УИД 72RS0021-01-2024-004304-19
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Тюмень 07 ноября 2024 года
№ 2-3795/2024
Тюменский районный суд Тюменской области
в составе:
председательствующего судьи Хромовой С.А.,
при секретаре Мустяца С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тюменского района в интересах несовершеннолетнего ФИО9 к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации Тюменского муниципального района, МКУ «ЛесПаркХоз» о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тюменского района в интересах несовершеннолетнего ФИО10 обратился в суд с иском к Управлению ЖКХ администрации Тюменского муниципального района о взыскании компенсации морального вреда. Требования мотивированы тем, что 08.06.2024 гуляя вблизи дома по адресу: <адрес>, несовершеннолетний ФИО11 решил погладить бродячую собаку светлого окраса с серым оттенком, с биркой на ухе, которая лежала у забора по адресу: <адрес>. Собака внезапно кинулась на ФИО12. и укусила в область правого колена. Согласно справке об оказании медицинской помощи, выданной ГБУЗ ТО «Областная клиническая больница № 2», ФИО13 установлен диагноз: укушенная рана области правого коленного сустава. В настоящее время проходит курс уколов от бешенства. Помимо вреда здоровью, получение травмы повлекло также моральные страдания несовершеннолетнего ФИО14.: мальчик испытал очень сильную психологическую травму, очень сильно испугался, вздрагивает по ночам, при более близком контакте с любой собакой начинает испытывать страх. Прокурор Тюменского района просит взыскать с ответчика в пользу Баргадаева Д.Д. в лице законного представителя Чикишевой Т.А. компенсацию морального вреда в размере 15000 рублей.
07.10.2024 к участию в деле в качестве соответчика привлечено МКУ «ЛесПаркХоз».
Участвующий в деле помощник прокурора Тюменского района Ялдышева Е.С. поддержала исковые требования в полном объеме, по изложенным основаниям.
Законный представитель несовершеннолетнего ФИО15 – Чикишева Т.А. в судебное заседание не явилась, извещена, о причинах неявки суд не известила. Ранее, в судебном заседании пояснила, что сын прибежал с улицы испуганный, текла кровь. Сын пояснил, что его укусила собака. Ребенок стал бояться собак.
Представитель ответчика Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Тюменского муниципального района – Сергиенко Е.С., действующая по доверенности возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в возражениях, суду пояснила, что меры по отлову безнадзорных животных принимаются по мете поступления заявок на отлов. Чикишева Т.А. с заявкой на отлов собаки, укусившей ее сына, не обращалась.
Представитель ответчика МКУ «ЛесПаркХоз» Иванов Д.А., действующий по доверенности, возражал против удовлетворения иска.
Представитель третьего лица Администрации Тюменского муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены, направили отзыв, в котором просят в удовлетворении иска отказать, рассмотреть дело в их отсутствие (л.д.42-44).
Представители третьих лиц Администрации Богандинского МО, МКУ «Служба заказчика Тюменского района» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, о причинах неявки суд не известили, возражений по существу иска не представили.
На основании ст.167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие третьих лиц.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации Тюменского муниципального района, по следующим основаниям.
Судом установлено, что Чикишева Татьяна Александровна является матерью несовершеннолетнего ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается копией свидетельства о рождении II-ФР № 640655.
13.06.2024 Чикишева Т.А. обратилась к прокурору Тюменского района с заявлением об обращении в суд с заявлением о взыскании компенсации морального вреда в размере 15000 рублей, причиненного её сыну ФИО17 укусом собаки.
Согласно рапорта оперативного дежурного ДЧ МО МВД России «Тюменский» от 09.06.2024, в 00 час 05 мин. 09.06.2024 в дежурную часть МО МВД России «Тюменский» по системе «112» поступило сообщение: «ФИО18 ДД.ММ.ГГГГ <адрес> укусила собака отпущен домой в 10 30».
Согласно справке, выданной 08.06.2024 ГБУЗ ТО «ОКБ №2», Баргадаеву Д.Д. 05.03.2016 г.р. установлен диагноз: укушенная рана области правого коленного сустава.
Из представленной администрацией Тюменского муниципального района информации от 14.07.2024 следует, что заявка на отлов животного без владельцев на территории Богандинского МО, нанесшего ФИО19. в п.Богандинский, с приложением материалов проверки МО МВД России «Тюменский», поступила в МКУ «Служба заказчика Тюменского района» 01.07.2024 из администрации Богандинского МО. Специалистами МКУ «Служба заказчика Тюменского района» в день поступления обращения, а также 02.07.2024 и 17.07.2024 осуществлены выезды на обозначенную в обращении территорию. По результатам выездов, животные без владельцев не обнаружены.
28.03.2022 между администрацией г.Тюмени, администрацией Тюменского муниципального района, администрацией Нижнетавдинского муниципального района, администрацией Исетского муниципального района заключено соглашение №13 о взаимодействии при реализации переданного государственного полномочия по обращению с животными без владельцев. Срок действия соглашения с 01.04.2022 и до тех пор, пока ни одна из сторон не заявит о его расторжении.
Как установлено судом, с целью проведения мероприятий по отлову животных без владельцев, после поступившего обращения по факту укуса Баргадаева Д.Д., 01.07.2024 был осуществлен выезд по адресу: <адрес>. Собака светло-серого окраса не обнаружена, что подтверждается заказ (нарядом) № 106 от 17.07.2024.
Опрошенный в судебном заседании 07.10.2024 несовершеннолетний суду пояснил, что собака с биркой на ухе лежала рядом с забором; он гулял, протянул к ней руку, она укусила его за колено. После этого стал бояться собак.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
Согласно преамбуле Федерального закона N 52-ФЗ от 30 марта 1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии с положениями ст. 1 указанного закона безопасные условия для человека - это состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека.
В силу ст.2 Закона РФ от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии», ст.ст.3,4 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных, а также отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, находятся в совместном ведении РФ и её субъектов.
Санитарно-эпидемиологическими правилами СанПин 3.3686-21, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 4 установлено, что регулирование численности безнадзорных домашних животных проводится, в том числе, путем их отлова.
В соответствии со ст.8 ФЗ от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными, определяются в соответствии с законодательством РФ об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом.
Согласно ст.18 указанного закона, мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя, в том числе, отлов животных без владельцев, их транспортировку, передачу в приюты для животных, содержание в приютах.
В соответствии с п.14 ч.1 ст.14.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», органы местного самоуправления имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории поселения.
Согласно ст.22.2 Закона Тюменской области от 08.12.2015 № 135, органы местного самоуправления муниципальных образований, наделяются государственным полномочием по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев в части отлова животных без владельцев, в том числе их транспортировки и немедленной передачи в приюты для животных.
Постановлением Правительства Тюменской области от 21.01.2022 №5-п утвержден Порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в Тюменской области. Согласно п.2 ч.1.2 ст.1 Порядка, указанный порядок разработан в целях предотвращения причинения вреда здоровью, и (или) имуществу граждан.
Согласно ст.4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», целями государственной политики в интересах детей являются, в том числе, защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное, нравственное развитие.
Подпунктом 5 п.1 Распоряжения от 31.01.2020 № 85 ро «О внесении изменений в распоряжение Администрации Тюменского муниципального района от 18.11.2019 № 1255 ро», обязанность по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев возложена на Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации Тюменского муниципального района с 01.01.2020.
Статьей 1064 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В силу ст. 151 Гражданского Кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно ст.1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При определении размера компенсации должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Изучив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд полагает, что в ходе судебного разбирательства нашел подтверждение факт ненадлежащего исполнения Управлением ЖКХ администрации Тюменского муниципального района обязанности по обеспечению безопасности людей от воздействия безнадзорных животных.
Поскольку ООО «ЛесПаркХоз» не наделено полномочиями по отлову и транспортировке животных без владельцев на территории Тюменского муниципального района, а лишь осуществляет услуги по передержке безнадзорных животных, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований ООО «ЛесПаркХоз».
На основании вышеуказанных положений действующего гражданского законодательства, исходя из того, что укус собаки, безусловно, повлек для несовершеннолетнего физические и нравственные страдания, выразившиеся в страхе, физической боли, психологических последствиях травмы, с учетом возраста несовершеннолетнего, степени вины ответчика, суд считает возможным взыскать с ответчика Управления ЖКХ администрации Тюменского муниципального района в пользу несовершеннолетнего Баргадаева Д.Д., в лице его законного представителя Чикишевой Т.А., компенсацию морального вреда в размере 15000 рублей.
Руководствуясь ст.45, 56, 194-199 ГПК РФ, ст.151, 1101 ГК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Тюменского района в интересах несовершеннолетнего ФИО20 к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации Тюменского муниципального района – удовлетворить.
Взыскать с Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Тюменского муниципального района (ИНН №) в пользу ФИО21, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в лице законного представителя Чикишевой Татьяны Александровны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт гражданина РФ №) компенсацию морального вреда в сумме 15000 рублей.
В удовлетворении исковых требований прокурора Тюменского района в интересах несовершеннолетнего ФИО22 к МКУ «ЛесПаркХоз» о взыскании компенсации морального вреда – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд через Тюменский районный суд в течение 1 месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Судья (подпись) Хромова С.А.
Мотивированное решение изготовлено судом 28.11.2024
Подлинник решения хранится в гражданском деле № 2-3795/2024 в Тюменском районном суде Тюменской области.
Решение не вступило в законную силу.
Копия верна.
Судья Хромова С.А.