Дело № 2-50/2024
УИД 21RS0017-01-2024-001149-10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
3 октября 2024 года |
г. Шумерля |
Шумерлинский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Юрковец М.А.,
при секретаре Махмутовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по исковому заявлению Николаева Ильи Васильевича к администрации Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики о надлежащем обустройстве водоотведения, восстановлении беспрепятственного проезда,
установил:
Николаев И.В. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики о надлежащем обустройстве водоотведения, восстановлении беспрепятственного проезда.
Исковое заявление мотивировано следующим: истцу на праве собственности принадлежит ? доля в праве общей долевой собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: ......................... В период весны-лето 2021 года бы проведен ремонт автомобильной дороги по ......................... В ходе проведения ремонта дороги под дорогой, в сторону земельного участка истца, была проложена водопропускная труба; перед воротами для въезда на земельный участок истца была вырыта открытая дренажная канава. В результате чего, в период ливневых дождей и весеннего таяния снега вода с верхней части ........................ стала стекаться и задерживаться в дренажной канаве, расположенной возле земельного участка истца. Поскольку дренажная канава не имеет дальнейшего стока, сточные воды стали разливаться на земельный участок истца, подтапливая его. Кроме того, данная дренажная канава создает препятствия для проезда с ........................ к земельному участку истца.
С учётом уточнения исковых требований просит:
возложить на ответчика обязанность обустроить систему водоотведения по ........................ для предотвращения подтопления сточными водами земельного участка с кадастровым номером № ___________, находящегося по адресу: ........................, в период активного весеннего таяния снега и обильных дождей, с проведением следующих работ:
в продольной дренажной канаве, расположенной на ........................ Чувашской Республики, напротив земельного участка с кадастровым номером № ___________, общей площадью _____________ кв.м., расположенного по адресу: ........................, установить дренирующий слой согласно п. 4.3 ГОСТ Р 59611-2021 «Дороги автомобильные общего пользования. Система водоотвода. Требования к проектированию»;
водопропускную трубу под автомобильной дорогой местного значения, расположенную на ........................, напротив жилого дома, находящегося по адресу: ........................, оснастить оголовком с лотком со стороны земельного участка с кадастровым номером № ___________, общей площадью 4026 кв.м., расположенного по адресу: ........................, согласно требованиям п. 3.8.2, п. 3.8.6 ГОСТ 32871-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Трубы дорожные водопропускные. Технические требования»;
водоотводящие боковые кюветы (продольные канавы) вдоль ........................ выполнить с продольным уклоном в соответствии с нормами п. 7.59 СП 34.13330.21 «Автомобильные дороги» и с соблюдением требований п. 7.30 ГОСТ 33100-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Правила проектирования автомобильных дорог», п. 4.2., п. 4.3, п. 4.4, п. 6.2 ГОСТ Р 59611-2021 «дороги автомобильные общего пользования. Система водоотвода. Требования к проектированию».
возложить на ответчика обязанность обустроить проезд через дренажную канаву, расположенную на ........................, напротив земельного участка с кадастровым номером № ___________, общей площадью _____________ кв.м., расположенного по адресу: ........................, к земельному участку, с кадастровым номером № ___________, общей площадью _____________ кв.м., расположенного по адресу: ........................, с устройством моста или дренажной трубы с насыпью напротив распашной секции забора.
взыскать с ответчика в пользу истца расходы за проведение судебной строительно-технической экспертизы в размере 68 000 руб.; расходы по оплате комиссии ПАО Сбербанк в размере 2 040 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Определением суда от "___" ___________ г. (протокольная форма) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФИО10, ФИО11
Определением суда от "___" ___________ г. (протокольная форма) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Общество с ограниченной ответственностью «Дорожная передвижная механизированная колонна «Шумерлинская».
Истец Николаев И.В., его представитель ФИО12 в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме и просили их удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики – Пыринова И.Н. в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме по основаниям, изложенным в отзыве.
Из представленного отзыва на исковое заявление следует, что Администрация Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики исковые требования не признает по следующим основаниям. Полагает, что истцом не представлено доказательств систематического подтопления земельного участка в результате отсутствия системы водоотвода дождевых и талых вод. Указывает, что к заключению эксперта № ___________ от "___" ___________ г. Автономной некоммерческой организации «Негосударственный экспертный центр» следует отнестись критически, поскольку выводы эксперта основаны на неверном применении ГОСТов и Сводов правил и носят вероятностный характер. Полагает, что вывод эксперта о том, что причиной подтопления является отсутствие надлежащих водоотводящих устройств вдоль ........................, а именно боковых кюветов, выполненных в соответствии с техническими требованиями п. 7.30 ГОСТ 33100-2014, п. 7.59 СП 34.13330.2021. Свод правил. Автомобильные дороги, п.п. 4.2., 4.3., 4.4. ГОСТ Р 59611-2021 является неверным, поскольку область применения перечисленных Свода правил и Стандартов иная. Соответственно требование истца об устройстве водоотводящих боковых кюветов (продольных канав) вдоль ........................ в соответствии с указанными нормами необоснованно. Требование истца о том, чтобы водопропускную трубу под автомобильной дорогой местного значения, расположенную на ........................ оснастить оголовком с лотком со стороны земельного участка согласно требованиям п. 3.8.2, п. 3.8.6. ГОСТ 32871-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Трубы дорожные водопропускные. Технические требования» поскольку водопропускная труба укладывалась с целью отведения вод и недопущения разрушения насыпи автомобильной дороги, не предназначена для отвода вод с прилегающей к дороге территории. Требования истца, основанные на заключении эксперта, о том, чтобы в продольной дренажной канаве, расположенной на ........................, напротив земельного участка установить дренирующий слой согласно п. 4.3 ГОСТ Р 59611-2021 «Дороги автомобильные общего пользования. Система водоотвода. Требования к проектированию не состоятельны, поскольку данный стандарт не распространяется на автомобильные дороги в населенных пунктах. Требование истца обустроить проезд через дренажную канаву – к полномочиям органа местного самоуправления строительство съезда с автомобильной дороги к земельному участку, не являющемуся объектом дорожного сервиса, законом не отнесено. Расходы на строительство примыканий (съездов) несут лица, в интересах которых осуществляется строительство примыканий.
Третьи лица, ФИО10, ФИО11, в судебном заседании исковые требования истца поддержали, просили их удовлетворить.
Третье лицо, Общество с ограниченной ответственностью «Дорожная передвижная механизированная колонна «Шумерлинская» обеспечило явку своего представителя – директора ООО «Дорожная передвижная механизированная колонна «Шумерлинская» ФИО9 ФИО9 в судебном заседании просил в удовлетворении исковых требований отказать. Дополнительно пояснил, что обустройство подходов к своим жилым домам и земельным участкам через водоотводные кюветы канавы вдоль автодорог во всех сельских населенных пунктах возлагается на самих жильцов. Данный вид работ в объектную смету не включается. Дорожные работы на объекте «Ремонт дороги по ........................ выполнены в соответствии с условиями и техническим заданием муниципального контракта № ___________-_86431 от "___" ___________ г.. Водопропускная труба в сторону участка истца была проложена согласно решения общего собрания инициативной группы. Замечания к выполненным работам со стороны контрольно-счетной палаты Чувашской Республики, Шумерлинской межрайонной прокуратуры остутствуют.
Выслушав пояснения участников судебного заседания, исследовав представленные в суд письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Из принципов приоритета прав и свобод человека и гражданина, недопустимости злоупотребления правами (части 1 и 3 статьи 17 и статья 18 Конституции Российской Федерации) следует, что органам публичной власти, их должностным лицам запрещается обременять физических или юридических лиц обязанностями, отказывать в предоставлении им какого-либо права лишь с целью удовлетворения формальных требований, если соответствующее решение, действие может быть принято, совершено без их соблюдения, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту – Федеральный закон № 196-ФЗ) обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Задачами указанного Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Согласно статье 24 Федерального закона № 196-ФЗ граждане имеют право на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации.
Из положений статьи 12 Федерального закона № 196-ФЗ следует, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Федеральный закон от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 257-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации.
В силу статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ:
автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (пункт 1);
дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (пункт 6);
содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12).
Из положений статьи 5 Федерального закона № 257-ФЗ следует, что автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги (часть 1).
Частью 10 статьи 6 Федерального закона № 257-ФЗ предусмотрено, что к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.
В силу пункта 1 статьи 209 и пункта 1 статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, и он несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 131-ФЗ), части 1 статьи 13 Федерального закона № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, осуществление иных полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
Владельцем автомобильных дорог признается местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наряду с другими субъектами, указанными в пункте 7 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ.
Состав и виды работ при содержании автомобильных дорог (далее - дорожные работы) установлены Классификатором работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 ноября 2012 года № 402.
На основании подпункта «а» пункта 6 раздела IV указанного Классификатора, в состав работ по содержанию автомобильных дорог входит поддержание элементов системы водоотвода в чистоте и порядке (в том числе прочистка, профилирование, укрепление стенок и дна кюветов и водоотводных канав, устранение дефектов их укреплений, прочистка и устранение мелких повреждений ливневой канализации, дренажных устройств, быстротоков, водобойных колодцев, перепадов, лотков, подводящих и отводящих русел у труб и мостов).
Пунктом 2 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что на земельные участки в границах территорий общего пользования не распространяется действие градостроительного регламента. Земельные участки общего пользования, занятые, в частности, улицами, проездами, автомобильными дорогами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В соответствии с пунктом 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации под дорогой понимается обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Федеральным законом № 131-ФЗ установлено, что правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования, могут регулировать вопросы содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; организации стоков ливневых вод; уборки территории муниципального образования, в том числе в зимний период (часть 1, пункты 1, 11 части 2 статьи 45.1).
Как следует из части 1 статьи 132 Конституции Российской, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Согласно части 1 статьи 37 Устава Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики, принятого решением Собрания депутатов Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики от "___" ___________ г. № ___________, Администрация Шумерлинского муниципального округа - орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительно - распорядительные полномочия по решению вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Чувашской Республики.
К вопросам местного значения Шумерлинского муниципального округа относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Шумерлинского муниципального округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах Шумерлинского муниципального округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 6 статьи 7 Устава).
В соответствии со статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Из материалов дела следует, что истцу на праве долевой собственности (доля в прав -1/2) принадлежит земельный участок с кадастровым номером № ___________, общей площадью _____________ кв. м., расположенный по адресу: ......................... Другими собственниками указанного земельного участка являются ФИО11 – доля в праве ?, ФИО10 – доля в праве ?. (№ ___________).
Одна граница указанного земельного участка примыкает к ........................, вторая противоположная – к ......................... Одна секция забора, вдоль ........................, распашная. Левее от места въезда на земельный участок истца, под дорогой уложена водопропускная труба, створ которой смотрит на территорию земельного участка. Перед трубой имеется неглубокая канава. С правой стороны от въезда на земельный участок истца, также имеется канава вдоль обочины дороги. (№ ___________).
Автомобильная дорога по ........................ является дорогой общего пользования местного значения, находится в собственности администрации Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики, протяжённость 1,601 км. (№ ___________).
Ремонт автомобильной дороги по ........................ осуществлялся в 2021 году, были проведены работы: по устройству подстилающих и выравнивающих слоев оснований из песка, устройству щебеночного покрытия, устройству обочин, укладки труб. (№ ___________).
При этом в техническом задании не указаны места закладки труб под дорогой, данный вопрос был решен на общем собрании жителей ........................ д. Шумерля. Протоколом общего собрания жителей от "___" ___________ г. было решено проложить трубы по уже сложившемуся их местоположению, где проходила вода ранее через улицу естественным путем: возле ........................, возле ........................, возле ........................, возле ........................ возле пруда около мусорных контейнеров. (№ ___________).
Определением Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от "___" ___________ г. назначена судебная строительно-техническая экспертиза. Производство экспертизы поручено Автономной некоммерческой организации «Негосударственный экспертный центр» (далее – АНО «НЭЦ»).
Согласно заключению эксперта АНО «НЭЦ» № ___________ от "___" ___________ г. причинами подтопления сточными водами земельного участка с кадастровым номером № ___________, расположенного по адресу: ........................, в периоды активного весеннего таяния снега и обильных дождей, является отсутствие надлежащих водоотводящих устройств вдоль ........................, а именно боковых кюветов. Водопропускная труба под автомобильной дорогой и дренажная канава, расположенные на ........................ д. Шумерля Чувашской Республики, напротив земельного участка с кадастровым номером № ___________, являются одной из причин подтопления данного земельного участка сточными водами в периоды таяния снега и обильных дождей. (№ ___________).
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений.
Ответчик, не соглашаясь с результатами экспертизы, ходатайство о назначении дополнительной экспертизы не заявлял.
При отсутствии иных доказательств, опровергающих данные выводы, имеющиеся в заключении эксперта, выполненном АНО «НЭЦ» № ___________ от "___" ___________ г., учитывая что экспертиза проведена в соответствии с нормативными, методическими и другими документами, утвержденными в установленном порядке, суд считает необходимым принять заключение эксперта в указанной части за основу.
В соответствии с пунктом 7.29 ГОСТ 33100-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Правила проектирования автомобильных дорог, введенного в действие Приказом Росстандарта от "___" ___________ г. № ___________-ст (далее по тексту – ГОСТ 33100-2014) система дорожного водоотвода представляет собой ряд сооружений и конструктивных мероприятий, предназначенных для отвода поверхностных и подземных (грунтовых) вод и обеспечения устойчивости земляного полотна и дорожной одежды.
Согласно пункту 7.30 ГОСТ 33100-2014 для отвода поверхностных вод и защиты от них необходимо предусматривать, в том числе, боковые канавы (кюветы), отводящие дождевые воды с поверхности дороги и прилегающей к ней территории; водоотводящие канавы для выпуска воды из кюветов или находящихся около дороги котлованов.
Пунктом 10.11 СП Улицы и дороги населенных пунктов. Правила градостроительного проектирования, утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 01 августа 2018 года № 474/пр, предусмотрено, что организация системы отвода поверхностного стока с улиц и дорог должна соответствовать требованиям пункта 13.3 СП 42.13330.2016.
Из пункта 13.3 СП 42.13330.2016 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89, утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2016 года № 1034/пр (в редакции, действовавшей до внесения изменений, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 9 июня 2022 года № 473/пр) следует, что в районах одноэтажной и двухэтажной застройки и сельских поселениях допускалось применение открытых водоотводящих устройств-канав, кюветов, лотков.
Согласно редакции пункта 13.3, введенной в действие приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 6 июня 2022 года № 473/пр, с 10 июля 2022 года отвод поверхностных вод следует осуществлять со всего бассейна (стоки в водоемы, водостоки, овраги и т.п.) в соответствии с СП 32.13330 предусматривая дождевую канализацию согласно пункта 12.11а с предварительной очисткой стока (при необходимости) по ГОСТ Р 59205.
Положениями пункта 12.11а СП 42.13330.2016 определено, что на территории городских и сельских населенных пунктов следует применять преимущественно закрытую систему водоотведения. Применение открытой системы водоотведения допускается в районах малоэтажного строительства вдоль улиц и дорог городских населенных пунктов. Открытая дождевая канализация состоит из лотков и канав разного размера с искусственной или естественной одеждой и выпусков упрощенных конструкций.
Согласно пункту 3.1 ГОСТ 32871-2014 Дороги автомобильные общего пользования «Трубы дорожные водопропускные» водопропускная труба - это инженерное сооружение, укладываемое в теле насыпи автомобильной дороги для пропуска водного потока.
Анализ указанных строительных норм и правил, ГОСТ, а также имеющиеся в материалах дела доказательства, позволяет суду прийти к выводу о том, что на момент ремонта автомобильной дороги и далее в период её эксплуатации до даты подачи искового заявления и рассмотрения настоящего дела, Администрацией муниципального образования не надлежащим образом проводятся мероприятия по содержанию водоотводных канав, которые находятся в ненадлежащем состоянии, что приводит к подтоплению земельного участка истца в период схода талых вод, таяния снежного покрова, дождевых осадков, последние не несут функцию водоотведения от автомобильной дороги, соответственно не отвечают требованиям безопасности эксплуатации автомобильной дороги и нарушают права истца по пользованию земельного участка.
Утверждения ответчика о том, что водоотведение с территорий, прилагающих к индивидуальным жилым домам, должно осуществляться их собственниками, подлежит отклонению, поскольку из материалов дела видно, что подтопление земельного участка истца обусловлено ненадлежащей организацией водоотведения с прилегающих земель общего пользования.
Кроме того, вне зависимости от причин затопления, происходящих в районе ........................ д. ........................, ответчик должен принять меры, направленные на организацию и обеспечение надлежащего водоотведения на данном участке территории с целью обеспечения благоприятной и комфортной среды проживания. Данные действия отнесены к вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, решение которого осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в пределах своих полномочий.
Между тем, Администрацией не предоставлены доказательства принятия мер и выполнения конкретных действий, направленных на организацию водоотведения на спорном участке, которые являются достаточными и эффективными для устранения возникшей проблемы.
Согласно заключению эксперта АНО «НЭЦ» № ___________ от "___" ___________ г. для того чтобы предотвратить подтопление земельного участка, расположенного по адресу: ........................, в периоды активного весеннего таяния снега и обильных дождей необходимо:
в дренажной канаве установить дренирующий слой согласно п. 4.3 ГОСТ Р 59611-2021 Дороги автомобильные общего пользования. Система водоотвода;
оснастить водопропускную трубу согласно требованиям п. 3.8.2, п. 3.8.6 ГОСТ 32871-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Трубы дорожные водопропускные. Технические требования», входным оголовком и лотком;
водоотводящие боковые кюветы выполнить с уклоном согласно п. 7.59 СП 34.13330.2021 Автомобильные дороги.
При этом заслуживают внимания доводы ответчика о том, что ГОСТ Р 59611-2021 Дороги автомобильные общего пользования. Система водоотвода и СП 34.13330.2021 Автомобильные дороги имеют иную область применения.
Согласно ГОСТ Р 59611-2021 данный стандарт распространяется на автомобильные дороги общего пользования и устанавливает требования к проектированию системы поверхностного и подземного водоотвода при их строительстве, реконструкции, капитальном ремонте. При этом, данный стандарт не распространяется на автомобильные дороги в населенных пунктах, автомобильные дороги в вечномерзлых грунтах, автомобильные дороги с низкой интенсивностью движения.
Из СП 34.13330.2021 Автомобильные дороги следует, что данный свод правил устанавливает нормы проектирования на вновь строящиеся, реконструируемые и капитально ремонтируемые автомобильные дороги общего пользования, расположенные вне границ населенных пунктов. Требования данного свода правил не распространяются на городские улицы и дороги, улицы и дороги сельских поселений, временные дороги, парковые дороги, дороги промышленных предприятий и автозимники.
Определяя способ защиты нарушенного права, суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность привести в соответствии с требованиями законодательства систему водоотведения по ........................ для предотвращения подтопления сточными водами земельного участка с кадастровым номером ........................, находящегося по адресу: ........................, в период активного весеннего таяния снега и обильных дождей.
В ходе рассмотрения дела со стороны Администрации не предоставлено относимых и допустимых доказательств, опровергающих предъявленные к ней требования со стороны истца о возложении обязанности обустроить систему водоотведения по ........................ для предотвращения подтопления сточными водами земельного участка с кадастровым номером № ___________, находящегося по адресу: ........................, в период активного весеннего таяния снега и обильных дождей, напротив совокупностью доказательств подтверждена законность предъявленных требований, которые подлежат удовлетворению.
Рассматривая требование истца о возложении на ответчика обязанность обустроить проезд через дренажную канаву, расположенную на ........................, напротив земельного участка с кадастровым номером № ___________. Суд приходит к следующему.
Подпунктом 4 пункта 7.5 Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром 17 февраля 2003 года, предусматривается, что в зависимости от целевого назначения и разрешенного использования земельный участок в обязательном порядке обеспечивается доступом - в виде прохода (шириной не менее 1 м) или проезда (шириной не менее 3,5 м). Земельный участок, на котором имеются капитальные строения или право на их возведение, обеспечивается проездом. Доступ к участку обеспечивается как за счет земель общего пользования, так и за счет территории иных земельных участков путем установления частного сервитута.
В пункте 12 Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утв. Приказом Росреестра от 4 августа 2021 года N П/0336, указано, что земельный участок считается обеспеченным подъездными путями в случае, если к какой-либо из его границ подходят подъездные пути, предоставляя возможность въезда на этот земельный участок.
Согласно заключению эксперта АНО «НЭЦ» № ___________ от "___" ___________ г. технические препятствия для проезда с автомобильной дороги по ........................, к земельному участку и задней части жилого дома, расположенного по адресу: ........................, имеются в части разности уровня автомобильной дороги и земельного участка.
В исследовательской части экспертного заключения (стр. 12-13) указано, что ограждение земельного участка с кадастровым номером № ___________, вдоль ........................, выполнено из металлических секций с креплением к железным столбам. Одна секция забора – распашная. Левее от места въезда на земельный участок истца, под дорогой уложена асбестоцементная труба диаметром 0,3 м. Перед трубой имеется неглубокая канава длиной около 2-х метров. С правой стороны от въезда на земельный участок истца также имеется канава вдоль обочины дороги. Дорожное полотно ........................, на исследуемом участке дороги, выше уровня прилегающего участка вдоль дороги по обеим сторонам, в том числе земельного участка домовладения № ___________, что создает определенные трудности для въезда на участок, других механических препятствий для въезда нет. (№ ___________).
Из представленных суду фотографий, как сделанных экспертом (№ ___________), так и представленных ответчиком (№ ___________) усматривается, что перед распашной секцией забора земельного участка истца, со стороны ........................, препятствий для въезда не земельный участок в виде канавы не имеется.
Таким образом, требование истца о возложении на ответчика обязанности обустроить проезд через дренажную канаву, расположенную на ........................, напротив земельного участка с кадастровым номером № ___________ удовлетворению не подлежит.
Ввиду удовлетворения заявленного требования в части возложения обязанности привести в соответствии с требованиями законодательства систему водоотведения по ........................, суд полагает, что исполнение указанных судом обязанностей не ограничивает орган местного самоуправления в выборе того или иного способа с учетом целесообразности и эффективности конкретных мероприятий, их стоимости, в пределах срока исполнения, тем самым не ограничивает права Администрации.
В силу части 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Устанавливая срок для исполнения, суд исходит из принципов разумности и справедливости, из объема необходимых работ, времени, необходимого для внесения изменений в бюджет муниципального образования, положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также с учетом существа разрешенных требований, направленных на устранение нарушений в сфере безопасности дорожного движения, прав граждан на использования своего имущества по целевому назначению, а также длительности рассмотрения настоящего спора.
При возникновении исключительных обстоятельств, объективно препятствующих своевременному исполнению судебного акта, ответчик вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в данной статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В соответствии с частью 1 статьи 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно статье 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам, расходы на оплату услуг представителей, другие признанные судом необходимыми расходы.
Истцом понесены расходы по оплате судебной строительно-технической экспертизы в размере 68 000 рублей (л.д. № ___________)
Истцом при подаче иска была уплачена государственная пошлина в размере 600 руб. (л.д. № ___________). Вместе с тем, с учётом уточнения исковых требований истец просит взыскать с ответчика 300 руб.
Требование о взыскании комиссии ПАО Сбербанк в размере 2 040 рублей удовлетворению не подлежит.
С учётом того, что исковые требования истца удовлетворены частично, в пользу истца с ответчика подлежат возмещению судебные расходы в размере 34 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковое заявление Николаева Ильи Васильевича удовлетворить частично.
Возложить на администрацию Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики (ИНН 2118003320, ОГРН 1212100009330) обязанность в течение 10 (десяти) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести в соответствии с требованиями законодательства систему водоотведения по ........................ для предотвращения подтопления сточными водами земельного участка с кадастровым номером № ___________, находящегося по адресу: ........................, в период активного весеннего таяния снега и обильных дождей
Взыскать с администрацию Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики (ИНН 2118003320, ОГРН 1212100009330)в пользу Николаева Ильи Васильевича, "___" ___________ г. года рождения (паспорт серии № ___________ № ___________ выдан "___" ___________ г. _____________) судебные расходы в размере 34 300 (тридцать четыре тысячи триста) рублей, в том числе:
расходы за проведение судебной строительно-технической экспертизы в размере 34 000 руб.;
расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В удовлетворении исковых требований в остальной части – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия, путем подачи апелляционной жалобы через Шумерлинский районный суд Чувашской Республики.
Решение в окончательной форме изготовлено 14 октября 2024 года.
Председательствующий: