Дело № 3А-7/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 июля 2017 года г. Красноярск
Красноярский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Андриишина Д.В.,
при секретаре судебного заседания Козиной Е.Я.,
с участием представителей Общества с ограниченной ответственностью «Центр инженерно-технического обеспечения» Демидова Л.Е., Стрельниковой А.В., представителя Региональной энергетической комиссии Красноярского края Сутыриной Л.А., прокурора Моргуна О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3А-7/2017 по административному иску Общества с ограниченной ответственностью «Центр инженерно-технического обеспечения» о признании недействующими в части Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 30 августа 2016 года № 188-в «Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду для потребителей общества с ограниченной ответственностью «Центр инженерно-технического обеспечения» (г. Шарыпово, ИНН 2459014788)», Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 14 декабря 2016 года № 746-в «О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 30.08.2016 № 188-в «Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду для потребителей общества с ограниченной ответственностью «Центр инженерно-технического обеспечения» (г. Шарыпово, ИНН 2459014788)», Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 15 декабря 2015 года № 703-в «Об утверждении производственной программы по оказанию услуг питьевого водоснабжения для общества с ограниченной ответственностью «Центр инженерно-технического обеспечения» (г. Шарыпово, ИНН 2459014788) на 2016-2018 годы» в редакции Приказа Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 14 декабря 2016 года № 745-в «О внесении изменений в Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 15.12.2015 № 703-в «Об утверждении производственной программы по оказанию услуг питьевого водоснабжения для общества с ограниченной ответственностью «Центр инженерно-технического обеспечения» (г. Шарыпово, ИНН 2459014788) на 2016 - 2018 годы»,
У С Т А Н О В И Л:
Приказом Региональной энергетической комиссии Красноярского края (далее - РЭК Красноярского края) от 30 августа 2016 года № 188-в «Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду для потребителей общества с ограниченной ответственностью «Центр инженерно-технического обеспечения» (г. Шарыпово, ИНН 2459014788)» (далее - Приказ РЭК Красноярского края от 30 августа 2016 года № 188-в) в Приложении № 1 установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности Общества с ограниченной ответственностью «Центр инженерно-технического обеспечения» (далее – ООО «ЦИТО») на долгосрочный период регулирования 2016-2018 годы для формирования тарифов на питьевую воду с использованием метода индексации установленных тарифов (пункт 1).
Согласно пункту 2 Приложения № 1 базовый уровень операционных расходов ООО «ЦИТО» установлен в размере <данные изъяты> тыс. руб. (питьевая вода для потребителей с. Холмогорское).
Пунктом 2 Приказа РЭК Красноярского края от 30 августа 2016 года № 188-в установлены тарифы для потребителей ООО «ЦИТО» на питьевую воду на период с 01 сентября 2016 года по 31 декабря 2018 года согласно Приложению № 2.
Приказ РЭК Красноярского края от 30 августа 2016 года № 188-в опубликован 02 сентября 2016 года на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края по адресу: http://www.zakon.krskstate.ru и 14 сентября 2016 года - в краевой государственной газете «Наш Красноярский край», № 68.
Согласно пункту 5 Приказа РЭК Красноярского края от 30 августа 2016 года № 188-в, данный Приказ вступает в законную силу через 10 дней после его официального опубликования и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01 января 2016 года.
Приказом РЭК Красноярского края от 14 декабря 2016 года № 746-в «О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 30.08.2016 № 188-в «Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду для потребителей общества с ограниченной ответственностью «Центр инженерно-технического обеспечения» (г. Шарыпово, ИНН 2459014788)» (далее - Приказ РЭК Красноярского края от 14 декабря 2016 года № 746-в) в Приказ РЭК Красноярского края от 30 августа 2016 года № 188-в внесены изменения, в соответствии с которыми Приложение № 2, устанавливающее тарифы на питьевую воду, изложено в новой редакции.
Действие новых тарифов установлено с 01 января 2017 года по 31 декабря 2018 года (пункт 2 Приказа РЭК Красноярского края от 14 декабря 2016 года № 746-в).
Приказ РЭК Красноярского края от 14 декабря 2016 года № 746-в опубликован 16 декабря 2016 года на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края по адресу: http://www.zakon.krskstate.ru и 21 декабря 2016 года - в краевой государственной газете «Наш Красноярский край», № 95(1).
Согласно пункту 3 Приказа РЭК Красноярского края от 14 декабря 2016 года № 746-в, данный Приказ вступает в законную силу через 10 дней после его официального опубликования.
Приказом РЭК Красноярского края от 15 декабря 2015 года № 703-в «Об утверждении производственной программы по оказанию услуг питьевого водоснабжения для общества с ограниченной ответственностью «Центр инженерно-технического обеспечения» (г. Шарыпово, ИНН 2459014788) на 2016 - 2018 года» (далее - Приказ РЭК Красноярского края от 15 декабря 2015 года № 703-в) утверждена производственная программа по оказанию услуг питьевого водоснабжения для ООО «ЦИТО» на 2016 - 2018 года.
Согласно пункту 2 Приказа РЭК Красноярского края от 15 декабря 2015 года № 703-в, данный Приказ вступает в силу со дня его подписания.
Приказ РЭК Красноярского края от 15 декабря 2015 года № 703-в опубликован 18 декабря 2015 года на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края по адресу: http://www.zakon.krskstate.ru.
Приказом РЭК Красноярского края от 14 декабря 2016 года № 745-в «О внесении изменений в Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 15.12.2015 № 703-в «Об утверждении производственной программы по оказанию услуг питьевого водоснабжения для общества с ограниченной ответственностью «Центр инженерно-технического обеспечения» (г. Шарыпово, ИНН 2459014788) на 2016 - 2018 годы» (далее – Приказ РЭК Красноярского края от 14 декабря 2016 года № 745-в) Приказ РЭК Красноярского края от 15 декабря 2015 года № 703-в дополнен разделом 9 «Отчет об исполнении производственной программы за 2015 год».
Согласно пункту 2 Приказа РЭК Красноярского края от 14 декабря 2016 года № 745-в, данный Приказ вступает в силу со дня его подписания.
Приказ РЭК Красноярского края от 14 декабря 2016 года № 745-в опубликован 16 декабря 2015 года на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края по адресу: http://www.zakon.krskstate.ru.
ООО «ЦИТО» обратилось с административным исковым заявлением (с учетом дополнений) о признании недействующими Приказ РЭК Красноярского края от 30 августа 2016 года № 188-в (в первоначальной редакции и в редакции Приказа РЭК Красноярского края от 14 декабря 2016 года № 746-в) в части установления тарифов на питьевую воду для потребителей с. Холмогорское Шарыповского района на 2016-2018 года, Приказ РЭК Красноярского края от 15 декабря 2015 года № 703-в (в редакции Приказа РЭК Красноярского края от 14 декабря 2016 года № 745-в) в части утверждения производственной программы по оказанию услуг питьевого водоснабжения для с.Холмогорское на 2017-2018 года.
Требования (с учетом дополнений) мотивированы тем, что Приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 02 августа 2016 года № 1090/16 был отменен Приказ РЭК Красноярского края от 15 декабря 2015 года № 704-в «Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду для потребителей общества с ограниченной ответственностью «Центр инженерно-технического обеспечения» (далее - Приказ РЭК Красноярского края от 15 декабря 2015 года № 704-в). Основанием для отмены Приказа РЭК Красноярского края от 15 декабря 2015 года № 704-в явилось экономически необоснованное (по мнению ФАС России) включение в тариф для ООО «ЦИТО» расходов на арендную плату по статье «Арендная и концессионная плата, лизинговые платежи» в сумме <данные изъяты> тыс. руб. на 2016-2018 годы, в связи с тем, что РЭК Красноярского края не представило в адрес ФАС России документарное подтверждение экономического обоснования расходов на арендную плату ООО «ЦИТО».
На основании Приказа ФАС России от 02 августа 2016 года № 1090/16 был принят оспариваемый Приказ РЭК Красноярского края от 30 августа 2016 года № 188-в, которым исключена статья «Арендная и концессионная плата, лизинговые платежи» и заявленные расходы на арендную плату в размере <данные изъяты> тыс. руб. Кроме того, указанное исключение произведено с января 2016 года, несмотря на то, что Приказом РЭК Красноярского края от 15 декабря 2015 года № 704-в такие затраты были предусмотрены и на момент исключения затрат ООО «ЦИТО» систематически вносило плату за аренду водопроводных сетей с Холмогорское по договору аренды. В результате не включения в размер тарифа расходов на арендную плату за пользование сетями водоснабжения в размере <данные изъяты> тыс. руб. нарушены права ООО «ЦИТО», которое лишается возможности вносить арендную плату по договору, вследствие чего утратит доступ к сетям водоснабжения и не сможет осуществлять регулируемую деятельность.
Приказом от 14 декабря 2016 года № 746-в в расчет тарифа на холодную воду на 2017 и 2018 годы расходы на аренду муниципальных сетей с. Холмогорское РЭК были включены.
Между тем, по мнению административного истца, при установлении тарифа на холодную воду на 2017 год РЭК Красноярского края необоснованно увеличен объем реализации воды. Объем водопотребления на 2016 и 2017 годы установлен в размере 87,98 тыс.м3, то есть на уровне фактического показателя за 2014 года без учета динамики отпуска питьевой воды.
По мнению административного истца, Приказом РЭК Красноярского края от 14 декабря 2016 года № 745-в РЭК должна была внести изменения в Приказ РЭК Красноярского края от 15 декабря 2015 года № 703-в относительно объемов реализации холодной воды ООО «ЦИТО» на 2017 год.
Однако РЭК Красноярского края при корректировке тарифа для ООО «ЦИТО» на 2017 год при определении объема реализации воды не применены формула, предусмотренная пунктами 4 и 5 Методических указаний, утвержденных Приказом ФСТ России от 13 июня 2013 № 760-э, и пунктом 29 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», а также фактический объем реализации воды за 2015 год, не произведен перерасчет объемов реализации на 2017 год.
РЭК Красноярского края в целях сглаживания тарифов необоснованно уменьшена на 2017 год необходимая валовая выручка на сумму <данные изъяты> тыс. рублей. Так как при установлении тарифа на 2016 год РЭК Красноярского края необходимая валовая выручка уменьшена на сумму исключенных расходов на арендную плату в размере <данные изъяты> тысяч рублей необоснованно, то при отсутствии указанного нарушения со стороны РЭК сглаживание тарифов 2016 и 2017 годы не потребовалось бы, и необходимая валовая выручка ООО «ЦИТО» на 2017 год не подлежала бы уменьшению.
К расчету тарифа ООО «ЦИТО» на 2017 год применяется индекс роста платы граждан за коммунальные услуги в размере 4,6 % по отношению к тарифу на холодную воду по состоянию на декабрь 2016 год.
Если бы по состоянию на декабрь 2016 год тариф на холодную воду для ООО «ЦИТО» был установлен в экономически обоснованном размере, без необоснованного исключения расходов на арендную плату, то применение индекса роста на указанный тариф позволило бы рассчитать тариф на холодную воду на 2017 год в большем размере, чем принято оспариваемым Приказом РЭК Красноярского края от 30 августа 2016 год № 188-в в редакции Приказа РЭК Красноярского края от 14 декабря 2016 года № 746-в.
В результате действий РЭК Красноярского края ООО «ЦИТО» недополучены доходы в 2016 году <данные изъяты> рублей, в 2017 году - <данные изъяты> рублей.
В судебном заседании представители ООО «ЦИТО» Демидов Л.Е., действующий на основании Устава, Стрельникова А.В., действующая на основании доверенности, настаивали на заявленных требованиях по основаниям и доводам, изложенным в уточненном административном исковом заявлении, указав, что не согласны с утвержденной производственной программой в части определения объема отпуска воды на 2017 год.
Представитель РЭК Красноярского края Сутырина Л.В., действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении административного иска отказать, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях, согласно которым, оспариваемые приказы, по мнению РЭК Красноярского края, полностью соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и приняты в пределах установленных полномочий РЭК Красноярского края.
Прокурор - прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражных процесса прокуратуры Красноярского края Моргун О.В. в своем заключении полагал административный иск не подлежащим удовлетворению.
Оценив доводы участвующих в деле лиц, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд полагает отказать в удовлетворении административного иска по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 5 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ) к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относятся (пункт 1); утверждение производственных программ и контроль за выполнением производственных программ, в том числе за достижением в результате реализации мероприятий производственных программ плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности (пункт 2).
Общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются: приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению; достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения (подпункты 1, 4, 5 части 2 статьи 3 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ).
В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ регулированию подлежат следующие тарифы в сфере холодного водоснабжения: 1) тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение); 2) тариф на техническую воду; 3) тариф на транспортировку воды; 4) тариф на подвоз воды; 5) тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения (часть 2).
Согласно подпункту 1 пункта 1.1 Положения о Региональной энергетической комиссии Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 08 декабря 2008 года № 216-п, РЭК является органом исполнительной власти Красноярского края, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере водоснабжения и водоотведения в части государственного регулирования цен (тарифов).
К компетенции РЭК отнесено установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, производственных программ организаций, осуществляющих холодное водоснабжение, контроль за их выполнением (пункты 3.22, 3.23 Положения).
Частью 1 статьи 138 Устава Красноярского края от 05 июня 2008 года № 5-1777 определено, что органы исполнительной власти края по вопросам своей компетенции издают приказы, а также иные правовые акты, предусмотренные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 6 Закона Красноярского края от 18 декабря 2008 года № 7-2627 «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Красноярского края» официальным опубликованием закона края, иного нормативного правового акта края считается публикация его полного текста в краевой государственной газете «Наш Красноярский край» или «Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края» или размещение его полного текста на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) или на краевом портале правовой информации.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов).
В соответствии с пунктом 28 Правил регулирования тарифов решение органа регулирования тарифов принимается по форме, утверждаемой Федеральной антимонопольной службой, и включает: а) величину тарифов с указанием применяемой календарной разбивки и применяемой дифференциации тарифов - в случае, если установление тарифов осуществляется с календарной разбивкой и дифференциацией; б) дату введения в действие тарифов, в том числе с календарной разбивкой, дату окончания действия тарифов; в) величину долгосрочных параметров регулирования, на основе которых были установлены тарифы, - в случае если установление тарифов осуществляется на основе долгосрочных параметров регулирования.
Как следует из материалов дела, ООО «ЦИТО» оказывает услуги по водоснабжению питьевой водой потребителей с. Холмогорское Шарыповского района Красноярского края с использованием находящихся в муниципальной собственности водопроводных сетей, переданных ООО «ЦИТО» администрацией Холмогорского сельсовета по договору аренды от 21 октября 2015 года № 5 (т. 3 л.д. 144-172, 227).
На основании заявлений ООО «ЦИТО» (т. 3 л.д. 41,44) был принят Приказ РЭК Красноярского края от 15 декабря 2015 года № 704-в «Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду для потребителей общества с ограниченной ответственностью «Центр инженерно-технического обеспечения» (г. Шарыпово, ИНН 2459014788)», которым для потребителей ООО «ЦИТО» (далее - Приказ РЭК Красноярского края от 15 декабря 2015 года № 704-в) установлены тарифы на холодную воду, действующие с 01 января 2016 года по 31 декабря 2016 года.
Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации (далее -ФАС России) своим Приказом от 02 августа 2016 года № 1090/16 отменила Приказ РЭК Красноярского края от 15 декабря 2015 года № 704-в, по тем основаниям, что включённые при установлении тарифов в состав необходимой валовой выручки ООО «ЦИТО» расходы по договору аренды сетей холодного водоснабжения от 21 октября 2015 года № 5 в размере <данные изъяты> тыс. рублей были признаны экономически необоснованными, поскольку РЭК Красноярского края не представило в адрес ФАС России документарное подтверждение экономического обоснования названных расходов (расчет затрат на амортизацию, налоги на имущество).
Этим же Приказом ФАС России от 02 августа 2016 года № 1090/16 на РЭК Красноярского края возложена обязанность принять и ввести в действие с 01 сентября 2016 года новое решение об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду для потребителей ООО «ЦИТО» с учётом исключения из состава необходимой валовой выручки организации экономически необоснованных расходов на аренду имущества, но без изменениях иных, ранее учтенных параметров расчета необходимой валовой выручки и тарифов ( т. 1 л.д. 41-51).
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 03 марта 2004 года № 123 ФАС России является органом, уполномоченным отменять решения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении тарифов в сфере горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также тарифов в области газоснабжения, принятые ими с нарушением законодательства Российской Федерации.
Во исполнение Приказа ФАС России от 02 августа 2016 года № 1090/16, правомерность которого подтверждена решением Арбитражного суда города Москвы от 13 декабря 2016 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 07 марта 2017 года (т. 3 л.д. 16-22), был принят оспариваемый Приказ РЭК Красноярского края от 30 августа 2016 года № 188-в.
Приказ РЭК Красноярского края от 30 августа 2016 года № 188-в был принят посредством открытого голосования единогласно коллегиальным органом - правлением РЭК по итогам заседания 30 августа 2016 года с участием представителя ООО «ЦИТО» Демидова Л.Е. (протокол от 30 августа 2016 года) на основании дополнительного экспертного заключения по делу об установлении тарифов (цен) № 417-15в на 2016-2018 годы (далее – Дополнительное экспертное заключение), которым определена обоснованность расходов, учтенных при расчете тарифов, и корректность определения параметров расчета тарифов в рамках компетенции РЭК, что согласуется с положениями пунктов 27, 28 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406 (т. 1 л.д. 202-232).
Из Дополнительного экспертного заключения видно, что в соответствии с требованиями Приказа ФАС России от 02 августа 2016 года № 1090/16 исключены расходы ООО «ЦИТО» в размере 586,62 тыс.руб. по статье затрат 1.3.3. «Арендная и концессионная плата, лизинговые платежи» (по договору аренды сетей водоснабжения от 21 октября 2015 года № 5), которые ранее были учтены при установлении тарифа на 2016 год Приказом РЭК Красноярского края от 15 декабря 2015 года № 704-в. Иные, ранее учтенные параметры расчета необходимой валовой выручки и тарифов, остались без изменения.
Полномочия правления РЭК подтверждаются Положением о Региональной энергетической комиссии Красноярского края, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 08 декабря 2008 года № 216-п, приказом РЭК от 04 марта 2015 года № 7-о.
Материалами тарифного дела не подтверждается экономическая обоснованность расходов ООО «ЦИТО» по статье затрат «Арендная и концессионная плата, лизинговые платежи», в обоснование которых в РЭК Красноярского края были представлены договор аренды сетей водоснабжения от 21 октября 2015 года № 5, решение Арбитражного суда Красноярского края от 30 июня 2015 года, на основании которого был заключен вышеуказанный договор, и отчет об оценке рыночной стоимости годового права аренды сетей водоснабжения № 01-1/14, выполненный в связи с рассмотрением Арбитражным судом Красноярского края спора между ООО «ЦИТО» и администрацией Холмогорского сельсовета Шарыповского района по поводу заключения договора аренды.
Между тем, в соответствии с пунктом 44 Основ ценообразования расходы на арендную плату и лизинговые платежи в отношении централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем, определяются органом регулирования тарифов в размере, не превышающем экономически обоснованный размер такой платы, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.
Экономически обоснованный размер арендной платы или лизингового платежа определяется исходя из принципа возмещения арендодателю (лизингодателю) амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду (лизинг) имущества, связанных с владением указанным имуществом.
Аналогичные положения содержатся в пункте 29 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Приказом ФСТ России от 27 декабря 2013 года № 1746-э (далее – Методические указания).
В силу пункта 43 Основ ценообразования расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, учитываемые в необходимой валовой выручке, рассчитываются в соответствии с методическими указаниями.
На основании пункта 28 Методических указаний расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, относимые к объектам централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются при установлении тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на очередной период регулирования в размере, определенном в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 2003 года № 91н утверждены Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, которые определяют порядок организации бухгалтерского учета основных средств в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2001 года № 26н. Также Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 января 2002 года № 1 утверждена классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы.
Таким образом, вышеприведенные нормативные положения в целях тарифного регулирования не предусматривают полного возмещения расходов по арендной плате, закрепляя принцип возмещения арендодателю амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду имущества, связанных с владением указанным имуществом. При этом, сумма амортизации, подлежащая возмещению арендодателю, определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Представленные ООО «ЦИТО» в РЭК Красноярского края договор аренды сетей водоснабжения от 21 октября 2015 года № 5, решение Арбитражного суда Красноярского края от 30 июня 2015 года и отчет об оценке рыночной стоимости годового права аренды сетей водоснабжения № 01-1/14 не содержат данных о сумме амортизации арендуемого имущества и расчета амортизации, выполненного в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Документарного подтверждения экономической обоснованности расходов на арендную плату в соответствии с особенностями, установленными пунктом 44 Основ ценообразования, пунктами 28 и 29 Методических указаний, в материалы тарифного дела представлено не было.
Судом отклоняются доводы административного истца о том, что обоснованность размера арендной платы по договору от 2015 года № 5 была подтверждена вышеуказанным решением арбитражного суда, поскольку органом регулирования при установлении тарифа не оценивается собственно размер арендной платы, а в соответствии с вышеприведенными положениями Основ ценообразования. Правил регулирования тарифов и Методических указаний подлежит оценке экономическая обоснованность расходов регулируемой организации по статье затрат «Арендная плата, лизинговые платежи, не связанные с арендой (лизингом централизованных систем водоснабжения либо объектов, входящих в состав таких систем».
В этой связи РЭК Красноярского края правомерно исключила из необходимой валовой выручки ООО «ЦИТО» расходы по статье затрат 1.3.3. «Арендная и концессионная плата, лизинговые платежи» в размере <данные изъяты> тыс.руб. (по договору аренды сетей водоснабжения от 21 октября 2015 года № 5).
Доводы представителей административного истца о том, что РЭК Красноярского края должна была запросить необходимые документы по расчету амортизации, не могут быть приняты во внимание, поскольку такая обязанность у регулирующего органа отсутствует.
Также не может быть принята во внимание ссылка представителей ООО «ЦИТО» на письмо администрации Холмогорского сельсовета от 26 октября 2016 года, в котором указан размер амортизационных отчислений на 2015 год в составе затрат на содержание сетей холодного водоснабжения, поскольку данные сведения были направлены в орган регулирования после принятия Приказа РЭК Красноярского края от 30 августа 2016 года № 188-в в первоначальной редакции и не могли быть учтены при расчете тарифа.
С учетом дополнительно представленных расчета арендной платы по договору аренды от 21 октября 2015 года № 5 с указанием размера амортизационных отчислений и ведомости исчисленной амортизации (т. 2 л.д. 195-196), затраты на аренду сетей водоснабжения учтены в тарифе на питьевую воду на 2017 год, утвержденном Приказом РЭК Красноярского края от 14 декабря 2016 года № 746-в, что отражено в приложении № 4 к заключению по корректировке тарифов по делу № 417-15в (т. 2 л.д. 69, 75).
Подлежат отклонению доводы административного истца о незаконности распространения действия приказа РЭК Красноярского края от 30 августа 2016 года № 188-в на правоотношения, возникшие с 01 января 2016 года.
Из положений подпункта «е» пункта 9 Правил регулирования тарифов следует, что общее правило о том, что тарифы вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года не распространяется на решения органов регулирования тарифов по исполнению требований федерального органа регулирования тарифов в рамках реализации полномочий по государственному контролю (надзору) в области регулирования тарифов.
Поскольку Приказ РЭК Красноярского края от 30 августа 2016 года № 188-в был принят во исполнение Приказа ФАС России от 02 августа 2016 года № 1090/16, изданного в рамках реализации данным федеральным органом полномочий по государственному контролю (надзору) в области регулирования тарифов, требования Правил регулирования тарифов о введении тарифов в действие с начала очередного года, то есть невозможности их установления на текущий год, в том числе с 1 января текущего года, к оспариваемому Приказу РЭК Красноярского края от 30 августа 2016 года № 188-в не применимы.
Учитывая, что Приказ РЭК Красноярского края от 15 декабря 2015 года № 704-в, принятый по общим правилам введения тарифов в действие, был отменён ФАС России, как принятый с нарушением законодательства Российской Федерации, новые тарифы, утвержденные замещающим его Приказом РЭК Красноярского края от 30 августа 2016 года № 188-в, правомерно установлены на тот же период регулирования, то есть на весь 2016 год. При этом установление тарифов на весь период регулирования права ООО «ЦИТО» не нарушает, так как при расчёте тарифа в этом случае необходимая валовая выручка организации принимается без учёта тех её доходов, которые получены необоснованно с применением тарифа, установленного отменённым приказом.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт (Приказ РЭК Красноярского края от 30 августа 2016 года № 188-в в первоначальной редакции) принят в пределах полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре принятия, введения в действие, в том числе порядка опубликования и вступления в силу. Названный приказ в оспариваемой части не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и права административного истца не нарушает.
В соответствии с пунктом 80 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей показатели, предусмотренные подпунктами «а» - «д» пункта 73 настоящего документа, а также с учетом положений пункта 78 настоящего документа.
Аналогичные положения закреплены в пункте 90 Методических указаний.
Приказ РЭК Красноярского края от 14 декабря 2016 года № 745-в был принят во исполнение требований пункта 80 Основ ценообразования посредством открытого голосования единогласно коллегиальным органом - правлением РЭК по итогам заседания 14 декабря 2016 года с участием представителя ООО «ЦИТО» Демидова Л.Е. (протокол от 14 декабря 2016 года) на основании заключения по корректировке тарифов по делу об установлении тарифов (цен) № 417-15в на 2017 год (далее – Заключение о корректировке), что согласуется с положениями пунктов 25, 27, 28 Правил регулирования тарифов (т. 2 л.д. 36-79).
Названным приказом произведена корректировка необходимой валовой выручки и долгосрочных тарифов на 2017 год в рамках долгосрочного периода регулирования 2016 - 2018 года.
Приказ РЭК Красноярского края от 14 декабря 2016 года № 745-в был принят в пределах полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре принятия, введения в действие, в том числе порядка опубликования и вступления в силу.
Приказ РЭК Красноярского края от 15 декабря 2015 года № 703-в, которым была утверждена производственная программа по оказанию услуг питьевого водоснабжения для ООО «ЦИТО» на 2016-2018 годы, и дополняющий его Приказ РЭК Красноярского края от 14 декабря 2016 года № 745-в также были приняты в пределах полномочий указанного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, однако они не являются нормативными правовыми актами, поскольку не устанавливают правил поведения, имеющих обязательный характер и распространяющих свое действие на иных лиц, кроме ООО «ЦИТО».
Между тем, административный истец, оспаривая тарифы на 2017 год, установленные Приказом РЭК Красноярского края от 14 декабря 2016 года № 745-в, ссылается на неправильное определение регулирующим органом расчетного объема отпуска питьевой воды на 2017 год, установленного для ООО «ЦИТО» Приказом РЭК Красноярского края от 15 декабря 2015 года № 703-в. Последний Приказ сам по себе в части определения расчетного объема отпуска питьевой воды права и законные интересы административного истца не нарушает, в связи с чем не может оспариваться административным истцом отдельно от Приказа РЭК Красноярского края от 14 декабря 2016 года № 745-в. При этом, исходя из оснований административного иска, экономическая обоснованность тарифов, утвержденных Приказом РЭК Красноярского края от 14 декабря 2016 года № 745-в, не может быть проверена без оценки обоснованности определения расчетного объема отпуска питьевой воды, установленного Приказом РЭК Красноярского края от 15 декабря 2016 года № 703-в, который обладает признаками ненормативного правового акта.
В этой связи, Приказ РЭК Красноярского края от 15 декабря 2015 года № 703-в в части определения расчетного объема отпуска питьевой воды может быть оспорен административным истцом и являться предметом судебной проверки в рамках оспаривания Приказа РЭК Красноярского края от 14 декабря 2016 года № 745-в.
В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды. Указанный объем определяются в соответствии с методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды за последний отчетный год и динамики отпуска воды за последние 3 года.
Пунктом 5 Методических указаний предусмотрено, что объем воды, отпускаемой (планируемой к отпуску) абонентам, определяется по формуле, приведенной в названном пункте, включающей в себя следующие показатели: фактический объем воды, отпущенной абонентам, за последние три года; объем воды, отпускаемой новым абонентам; изменение объема отпускаемой воды в связи с изменением нормативов потребления.
При расчете объема воды, отпускаемой абонентам, на очередной год используются расчетные объемы отпуска воды за текущий год и фактические объемы отпуска воды за предшествующие три года, определяемые органом регулирования с учетом представленной регулируемыми организациями информации в соответствии со Стандартами раскрытия информации организациями коммунального комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года № 1140, Стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2013 года № 6.
Аналогичные положения содержатся в подпункте «ж» пункта 22 Основ ценообразования.
Согласно Разделу I и Приложению № 1 Заключения о корректировке, корректировка основных технико-экономических показателей на 2017 год не производилась, объем отпуска воды абонентам принят органом регулирования на 2017 год на уровне ранее запланированного объема на 2017 год в рамках долгосрочного регулирования (87,98 тыс.м3), поскольку расчет объема отпуска воды в части отпуска потребителям с. Холмогорское, выполненный ООО «ЦИТО» в целях корректировки объема отпуска абонентам на 2017 год, не соответствует требованиям пункта 5 Методических указаний, так как не содержит данных об объеме отпуска воды потребителям с. Холмогорское, которые принимаются к учету в соответствии с названным пунктом.
Предложение и расчет ОО «ЦИТО» обоснованно не приняты во внимание органом регулирования, поскольку использованные в расчете данные не соответствуют данным об объемах отпуска воды, указанным в статистической отчетности, которая, в свою очередь, не содержит данных об объемах отпуска воды потребителям с. Холмогорское.
Таким образом, утвержденные Приказом РЭК Красноярского края от 14 декабря 2016 года № 745-в тарифы на питьевую воду на 2017 год, а также расчетные показатели производственной программы являются экономически обоснованными и соответствуют требованиям действующего законодательства.
С учётом изложенного, суд приходит к выводу о том, что Приказ РЭК Красноярского края от 14 декабря 2016 года № 745-в и Приказ РЭК Красноярского края от 15 декабря 2015 года № 703-в (в редакции Приказа РЭК Красноярского края от 14 декабря 2015 года № 746-в), в оспариваемой части не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и права административного не нарушают.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
При таких обстоятельствах, суд полагает на основании статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении административного иска отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 170-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Общества с ограниченной ответственностью «Центр инженерно-технического обеспечения» о признании недействующими в части Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 30 августа 2016 года № 188-в «Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду для потребителей общества с ограниченной ответственностью «Центр инженерно-технического обеспечения» (г. Шарыпово, ИНН 2459014788)», Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 14 декабря 2016 года № 746-в «О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 30.08.2016 № 188-в «Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду для потребителей общества с ограниченной ответственностью «Центр инженерно-технического обеспечения» (г. Шарыпово, ИНН 2459014788)», Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 15 декабря 2015 года № 703-в «Об утверждении производственной программы по оказанию услуг питьевого водоснабжения для общества с ограниченной ответственностью «Центр инженерно-технического обеспечения» (г. Шарыпово, ИНН 2459014788) на 2016-2018 годы» в редакции Приказа Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 14 декабря 2016 года № 745-в «О внесении изменений в Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 15.12.2015 № 703-в «Об утверждении производственной программы по оказанию услуг питьевого водоснабжения для общества с ограниченной ответственностью «Центр инженерно-технического обеспечения» (г. Шарыпово, ИНН 2459014788) на 2016 - 2018 годы» – отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Красноярский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Красноярского краевого суда Д.В. Андриишин
Решение в окончательной форме принято 31 июля 2017 года