Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07.02.2017 года г. Сергиев Посад
Московской области
Сергиево-Посадский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Соболевой О.О.,
при секретаре Сабаевой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Совету депутатов <данные изъяты>, Конкурсной комиссии <данные изъяты> по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность Главы <данные изъяты> о признании решения незаконным, обязании зарегистрировать кандидатом на должность Главы <данные изъяты>,
с участием административного истца Крыжова С.Б., представителя административного ответчика Ясинского А.М.,
УСТАНОВИЛ:
Крыжов С.Б. обратился в суд с административным иском к Совету депутатов <данные изъяты>, Конкурсной комиссии <данные изъяты> по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность Главы <данные изъяты> о признании решения незаконным, обязании зарегистрировать кандидатом на должность Главы <данные изъяты>.
Свои требования мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ подал комплект требуемых документов для участия в конкурсе по отбору кандидатур на должность Главы <данные изъяты>. Конкурсная комиссия <данные изъяты> по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность Главы <данные изъяты> (далее также Комиссия) ДД.ММ.ГГГГ вручила Крыжову С.Б. уведомление о принятии решения об отказе в допуске к участию в конкурсе по отбору кандидатур на должность Главы <данные изъяты>. Решение отражено в представленной выписке из протокола № заседания Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. Полагая свои права нарушенными, а решение – не соответствующим положениям ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», просит признать не соответствующим закону решение Конкурсной комиссия <данные изъяты> по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность Главы <данные изъяты> об отказе Крыжову С.Б. в допуске к участию в конкурсе по отбору кандидатур на должность Главы <данные изъяты>; обязать Комиссию зарегистрировать себя кандидатом на должность Главы <данные изъяты>, опубликовать решение по делу (л.д. 5-7).
В дальнейшем представил суду дополнительные письменные доводы, в том числе, с возражениями на письменный отзыв административного ответчика (л.д. 84-89).
В судебное заседание Крыжов С.Б. явился, участвовал в разбирательстве дела до стадии исследования письменных доказательств по делу, в дальнейшем после разрешения ходатайства о вызове в суд свидетелей, а затем – заявленного судье отвода от участия в рассмотрении дела отказался, что отражено в протоколе и аудио-протоколе судебного заседания.
В своих пояснениях просил при разрешении дела не применять Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Сергиево<данные изъяты>, утвержденное решением Совета депутатов <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № как подписанное ненадлежащим лицом. Полагал свое образование соответствующим установленным данным Положением требованиям. Сами требования к образованию на стадии отбора кандидатур счел незаконными. Указал на нарушение порядка принятия решения, считая, что должен был быть приглашен на соответствующее заседание комиссии и заслушан ее членами. Предположил, что на членов комиссии было оказано давление со стороны должностных лиц действующей местной власти, однако, конкретных фактов суду не привел, на вопрос суда пояснил, что с кем-то из представителей государственной власти <данные изъяты> и органов местного самоуправления <данные изъяты>, в том числе, членов Комиссии, конфликтов не имеет. До прекращения участия в разбирательстве дела настаивал на удовлетворении своих требований.
Представитель административного ответчика – Совета депутатов <данные изъяты> по доверенности Ясинский А.М. в заседании заявленные Крыжовым С.Б. требования не признал, против их удовлетворения возражал по доводам письменного отзыва (л.д. 24-29). Указал, что конкурс проводился в соответствии с требованиями действующего законодательства, поэтапно, изложил хронологию событий, отметив, что такой порядок предусмотрен совокупностью федерального, регионального и местного законодательства. При этом, в качестве одного из требований к лицу, претендующему на участие в конкурсе по отбору кандидатур на должность главы <данные изъяты>, отметил наличие специального требования – высшего профессионального образования в области государственного и муниципального управления и (или) экономики (финансов). Поскольку Крыжов С.Б. таким требованиям не отвечает, ему обоснованно отказано в регистрации кандидатом на должность главы <данные изъяты>. При этом, ссылается на легитимность созданной Комиссии, соблюдение процедуры принятия соответствующего решения. Далее суду пояснил, что конкурс по отбору кандидатур на должность главы <данные изъяты> завершен ДД.ММ.ГГГГ, а потому созданная на его период Комиссия прекратила свое существование. В этой связи, полагал данный временный орган ненадлежащим ответчиком по делу. По изложенным основаниям просил административный иск Крыжова С.Б. оставить без удовлетворения. Дополнительно суду сообщил, что Решением Совета депутатов <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № на должность главы <данные изъяты> был избран Токарев М.Ю. Решение опубликовано в установленном законом порядке, избранный глава вступил в должность ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель заявленного административного соответчика – Конкурсной комиссии <данные изъяты> по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность Главы <данные изъяты> в заседание не явился, согласно п. 4.2 Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы <данные изъяты>, утвержденного решением Совета депутатов <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №, Комиссия формируется на период проведения конкурса в порядке, установленном ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». С учетом этого, принимая во внимание, что конкурс был проведен ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> (л.д. 50), был признан состоявшимся, Комиссия свою работу завершила, следовательно, прекратила свое существование как временно созданный орган.
Кроме того, Комиссия как временно созданный орган не отвечает требованиям ч. 4, 5 ст. 38 КАС РФ, суд счел возможным рассматривать дело в отсутствие представителя Комиссии, сочтя ее заявленным как ненадлежащего административного ответчика.
Заслушав явившихся участвующих в деле лиц, исследовав представленные письменные доказательства, суд не находит оснований к удовлетворению требований Крыжова С.Б. по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Статьей 4 Закона Московской области от 11.06.2016 года № 60/2016-ОЗ «О сроке полномочий представительных органов муниципальных образований Московской области и порядке формирования представительных органов муниципальных районов Московской области, сроке полномочий и порядке избрания глав муниципальных образований Московской области» установлено, что глава муниципального района избирается представительным органом муниципального района из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию.
Из представленных суду стороной административного ответчика письменных доказательств следует, что Решением Совета депутатов <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы <данные изъяты> (далее – Положение).
Указанное Решение Совета депутатов <данные изъяты> опубликовано в муниципальной общественно-политической газете «<данные изъяты>» <данные изъяты> (№ от ДД.ММ.ГГГГ) и размещено на официальных сайтах администрации <данные изъяты> и Совета депутатов <данные изъяты>.
Ссылку Крыжова С.Б. на нелегитимность указанного Решения по мотиву того, что данный нормативный правовой акт местного самоуправления подписан ненадлежащим лицом – Врип Главы <данные изъяты> Тостановским С.Б. суд отвергает как несостоятельную, поскольку в силу ч. 11 ст. 33 Устава <данные изъяты> (принят решением Совета депутатов <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №) подписание и обнародование в порядке, установленном настоящим Уставом, нормативных правовых актов, принятых Советом депутатов, осуществляется Главой <данные изъяты>.
В соответствии с п. 4.1. Положения, подготовку и проведение конкурса осуществляет конкурсная комиссия. Общее число членов конкурсной комиссии составляет 6 человек.
Половина членов конкурсной комиссии назначается Советом депутатов <данные изъяты>, а другая половина – Губернатором <данные изъяты> (п. 4.3. Положения).
Решением Совета депутатов <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № были назначены члены Конкурсной комиссии <данные изъяты> по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность Главы <данные изъяты>: Тихомирова Р.Г., Жульев В.В., Клейнова О.Н.
Указанное Решение Совета депутатов муниципального района было опубликовано в муниципальной общественно-политической газете «<данные изъяты>» <данные изъяты> (<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ) и размещено на официальных сайтах администрации <данные изъяты> и Совета депутатов <данные изъяты>.
Распоряжением Губернатора <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № были назначены члены Комиссии: Голубь М.В., Громов А.В., Садыков Т.Р.
Комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. Председатель, заместитель председателя и секретарь избираются на первом заседании комиссии большинством голосов от установленной численности членов комиссии (п. 4.4. Положения).
Решением Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № ее председателем была избрана Голубь М.В.
Решением Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № заместителем ее председателя была избрана Тихомирова Р.Г.
Решением Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № был избран секретарь Комиссии – Клейнова О.Н.
Согласно п. 5.1. Положения, конкурс по отбору кандидатур на должность главы <данные изъяты> объявляется решением Совета депутатов <данные изъяты>.
Решение Совета депутатов <данные изъяты> и информационное сообщение об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность главы <данные изъяты>, содержащие условия конкурса, сведения о дате, времени и месте его проведения подлежат опубликованию в печатном средстве массовой информации, муниципальной общественно-политической газете «<данные изъяты>» <данные изъяты> и размещению в сети Интернет на официальных сайтах Совета депутатов <данные изъяты> - <данные изъяты> и администрации <данные изъяты> - <данные изъяты>.
Решением Совета депутатов <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № был объявлен конкурс по отбору кандидатур на должность главы <данные изъяты>. Дата проведения конкурса была назначена на ДД.ММ.ГГГГ.
Указанное Решение Совета депутатов <данные изъяты> было опубликовано в муниципальной общественно-политической газете «<данные изъяты>» <данные изъяты> (№ от ДД.ММ.ГГГГ) и размещено на официальных сайтах администрации <данные изъяты> и Совета депутатов <данные изъяты>.
В соответствии с п. 5.5. Положения, конкурс проводится в форме рассмотрения документов и сведений, своевременно предоставленных для участия в конкурсе. При рассмотрении документов и сведений, представленных кандидатами, конкурсная комиссия проверяет их соответствие установленным ограничениям, а также достоверность сведений, содержащихся в этих документах.
Согласно п. 3.3. Положения, право на участие в конкурсе имеют граждане, отвечающие требованиям, установленным Положением.
Кандидат допускается к участию в конкурсе по отбору кандидатур на должность главы <данные изъяты> в случае:
- наличия высшего профессионального образования в области государственного и муниципального управления и (или) экономики (финансов);
- наличия опыта профессиональной деятельности в области государственного или муниципального управления, экономики, финансов, хозяйственного управления не менее пяти лет или стажа работы на руководящих должностях в органах государственной власти Российской Федерации, в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления не менее пяти лет;
- наличия всех необходимых документов и информации, указанной в п. 3.4-3.6. Положения.
ДД.ММ.ГГГГ Крыжовым С.Б. на рассмотрение Комиссии было подано заявление и документы.
Мотивированное решение конкурсной комиссии о признании кандидата не прошедшим конкурсный отбор по основаниям, указанным в Положении, оформляется протоколом заседания конкурсной комиссии.
ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения заявления Крыжова С.Б., Комиссией, Крыжову С.Б. было отказано в допуске к участию в конкурсе по отбору кандидатур на должность Главы <данные изъяты> ввиду несоответствия требованиям, установленным п. 3.3. Положения, о чем Крыжов С.Б. был уведомлен телефонограммой ДД.ММ.ГГГГ, и Уведомлением об отказе в допуске к участию в конкурсе по отбору кандидатур на должность Главы <данные изъяты> – ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 1 КАС РФ административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, подлежат рассмотрению в порядке, установленном КАС РФ.
В силу ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
Обратившись в суд, Крыжов С.Б. обжалует указанное выше решение об отказе в допуске к участию в конкурсе по отбору кандидатур на должность Главы <данные изъяты> как нарушающее его право быть кандидатом на должность Главы <данные изъяты> и незаконное.
При этом, в качестве доводов незаконности такого решения Крыжов С.Б. приводит несколько оснований, в том числе, на незаконность, по его мнению, специального требования к кандидату на участие в конкурсе – наличие высшего профессионального образования в области государственного и муниципального управления и (или) экономики (финансов).
Между тем, возможность установления дополнительных требований к профессиональному образованию лиц, претендующих на участие в конкурсе по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования, прямо предусмотрена ч. 2.1 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Кандидатом на должность главы муниципального образования может быть зарегистрирован гражданин, который на день проведения конкурса не имеет в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ограничений пассивного избирательного права для избрания выборным должностным лицом местного самоуправления.
Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования.
В муниципальном районе, городском округе, городском округе с внутригородским делением, во внутригородском муниципальном образовании города федерального значения половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом соответствующего муниципального образования, а другая половина - высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Условиями конкурса могут быть предусмотрены требования к профессиональному образованию и (или) профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального образования полномочий по решению вопросов местного значения.
Законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены учитываемые в условиях конкурса требования к уровню профессионального образования и (или) профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.
Представительному органу муниципального образования для проведения голосования по кандидатурам на должность главы муниципального образования представляется не менее двух зарегистрированных конкурсной комиссией кандидатов.
Как было указано выше, для участия в конкурсе по отбору кандидатур на должность Главы <данные изъяты> установлено специальное требование – наличие высшего профессионального образования в области государственного и муниципального управления и (или) экономики (финансов).
Крыжовым С.Б. в Комиссию и суд представлен диплом ФГБОУ ВО «<данные изъяты>» (<данные изъяты>) о присвоении квалификации «<данные изъяты>» по специальности № «<данные изъяты>», что не отвечает поименованным выше требованиям о виде образования.
Далее, Крыжовым С.Б. в качестве самостоятельного основания к оспариванию решения заявлено о нарушении порядка принятия оспариваемого решения в части не приглашения его на заседание при рассмотрении документов и решении вопроса о допуске к участию в конкурсе.
Между тем, данный довод не основан на законе. Приведенным выше Положением, равно как и другими нормативными правовыми актами, регламентирующими проведение соответствующего конкурса, не предусмотрено участие лица в отборе Комиссией кандидатур на должность Главы <данные изъяты>.
Иной довод Крыжова С.Б. о том, что на членов Комиссии при принятии ими оспариваемого решения было оказано давление со стороны должностных лиц органов государственной власти <данные изъяты> и/или местного самоуправления <данные изъяты> суд отклоняет как голословный и немотивированный, поскольку на уточняющие вопросы суда о фактах или мотивах оказания давления для их проверки в судебном заседании административный истец конкретных ответов не дал.
При таких обстоятельствах, с учетом приведенных выше норм действующего законодательства, административный иск Крыжова С.Б. удовлетворению не подлежит как заявленный необоснованно.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180, 244 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО3 к Совету депутатов <данные изъяты>, Конкурсной комиссии <данные изъяты> по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность Главы <данные изъяты> о признании незаконным решения Конкурсной комиссии <данные изъяты> по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность Главы <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в допуске к участию в конкурсе по отбору кандидатур на должность Главы <данные изъяты>, обязании зарегистрировать кандидатом на должность Главы <данные изъяты> – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано участвующими в деле лицами в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления его в окончательной форме через Сергиево-Посадский городской суд Московской области.
Решение в окончательной форме изготовлено 10.02.2017 года.
Судья подпись О.О. Соболева