РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Кизилюрт 17 февраля 2020 года
Судья Кизилюртовского городского суда Республики Дагестан Дарбишухумаев З.А., при секретаре – Беджановой М.З., с участием: ответчика Абдулманапова М.А., представителя ответчика администрации МО «город Кизилюрт» - Хамидова Г.М. действующего на основании доверенности №01-15/2 от 13.01.2020 года,
рассмотрев материалы гражданского дела по исковому заявлению Управления федеральной антимонопольной службы России по Республике Дагестан к Абдулманапову Магомеду Ахмедовичу и администрации МО «город Кизилюрт» о признании открытого аукциона от 29.12.2016г. по предоставлению в аренду земельного участка недействительным, признании договора аренды земельного участка заключенного по результатам аукциона недействительным, применении последствий недействительности сделки к договору аренды земельного участка заключенного по результатам аукциона №04 от 10.01.2017 г.,
У С Т А Н О В И Л:
Дагестанское УФАС России обратилось в Кизилюртовский городской суд РД с иском к Абдулманапову Магомеду Ахмедовичу и администрации МО «город Кизилюрт» о признании открытого аукциона от 29.12.2016 г. по предоставлению в аренду земельного участка площадью 2323 кв.м с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>. по направлению на север от плотины Чирюртовской ГЭС, оформленного протоколом от 26.12.2016 г. №109 недействительным, признании договора аренды земельного участка заключенного по результатам аукциона №04 от 10.01.2017г. между администрацией муниципального образования «город Кизилюрт» и Абдулманаповым Магомедом Ахмедовичем недействительным, применении последствий недействительности сделки к договору аренды земельного участка заключенного по результатам аукциона №04 от 10.01.2017г. ссылаясь на то, что на основании Приказа Дагестанского У ФАС России от 21.03.2019г. №102 «О проведении плановой проверки» инспекцией Дагестанского УФ АС России (далее - Инспекция) проведена плановая проверка в отношении администрации муниципального образования «город Кизилюрт» (ИНН 0546020135, ОГРН 1080546000545 от 26.05.2008г., адрес: 368124, г.Кизилюрт, ул.Гагарина 40) (далее - Администрация) на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства. По результатам проверки было установлено, что Администрацией 29.12.2016г. был проведен аукцион по предоставлении в аренду земельного участка площадью земельного участка площадью 2323 кв.м с кадастровым номером №,расположенный по адресу: <адрес> м. по направлению на север от плотины Чирюртовской ГЭС. Начальная цена 84420,00 руб.; Дата и время начала приема заявок 25.11.2016. Дата и время окончания приема заявок - 23.12.2017; Дата и время проведения аукциона - 26.12.2016г. 10:10.
При проведении вышеуказанного аукциона, Дагестанским УФАС России были обнаружены признаки нарушения антимонопольного законодательства. Подготовка и организация аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности регулируется статьями 39.11 и 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п.4 ч.21 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о предмете аукциона (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере земельного участка), правах на земельный участок, об ограничениях этих прав, о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель, а также о максимально и (или) минимально допустимыхпараметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения), о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования указанного извещения (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства).
В аукционной документации и в извещении информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования указанного извещения отсутствует.
Приказом министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 03.06.2015 №195 утвержден Регламент официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов по адресу www.torgi.gov.ru (далее - Регламент). Указанный Регламент устанавливает порядок ведения официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов по адресу www.torgi.gov.ru, и обеспечения доступа к информации, размещаемой на официальном сайте торгов. Приложение к Регламенту определяет, какая информация подлежит размещению на сайте в связи с установленным функционалом в зависимости от вида торгов. Данным приложением определено, что в разделе сайта "Аренда и продажа земельных участков" подлежит размещению информация, предусмотренная статьями 39.11 - 39.13 и 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно: о проведении аукционов по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности; о проведении аукционов на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности; о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
С учетом изложенного, функционал официального сайта обеспечивает возможность размещения всей информации, предусмотренной 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе информации о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования указанного извещения независимо от объема размещаемой информации, в том числе посредством прикрепления к извещению приложений.
Следовательно, отсутствие информации о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования указанного извещения препятствует заинтересованным потенциальным участникам аукциона оценить потенциальные риски, предстоящие расходы, связанные со строительством, возможность надлежащего исполнения обязательств по строительству объекта, и ряд других существенных обстоятельств. В связи с этим, отсутствие указанной информации в свободном доступе ограничивает потенциальный круг претендентов на получение земельного участка и приводит к ограничению конкуренции. Нарушение порядка опубликования (размещения) извещения о проведении торгов, конкурсной документации влечет ограничение доступа к информации о доведении конкурса заинтересованных лиц, следовательно, действия (бездействие) организатора торгов привели к ограничению круга участников торгов.
Как видно из материалов дела, Организатором торгов были опубликованы лишь информацияо подключении объектов к сетям инженерно-технического обеспечения - в соответствии с проектом подключения (аналогичная правовая позиция изложена и в Постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22.09.2016 по делу №А82-10032/2015). Таким образом, Организатором торгов при проведении указанного аукциона нарушен порядок, предусмотренный Земельным кодексом Российской Федерации. Допущенные Организатором торгов нарушения на этапе извещения спорного аукциона не только повлияли на результат определения победителя аукциона, но и решающим образом изменили этот результат. Так как участвовал только один участник торгов, то размер арендной платы установлен без наличия конкуренции между участниками торгов, по начальному максимальному размеру.
В соответствии с Протоколом приема заявок на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка на территории города Кизилюрт от 26.12.2016 года поступила единственная заявка от Абдулманапова Магомеда Ахмедовича.
Комиссия решила признать аукцион несостоявшимся и на основании п. 14 ст. 39.12 ЗК РФ и протокола от 26.12.2016 г. приняло решение заключить с Абдулманаповым Магомедом Ахмедовичем договор аренды.
Договор аренды №04 вышеуказанного земельного участка заключен между Администрацией МО «город Кизилюрт» и Абдулманаповым Магомедом Ахмедовичем 10.01.2017 г.
Согласно ч.9 ст.39.12 Земельного кодекса РФ организатор аукциона ведет протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе, который должен содержать сведения о заявителях, допущенных к участию в аукционе и признанных участниками аукциона, датах подачи заявок, внесенных задатках, а также сведения о заявителях, не допущенных к участию в аукционе, с указанием причин отказа в допуске к участию в нем. Заявитель, признанный участником аукциона, становится участником аукциона с даты подписания организатором аукциона протокола рассмотрения заявок. Протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе подписывается организатором аукциона не позднее чем в течение одного дня со дня их рассмотрения и размещается на официальном сайте не позднее чем на следующий день после дня подписания протокола.
В соответствии с пунктами 2.4 и 2.5 Положения о комиссии по организации и проведения аукционов (торгов) по продаже земельных участков на территории муниципального образования «город Кизилюрт» утвержденные постановлением главы администрации МО «город Кизилюрт» от 02.10.2014г. (далее - Положение) основными задачами и функциями Комиссии являются принятие решений о признании претендентов участниками аукционов или об отказе в допуске к участию в аукционах по основаниям, установленным действующим законодательством.
Определение победителя аукциона, подписание протокола о результатах аукциона, оформление договоров купли-продажи или купли-продажи права аренды и аренды земельного участка.
Протокол рассмотрения заявок — это исчерпывающий документ, позволяющий продавцу узнать каким образом производилась оценка заявки участника.
Организатором торгов представлен протокол рассмотрения заявок от №113 от 26.12.2016г., который от имени организатора торгов принят единой комиссией в составе шести человек.
Вместе с тем, данный протокол не подписан всеми членами единой комиссии, то есть не подписан организатором торгов в соответствии с требованиями указанной нормы, что является нарушением ч. 9 ст. 39.12 ЗК РФ.
При таких обстоятельствах, не является очевидным факт признания лица, подавшего заявку, участником аукциона, поскольку таковыми они становятся только после подписания соответствующего протокола рассмотрения заявок организатором аукциона (в данном случае уполномоченной единой комиссией в определенном составе).
Договор аренды №04 от 10.01.2016г. вышеуказанного земельного участка заключен между Администрацией МО «город Кизилюрт» и Абдулманаповым Магомедом Ахмедовичем на основании протокола №109 от 26.12.2016 г. рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, который по мнению Дагестанского УФАС России является недействительным, в связи с тем, что данный протокол рассмотрения заявок подписан не всеми присутствующими членами аукционной комиссии.
Вышеуказанные нарушения Порядка проведения торгов противоречат требованиям ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции», в соответствии с которой при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
Целью указанного аукциона является привлечение всех заинтересованных лиц и получение администрацией максимальной цены за пользование муниципальной собственностью, оспоренное требование к заявителям на участие в аукционе привело к ограничению участников спорной конкурентной процедуры, что запрещено положениями части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Несоблюдение приведенных требований нарушает законные интересы и права неопределенного круга лиц, лишенных объективной возможности претендовать на спорные земли. Администрация МО «город Кизилюрт» как собственник переданного в аренду имущества, заинтересована в привлечении к аукциону как можно большего количества потенциальных арендаторов, что в свою очередь направлено на передачу муниципального имущества в аренду по наиболее высокой цене, предложенной в ходе аукциона.
Антимонопольный орган в силу ч. 2 ст. 22 Закона о защите конкуренции осуществляет функции по выявлению нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения.
Полномочия антимонопольного органа, предусмотренные ст. 23 Закона N 135- ФЗ, в связи с вышеназванной функцией направлены на пресечение правонарушений, посягающих на свободу конкуренции.
Согласно части 4 статьи 17 Закона о конкуренции нарушение правил, установленных настоящей статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов, запроса котировок, запроса предложений и заключенных по результатам таких торгов, запроса котировок, запроса предложений сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.
При таких обстоятельствах оспариваемый договор аренды, заключенный с нарушением земельного и антимонопольного законодательства, подлежит признанию недействительным (ничтожным).
Согласно статье168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным указанным Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации No8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» также указывается, что ничтожная сделка является недействительной независимо от признания ее таковой судом (п. 1 ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 44 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", споры о признании торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обращается в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе с исками, заявлениями о признании недействительными полностью или частично договоров, не соответствующих антимонопольному законодательству и о признании торгов недействительными.
Согласно части 2 статьи 167 Гражданского кодекса РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Нарушение порядка организации и проведения торгов приводит к ограничению доступа к участию в торгах и содержит признаки нарушения ч.1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.
Администрация муниципального образования «город Кизилюрт» на официальном сайте torgi.gov.ru разместила извещение о проведении открытого аукциона по продаже земельного участка площадью 2323 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> по направлению на север от плотины Чирюртовской ГЭС.
Таким образом, исходя из текста извещения усматривается, что администрация выставила на аукцион земельный участок в коммерческих целях для ведения предпринимательской деятельности и извлечения прибыли.
Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 №136-Ф3 (ред. от 02.08.2019) регулирует отношения, по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Согласно статье 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Однако, указанные правовые акты не определяют правовой статус и правоспособность лиц, участвующих в аукционе.
Исходя из природы реализуемого имущества и его целевого назначения участниками могут лица в соответствии с законодательством РФ осуществляющие предпринимательскую деятельность и соответственно в установленном порядке зарегистрированных в качестве таковых.
Однако, указанные правовые акты не определяют правовой статус и правоспособность лиц, участвующих в аукционе.
Исходя из природы реализуемого имущества и его целевого назначения участниками могут лица в соответствии с законодательством РФ осуществляющие предпринимательскую деятельность и соответственно в установленном порядке зарегистрированных в качестве таковых.
Основополагающим нормативным актом, устанавливающим правовое положение лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью является Гражданский кодекс РФ.
Гражданский кодекс РФ определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.
Гражданский кодекс РФ регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Таким образом, исходя из системного толкования норм Закона о приватизации и Гражданского кодекса РФ участниками аукциона указанного выше могли быть лишь юридические лица либо граждане, зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя.
Никакие нормы других нормативных актов, особенно нормы органов местного самоуправления не могут изменять положения федеральных законов.
Анализ представленных администрацией муниципального образования «город Кизилюрт» документов показывает, что к участию в аукционе не законно были допущены физические лица без права осуществления предпринимательской деятельности.
Таким образом, заведомо зная об отсутствии у Абдулманапова Магомеда Ахмедовича права участвовать в аукционе, Администрация допустила его к участию и с ним, как с единственным участником заключен договор аренды земельного участка.
Представитель истца, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела не явился на судебное заседание, однако от него поступило письменное ходатайство, где он просит рассмотреть дело без его участия.
Судом определено в соответствии со статьей 167 ГПК РФрассмотреть данное дело в отсутствие не явившегося представителя истца.
В ходе судебного разбирательства ответчик Абдулманапов М.А. исковые требования истца не признал и просил отказать в их удовлетворить на том основании, что им была подана единственная на аукционе заявка, в связи с чем, аукцион был признан комиссией несостоявшимся и на основании п. 14 ст. 39.12 Земельного кодекса РФ и протокола от 26.12.2016г. со мной, как с единственным участником аукциона, заключен договор аренды указанного выше земельного участка от 10.01.2017г. № 04.
Согласно пп. 4 ч. 21 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ извещение о проведении аукциона должно содержать, в том числе, информацию о предмете аукциона (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере земельного участка), правах на земельный участок, об ограничениях этих прав, о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель, а также о максимально и (или) минимальнодопустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения), о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования указанного извещения (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории). Отсутствие информации о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в полном объеме, предусмотренном указанной выше нормой, Дагестанское УФ АС России со ссылкой на постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22.09.2016 г. по делу № А82-10032/2015 трактует как существенное нарушение порядка проведения торгов, поскольку оно решающим образом повлияло на их результат.Вместе с тем, в случае нарушения прав и законных интересов потенциальных участников проводимого Администрацией аукциона на заключение договора аренды земельного участника, они вправе в установленном порядке обратиться в Дагестанское УФАС России с соответствующим заявлением.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 449 Гражданского кодекса РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов. Однако за период с декабря 2016 года по настоящее время жалоб на проведение рассматриваемого в настоящем деле аукциона ни в Дагестанское УФАС России, ни в суд не подавалось.Настоящее дело рассматривается на основании искового заявления, поданного Дагестанским УФАС России по итогам проведения плановой проверки.
Таким образом, факты нарушения прав и законных интересов потенциальных участников проводимого Администрацией аукциона отсутствуют. В этой связи довод искового заявления о решающем влиянии отсутствия в извещении о проведении аукциона в полном объеме информации о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения является необоснованным.
Из смысла описательной части определения Верховного суда РФ от 14.10.2019г. по делу № 306-ЭС19-17483 следует, что отсутствие в извещении о проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды спорного земельного участка информации в необходимом объеме о технических условиях подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения не является основанием для признания торгов недействительными, если отсутствие указанной информации не могло повлиять на начальную цену.
В исковом заявлении Дагестанского УФАС России отсутствуют замечания к начальной цене, принятой для проведения торгов. Таким образом, правовая позиция, изложенная в постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22.09.2016г. по делу № А82- 10032/2015, не может быть учтена при рассмотрении настоящего дела, поскольку данное постановление принято до изложенной выше правовой позиции Верховного суда РФ и не рассматривалось последним в порядке надзора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов. Торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом.
Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливают, что торги являются оспоримой сделкой и могут быть признаны недействительными по иску заинтересованного лица.
Соответствующий вывод следует и из п. 44 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», согласно которому споры о признании торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок.
При таких обстоятельствах, требуя признания публичных торгов недействительными, истец должен представить суду доказательства нарушения закона при проведении торгов, а также нарушения прав третьих лиц, интересы которых будут восстановлены в случае признания торгов недействительными. Признание торгов недействительными, должно привести к восстановлению нарушенных прав и интересов лица, предъявившего соответствующий иск (Определение Конституционного суда Российской Федерации от 16.07.2009 № 739-0-0 постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.02.2012 № 12573/11 и от 29.01.2013 № 11604/12).
Как указано в пункте 1.1. настоящего возражения у Дагестанского УФАС России отсутствуют факты нарушения прав третьих лиц, в связи с чем, признание торгов недействительными не может привести к восстановлению нарушенных прав и интересов в виду отсутствия такого нарушения.
Протокол рассмотрения заявок от 26.12.2016г. соответствует требованиям п. 2.6 указанных выше Правил организации и проведения аукционов (торгов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков на территории МО «Город Кизилюрт» и не противоречит ч. 9 ст. 39.12 Земельного кодекса РФ. В этой связи утверждение в исковом заявлении о недействительности протокола рассмотрения заявок является мнением Дагестанского УФАС России не основано на нормах законодательства.
В исковом заявлении Дагестанского УФАС России отмечено, что приведенные правовые акты (Земельный кодекс РФ) не определяют правовой статус и правоспособность лиц, участвующих в аукционе. В то же время в исковом заявлении делается вывод о незаконности допуска физических лиц, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, к участию в оспариваемом аукционе.
Согласно ч. 8 ст. 39.12 Земельного кодекса РФ заявитель не допускается к участию в аукционе в следующих случаях: непредставление необходимых для участия в аукционе документов или представление недостоверных сведений; непоступление задатка на дату рассмотрения заявок на участие в аукционе; подача заявки на участие в аукционе лицом, которое в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами не имеет права быть участником конкретного аукциона, покупателем земельного участка или приобрести земельный участок в аренду; наличие сведений о заявителе, об учредителях (участниках), о членах коллегиальных исполнительных органов заявителя, лицах, исполняющих функции единоличного исполнительного органа заявителя, являющегося юридическим лицом, в предусмотренном настоящей статьей реестре недобросовестных участников аукциона. Данный перечень является закрытым и не предусматривает иных оснований для отказа в участии в аукционе.
В этой связи, при отсутствии в информации о проведении аукциона требований о необходимости регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, отказ по предусмотренному в исковом заявлении основанию являлся бы незаконным в силу указанной выше нормы Земельного кодекса РФ. Вместе с тем, отсутствие соответствующих ограничений не препятствовало подаче заявок со стороны юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в случае наличия коммерческого интереса к арендуемому земельному участку. Отнесение природы реализуемого имущества к объектам коммерческого назначения, как и в пункте 2 настоящего возражения, является мнением Дагестанского УФАС России, и не подтверждается какими-либо правовыми актами, о чем также косвенно свидетельствует отсутствие заявок со стороны коммерческих хозяйствующих субъектов.
Как установлено в пункте 1.3. настоящего возражения торги являются оспариваемой сделкой. В соответствии с ч. 2 ст. 181 Гражданского кодекса РФ срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год. Аукцион проведен Администрацией 26.12.2016г., договор аренды земельного участка заключен 10.01.2017г. В этой связи, срок исковой давности истек, в связи с чем, исковое заявление также не подлежит удовлетворению.
На арендуемом участке функционирует полносистемное форелевое хозяйство, где выращивают рыбу, начиная с инкубации икры. Мощность хозяйства составляет более 10 тонн товарной рыбы ценных пород рыб. На сегодня, на данном участке содержится более 120 тысяч особей лососевых и осетровых пород рыб с конечной коммерческой стоимостью более 15 млн.рублей. Регулярно на хозяйстве занимаются и проходят практику студенты профильных вузов Республики и начинающие форелеводы. Начата работа по организации здесь участка для отдыха и сельхозтуризма. Вложены значительные финансовые средства.
Представитель ответчика Администрации МО «город Кизилюрт» - Хамидов Г.М. просил отказать в удовлетворении исковых требований истца, так как доводы истца несостоятельны. Оспариваемый аукцион проведен в соответствии с положениями статьи 448 Гражданского кодекса и статьи 39.12 Земельного кодекса, нарушения, допущенные при его проведении несущественны. Истец не обосновал, каким образом нарушения, на которые он ссылается в обоснование заявленных требований, повлияли на права и законные интересы иных лиц ввиду отсутствия конкурирующих заявок на участие в аукционе.
Выслушав объяснения участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд считаетнеобходимым отказать в удовлетворении искового заявления по следующим основаниям:
В соответствии с пунктом 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.
Торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом.
Подготовка, организация и проведение аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии со статьями 39.11, 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
Согласно постановлению администрации МО «город Кизилюрт» №955-П от 15.11.2016 года, принято решение о проведении торгов на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером № из категории земель населенных пунктов общей площадью 2323 кв.м., расположенного по адресу : <адрес> метрах по направлению на север от плотины Чирюртовской ГЭС, сроком на 10 лет, для строительства объектов по разведению и выращиванию форели с последующим разрешением в установленном порядке осуществить застройку арендуемого земельного участка. Начальная цена предмета аукциона установлена в размере ежегодной арендной платы, определяемой согласно отчету независимого оценщика.
Согласно частям 19, 20, 21 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт), не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы. Организатор аукциона также обеспечивает опубликование извещения о проведении аукциона в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона.
Из представленных материалов установлено, что 14.12.2015 администрацией на основании постановления от 15.11.2016 размещены извещение №241116/11402519/02 на официальном сайте torgi.gov.ru, в газете «Кизилюртовские вести» №46 от 24.11.2016 года и на официальном сайте администрации МО «город Кизилюрт» о проведении аукциона на право заключения договоров аренды вышеуказанного земельного участка. Аукцион был объявлен открытым по составу участников и форме подачи заявок.
В соответствии с ч. 18 ст. 39.11 ЗК РФ, организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона. ("шаг аукциона"). "Шаг аукциона" устанавливается в пределах трех процентов начальной цепы предмета аукциона.
Согласно ч. ч. 1, 3 ст. 39.12 ЗК РФ, для участия в аукционе заявителя представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок: 1) заявку на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка: 2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан): 3) надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо: 4) документы подтверждающие внесение задатка.
Организатор аукциона не вправе требовать представление иных документов, за исключением документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи.
Указанная информация организатором аукциона была размещена, с учетом требований ЗК РФ, аналогичный перечень документов указан и в извещении Администрации МО "город Кизилюрт" о проведении аукциона. Требований о предоставлении иных документов в извещении не имеется.
Согласно п. 12 ст. 39.12 ЗК РФ в случае, если на основании результатов рассмотрения заявок на участие в аукционе принято решение об отказе в допуске к участию в аукционе всех заявителей или о допуске к участию в аукционе и признании участником аукциона только одного заявителя, аукцион признается несостоявшимся.
В протоколе №109 от 26.12.2016 № 6 аукционная комиссия администрации МО «город Кизилюрт» признала аукцион несостоявшимся по причине подачи одной заявки – Абдулманаповым Магомедом Ахмедовичем на участие (пункт 12 статьи 39.12 Земельного кодекса) и комиссией решено заключить договор аренды земельного участка с Абдулманаповым М.А. по начальной цене предмета аукциона. Протокол размещения заявок на участие в аукционе был размещен на официальном сайте торгов.
В соответствии с п. 13 ст. 39.12 ЗК РФ в случае, если аукцион признан несостоявшимся и только один заявитель признан участником аукциона, уполномоченный орган в течение десяти дней со дня подписания протокола, указанного в пункте 9 настоящей статьи, обязан направить заявителю три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка. При этом договор купли-продажи земельного участка заключается по начальной цене предмета аукциона, а размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа по договору аренды земельного участка определяется в размере, равном начальной цены предмета аукциона.
10 января 2017 года по итогам несостоявшегося аукциона с Абдулманаповым Магомедом Ахмедовичем заключен договор аренды №04 земельного участка с кадастровым номером № из категории земель населенных пунктов общей площадью 2323 кв.м., расположенного по адресу : <адрес> метрах по направлению на север от плотины Чирюртовской ГЭС, сроком на 10 лет.
Полагая, что организатором торгов и учреждением допущены нарушения положений 39.11 и 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан обратилось в суд с иском о признании открытого аукциона недействительным и также признать недействительными договор аренды земельного участка, применив последствия недействительности сделки.
Согласно пункту 1 статьи 447 Гражданского кодекса договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов.
В соответствии со статьей 166 Гражданского кодекса сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия. В случаях, когда в соответствии с законом сделка оспаривается в интересах третьих лиц, она может быть признана недействительной, если нарушает права или охраняемые законом интересы таких третьих лиц.
В статье 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлен перечень возможных или наступивших последствий действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, нарушение которых является основанием для признания судом соответствующих торгов (запроса котировок, запроса предложений) и заключенных по результатам указанных процедур сделок недействительными.
В силу пунктов 1, 2 статьи 449 Гражданского кодекса торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов. Торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто- либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иныенарушения правил, установленных законом. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 настоящего Кодекса.
В пункте 71 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» содержатся следующие разъяснения. Приведенный в пункте 1 статьи 449 Гражданского кодекса перечень оснований для признания публичных торгов недействительными не является исчерпывающим. Такими основаниями могут быть, в частности, публикация информации о проведении публичных торгов в ненадлежащем периодическом издании (с учетом объема тиража, территории распространения, доступности издания); нарушение сроков публикации и полноты информации о времени, месте и форме публичных торгов, их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и порядке проведения публичных торгов, в том числе об оформлении участия в них, определении лица, выигравшего публичные торги, а также сведений о начальной цене (пункт 2 статьи 448 Гражданского кодекса); необоснованное недопущение к участию в публичных торгах.
Нарушения, допущенные организатором публичных торгов, признаются существенными, если с учетом конкретных обстоятельств дела судом будет установлено, что они повлияли на результаты публичных торгов (в частности, на формирование стоимости реализованного имущества и на определение победителя торгов) и привели к ущемлению прав и законных интересов истца.
При рассмотрении иска о признании публичных торгов недействительными суд должен оценить, являются ли нарушения, на которые ссылается истец, существенными и повлияли ли они на результат торгов (пункт 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 № 101).
Из исследованных материалов по проведенному аукциону, суд установил, что публичные торги (в форме открытого аукциона) прошли в порядке, установленном статьей 39.12 Земельного кодекса. Нарушений порядка определения победителя организатором торгов допущено не было. Впоследствии с Абдулманаповым Магомедом Ахмедовичем, как с единственным участником аукциона, признанного несостоявшимся, администрация МО «город Кизилюрт» заключило договор аренды земельного участка. При подготовке и проведении открытого аукциона, оспариваемого управлением, не было допущено существенныхнарушений, повлиявших на результаты публичных торгов и повлекших ущемление прав и законных интересов заинтересованных лиц.
В отношении земельного участка с кадастровым номером № из категории земель населенных пунктов общей площадью 2323 кв.м., расположенного по адресу : Республики Дагестан, гор. Кизилюрт, с. С.Бавтугай, на левом берегу р.Сулак в 250 метрах по направлению на север от плотины Чирюртовской ГЭС, на момент выставления земельного участка на торги, в информации размещенной в газете «Кизилюртовские вести» есть сведения о возможности подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения – «Подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения – в соответствие с проектом подключения. Стоимость подключения к сетям не входит в стоимость арендной платы». Таким образом, при подготовке аукциона размещена информация о возможности подключения к сетям инженерно-технического обеспечения.
В силу ст. 48 Градостроительного Кодекса РФ правообладатель земельного участка при его освоении в целях строительства должен самостоятельно определять необходимую ему для подключения к сетям инженерно-технического обеспечения нагрузку.
Постановлением Главы Администрации МО «город Кизилюрт» от 02.10.2014г. № 542-П утверждены Правила организации и проведения аукционов (торгов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков на территории МО «Город Кизилюрт». В соответствии с п. 2.6 данных Правил по результатам рассмотрения документов комиссия принимает решение о признании претендентов участниками аукциона или об отказе в допуске претендентов к участию в аукционе, которое оформляется протоколом. В протоколе приводится перечень принятых заявок с указанием имен (наименований) претендентов, перечень отозванных заявок, имена (наименования) претендентов, признанных участниками аукциона, а также имена (наименования) претендентов, которым было отказано в допуске к участию в аукционе, с указанием оснований отказа. Как следует из указанного пункта требование к наличию подписей всех членов комиссии при оформлении протокола отсутствует.
В соответствии с ч. 8 ст. 39.12 ЗК РФ, заявитель не допускается к участию в аукционе в следующих случаях: 1) непредставление необходимых для участия в аукционе документов или представление недостоверных сведений; 2) не поступление задатка на дату рассмотрения заявок на участие в аукционе: 3) подача заявки на участие в аукционе лицом, которое в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами не имеет права быть участником конкретного аукциона, покупателем земельного участка или приобрести земельный участок в аренду: 4) наличие сведений о заявителе об учредителях (участниках), о членах коллегиальных исполнительных органов заявителя, лицах исполняющих функции единоличного исполнительного органа заявителя, являющегося юридическим лицом, в предусмотренном настоящей статьей реестре недобросовестных участников аукциона.
Согласно части 9 статьи 39.11 ЗК РФ аукцион является открытым по составу участников, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 10 настоящей статьи.
В соответствии с абзацем 1 пункта 10 статьи 39.11 Земельного кодекса участниками аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства, за исключением случая, предусмотренного абзацем вторым настоящего пункта, могут являться только юридические лица.
Так как, вышеуказанный земельный участок выделен не для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства, и оснований предусмотренных ч. 8 ст. 39.12 ЗК РФ для не допуска Абдулманапова А.М. к участию в аукционе не имелось, не обоснованы доводы истца, о том, что у участниками аукциона могли быть лишь юридические лица либо граждане, зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя.
Представленными ответчиком Абдулманаповым М.А. доказательствами, подтверждается, что на настоящее время им освоен спорный земельный участок и в освоение земельного участка вложены значительные денежные средства.Из представленных договоров субаренды от 08 августа 2018 года и от 05 января 2019 года, усматривается, что в целях привлечения инвестиций, необходимых для целевого использования земельного участка - рыбоводства и переработки рыбы, заключены договоры субаренды отдельных частей земельного участка с СПОК «Дагрыбкооп» и с ИП Ханмагомедовым Х.М.. Договор субаренды с СПОК «Дагрыбкооп» заключен сроком на 5 лет и зарегистрирован в установленном законодательством порядке.
СПОК «Дагрыбкооп» были разработаны бизнес-план и проектно- сметная документация для реализации на части территории арендуемого участка дополнительных объектов для разведения и переработки форели, проект прошел государственную экспертизу. Расходы на выполнение проектно-изыскательных работ и экспертизы составили 343, 40 тысяч рублей.За период субаренды СПОК «Дагрыбкооп» вложено для закупки рыбопосадочного материала не менее 1 393 тысяч рублей, кормов 683,12 тысяч рублей. Кроме того, субарендатором, СПОК «Дагрыбкооп» понесены транспортные и прочие расходы для осуществления деятельности на субарендумой территории составили 214 500 рублей. Указанные расходы подтверждаются актами приема-сдачи выполненных работ, товарными накладными, счетами на оплату и счет-фактурами, представленными ответчиком.
Согласно справкам о стоимости выполненных работ и затрат ИП Ханмагомедовым Х.М., также являющийся членом СПОК «Дагрыбкооп», затрачены на строительные работы 4 362,73 тысяч рублей и 2 660,5 тысяч рублей на закупку рыбопосадочного материала.
На возмещение части затрат на капитальное строительство, приобретение рыбопосадочного материала и кормов на реализацию проекта по целевому использованию земельного участка из республиканского бюджета было получено субсидий в размере 1 670 тысяч рублей. Абдулманаповым А.М. своевременно производилась оплата арендной платы земельного участка по договору от 10.01,2017г. № 04. Общая сумма арендной платы за весь период по настоящее время составила 204 тыс. руб., что подтверждается представленными ответчиком платежными документами.
При таких данных, суд делает вывод, что торги проведены в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем, не установив основанийдля признания недействительным открытого аукциона на право заключения договоров аренды земельного участка, суд приходит к выводу о необходимости отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.
Разрешая спор, вышеприведенными правовыми нормами, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Управления федеральной антимонопольной службы России по Республике Дагестан к Абдулманапову Магомеду Ахмедовичу и администрации МО «город Кизилюрт» » о признании открытого аукциона от 29.12.2016 г. по предоставлению в аренду земельного участка площадью 2323 кв.м с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> в 250 м. по направлению на север от плотины Чирюртовской ГЭС, оформленного протоколом от 26.12.2016 г. №109 недействительным, признании договора аренды земельного участка заключенного по результатам аукциона №04 от 10.01.2017г. между администрацией муниципального образования «город Кизилюрт» и Абдулманаповым Магомедом Ахмедовичем недействительным, применении последствий недействительности сделки к договору аренды земельного участка заключенного по результатам аукциона №04 от 10.01.2017 г., отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий: