Дело №2-1497/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 мая 2017 года Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего - судьи Гавуры О.В.,
секретаря судебного заседания - Плаксиной О.С.,
с участием:
представителя истца - ФИО9
представителя третьего лица ФГКУ «Крымское ТУИО» МО РФ
- ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Севастополе гражданское дело по иску ФИО4, ФИО2 к Министерству обороны Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, третьи лица: Федеральное государственное казенное учреждение «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Отдел ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, о признании права собственности в порядке приватизации,
у с т а н о в и л:
ФИО4, ФИО2 обратились в суд с иском к МО РФ, ФГКУ «Крымское ТУИО» МО РФ, Правительству РФ, третье лице: 1 Отдел (г.Севастополь) ФГКУ «ЮРУЖО» МО РФ, о признании права собственности в порядке приватизации по 1/2 доле за каждым на <адрес>, расположенную в <адрес> в г.Севастополе.
В обоснование своих требований ссылаются на то, что ФИО4 в период прохождения военной службы в частях ЧФ РФ, дислоцированных на территории Украины, была предоставлена квартира, расположенная по адресу: г.Севастополь, <адрес>.
Приказом командующего ЧФ от 30.11.2012г. № предоставленная квартира исключена из числа служебных. Вышеуказанная квартира находится в собственности РФ в лице Правительства РФ и входит в жилой фонд уполномоченного органа жилищного обеспечения МО РФ.
Календарная выслуга ФИО4 составляет 25 лет 05 месяцев. В связи с чем, истцы обратились с заявлением о приватизации квартиры к МО РФ, ФГКУ «Крымское ТУИО» МО РФ, 1 Отделу (г.Севастополь) ФГКУ «ЮРУЖО» МО РФ, Правительству РФ.
ФГКУ «КТУИО» МО РФ сообщило истцам, что МО РФ не наделено полномочиями по передаче жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации, решение о приватизации может быть принято только в рамках гражданского судопроизводства.
Министерство Обороны РФ также сообщило, что решение о приватизации спорной квартиры может быть принято только в рамках гражданского судопроизводства.
По истечении месячного срока 1 Отдел (г.Севастополь) ФГКУ «ЮРУЖО» МО РФ и Правительство РФ мотивированного согласия или отказа истцам не предоставили.
Истцы также обращались в 1 Отдел (г.Севастополь) ФГКУ «ЮРУЖО» МО РФ с заявлением о заключении договора социального найма вышеуказанной квартиры. 1 Отдел (г.Севастополь) отказал истцам в заключении договора социального найма по тем основаниям, что они не состоят на учете нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Истцы просят признать за ними право собственности на спорную квартиру, так как занимаемое жилое помещение не относится к указанным в Законе РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № жилым помещениям, не подлежащим приватизации. Квартира не передана в собственность муниципалитета, ни другому органу, имеющему право давать согласие на приватизацию, что препятствует реализовать гарантированное Законом право на приватизацию.
Представитель истцов в судебном заседании на иске настаивал, просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представители Министерства обороны РФ и ФГКУ «Крымское ТУИО» МО РФ против удовлетворения иска возражали по тем основаниям, что истцами не был заключен договор социального найма спорного жилого помещения.
1 Отдел (г.Севастополь) ФГКУ «ЮРУЖО» МО РФ и Правительство РФ в судебное заседание своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в соответствии со ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В ходе судебного разбирательства судом были истребованы сведения из Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя, согласно которым истцы не имеют в собственности недвижимого имущества. Данные сведения были приобщены к делу в качестве доказательств и исследованы судом в судебном заседании.
Изучив материалы дела, суд полагает, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с требованиями ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991г. №1541-1 граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии с требованиями ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991г. №1541-1, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
В соответствии с требованиями ст. 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991г. №1541-1 передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд...».
В силу требований ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ на основании ордера № ФИО4 в период его службы МО РФ на всех членов семьи была предоставлена квартира по адресу: г.Севастополь, <адрес>. Иным жильем от Министерства обороны ФИО4 на территории Российской Федерации и г.Севастополя не обеспечивался.
Приказом командующего ЧФ от ДД.ММ.ГГГГ. № квартира по адресу: г.Севастополь, <адрес>, в установленном законом порядке исключена из числа служебных на основании рапорта истца и его желании быть обеспеченным постоянным жильем в г.Севастополе. Вышеуказанная квартира находится в собственности РФ в лице Правительства РФ и входит в жилой фонд уполномоченного органа жилищного обеспечения МО РФ.
В настоящее время в вышеуказанной квартире постоянно проживает ФИО4, а также проживают и зарегистрированы члены его семьи – ФИО3, ФИО2. ФИО3 отказалась от участия в приватизации спорного жилого помещения личным нотариально удостоверенным заявлением от ДД.ММ.ГГГГ., реестровый №.
Календарная выслуга ФИО4 в вооруженных силах РФ согласно представленной в судебное заседание Выписке из Приказа МО РФ по личному составу № от ДД.ММ.ГГГГ., составляет 25 лет 05 месяцев, в связи с чем, в силу требований ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» истец имеет право на получение в собственность бесплатно жилое помещение по избранному постоянному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения на состав семьи два человека.
В силу требований Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и ФЗ РФ «О статусе военнослужащих», истцы обратились с заявлением о приватизации квартиры к руководителям ФГКУ «Крымское ТУИО» МО РФ, 1 Отдела (г.Севастополь) ФГКУ «ЮРУЖО» МО РФ, а также в Министерство Обороны РФ.
По истечении месячного срока письмом от 24.01.2017г. МО РФ сообщило, что занимаемое истцами помещение является собственностью РФ и состоит на учете в ФГКУ «КТУИО» МО РФ, однако решение о передаче спорного жилого помещения в собственность граждан может быть принято только в рамках гражданского судопроизводства. ФГКУ «КТУИО» МО РФ письмом от 10.01.2017г. № уведомило истцов, что МО РФ не наделено полномочиями по передаче жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации, решение о приватизации спорно й квартиры может быть принято только в рамках гражданского судопроизводства. Правительство РФ, 1 Отдел (г.Севастополь) ФГКУ «ЮРУЖО» МО РФ мотивированного согласия или отказа истцам по истечении месячного срока не предоставили.
Истцы обращались в 1 Отдел (г.Севастополь) ФГКУ «ЮРУЖО» МО РФ с заявлением о заключении договора социального найма вышеуказанной квартиры. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ. 1 Отдел (г.Севастополь) отказал истцам в заключении договора социального найма по тем основаниям, что они не состоят на учете нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
В соответствии с требованиями действующего законодательство на момент предоставления жилого помещения лицу был выдан ордер, который являлся единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществлялось в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями. Договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключался в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер. Таким образом, из анализа правовых норм следует, что между сторонами по пользованию спорным жилым помещением возникли правоотношения на основании договора жилищного найма и носят бессрочный характер.
Из представленных суду доказательств усматривается, что истцы ранее право на бесплатную приватизацию, в том числе и на территории г.Севастополя, не использовали, прав собственности на жилье не имели и не имеют. Таким образом, истцы имеют право на приобретение спорного жилого помещения в собственность бесплатно согласно Закону РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ».
Согласно части 1 статьи 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. В соответствии с частью 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В силу частей 1,3 статьи 125, части 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, права собственника от имени Российской Федерации могут осуществлять государственные органы, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями. Согласно пункту 12 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне», имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с Положением о Министерстве обороны, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года №1082, Министерство обороны осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений. В целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций Министерство обороны Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, осуществляет мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества.
Во исполнение положений указанных нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в Министерстве обороны Российской Федерации создан Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, которому переданы функции, указанные в постановлении Правительства РФ от 29 декабря 2008 года № 1053, в том числе приватизация. Положение об указанном Департаменте утверждено приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 апреля 2009года №335.
Согласно пунктам 2 и 3 Приказа Министерства обороны РФ от 3 ноября 2010 года №1455 «Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации», Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации является уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации требований постановления и инструкций. Уполномоченный орган осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, которые, в частности, принимают решения о предоставлении жилых помещений в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства в соответствии с Порядком принятия решения о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федераций, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации 2011 года № 1850 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года № 512» и пунктом 16 Инструкции.
Распоряжением Правительства РФ, которое выступает от имени собственника спорного жилья, от 17.12.2014 года № 25810-р «О создании федерального государственного казенного учреждения «Крымское территориальное управление имущественных отношений», именно ФГКУ «КТУИО» МО РФ имеет полномочия на учет, управление и распоряжение жильем, его предоставления. Постановки на учет, как служебного, и исключения из состава служебного.
В Постановлении Правительства РФ от 29.12.2008г. №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» определено, что Министерство обороны является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
Жилое помещение, расположенное по адресу: г.Севастополь, <адрес>, является собственностью Российской Федерации в лице Правительства РФ. Спорная квартира исключена из числа служебных жилых помещений специализированного жилого фонда МО РФ в установленном законом порядке уполномоченным лицом в соответствии с Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, занимаемое истцами жилое помещение подлежит приватизации на основании положений Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Согласно п.5 Постановления Пленума ВС РФ №8 от 24.08.1993г. (редакция от 02.07.2009г.) требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст.2 ФЗ РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
В соответствии с п.8 указанного Постановления гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещениях на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с такими требованиями.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что собственник жилого помещения и уполномоченные им органы, осуществляющие функции собственника, в том числе передачу в собственность квартиры в порядке приватизации устранились от исполнения своих обязанностей. Это нарушило конституционное право истцов, на реализацию права на приватизацию жилого помещения гарантированное ст. 2 Закона «О приватизации жилищного фонда РФ» получение квартиры в собственность в порядке приватизации в котором не может быть отказано в силу Закона.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым прекратить право собственности Российской Федерации и признать за истцами право собственности на спорную квартиру в порядке приватизации.
В соответствии с Законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», решение суда будет являться основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Руководствуясь ст.ст.13, 197-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковое заявление ФИО4, ФИО2 к Министерству обороны Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, третьи лица: Федеральное государственное казенное учреждение «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Отдел ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, о признании права собственности в порядке приватизации- удовлетворить.
Признать за ФИО4, ФИО2 право собственности в порядке приватизации в равных долях по 1/2 доли за каждым на <адрес>, расположенную в <адрес> в г.Севастополе.
Право собственности Правительства Российской Федерации на <адрес>, расположенную в <адрес> в г.Севастополе - прекратить.
Данное решение является основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество – <адрес>, расположенную в <адрес> в г.Севастополе, в Управлении государственной регистрации права и кадастра Севастополя.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию через суд, принявший решение, в течение месяца со дня его принятия.
Решение в окончательной форме изготовлено судьей 28 мая 2017 года.
Судья Гагаринского районного
суда г.Севастополя О.В. Гавура
Копия верна. Решение не вступило в законную силу.
Судья Гагаринского районного
суда г.Севастополя О.В. Гавура