Решение по делу № 12-39/2022 от 26.01.2022

Дело

                                                РЕШЕНИЕ

15 апреля 2022 года                                                   <адрес>

Судья Ессентукского городского суда <адрес> ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО2 на постановление государственного инспектора РФ по Северо-Кавказскому федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ в-21-001-2021-в/А/Ф-98/5 и предписание в-21-001-2021-в/А/Ф-98-6,

                                           УСТАНОВИЛ:

         ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по <адрес> Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1 вынесены:

-постановление в-21-001-2021-в/А/Ф-98/5, которым АО «КМКР» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.8.46 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000руб.;

-представление в-21-001-2021-в/А/Ф-98/6 об устранении причин и условий способствующих совершению вышеуказанного административного правонарушения-на основании обстоятельств, отраженных в постановлении.

Не согласившись с указанным постановлением о назначении административного наказания представлением, представитель, исполняющий обязанности директора АО «Кавминкурортресурсы» ФИО2 обратился в Ессентукский городской суд <адрес> с жалобой.

           В обосновании жалобы указывает, что ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по <адрес> Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1 вынесены: -постановление в-21-001-2021-в/А/Ф-98/5, которым АО «КМКР» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.8.46 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000руб.; -представление в-21-001-2021-в/А/Ф-98/6 об устранении причин и условий способствующих совершению вышеуказанного административного правонарушения-на основании обстоятельств, отраженных в постановлении. Учитывая, что Представление вынесено на основании обстоятельств, отраженных в Постановлении, данное Представление может быть обжаловано вместе с Постановлением (Постановление ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ -АД17-3). Не выполнена обязанность по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (участки недр - Бештаугорское месторождение подземных минеральных вод, Ессентукское месторождение, Пятигорское месторождение, Железноводское месторождение, Кисловодское месторождение, Тамбуканское месторождение). Объекты, расположенные на лицензионных участках месторождений Ессентукского месторождения, Пятигорского месторождения, Железноводского месторождения, Кисловодского месторождения минеральных вод, Тамбуканского месторождения лечебных грязей поставлены на учет как: - Ессентукский эксплуатационный участок (Код П);- Кисловодский эксплуатационный участок (Код П); - Железноводский эксплуатационный участок (Код П); - Пятигорский эксплуатационный участок (Код П); - Тамбуканский эксплуатационный участок (Код П); - Производственная база (Код П), включены в заявки о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. В результате получены свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ № АО1GPB7P на объект Тамбуканский эксплуатационный участок грязедобычи с код П, от ДД.ММ.ГГГГ №АОVНМ069 на объект Ессентукский эксплуатационный участок с код П, от ДД.ММ.ГГГГ №АО1FPBXH на объект Пятигорский эксплуатационный участок с код П, от ДД.ММ.ГГГГ №CCHGPC92 на объект Железноводский эксплуатационный участок с код П, от ДД.ММ.ГГГГ №А01HPD7U на объект Кисловодский эксплуатационный участок с код П. Согласно статье 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 219-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ в течение двух лет юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду. Данные обязательства выполнены АО «КМКР» в полном объеме в 2016 г., с учетом положений приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью», приказа Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ «Об исполнении постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 572», Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий». Кроме того, при постановке на учет объектов, оказывающих НВОС, месторождения грязи не рассматривалось, так как месторождение Тамбуканской лечебной грязи находится на территории двух субъектов РФ КБР и <адрес> АО «КМКР» осуществляет деятельность на территории <адрес> на месторождении со стороны КБР ООО "Бивитекс" приняло участие и выиграло аукцион на право пользование биоресурсами озера Тамбукан с прилегающими земельными территориями. (Лицензия на право пользование недрами, на геологическое изучение с последующей добычей лечебных грязей озера Большой Тамбукан от ДД.ММ.ГГГГ на срок до ДД.ММ.ГГГГ.) К объектам НВОС отнесены подразделения АО «КМКР» - эксплуатационные участки, осуществляющие деятельность на конкретных производственных объектах, которые расположены на территории одного или нескольких муниципальных образований. Соответственно, каждое месторождение обслуживает определенное структурное подразделение - эксплуатационный участок АО «КМКР». Также необходимо обратить внимание на следующее: В Постановлении и Представлении указано, что не выполнена обязанность по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (участки недр- Бештаугорское месторождение подземных минеральных вод, Ессентукское месторождение, Пятигорское месторождение, Железноводское месторождение, Кисловодское месторождение, Тамбуканское месторождение. Участок недр - геометризованный блок недр с определенными в установленном порядке пространственными границами (ст. 7 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2395-1 «О недрах»).В соответствии с п. 1 ст. 69.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица должны поставить на государственный учет именно те объекты, на которых они осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность и которые оказывают НВОС. Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду - объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков. При этом земельные участки к объектам НВОС не относятся (ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»). Присвоение объекту, оказывающему НВОС, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет. Негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды (ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).Качество окружающей среды - состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью (ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).При заполнении заявки о постановке объекта, оказывающего НВОС, на государственный учет указываются «сведения о воздействии объекта на окружающую среду». Минприроды России определены конкретные источники воздействия: 1) сведения о стационарных источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; 2) сведения о количестве и составе выбросов в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов;       3) сведения о выпусках и сбросах сточных вод;4) сведения о размещении отходов производства и потребления. Участок недр, как геометризованный блок недр, не может физически иметь перечисленные источники воздействия. Перечисленные источники воздействия присущи объектам капитального строительства, производственным территориями, линейным объектам и т.<адрес> недра вместе с почвой, атмосферным воздухом, растительным миром и т.д. относятся к компонентам природной среды (ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»), на которые оказывается воздействие со стороны природопользователей и являются объектами охраны окружающей среды. Поэтому они не являются объектами, оказывающим НВОС.    Пункт 4 статьи 4.2 Закона N 7-ФЗ устанавливает, что присвоение объекту НВОС соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов НВОС. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте НВОС. Пунктом 6 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований для актуализации, а именно:- замена юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС, реорганизация юридического лица в форме преобразования, изменение его наименования, адреса (места нахождения), а также изменение фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;- изменение места нахождения объекта НВОС;- изменение характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;- изменение характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.

