертодрома гражданской авиации с приложением документа, подтверждающего соответствие такого аэродрома, такого вертодрома требованиям, предусмотренным статьей 48 настоящего Кодекса. Форма и порядок оформления указанного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации. Ведение данного реестра возлагается на уполномоченный орган в области гражданской авиации.
Правила государственной регистрации аэродромов гражданской авиации и вертодромов гражданской авиации, форма свидетельства о государственной регистрации такого аэродрома, такого вертодрома в Государственном реестре аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации устанавливаются федеральными авиационными правилами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.
На основании части 1 статьи 40 ВК РФ под посадочной площадкой понимается участок земли, льда, поверхности сооружения, в том числе поверхности плавучего сооружения, либо акватория, предназначенные для взлета, посадки или для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.
Статья 48 ВК РФ предусматривает требования к аэродромам, вертодромам и посадочным площадкам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов.
Так, данной нормой предусмотрено, что требования, предъявляемые к предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов аэродромам, вертодромам и посадочным площадкам, а также правила их эксплуатации в зависимости от видов полетов воздушных судов и характеристик обслуживаемых воздушных судов устанавливаются федеральными авиационными правилами.
В соответствии с частью 5 статьи 49 ВК РФ посадочные площадки допускаются к эксплуатации, их эксплуатация приостанавливается или они закрываются для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов с даты представления владельцем посадочной площадки уведомления о начале, приостановлении или прекращении деятельности на посадочной площадке в уполномоченный орган в области гражданской авиации, если более поздний срок не указан в уведомлении.
Как следует из пункта 3 Федеральных авиационных правил «Порядок направления владельцем посадочной площадки уведомления о начале, приостановлении или прекращении деятельности на посадочной площадке, используемой при выполнении полетов гражданских воздушных судов, и регистрации в уполномоченном органе в области гражданской авиации», утвержденных приказом Минтранса России от 19 августа 2015 года № 250, уведомление о прекращении деятельности на посадочной площадке представляется лично или направляется почтовым отправлением с уведомлением о вручении в Федеральное агентство воздушного транспорта РФ по форме согласно приложению к настоящим Правилам.
По информации Архангельского МТУ Росавиации - посадочная площадка «Котлас» осуществляет деятельность с 01 февраля 2019 года, о чем направлено уведомление № 209/927 в Северо-Западное МТУ Росавиации.
Также на посадочную площадку «Котлас» разработан и утвержден аэронавигационный паспорт посадочной площадки «Котлас».
Требования к деятельности посадочной площадки «Котлас» по обслуживанию воздушных судов определены в Федеральных авиационных правилах «Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории», утвержденных приказом Минтранса России от 04 марта 2011 года № 69, соблюдение которых необходимо при выполнении работ на посадочной площадке.
Данными Правилами не установлено ограничений по пассажировместимости воздушных судов.
Вместе с тем, в случаях, если эксплуатационной документацией воздушного судна устанавливаются иные требования к посадочным площадкам, чем установленные настоящими Правилами, то применяются требования эксплуатационной документации воздушного судна.
На основании статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Исходя из положений статей 57, 59 и 60 ГПК РФ, доказательства представляются лицами, участвующими в деле. Суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела. Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Как следует из пояснений прокурора, данных в ходе судебного разбирательства, свои требования он основывает только на положениях части 1 статьи 8 ВК РФ.
Однако, суд считает, что требования прокурора являются ошибочными, поскольку обязательных требований к посадочным площадкам об их сертификации действующим законодательством не предусмотрено, а применение аналогии положений части 1 статьи 8 ВК РФ к посадочным площадкам в данном случае не допустимо.
Таким образом, правовые основания для удовлетворения заявленных требований истца у суда отсутствуют.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований исполняющего обязанности Котласского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Аэропорт Архангельск» о признании действий незаконными, понуждении запретить оказывать услуги аэропортного и наземного обслуживания воздушных судов при осуществлении коммерческих воздушных перевозок на самолетах пассажировместимостью более двадцати человек на посадочной площадке «Котлас» без обязательной сертификации аэродрома органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральными правилами, отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, представление в Архангельский областной суд через Котласский городской суд Архангельской области в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий И.А. Мартынюк
Мотивированное решение изготовлено 11 июля 2024 года.