Дело №а-557/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 июня 2016 года <адрес>
Чемальский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Иваныш И.В.,
при секретаре Тыщенко Т.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления ФНС России по Республике Алтай к Сафронову А.А. о взыскании недоимки по транспортному налогу в сумме 20104 рублей, пени – 3272 рублей 55 копеек,
УСТАНОВИЛ:
Управление ФНС России по Республике Алтай обратилась в суд с административным исковым заявлением к Сафронову А.А. о взыскании недоимки по транспортному налогу в сумме 20104 рублей, пени – 3272 рублей 55 копеек. Требования административного истца мотивированы тем, что должник, имея в собственности транспортные средства Mitsubisi Fuso с государственным регистрационным номером №, ВАЗ21063 с государственным регистрационным номером № является плательщиком транспортного налога. Налоговым органом начислен транспортный налог за 2014 год на сумму 20104 рублей. В связи с неуплатой налога в установленный срок, на сумму недоимки начислены пени согласно требования об уплате налога, которое Сафроновым А.А. не исполнено. Просит взыскать образовавшуюся задолженность и пени.
Стороны, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, об отложении судебного разбирательства не просили. Судом на основании ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства РФ определено о рассмотрении дела без участия сторон.
Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.
Статьей 17 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) предусмотрено, что Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч.ч. 1,2 ст. 30 Налогового кодекса РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы. Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом (п. 9 ч. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ).
В соответствии со ст. 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Согласно ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (ч.1). В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом (ч.2).
Согласно ст. 357 Налогового кодекса РФ, ст. 4 Закона Республики Алтай № 7-12 «О транспортном налоге на территории Республики Алтай» налогоплательщиками признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признанные объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Налогового кодекса РФ. Согласно ст. 360 Налогового кодекса РФ налоговым периодом признается календарный год. В соответствии с п. 1 ст. 363 Налогового кодекса РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены субъектами Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 4 Закона Республики Алтай от 27.11.2002 г. № 7-12 «О транспортном налоге на территории Республики Алтай» налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог не позднее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления о подлежащей уплате сумме налога, направляемого налоговым органом в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 363 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Согласно сведениям, имеющимся в распоряжении Межрайонной ИФНС России № по Республике Алтай, Сафронову А.А. на праве собственности принадлежат транспортные средства Mitsubisi Fuso с государственным регистрационным номером №, ВАЗ21063 с государственным регистрационным номером №, являющиеся в соответствии со ст. ст. 358 Налогового кодекса РФ объектами налогообложения транспортного налога. Согласно налогового уведомления № Инспекцией на указанные объекты начислен налог в сумме 20104 рублей за 2013 год. В связи с неуплатой налога в установленный срок на основании ст. 75 Налогового кодекса РФ на сумму недоимки начислены пени, налогоплательщику направлены требование № об уплате налога по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на сумму 20104 рублей 00 копеек, пени – 1691 рублей 24 копеек. Также к взысканию предъявлены пени неуплаченные по требованию № об уплате налога по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на сумму 1581 рубля 31 копейки. Требования направлены в адрес налогоплательщика заказными письмами.
В соответствии с ч. 1 ст. 69 Налогового кодекса РФ наличие у налогоплательщика недоимки является основанием для направления ему требования об уплате налога. В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 41, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 9 от 11.06.1999 г. «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса РФ», при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п. 3 ст. 48 или п. 1 ст. 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Согласно ч.6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Исходя из положений, предусмотренных пунктом 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ, поскольку общая сумма недоимки превысила 3000 рублей при выставлении требования об уплате налога №, срок подачи в суд общей юрисдикции заявления о взыскании налоговым органом с учетом трехлетнего периода составляет шесть месяцев со дня истечения срока его исполнения, установленного в нем до 26.12.2014 года. С настоящим заявлением административный истец обратился 14.04.2016 года, т.е. с пропуском срока.
В соответствии с ч. 2 ст. 95 КАС РФ в заявлении должны быть указаны причины пропуска процессуального срока. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие уважительность этих причин.
В обоснование ходатайства о восстановлении срока подачи административного искового заявления налоговый орган указывает, что своевременно обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности не представилось возможным ввиду большого объема числа должников. Вместе с тем, указанное обстоятельство не может быть признано судом уважительным, так как контроль за своевременным и полным поступлением средств от уплаты налогов и сборов в соответствующие бюджеты, а также соблюдение законодательства о налогах и сборах являются обязанностью налогового органа, закрепленной Налоговым кодексом РФ. Статья 48 Налогового кодекса РФ предусматривает конкретные сроки подачи заявления о взыскании в зависимости от суммы недоимки и пени, восстановление которых возможно только по уважительным причинам, т.е. свидетельствующим о наличии объективных (не зависящих от воли сторон) обстоятельств, препятствовавших своевременному обращению в суд. Причина пропуска срока, приведенная административным истцом, не отвечает указанному критерию, поскольку исполнение обязанности по взысканию недоимки по налогам и пени не может быть поставлено в зависимость от количества налогоплательщиков, не уплативших налог в установленный законом срок.
Согласно ч 5 ст.138 КАС РФ в случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд в соответствии с ч.8. ст.219 КАС РФ является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Согласно ч.5 ст.180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
На основании изложенного, суд отказывает в удовлетворении административного искового заявления Управления ФНС России по Республике Алтай к Сафронову А.А. о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу, ввиду пропуска процессуального срока на обращение в суд.
Таким образом, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Управления ФНС России по Республике Алтай к Сафронову А.А. о взыскании недоимки по транспортному налогу в сумме 20104 рублей, пени – 3272 рублей 55 копеек оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Чемальский районный суд Республики Алтай.
Судья И.В. Иваныш
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.