Решение по делу № 2а-557/2016 от 14.04.2016

Дело а-557/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 июня 2016 года             <адрес>

Чемальский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи      Иваныш И.В.,

при секретаре                      Тыщенко Т.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления ФНС России по Республике Алтай к Сафронову А.А. о взыскании недоимки по транспортному налогу в сумме 20104 рублей, пени – 3272 рублей 55 копеек,

УСТАНОВИЛ:

Управление ФНС России по Республике Алтай обратилась в суд с административным исковым заявлением к Сафронову А.А. о взыскании недоимки по транспортному налогу в сумме 20104 рублей, пени – 3272 рублей 55 копеек. Требования административного истца мотивированы тем, что должник, имея в собственности транспортные средства Mitsubisi Fuso с государственным регистрационным номером , ВАЗ21063 с государственным регистрационным номером является плательщиком транспортного налога. Налоговым органом начислен транспортный налог за 2014 год на сумму 20104 рублей. В связи с неуплатой налога в установленный срок, на сумму недоимки начислены пени согласно требования об уплате налога, которое Сафроновым А.А. не исполнено. Просит взыскать образовавшуюся задолженность и пени.

Стороны, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, об отложении судебного разбирательства не просили. Судом на основании ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства РФ определено о рассмотрении дела без участия сторон.

Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.

Статьей 17 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) предусмотрено, что Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.

Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ч.ч. 1,2 ст. 30 Налогового кодекса РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы. Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом (п. 9 ч. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ).

В соответствии со ст. 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Согласно ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (ч.1). В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом (ч.2).

Согласно ст. 357 Налогового кодекса РФ, ст. 4 Закона Республики Алтай № 7-12 «О транспортном налоге на территории Республики Алтай» налогоплательщиками признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признанные объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Налогового кодекса РФ. Согласно ст. 360 Налогового кодекса РФ налоговым периодом признается календарный год. В соответствии с п. 1 ст. 363 Налогового кодекса РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены субъектами Российской Федерации.

В силу п. 2 ст. 4 Закона Республики Алтай от 27.11.2002 г. № 7-12 «О транспортном налоге на территории Республики Алтай» налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог не позднее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления о подлежащей уплате сумме налога, направляемого налоговым органом в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 363 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Согласно сведениям, имеющимся в распоряжении Межрайонной ИФНС России по Республике Алтай, Сафронову А.А. на праве собственности принадлежат транспортные средства Mitsubisi Fuso с государственным регистрационным номером , ВАЗ21063 с государственным регистрационным номером , являющиеся в соответствии со ст. ст. 358 Налогового кодекса РФ объектами налогообложения транспортного налога. Согласно налогового уведомления Инспекцией на указанные объекты начислен налог в сумме 20104 рублей за 2013 год. В связи с неуплатой налога в установленный срок на основании ст. 75 Налогового кодекса РФ на сумму недоимки начислены пени, налогоплательщику направлены требование об уплате налога по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на сумму 20104 рублей 00 копеек, пени – 1691 рублей 24 копеек. Также к взысканию предъявлены пени неуплаченные по требованию об уплате налога по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на сумму 1581 рубля 31 копейки. Требования направлены в адрес налогоплательщика заказными письмами.

В соответствии с ч. 1 ст. 69 Налогового кодекса РФ наличие у налогоплательщика недоимки является основанием для направления ему требования об уплате налога. В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 41, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 9 от 11.06.1999 г. «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса РФ», при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п. 3 ст. 48 или п. 1 ст. 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

Согласно ч.6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Исходя из положений, предусмотренных пунктом 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ, поскольку общая сумма недоимки превысила 3000 рублей при выставлении требования об уплате налога , срок подачи в суд общей юрисдикции заявления о взыскании налоговым органом с учетом трехлетнего периода составляет шесть месяцев со дня истечения срока его исполнения, установленного в нем до 26.12.2014 года. С настоящим заявлением административный истец обратился 14.04.2016 года, т.е. с пропуском срока.

В соответствии с ч. 2 ст. 95 КАС РФ в заявлении должны быть указаны причины пропуска процессуального срока. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие уважительность этих причин.

В обоснование ходатайства о восстановлении срока подачи административного искового заявления налоговый орган указывает, что своевременно обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности не представилось возможным ввиду большого объема числа должников. Вместе с тем, указанное обстоятельство не может быть признано судом уважительным, так как контроль за своевременным и полным поступлением средств от уплаты налогов и сборов в соответствующие бюджеты, а также соблюдение законодательства о налогах и сборах являются обязанностью налогового органа, закрепленной Налоговым кодексом РФ. Статья 48 Налогового кодекса РФ предусматривает конкретные сроки подачи заявления о взыскании в зависимости от суммы недоимки и пени, восстановление которых возможно только по уважительным причинам, т.е. свидетельствующим о наличии объективных (не зависящих от воли сторон) обстоятельств, препятствовавших своевременному обращению в суд. Причина пропуска срока, приведенная административным истцом, не отвечает указанному критерию, поскольку исполнение обязанности по взысканию недоимки по налогам и пени не может быть поставлено в зависимость от количества налогоплательщиков, не уплативших налог в установленный законом срок.

Согласно ч 5 ст.138 КАС РФ в случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд в соответствии с ч.8. ст.219 КАС РФ является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Согласно ч.5 ст.180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

На основании изложенного, суд отказывает в удовлетворении административного искового заявления Управления ФНС России по Республике Алтай к Сафронову А.А. о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу, ввиду пропуска процессуального срока на обращение в суд.

Таким образом, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Управления ФНС России по Республике Алтай к Сафронову А.А. о взыскании недоимки по транспортному налогу в сумме 20104 рублей, пени – 3272 рублей 55 копеек оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Чемальский районный суд Республики Алтай.

Судья     И.В. Иваныш

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

2а-557/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление ФНС России по Республике Алтай
Ответчики
Сафронов А.А.
Суд
Чемальский районный суд Республики Алтай
Дело на странице суда
chemalsky.ralt.sudrf.ru
14.04.2016[Адм.] Передача материалов судье
14.04.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
15.04.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
15.04.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.04.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.05.2016[Адм.] Судебное заседание
08.06.2016[Адм.] Судебное заседание
10.06.2016[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.06.2016[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.08.2016[Адм.] Дело оформлено
08.09.2016[Адм.] Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее