Дело № 2-53/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Исетское 22 февраля 2019 года
Исетский районный суд Тюменской области в составе: председательствующего – судьи Бурлуцкого В.М.,
при секретаре – Мужикян К.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 53/2018 по иску администрации Красновского сельского поселения Исетского района Тюменской области к Администрации Исетского муниципального района Тюменской области, о признании права собственности на невостребованные земельные доли за Красновским сельским поселением следующих граждан: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6,
установил:
Администрация Красновского сельского поселения Исетского района Тюменской области в лице главы ФИО9 обратилась в Исетский районный суд Тюменской области суд со следующими исковыми требованиями:
Прекратить право собственности ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 на земельные доли расположенные на территории Красновского сельского поселения.
Аннулировать свидетельство на право собственности на землю:
- № ФИО1,
- № ФИО2,
- № ФИО3,
- № ФИО4,
- № ФИО5,
- № ФИО6
Признать за администрацией Красновского сельского поселения право собственности на земельные доли выше указанных граждан, расположенные на территории Красновского сельского поселения.
Исковые требования мотивированы следующим:
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. № "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", был зарегистрирован колхоз «<данные изъяты>
Распоряжением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О регистрации колхоз «<данные изъяты> земельные участки были закреплены в коллективную собственность граждан колхоза «<данные изъяты>».
Постановлением Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О подготовке и выдаче свидетельств на право собственности на землю собственникам земельных долей», в том числе собственникам колхоза «<данные изъяты>».
На основании данного постановления гражданам были выданы свидетельства о праве собственности на земельную долю (долю в праве собственности на земельный участок), о чем свидетельствуют списки собственников на право собственности на землю, в том числе ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 Зое ФИО4, ФИО5, ФИО21.
Согласно ч.2 ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", не могут быть признаны невостребованными земельными долями по указанному основанию.
Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 указанной выше статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 указанной статьи (далее в целях настоящей статьи - список невостребованных земельных долей).
Согласно ч.4 ст.12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
Согласно ч.5 ст. 12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.
В соответствии с ч.6 ст. 12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.
С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.
Указанные выше граждане – собственники земельных долей, на протяжении последних лет не распоряжались ими, не принимали ни каких мер по надлежащему использованию находящихся в долевой собственности земель сельскохозяйственного назначения, что приводит к ухудшению качества и состояния данных земель, поэтому, эти земельные доли были внесены в список собственников невостребованных земельных долей, расположенный на территории Красновского сельского поселения.
Список владельцев невостребованных земельных долей, состоящий из 44 человек, а также извещение о проведении ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов 00 минут собрания участников долевой собственности невостребованных земельных долей с повесткой дня «утверждение списка невостребованных земельных долей» были опубликованы в общественно-политической газете <адрес> «Заря» от ДД.ММ.ГГГГ №, а также размещены на информационных стендах Красновского сельского поседения. С момента публикации списков ДД.ММ.ГГГГ до даты проведения собрания ДД.ММ.ГГГГ принимались в письменной форме возражения лиц, считающих, что они и, принадлежащие им земельные доли, необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, за прошедшее время от даты публикации списков до даты проведения собрания исключено 14 собственников, в связи с чем осталось 30 невостребованных земельных долей.
ДД.ММ.ГГГГ на общее собрание из собственников невостребованных земельных долей никто не явился, какой-либо информации о праве собственности или принятия наследства на данные земельные доли не поступило, собрание признано не состоявшимся.
Согласно Постановлению главы администрации Красновского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении списка невостребованных земельных долей», то есть спустя более чем 4 месяца утвержден список невостребованных земельных долей. В списке невостребованных земельных долей, являющимся приложением к данному постановлению указаны 30 собственников невостребованных земельных долей.
Таким образом, в соответствии с п.7 ст.12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» «с даты утверждения списка невостребованных земельных долей органом местного самоуправления Красновского сельского поселения, то есть с 2014 года, земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. Из чего следует, что Администрацией Красновского сельского поселения выполнен, установленный выше указанным законодательством, порядок признания невостребованными земельных долей, принадлежащих гражданам на праве общей долевой собственности.
Согласно п. 8 ст. 12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.
В силу ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим, гражданские права и обязанности возникают, в том числе в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.
Статья 129 ГК РФ предусматривает, что объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. При этом земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
Согласно ст. 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество собственника, которого не известен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В соответствии со ст.130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения.
Собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. (ст.210 ГК РФ).
На основании ст. 284 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течении трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В это период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течении которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.
В силу п.1 ст.79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья – пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Принцип приоритета и особо охраняемых земель закреплен в подп.6 п.1 ст.1 ЗК РФ.
Глава Красновского сельского поселения ФИО9 просил суд исковые требования удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении..
Представитель администрации Исетского муниципального района ФИО10 вышеуказанные исковые требования администрации Красновского сельского поселения считает законными и обоснованными, просил их удовлетворить.
Представитель третьего лица, межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> в судебном заседании отсутствовал, заявление администрации Красновского сельского поселения Исетского района Тюменской области с пакетом документов получил ДД.ММ.ГГГГ, о времени и месте судебного заседания был извещён повесткой с уведомлением ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель третьего лица, Департамента имущественных отношений <адрес> в судебное заседание не явился, заявление администрации Красновского сельского поселения Исетского района Тюменской области с пакетом документов получил ДД.ММ.ГГГГ, о дате и времени судебного заседания извещен повесткой с уведомлением ДД.ММ.ГГГГ.
Выслушав пояснения участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд пришёл к выводу, что иск администрации Красновского сельского поселения следует удовлетворить.
Приходя к такому выводу, суд исходит из следующего:
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу настоящего Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно п. 2 ст. 12.1 названного Федерального закона невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
В соответствии с пунктами 4, 5 ст. 12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования. Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.
Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей (п. 6 ст. 12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ).
С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно (п. 7 ст. 12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ).
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными (п. 8 ст. 12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ).
Требования вышеперечисленных законов администрацией Красновского сельского поселения, соблюдены.
При таких обстоятельствах исковые требования Красновского сельского поселения следует удовлетворить в объёме исковых требований, поддержанных в судебном заседании.
Удовлетворение исковых требований администрации Красновского сельского поселения исключит использование земли без законных оснований, за использование земли будут уплачиваться налоги.
Руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации Красновского сельского поселения Исетского района Тюменской области удовлетворить.
Прекратить право собственности ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 на земельные доли расположенные на территории Красновского сельского поселения.
Аннулировать свидетельство на право собственности на землю:
- № ФИО1,
- № ФИО2,
- № ФИО3,
- № ФИО4,
- № ФИО5,
- № ФИО6
Признать за администрацией Красновского сельского поселения право собственности на земельные доли ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, расположенные на территории Красновского сельского поселения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, путем подачи жалобы через Исетский районный суд.
Судья: подпись В.М. Бурлуцкий
Копия верна судья: В.М. Бурлуцкий