дело № 2-130/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Удорский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Жданова А.Н., при секретаре судебного заседания Мовзер И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Кослан 18 июня 2019 года гражданское дело по исковому заявлению Томиловой Е.Л. к ГУ РК «Детский <адрес> для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» <адрес> Республики Коми о взыскании заработной платы, компенсации морального вреда,
установил:
Томилова Е.Л. обратившись в суд с указанным иском, в обоснование требований указала, что с ДД.ММ.ГГГГ трудоустроена в «Детский <адрес> для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» <адрес> в должности младшего воспитателя. ДД.ММ.ГГГГ работодатель ознакомил ее под роспись с положениями уведомления об изменении условий трудового договора. Согласно которому Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми вынесло приказ от ДД.ММ.ГГГГ №-м и с ДД.ММ.ГГГГ произойдут изменения в ее трудовом договоре, а именно: должностной оклад увеличивается до 10010 рублей, а также выплачиваются 10% - за работу в организациях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 10% - надбавка за выслугу лет, 30/50 % - районный и северный коэффициенты. В течение последующих трех месяцев работодатель выплачивал зарплату согласно новым ставкам, а с декабря 2018 вновь стал оплачивать ее работу по ставкам применяемым ранее. Об указанном снижении заработной платы работодателем она не предупреждалась, полагает, что действия ответчика в этой части незаконны. Считает, что в соответствии со ст.237 ТК РФ и ст.151 ГК РФ ей причинен моральный вред действиями работодателя. Просила взыскать с ответчика заработную плату за декабрь 2018, январь-март 2019 года в размере 20 000 рублей, моральный вред в размере 30 000 рублей.
В судебном заседании истица доводы по иску поддержала полностью, дополнительно пояснила, что до настоящего момента не была письменно ознакомлена и уведомлена об произошедших изменениях оплаты труда с декабря 2018 года, фактически с ДД.ММ.ГГГГ ей выплачивают зарплату из расчета 1 ставки младшего воспитателя, с чем не согласна, поскольку до этого получала из расчета 1,3 ставки. При этом указала, что никаких изменений в графике и объеме работы, по должностным обязанностям не произошло. Томилова Е.Л. требования уточнила, просила взыскать согласно представленному расчету с ответчика заработную плату за декабрь 2018, январь-март 2019 года в размере 22930 рублей, моральный вред в размере 30 000 рублей.
Представитель ответчика ФИО4 с исковыми требованиями не согласилась, просила в исковых требованиях отказать, пояснила, что действительно ранее младшие воспитатели получали зарплату из расчета 1,3 ставки, о чем и было указано в уведомлении в сентябре 2018 года, а ДД.ММ.ГГГГ она издала приказ, согласно которому перевела их с ДД.ММ.ГГГГ на 1 ставку, при этом на собрании коллектива ДД.ММ.ГГГГ сообщила устно всем работникам об изданном приказе, письменно не знакомила, уведомления об изменении существенных условий не направляла. ДД.ММ.ГГГГ хотела ознакомить младших воспитателей о снятии с их должности 0,3 ставки, но они отказались, в том числе и истец.
Третье лицо Государственная инспекция труда в Республике Коми, извещенная надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, представителя в суд не направила, мнение по иску не высказала.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующему.
Томилова Е.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ принята на работу в Государственное образовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский <адрес>» <адрес>.
С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает на постоянной основе младшим воспитателем указанного учреждения.
С ДД.ММ.ГГГГ Государственное образовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский <адрес>» <адрес> переименовано в Государственное учреждение Республики Коми «Детский <адрес> для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ между ответчиком и истцом заключен и подписан трудовой договор (эффективный контракт), согласно которому работник принят на работу в должности младшего воспитателя.
Согласно п.1.1 Положения об оплате труда работников ГУ РК «Детский <адрес> для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» <адрес>, утвержденного приказом № от ДД.ММ.ГГГГ по должности младший воспитатель установлен должностной оклад в размере 7700 рублей.
Согласно уведомлению ГУ РК «Детский <адрес>» <адрес> (без даты и номера) младший воспитатель Томилова Е.Л. уведомлена, что с ДД.ММ.ГГГГ произойдут следующие изменения существенных условий труда, заключенного с ней трудового договора: - должностной оклад увеличивается до 10010 рублей, размеры повешения должностных окладов (ставок заработной платы), образующих новые размеры должностных окладов (ставок заработной платы) 10% - за работу в организациях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 10% - надбавка за выслугу лет, 30/50 % - районный коэффициент и процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
По штатным расписаниям ГУ РК «Детский <адрес> для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ штат учреждения содержит 5,2 ставки младших воспитателей, при этом занимают их 4 работника по 1,3 ставки на каждого, в том числе и Томилова Е.Л.
Приказом директора ГУ РК «Детский <адрес> для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об оплате труда» в соответствии с графиком работы младших воспитателей установлено: 1) Снять с младших воспитателей 0,3 ставки с ДД.ММ.ГГГГ; 2) Произвести оплату труда младших воспитателей с ДД.ММ.ГГГГ согласно фактически отработанному времени; 3) График работы младших воспитателей оставить без изменения; 4) Контроль за исполнением данного приказа оставить за собой.
Согласно пояснениям руководителя ГУ РК «Детский <адрес> для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» <адрес> ФИО4 в судебном заседании, данный приказ доведен до работников учреждения на общем собрании коллектива ДД.ММ.ГГГГ, при этом письменно работники с указанным приказом не ознакамливались, в том числе и истец, а также не уведомлялись о предстоящем изменении условия труда, а именно о переводе младших воспитателей с 1,3 ставки на 1 ставку, указанное подтверждается протоколом собрания от ДД.ММ.ГГГГ, и пояснениями Томиловой Е.Л. в судебном заседании, а также уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ответчик уведомляет истца о том, что в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ, вследствие оптимизации 0,3 ставки с ее должности младшего воспитателя сняты.
В соответствии со статьей 56 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя. Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.
Статьей 129 ТК РФ установлено, что заработная плата это вознаграждение за труд, а также компенсационные и стимулирующие выплаты.
Согласно абз. 5 ч. 2 ст. 57 ТК РФ условия оплаты труда, в том числе размер оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты являются обязательными для включения в трудовой договор.
В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается только по соглашению сторон трудового договора. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме (ст.72 ТК РФ).
В силу положений ст. 74 ТК РФ в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.
О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее, чем за два месяца, если иное не предусмотрено Трудовым кодеком РФ.
Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 7 части первой статьи 77 ТК РФ.
Изменения определенных сторонами условий трудового договора, вводимые в соответствии с настоящей статьей, не должны ухудшать положение работника по сравнению с установленным коллективным договором, соглашениями.
В силу п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ основаниями прекращения трудового договора является отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора (часть четвертая статьи 74 настоящего Кодекса).
Конституционный Суд РФ в Определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О указал, что ч. 1 ст. 74 Трудового кодекса РФ, предусматривая, в исключение из общего правила об изменении определенных сторонами условий трудового договора только по соглашению сторон (ст.72 данного Кодекса), возможность одностороннего изменения таких условий рабо��������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�????????????????????????????????J?J??�?????????J?J??�???????????J?J??�?????????J?J??�???????????J?J?J???????????????J?J?J???????????????J?J?J????????�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�-�0�?�?�?�?�?�?�?�?�?�����?������*�����?������?�����?������*�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?������?�???????¤????????�?????¤??????�???�????�???????¤?????????�?�?�?������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������Є???�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�???????????J?J??�????