Решение по делу № 2-1497/2017 от 30.03.2017

Дело №2-1497/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 мая 2017 года Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего - судьи Гавуры О.В.,

секретаря судебного заседания - Плаксиной О.С.,

с участием:

представителя истца                   - ФИО9

представителя третьего лица ФГКУ «Крымское ТУИО» МО РФ

                                            -           ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Севастополе гражданское дело по иску ФИО4, ФИО2 к Министерству обороны Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, третьи лица: Федеральное государственное казенное учреждение «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Отдел ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, о признании права собственности в порядке приватизации,

у с т а н о в и л:

ФИО4, ФИО2 обратились в суд с иском к МО РФ, ФГКУ «Крымское ТУИО» МО РФ, Правительству РФ, третье лице: 1 Отдел (г.Севастополь) ФГКУ «ЮРУЖО» МО РФ, о признании права собственности в порядке приватизации по 1/2 доле за каждым на <адрес>, расположенную в <адрес> в г.Севастополе.

В обоснование своих требований ссылаются на то, что ФИО4 в период прохождения военной службы в частях ЧФ РФ, дислоцированных на территории Украины, была предоставлена квартира, расположенная по адресу: г.Севастополь, <адрес>.

Приказом командующего ЧФ от 30.11.2012г. предоставленная квартира исключена из числа служебных. Вышеуказанная квартира находится в собственности РФ в лице Правительства РФ и входит в жилой фонд уполномоченного органа жилищного обеспечения МО РФ.

Календарная выслуга ФИО4 составляет 25 лет 05 месяцев. В связи с чем, истцы обратились с заявлением о приватизации квартиры к МО РФ, ФГКУ «Крымское ТУИО» МО РФ, 1 Отделу (г.Севастополь) ФГКУ «ЮРУЖО» МО РФ, Правительству РФ.

ФГКУ «КТУИО» МО РФ сообщило истцам, что МО РФ не наделено полномочиями по передаче жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации, решение о приватизации может быть принято только в рамках гражданского судопроизводства.

Министерство Обороны РФ также сообщило, что решение о приватизации спорной квартиры может быть принято только в рамках гражданского судопроизводства.

По истечении месячного срока 1 Отдел (г.Севастополь) ФГКУ «ЮРУЖО» МО РФ и Правительство РФ мотивированного согласия или отказа истцам не предоставили.

Истцы также обращались в 1 Отдел (г.Севастополь) ФГКУ «ЮРУЖО» МО РФ с заявлением о заключении договора социального найма вышеуказанной квартиры. 1 Отдел (г.Севастополь) отказал истцам в заключении договора социального найма по тем основаниям, что они не состоят на учете нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Истцы просят признать за ними право собственности на спорную квартиру, так как занимаемое жилое помещение не относится к указанным в Законе РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ жилым помещениям, не подлежащим приватизации. Квартира не передана в собственность муниципалитета, ни другому органу, имеющему право давать согласие на приватизацию, что препятствует реализовать гарантированное Законом право на приватизацию.

Представитель истцов в судебном заседании на иске настаивал, просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Представители Министерства обороны РФ и ФГКУ «Крымское ТУИО» МО РФ против удовлетворения иска возражали по тем основаниям, что истцами не был заключен договор социального найма спорного жилого помещения.

1 Отдел (г.Севастополь) ФГКУ «ЮРУЖО» МО РФ и Правительство РФ в судебное заседание своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в соответствии со ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В ходе судебного разбирательства судом были истребованы сведения из Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя, согласно которым истцы не имеют в собственности недвижимого имущества. Данные сведения были приобщены к делу в качестве доказательств и исследованы судом в судебном заседании.

Изучив материалы дела, суд полагает, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с требованиями ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991г. №1541-1 граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В соответствии с требованиями ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991г. №1541-1, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

В соответствии с требованиями ст. 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991г. №1541-1 передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд...».

В силу требований ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ на основании ордера ФИО4 в период его службы МО РФ на всех членов семьи была предоставлена квартира по адресу: г.Севастополь, <адрес>. Иным жильем от Министерства обороны ФИО4 на территории Российской Федерации и г.Севастополя не обеспечивался.

Приказом командующего ЧФ от ДД.ММ.ГГГГ. квартира по адресу: г.Севастополь, <адрес>, в установленном законом порядке исключена из числа служебных на основании рапорта истца и его желании быть обеспеченным постоянным жильем в г.Севастополе. Вышеуказанная квартира находится в собственности РФ в лице Правительства РФ и входит в жилой фонд уполномоченного органа жилищного обеспечения МО РФ.

В настоящее время в вышеуказанной квартире постоянно проживает ФИО4, а также проживают и зарегистрированы члены его семьи – ФИО3, ФИО2. ФИО3 отказалась от участия в приватизации спорного жилого помещения личным нотариально удостоверенным заявлением от ДД.ММ.ГГГГ., реестровый .

Календарная выслуга ФИО4 в вооруженных силах РФ согласно представленной в судебное заседание Выписке из Приказа МО РФ по личному составу от ДД.ММ.ГГГГ., составляет 25 лет 05 месяцев, в связи с чем, в силу требований ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» истец имеет право на получение в собственность бесплатно жилое помещение по избранному постоянному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения на состав семьи два человека.

В силу требований Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и ФЗ РФ «О статусе военнослужащих», истцы обратились с заявлением о приватизации квартиры к руководителям ФГКУ «Крымское ТУИО» МО РФ, 1 Отдела (г.Севастополь) ФГКУ «ЮРУЖО» МО РФ, а также в Министерство Обороны РФ.

По истечении месячного срока письмом от 24.01.2017г. МО РФ сообщило, что занимаемое истцами помещение является собственностью РФ и состоит на учете в ФГКУ «КТУИО» МО РФ, однако решение о передаче спорного жилого помещения в собственность граждан может быть принято только в рамках гражданского судопроизводства. ФГКУ «КТУИО» МО РФ письмом от 10.01.2017г. уведомило истцов, что МО РФ не наделено полномочиями по передаче жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации, решение о приватизации спорно    й квартиры может быть принято только в рамках гражданского судопроизводства. Правительство РФ, 1 Отдел (г.Севастополь) ФГКУ «ЮРУЖО» МО РФ мотивированного согласия или отказа истцам по истечении месячного срока не предоставили.

Истцы обращались в 1 Отдел (г.Севастополь) ФГКУ «ЮРУЖО» МО РФ с заявлением о заключении договора социального найма вышеуказанной квартиры. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ. 1 Отдел (г.Севастополь) отказал истцам в заключении договора социального найма по тем основаниям, что они не состоят на учете нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

В соответствии с требованиями действующего законодательство на момент предоставления жилого помещения лицу был выдан ордер, который являлся единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществлялось в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями. Договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключался в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер. Таким образом, из анализа правовых норм следует, что между сторонами по пользованию спорным жилым помещением возникли правоотношения на основании договора жилищного найма и носят бессрочный характер.

Из представленных суду доказательств усматривается, что истцы ранее право на бесплатную приватизацию, в том числе и на территории г.Севастополя, не использовали, прав собственности на жилье не имели и не имеют. Таким образом, истцы имеют право на приобретение спорного жилого помещения в собственность бесплатно согласно Закону РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ».

Согласно части 1 статьи 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. В соответствии с частью 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В силу частей 1,3 статьи 125, части 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, права собственника от имени Российской Федерации могут осуществлять государственные органы, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями. Согласно пункту 12 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне», имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

В соответствии с Положением о Министерстве обороны, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года №1082, Министерство обороны осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений. В целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций Министерство обороны Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, осуществляет мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества.

Во исполнение положений указанных нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в Министерстве обороны Российской Федерации создан Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, которому переданы функции, указанные в постановлении Правительства РФ от 29 декабря 2008 года № 1053, в том числе приватизация. Положение об указанном Департаменте утверждено приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 апреля 2009года №335.

Согласно пунктам 2 и 3 Приказа Министерства обороны РФ от 3 ноября 2010 года №1455 «Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации», Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации является уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации требований постановления и инструкций. Уполномоченный орган осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, которые, в частности, принимают решения о предоставлении жилых помещений в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства в соответствии с Порядком принятия решения о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федераций, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации 2011 года № 1850 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года № 512» и пунктом 16 Инструкции.

Распоряжением Правительства РФ, которое выступает от имени собственника спорного жилья, от 17.12.2014 года № 25810-р «О создании федерального государственного казенного учреждения «Крымское территориальное управление имущественных отношений», именно ФГКУ «КТУИО» МО РФ имеет полномочия на учет, управление и распоряжение жильем, его предоставления. Постановки на учет, как служебного, и исключения из состава служебного.

В Постановлении Правительства РФ от 29.12.2008г. №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» определено, что Министерство обороны является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.

Жилое помещение, расположенное по адресу: г.Севастополь, <адрес>, является собственностью Российской Федерации в лице Правительства РФ. Спорная квартира исключена из числа служебных жилых помещений специализированного жилого фонда МО РФ в установленном законом порядке уполномоченным лицом в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, занимаемое истцами жилое помещение подлежит приватизации на основании положений Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Согласно п.5 Постановления Пленума ВС РФ №8 от 24.08.1993г. (редакция от 02.07.2009г.) требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст.2 ФЗ РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).

В соответствии с п.8 указанного Постановления гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещениях на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с такими требованиями.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что собственник жилого помещения и уполномоченные им органы, осуществляющие функции собственника, в том числе передачу в собственность квартиры в порядке приватизации устранились от исполнения своих обязанностей. Это нарушило конституционное право истцов, на реализацию права на приватизацию жилого помещения гарантированное ст. 2 Закона «О приватизации жилищного фонда РФ» получение квартиры в собственность в порядке приватизации в котором не может быть отказано в силу Закона.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым прекратить право собственности Российской Федерации и признать за истцами право собственности на спорную квартиру в порядке приватизации.

В соответствии с Законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», решение суда будет являться основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Руководствуясь ст.ст.13, 197-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковое заявление ФИО4, ФИО2 к Министерству обороны Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, третьи лица: Федеральное государственное казенное учреждение «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Отдел ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, о признании права собственности в порядке приватизации- удовлетворить.

Признать за ФИО4, ФИО2 право собственности в порядке приватизации в равных долях по 1/2 доли за каждым на <адрес>, расположенную в <адрес> в г.Севастополе.

Право собственности Правительства Российской Федерации на <адрес>, расположенную в <адрес> в г.Севастополе - прекратить.

Данное решение является основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество – <адрес>, расположенную в <адрес> в г.Севастополе, в Управлении государственной регистрации права и кадастра Севастополя.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию через суд, принявший решение, в течение месяца со дня его принятия.

Решение в окончательной форме изготовлено судьей 28 мая 2017 года.

Судья Гагаринского районного

суда г.Севастополя                                                                                                  О.В. Гавура

Копия верна. Решение не вступило в законную силу.

Судья Гагаринского районного

суда г.Севастополя                                                                                                  О.В. Гавура

2-1497/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Мозговая В.А.
Мозговой А.В.
Ответчики
Правительство РФ
Министерство обороны Российской Федерации
Другие
ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ отдел (г. Севастополь)
ФГКУ "Крымское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ
Суд
Гагаринский районный суд Севастополя
Дело на странице суда
gagarinskiy.sev.sudrf.ru
30.03.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.03.2017Передача материалов судье
04.04.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.04.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.05.2017Подготовка дела (собеседование)
02.05.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.05.2017Судебное заседание
28.05.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.06.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее