Дело № 2а-80/2022 (2а-844/2021)
УИД: 05RS0019-01-2021-009745-76
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
<адрес> 27 января 2022 года
Кизлярский городской суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Морозова В.Н., при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-525/2019 по административному иску Управления Министерства юстиции по <адрес> к Дагестанской региональной общественной организации психосоциальной и правовой поддержки семьи, материнства и детства «Твори добро» о признании общественной организации прекратившей свою деятельность и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц,
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства юстиции по <адрес> обратилось в суд с административным иском к Дагестанской региональной общественной организации психосоциальной и правовой поддержки семьи, материнства и детства «Твори добро» о признании общественной организации прекратившей свою деятельность и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц, в обоснование заявленных требований указывая на то, что Дагестанская региональная общественная организация психосоциальной и правовой поддержки семьи, материнства и детства «Твори добро» зарегистрирована Министерством юстиции Республики Дагестан ДД.ММ.ГГГГ, сведения в Единый государственный реестр юридических лиц внесены 09.05.2011г., ОГРН 1110500000456, учетный №. В соответствии с распоряжением руководителя Управления Министерства юстиции России по <адрес> в адрес Дагестанской региональной общественной организации психосоциальной и правовой помощи семьи, материнства и детства «Твори добро» (далее Организация) было направлено уведомление о проведении внеплановой проверки от ДД.ММ.ГГГГ №. Уведомление от ДД.ММ.ГГГГ возвращено, в связи с отсутствием адресата по указанному адресу (почтовое уведомление прилагается). Тем самым, Организацией также нарушены требования статьи 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», согласно которой Организация обязана информировать орган, принявший решение о государственной регистрации, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течении трех дней с момента таких изменений. Изложенное свидетельствует, что в деятельности Организации имеются нарушения действующего законодательства. Согласно части 4 статьи 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» неоднократное непредставление Организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации Организации, в суд с заявлением о признании данной Организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении ее из единого государственного реестра юридических лиц. С учетом изложенного и в соответствии с частью 4 статьи 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» просит признать Дагестанскую региональную общественную организацию психосоциальной и правовой помощи семьи, материнства и детства «Твори добро» прекратившей свою деятельность и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.
Представитель административного истца ФИО3 в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении административного дела без его участия и в порядке упрощенного производства.
Представитель административного ответчика Дагестанской региональной общественной организации психосоциальной и правовой поддержки семьи, материнства и детства «Твори добро» ФИО5 ходатайствовала о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного производства, возражений в суд не представила.
В силу ч. 7 ст. 150 и п. 1 ч. 1 ст. 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело подлежит рассмотрению в порядке упрощенного производства, так как в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной, а также всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие в порядке упрощенного производства.
Суд, исследовав материалы дела и представленные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии с п.п. 3 п. 3 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
В силу пункта 4.1 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций.
Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Положение).
Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.
Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт «а» пункта 6 Положения).
Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом «О некоммерческих организациях», а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения).
Должностные лица органов государственного надзора, указанные в пункте 9 Положения, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом «б» пункта 10 Положения; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренные ее учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (подпункты «а», «г» и «д» пункта 10 Положения, а также подпункты 1, 4 и 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях».
В соответствии с п. 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным пунктом 10 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, Управление Министерства юстиции по <адрес> является тем государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации предоставлено законом.
Часть 1 ст. 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» обязывает общественное объединение ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянного действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в - Единый государственный реестр юридических лиц.
Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
Пунктом 3.2 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предусмотрено, что некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, - один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган. Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Такой порядок установлен Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О Порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций» и предусматривает, что названные отчеты и сообщения о деятельности некоммерческих организаций подлежат размещению на информационных ресурсах Министерства юстиции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
В соответствии с п. 10 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных данной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
В соответствии с ч. 1 ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В судебном заседании установлено, что Дагестанская региональная общественная организация психосоциальной и правовой поддержки семьи, материнства и детства «Твори добро» зарегистрирована в качестве юридического лица, о чем внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1110500000456. Запись об организации внесена в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций за учетным номером 0512010111.
В нарушение ФЗ «Об общественных объединениях», обязывающей общественную организацию ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, административный ответчик указанные сведения в уполномоченный орган не предоставляет.
Управлением Министерства юстиции по <адрес> при осуществлении контрольных функций организации вынесено распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ с указанием срока для предоставления документов к ДД.ММ.ГГГГ и направлено ответчику. Уведомление от ДД.ММ.ГГГГ возвращено в связи с отсутствием адресата по указанному адресу.
Информации об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации в Министерство юстиции по <адрес> не поступило.
При таких обстоятельствах, оценивая доказательства по делу, учитывая, что представитель административного ответчика в суд не явился, возражений не представил, суд соглашается с доводами истца и находит исковые требования подлежащими удовлетворению, исходя из того, что в нарушение ФЗ «Об общественных объединениях», обязывающей общественное объединение информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, об изменении сведений об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа, административный ответчик не представил в установленный срок сведения по устранению нарушений указанного федерального закона, что в силу ФЗ «Об общественных объединениях» является основанием, для признания административного ответчика прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из ЕГРЮЛ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Управления Министерства юстиции по <адрес> к Дагестанской региональной общественной организации психосоциальной и правовой поддержки семьи, материнства и детства «Твори добро» о признании общественной организации прекратившей свою деятельность и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц, - удовлетворить.
Признать Дагестанскую региональную общественную организацию психосоциальной и правовой поддержки семьи, материнства и детства «Твори добро», зарегистрированную ДД.ММ.ГГГГ Министерством юстиции Российской Федерации, учетный №, ОГРН 1110500000456, прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме, через Кизлярский городской суд.
Судья В.Н. Морозов