Просит: постановление в-21-001-2021-в/А/Ф-98/5, которым АО «КМКР» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.8.46 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000руб. признать незаконным и отменить полностью.

- признать незаконным и отменить полностью - представление в-21-001-2021-в/А/Ф-98/6 об устранении причин и условий способствующих совершению вышеуказанного административного правонарушения-на основании обстоятельств, отраженных в постановлении,.

    В судебное заседание участвующие в деле лица не явились.

    Суд считает возможным рассмотреть жалобу ФИО2 на постановление государственного инспектора РФ по Северо-Кавказскому федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ в-21-001-2021-в/А/Ф-98/5 и предписание в-21-001-2021-в/А/Ф-98-6,в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив дело об административном правонарушении, доводы рассматриваемой жалобы, суд приходит к следующему.

          Согласно ст. 24.1. КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В силу ч. 3 ст. 30.6 КРФ об АП, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Статьей 8.46 КРФ об АП предусмотрена административная ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений.

В соответствие со статьей 69.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

Форма заявки о постановке на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 3 статьи 4.2 Закона № 7-ФЗ критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 6 Раздела III Постановления Правительства от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду к объектам I, II, III и IV категории» установлено, что к III категории относится осуществление на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности на участках недр, предоставленных в пользование в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах", не указанной в I, II и IV разделах настоящего документа.

Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» дано определение понятию «Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду» - объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

Как следует из материалов дела при проведении внеплановой выездной проверки в Акте проверки Акционерного общества «Кавминкурортресурсы» от ДД.ММ.ГГГГ у юридического лица установлено наличие разрешительной и иной документации, в том числе Свидетельства о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду по Ессентукскому, Пятигорскому, Кисловодскому, Железноводскому, Тамбуканскому эксплуатационным участкам.

Лицензии на пользование недрами с целевыми назначениями и видами работ для добычи минеральных вод на Ессентукском, Пятигорском, Кисловодском, Железноводском месторождениях минеральных вод, с целевым назначением и видами работ для добычи лечебной грязи на месторождении озера Тамбукан для бальнеотерапевтического применения. Также в ходе проведения проверки установлено, что в рамках анализа сведений, содержащихся в заявках о постановке на государственный учет объектов негативного воздействия на окружающую среду (объекты НВОС):

Ессентукский эксплуатационный участок, код объекта НВОС П, категория объекта III, категория риска средняя;

Пятигорский эксплуатационный участок, код объекта НВОС П, категория объекта III, категория риска средняя;

Кисловодский эксплуатационный участок, код объекта НВОС П, категория объекта III, категория риска средняя;

Железноводский эксплуатационный участок, код объекта НВОС П, категория объекта III, категория риска средняя;

Тамбуканский эксплуатационный участок, код объекта НВОС П, категория объекта IV, категория риска низкая;

Установлено, что АО «КМКР» не обеспечено внесение в установленную форму сведений о хозяйственной и иной деятельности на участках недр, предоставленных в пользование обществу в соответствии с Законом РФ «О недрах». При этом не обенспечена постановка на государственный учет объекта НВОС – Бештаугорское месторождение подземных минеральных вод.

Постановлением в-21-001-2021-в/А/Ф-98/5 вынесенным ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 которым должностное лицо – исполнительный директор АО «КМКР» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.46 КоАП РФ установлено, что АО «КМКР» не обеспечено внесение в установленную форму сведений о хозяйственной и иной деятельности на участках недр, предоставленных в пользование обществу в соответствии с законом РФ «О недрах».

Вывод старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 о необходимости постановки на государственный учет объектов – Бештаугорского, Ессентукского, Пятигорского, Железноводского, Кисловодского месторождений минеральных вод, Тамбуканского месторождения лечебной грязи основан на неверном толковании норм права.

Обстоятельства совершения исполнительным директором АО «КМКР» ФИО2 административного правонарушения собранными по делу доказательствами, в том числе актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ -в/А, фототаблицей, технологическими схемами, лицензиями на пользование недрами СТВ 01241 МЭ от ДД.ММ.ГГГГ, СТВ 01249 МЭ от ДД.ММ.ГГГГ, СТВ 01246 МЭ от ДД.ММ.ГГГГ, СТВ 01242 МЭ от ДД.ММ.ГГГГ, СТВ 01243 МЭ от ДД.ММ.ГГГГ, СТВ 01248 МЭ от ДД.ММ.ГГГГ и иными документами проверки не подтверждены.

Представление в-21-001-2021-в/А/Ф-98/6 от ДД.ММ.ГГГГ об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения на основании обстоятельств, отраженных в постановлении в-21-001-2021-в/А/Ф-98/5 от ДД.ММ.ГГГГ является для АО «КМКР» неисполнимым в силу невозможности постановки на государственный учет участков недр Бештаугорского, Ессентукского, Пятигорского, Железноводского, Кисловодского месторождений минеральных вод, Тамбуканского месторождения лечебной грязи в границах определенных лицензиями как объектов НВОС, поскольку недра, в соответствии со ст. 1 Закона № 7-ФЗ относятся к компонентам природной среды, на которые оказывается воздействие со стороны природопользователей, являются объектами охраны окружающей среды и не являются объектами, оказывающими НВОС.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 названного кодекса, составляет один год.

В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5 разъяснено, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).

При этом согласно части 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при длящемся административном правонарушении (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей, сроки, предусмотренные частью 1 этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Невыполнение предусмотренной правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Согласно приведенной выше диспозиции статьи 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотренная данной нормой административная ответственность наступает, в частности, за невыполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, выражающееся в бездействии, либо за сам факт подачи такой заявки за пределами установленных законодательством сроков, то есть за несвоевременное выполнение предусмотренной законом обязанности.

При этом невыполнение обязанности к установленному сроку не тождественно несвоевременному ее выполнению. В первом случае административная ответственность наступает в связи с невыполнением обязанности, неподачей заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и административное правонарушение считается оконченным по истечении установленного законодательством срока. Во втором случае административное правонарушение будет считаться оконченным в результате действий привлекаемого лица, связанных с подачей указанной заявки за пределами срока, установленного законом.

Данный правовой подход сформулирован Верховным Судом Российской Федерации в постановлениях от ДД.ММ.ГГГГ N 5-АД19-21 и от ДД.ММ.ГГГГ N 5-АД19-23.

Таким образом, противоправное деяние, выразившееся в несвоевременной подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, начинается с момента соответствующего бездействия и оканчивается вследствие действий допустившего его лица, направленных на прекращение противоправного деяния, или наступления событий, препятствующих его совершению (например, выявление противоправного деяния).

Установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за несвоевременную подачу заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, начинает исчисляться с даты, когда подана эта заявка (поступила в уполномоченный орган).

Следовательно, в данном случае срок давности привлечения к административной ответственности за совершении вмененного административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ, начал исчисляется с               ДД.ММ.ГГГГ, даты, когда должностным лицом административного органа было обнаружено административное правонарушение.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

С учетом того, что на момент рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения исполнительного директора ФИО2 к административно ответственности, установленный частью 1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел истек, возобновление производства не допустимо, вследствие чего производство по данному делу в силу положения пункта 6 части 1 ст. 24.5 названного Кодекса подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.10 КоАП РФ,

                               РЕШИЛ:

        Жалобу должностного лица ФИО2 - удовлетворить.

        Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы в-21-001-2021-в/А/Ф-98/5, которым АО «КМКР» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.8.46 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000руб. и представление в-21-001-2021-в/А/Ф-98/6 об устранении причин и условий способствующих совершению вышеуказанного административного правонарушения на основании обстоятельств, отраженных в постановлении, - отменить.

         Производство по данному делу на основании пункта 6 части 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.

            Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Ессентукский городской суд в течение 10 суток с момента вручения или получения копии.

Судья                                                                                                             ФИО3

12-39/2022

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
АО "Кавминкурортресурсы"
Суд
Ессентукский городской суд Ставропольского края
Судья
Аветисова Елизавета Арутюновна
Статьи

8.46

Дело на сайте суда
essentuksky.stv.sudrf.ru
26.01.2022Материалы переданы в производство судье
26.01.2022Истребованы материалы
21.02.2022Поступили истребованные материалы
15.04.2022Судебное заседание
25.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее