Решение по делу № 2-3406/2018 от 26.06.2018

Копия

Дело № 2-3406/2018

148г

24RS0017-01-2018-002740-13

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 декабря 2018 года г. Красноярск

Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Копеиной И.А.,

при секретаре Кора К.С.,

с участием помощника прокурора Самусевой Т.А. по поручению,

представителя ответчика Бауман Д.О. по доверенности,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к АО Управления Строительства «Бамтоннельстрой» о возложении обязанности получить разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, взыскании ущерба,

УСТАНОВИЛ:

Северобайкальский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском (с учетом произведенных уточнений) в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к АО «Бамтоннельстрой» об обязание получить разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, взыскании ущерба, в котором просили обязать Акционерное общество «Бамтоннельстрой» получить в Управлении Росприроднадзора по Иркутской области разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Взыскать с Акционерного общества «Бамтоннельстрой» в бюджет муниципального образования «Казачинско-Ленский район» ущерб, причиненный в результате загрязнения почвы химическими веществами в размере172 257,75 рублей.

Требования мотивированы тем, что Северобайкальской межрайонной природоохранной прокуратурой в соответствии с планом работы на 1 полугодие 2018 года с привлечением специалистов Байкальского межрегионального управления Росприроднадзора, Усть-Кутского отдела лабораторного анализа и технических измерений Испытательного центра Филиала «ЦЛАТИ по Восточно - Сибирскому региону» ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» проведена выездная проверка исполнения природоохранного законодательства АО «Бамтоннельстрой» при строительстве Байкальского тоннеля на перегоне Дельбичинда-Дабан Восточно-Сибирской железной дороги на территории Республики Бурятия и Иркутской области. Объект строительства находится в границах Байкальской природной территории. Статьей 2 Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» установлено, что Байкальская природная территория - территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него. Основная деятельность АО «Бамтоннельстрой» осуществляется на строительной площадке Западного портала, расположенного на земельном участке площадью 7,93 га в квартале № 188 (выделах 5,8,28) Кунерминской дачи, Ульканского участкового лесничества, Казачинско-Ленского лесничества, Иркутской области. На земельном участке с кадастровым номером 38:07:030102:860, имеющего расположение в Казачинско-Ленском районе Иркутской области АО «Бамтоннельстрой» организован для временного проживания работников по строительству вышеуказанного объекта вахтовый поселок (п. Гранитный). Проверкой установлено, что источником водоснабжения всех объектов вахтового поселка, являются водозаборные сооружения. Имеются 2 скважины: 1 рабочая, 1 резервная. Также установлено, что на объекте имеется 33 источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферу воздуха, в том числе: 5 организованных и 28 неорганизованных: строительные площадки, сооружение земляного полотна, горнопроходческие работы, буровзрывные работы, автотранспорт строительный, путевая техника, сварочные работы, окрасочные и гидроизоляционные работы, вахтовый поселок и т.д. Согласно отчетности по форме № 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха» за 2017 год на Западном портале выброс загрязняющих веществ в атмосферу составил 282,79 тн, из них твердые - 96,085 тн, газообразные - 186,705 тн. Согласно отчетности по форме № 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха» за 2017 год на Восточном портале выброс загрязняющих веществ в атмосферу составил 62,723 тн, из них твердые - 57,933 тн, газообразные - 4,79 тн. Основным источником выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух является дымовая труба от модульной водогрейной установки МКУ- 3,0 на западном портале. В качестве топлива используется твердое топливо - уголь. В ходе натурного осмотра установлено, что котельная эксплуатируется, из 2-х котлов в работе 1 котел, выбросы загрязняющих веществ в атмосферу производятся. Для очистки отходящих выбросов установлены газоулавливающие установки, циклоны марки 4ЦН-15-500, установленные в 2017 году, имеются паспорта установок очистки газов. Согласно ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ. В соответствии Федеральным законом «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных. Согласно ст. 14 указанного Закона выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В нарушение вышеуказанных требований закона, выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником АО «Бамтоннельстрой» осуществляется без разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ, что является нарушением ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ«Об охране атмосферного воздуха»; ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ«Об охране окружающей среды». В ходе проверки также установлено, что на территории земельного участка с кадастровым номером 38:07:030102:860, где расположен временный рабочий поселок АО «Бамтоннельстрой» (п. Гранитный) в Казачинско- Ленском районе Иркутской области выявлен факт загрязнения почвы сточными водами подтверждается протоколом испытания почв от 25.04.2018 № УК 107 П. Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утверждена приказом Минприроды России от 09.07.2010 № 238. В ходе натурального осмотра приемника сточных вод, куда сбрасываются стоки от двух общежитий, зафиксированы следы от перелива хозяйственно-бытовых сточных вод из выгреба на рельеф местности, с дальнейшим поступлением в лесной массив. Площадь земель, подвергшейся загрязнению в результате поступления в почву загрязняющих веществ: аммоний обменный, азот нитритов, азот нитратов, сульфаты, фосфаты, хлориды, АПАВ составляет 76,559 м2 (1-ая пробная площадка размерами: средняя ширина 2;6 м, длина 17,6 м - 46,46 м2, 2-ая пробная площадка размерами: средняя ширина 2,87 м, длина 10,5 м - 30,099 м2). В ходе отбора проб определены географические координаты земельного участка, подвергшегося загрязнению химическими веществами в составе сточных вод, которые указаны в протоколе отбора проб № УК104П от 20.04.2018 г. Согласно сведениям публичной карты (http://pkk5.rosreestr.ru категория земель - земли лесного фонда, кадастровый , 38:07:000000:890. Средства измерения, используемые при определении географических координат: портативный навигатор Garmin еТгех ЗОх, поверен до 11.09.2018). Усть-Кутским отделом лабораторного анализа и технических измерений Испытательного центра Филиала «ЦЛАТИ по Восточно - Сибирскому региону» ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» - г. Иркутск произведен отбор пробы почвы для исследования на наличие химического загрязнения (протокол отбора проб от 20.04.2018 № УК104105 П), в том числе:

- фоновой, т.е. почвы на сопредельной территории, не испытывающей негативного воздействия на глубине 0-0,2 м;

- почвы, на территории, подвергшейся загрязнению жидкими коммунальными отходами (хозяйственно-бытовыми сточными водами), на глубине 0-0,2 м.

Согласно результатам испытаний, почва на территории, подвергшейся загрязнению отходами коммунальными жидкими (хозяйственно-бытовыми сточными водами) загрязнена веществами: аммонием обменным, азотом нитритов, сульфатами, фосфатами, хлоридами, АПАВ. По сравнению с фоновой пробой концентрации загрязняющих веществ на загрязненной территории увеличиваются: по аммонию обменному в 2,2 раза; по азоту нитритов в 1,8 раза; по сульфатам в 1,8 раз; по фосфатам в 1,34 раза; по хлоридам в 1,8 раз; по АПАВ в 2 раза. Таким образом, нарушение АО «Бамтоннельстрой» правил обращения с опасными для здоровья людей, окружающей среды веществами и отходами производства и потребления повлекло поступление в почву загрязняющих веществ, чем причинен ущерб почве как объекту охраны окружающей среды. На основании Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от 8 июля 2010 № 238, произведен расчет ущерба, причиненный почве в результате загрязнения АО «Бамтоннельстрой» химическими веществами. Данный ущерб составил 172 257,75 рублей. Основанием для обращения Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора в суд является защита прав и законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также защита интересов Российской Федерации выраженных в обеспечении сохранения природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Проверка показала, что в результате загрязнения почвы АО «Бамтоннельстрой» существенно нарушены интересы Российской Федерации в сфере рационального использования и охраны почв как одного из важнейших природных компонентов окружающей среды. Перечисленные нарушения требований законодательства, допущенные АО «Бамтоннельстрой», причиняют ущерб компонентам окружающей среды, негативным образом сказываются на состоянии уникальной экологической системы озера Байкал, включенного в Список всемирного природного наследия, в связи с чем, нарушают закрепленное ст. 42 Конституции РФ право граждан на благоприятную окружающую среду и добровольно взятые Российской Федерацией международные обязательства по охране озера Байкал.

В судебном заседании помощник прокурора Железнодорожного района в г. Красноярске Самусева Т.А. по поручению, уточненные требования поддержала по изложенным основаниям.

Представитель ответчика АО «Бамтоннельстрой» Бауман Д.О. действующий по доверенности (полномочия проверены) в судебном заседании пояснил, что расчет суммы не оспаривает, и в течении уже месяца получат в Управлении Росприроднадзора по Иркутской области разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух.

Представитель третьего лица Байкальское межрегиональное Управление Росприроднадзора в зал судебного заседания не явился, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие, направили письменный отзыв из которого следует, что Северобайкальской межрайонной природоохранной прокуратурой с участием представителя Байкальского межрегионального управления Роспрнроднадзора была проведена проверка исполнения природоохранного законодательства при строительстве Байкальской тоннеля на перегоне Дельбичинда-Дабан Восточно-Сибирской железной дороги на территории Иркутской области и Республики Бурятия. Озеро Байкал является объектом всемирного природного наследия. Статьей 2 Федерального закона «Об охране озера Байкал» Байкальская природная территория - территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особ охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него. На Байкальско природной территории выделяются следующие экологические зоны: в том числе центральна экологическая зона - территория, которая включает в себя озеро Байкал с островам прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природны территории, прилегающие к озеру Байкал. В ходе проверки в апреле 2018 года выполнен осмотр территории земельных участков с кадастровыми номерами , , . Так же установлено, что на территории объекта имеются 33 источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Правовые основы охраны атмосферного установлены Федеральным законом от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». В соответствии со ст. 1 Закона вредное (загрязняющее) вещество - химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержаться в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду. Загрязнение атмосферного воздуха - поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха. Согласно ч.1 ст. 14 Закона № 96-ФЗ выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.12.2010 № 579 Порядок установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию, применяемый, в том числе, при установлении порядка выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащим государственному учету и нормированию, относятся источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, из которых в атмосферный воздух выбрасываются вредные (загрязняющие) вещества, подлежащие государственному учету и нормированию. К веществам, подлежащим государственному учету и нормированию, относятся вредные (загрязняющие) вещества, указанные в перечне, приведенном в Приложении 2 к данному Приказу. В соответствии с ч.4 ст. 23 Закона № 7-ФЗ, выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. При этом, у АО «Бамтоннельстрой» отсутствуют утвержденные нормативы выбросов, а также, разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Таким образом, установлено, что АО «Бамтоннельстрой», осуществляло выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отсутствии специального разрешения. Так же установлено, что на территории земельного участка с кадастровым номером выявлен факт загрязнения почвы сточными водами. В ходе проведенного осмотра, обследования территории земельного участка, экспертной организацией (Филиал «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Восточно- Сибирскому региону» ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» - г. Иркутск (приказ Федеральной службы по аккредитации от 19.01.2012 № 26 «Об аккредитации ФБУ «ЦЛАТИ по СФО) были отобраны образцы почв в количестве 15 штук. Тип пробы - объединенный, глубина взятия образцов 0-0,2 м (протоколы отбора проб почв № УК104П от 20.04.2018). По результатам испытаний почв № УК107П от 25.04.2018 установлено, что концентрация загрязняющих веществ в пробах 458/ШП1, 459/ШП2 превышают фоновые показатели, что усматривает вред, причиненный почвам, как объекту охраны окружающей среды. В соответствии с пунктом 2 «Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды», утвержденной Приказом Минприроды РФ от 08.07.2010 № 238 (далее - Методика), загрязнение почв в результате поступления в почвы загрязняющих веществ или смеси загрязняющих веществ является одним из основных видов причинения вреда объектам охраны окружающей среды вследствие нарушения земельного законодательства Российской Федерации. Таким образом, факт причинения вреда почве в результате нарушения правил обращения с отходами производства и потребления, подтвержден документально: протоколом отбора почв № УК104П от 20.04.2018; протоколом испытаний почв № УК107П от 25.04.2018;. Байкальским межрегиональным управлением Росприроднадзора в соответствии Методикой, определен размер вреда, причиненный почвам, как объекту охраны окружающей среды в сумме - 172 257 руб. 75 коп.. Просили требования Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Согласно ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Суд полагает возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся лиц.

Определением суда от 13.12.2018года в связи с частичным отказом истца от иска, производство по делу в части исковых требований прокурора Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к АО УС «Бамтоннельстрой» о приостановлении деятельности до получения лицензии и прекращено, т.к. лицензия получена ответчиком.

Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела в воей совокупности, оценив по правилам ст. 67 ГПК РФ, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Статьи 36, 42, 58 Конституции РФ регламентируют, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определены в Федеральном законе от 10.01.2002 N 7 "Об охране окружающей среды" (далее Закон об охране окружающей среды), из которого следует, что обязательным условием при осуществлении хозяйственной деятельности является ее соответствие требованиям в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 22 названного Закона в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в частности, нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.В силу п. 1 ст. 39 указанного Закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Согласно п. 1 ст. 16 Закона об охране окружающей среды к негативному воздействию на окружающую среду относятся, в том числе выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.

Исходя из положений п. 1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Согласно п. 2 ст. 34 Закона об охране окружающей среды нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.

При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 5 ст. 14 Закона об охране атмосферного воздуха).

Согласно ч. 1 ст. 77 ФЗ РФ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

В соответствии с ч. 1 ст. 78 указанного Федерального закона компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

На основании ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, что Северобайкальской межрайонной природоохранной прокуратурой в соответствии с планом работы на 1 полугодие 2018 года с привлечением специалистов Байкальского межрегионального управления Росприроднадзора, Усть-Кутского отдела лабораторного анализа и технических измерений Испытательного центра Филиала «ЦЛАТИ по Восточно - Сибирскому региону» ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» проведена выездная проверка исполнения природоохранного законодательства АО «Бамтоннельстрой» при строительстве Байкальского тоннеля на перегоне Дельбичинда-Дабан Восточно-Сибирской железной дороги на территории Республики Бурятия и Иркутской области. Объект строительства находится в границах Байкальской природной территории.

Основная деятельность АО «Бамтоннельстрой» осуществляется на строительной площадке Западного портала, расположенного на земельном участке площадью 7,93 га в квартале № 188 (выделах 5,8,28) Кунерминской дачи, Ульканского участкового лесничества, Казачинско-Ленского лесничества, Иркутской области.

На основании приказа Управления Росприроднадзора по РБ от 20.11.2011 № 922 Акционерному обществу «Бамтоннельстрой» выдано разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, стационарный источник выброса вредных веществ в атмосферный воздух - площадка № 1 Акционерное общество «Бамтоннельстрой» на объекте:    «Строительство нового Байкальского тоннеля на перегоне Дельбечинда- Дабан Восточно-Сибирской железной дороги» - <адрес>, МО «<адрес>», в границах Северо-Байкальского лесничества, Северобайкальского участкового лесничества, квартал 41, части выделов 16,18, квартал 178, части выделов 7, 8, 9, квартал 180, части выделов 1,36, квартал 181, части выделов 2,3,6».

На земельном участке с кадастровым номером , имеющего расположение в <адрес> АО «Бамтоннельстрой» организован для временного проживания работников по строительству вышеуказанного объекта вахтовый поселок (<адрес>).

Проверкой установлено, что источником водоснабжения всех объектов вахтового поселка, являются водозаборные сооружения. Имеются 2 скважины: 1 рабочая, 1 резервная. Также установлено, что на объекте имеется 33 источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферу воздуха, в том числе: 5 организованных и 28 неорганизованных: строительные площадки, сооружение земляного полотна, горнопроходческие работы, буровзрывные работы, автотранспорт строительный, путевая техника, сварочные работы, окрасочные и гидроизоляционные работы, вахтовый поселок и т.д., в подтверждение чего суду представлена справка от 22.05.2018г. (л.д.44-66).

Согласно отчетности по форме № 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха» за 2017 год на Западном портале выброс загрязняющих веществ в атмосферу составил 282,79 тн, из них твердые - 96,085 тн, газообразные - 186,705 тн.

Согласно отчетности по форме № 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха» за 2017 год на Восточном портале выброс загрязняющих веществ в атмосферу составил 62,723 тн, из них твердые - 57,933 тн, газообразные - 4,79 тн.

Основным источником выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух является дымовая труба от модульной водогрейной установки МКУ- 3,0 на западном портале. В качестве топлива используется твердое топливо - уголь.

В ходе натурного осмотра установлено, что котельная эксплуатируется, из 2-х котлов в работе 1 котел, выбросы загрязняющих веществ в атмосферу производятся. Для очистки отходящих выбросов установлены газоулавливающие установки, циклоны марки 4ЦН-15-500, установленные в 2017 году, имеются паспорта установок очистки газов.

В ходе проверки специалистами Усть-Кутского отдела лабораторного анализа и технических измерений Испытательного центра ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому региону ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО», произведён отбор проб дымовых газов с целью определения эффективности работы газоочистного оборудования и определения качественного состава отходящих газов в атмосферный воздух. Протокол отбора проб промышленных выбросов от 20.04.2018 № УК102ПВ.

Согласно протоколу испытаний промышленных выбросов от 25.04.2018 № УК105ПВ концентрации загрязняющих веществ в выбросах в атмосферу от котла № 1 котельной на Западном портале составили: оксида углерода - 1304 мг/мЗ (5,434 г/сек.); диоксида азота - <1 мг/мЗ; азота оксида - 134 мг/мЗ (0,111 г/сек.); серы диоксида - 43 мг/мЗ (0,178 г/сек.); сажа - 12 мг/мЗ (0,049 г/сек.); взвешенных веществ - 0,066 г/мЗ (0,276 г/сек.).

Таким образом, инструментально зафиксирован выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отсутствие разрешения на выброс.

Постановлением заместителя Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора от 21.06.2018 года в отношении должностного лица заместителя инженера АО «Бамтоннельстрой» Рычкова Е.С. возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.21 КоАП РФ-выброс вредных веществ в атмосферный воздух.

Постановлением Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области № от 16.07.2018г.земеститель главного инженера АО «Бамтоннельстрой» Рычков Е.С. признан виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000руб.

Таким образом, судом установлено, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником АО «Бамтоннельстрой» осуществляется без разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ.

Указанные обстоятельства ответчиком не оспорены, доказательств обратного суду в силу ст. 56 ГПК РФ, не представлено.

В соответствии с абзацами третьим, четвертым статьи 1 Федерального закона от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" вредное (загрязняющее) вещество - химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду; загрязнение атмосферного воздуха - поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха.

Согласно пункту 1 статьи 14 указанного федерального закона выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (абзац первый).

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха (абзац второй).

Пунктом 3 этой же статьи предусмотрено, что вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Пункт 4 статьи 23 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" устанавливает, что выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Абзац девятый статьи 3 поименованного федерального закона предусматривает презумпцию экологической опасности хозяйственной деятельности юридических лиц.

Таким образом, установив факт выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником АО «Бамтоннельстрой» с нарушением действующего законодательства, отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора об обязании АО «Бамтоннельстрой» получить в Управлении Росприроднадзора Иркутской области разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух.

Ответчиком представлены сведения о том. что за указанным разрешением обратились, но еще не получили, поэтому в указанной части требования подлежат удовлетворению.

Разрешая требования прокурора об установлении срока для исполнения обязательства, суд исходит из того, что по смыслу части 2 статьи 206 ГПК РФ, в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом. Устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса прав и обязанностей сторон.

Исходя из этого, суд считает правильным возложить на ответчика обязанность исполнить обязательства в 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Кроме того, в ходе проверки так же установлено, что на территории земельного участка с кадастровым номером 38:07:030102:860, где расположен временный рабочий поселок АО «Бамтоннельстрой» (<адрес>) в <адрес> выявлен факт загрязнения почвы сточными водами, что подтверждается протоколом испытания почв от 25.04.2018 № УК 107 П.

Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утверждена приказом Минприроды России от 09.07.2010 № 238.

В ходе натурального осмотра приемника сточных вод, куда сбрасываются стоки от двух общежитий, зафиксированы следы от перелива хозяйственно-бытовых сточных вод из выгреба на рельеф местности, с дальнейшим поступлением в лесной массив.

Площадь земель, подвергшейся загрязнению в результате поступления в почву загрязняющих веществ: аммоний обменный, азот нитритов, азот нитратов, сульфаты, фосфаты, хлориды, АПАВ составляет 76,559 м2 (1-ая пробная площадка размерами: средняя ширина 2;6 м, длина 17,6 м - 46,46 м2, 2-ая пробная площадка размерами: средняя ширина 2,87 м, длина 10,5 м - 30,099 м2).

В ходе отбора проб определены географические координаты земельного участка, подвергшегося загрязнению химическими веществами в составе сточных вод, которые указаны в протоколе отбора проб № УК104П от 20.04.2018 г.

Усть-Кутским отделом лабораторного анализа и технических измерений Испытательного центра Филиала «ЦЛАТИ по Восточно - Сибирскому региону» ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» - <адрес> произведен отбор пробы почвы для исследования на наличие химического загрязнения (протокол отбора проб от 20.04.2018 № УК104105 П), в том числе:

- фоновой, т.е. почвы на сопредельной территории, не испытывающей негативного воздействия на глубине 0-0,2 м;

- почвы, на территории, подвергшейся загрязнению жидкими коммунальными отходами (хозяйственно-бытовыми сточными водами), на глубине 0-0,2 м.

Согласно результатам испытаний, почва на территории, подвергшейся загрязнению отходами коммунальными жидкими (хозяйственно-бытовыми сточными водами) загрязнена веществами: аммонием обменным, азотом нитритов, сульфатами, фосфатами, хлоридами, АПАВ. По сравнению с фоновой пробой концентрации загрязняющих веществ на загрязненной территории увеличиваются: по аммонию обменному в 2,2 раза; по азоту нитритов в 1,8 раза; по сульфатам в 1,8 раз; по фосфатам в 1,34 раза; по хлоридам в 1,8 раз; по АПАВ в 2 раза.

Таким образом, нарушение АО «Бамтоннельстрой» правил обращения с опасными для здоровья людей, окружающей среды веществами и отходами производства и потребления повлекло поступление в почву загрязняющих веществ, чем причинен ущерб почве как объекту охраны окружающей среды.

Проверка показала, что в результате загрязнения почвы АО «Бамтоннельстрой» существенно нарушены интересы Российской Федерации в сфере рационального использования и охраны почв как одного из важнейших природных компонентов окружающей среды. Перечисленные нарушения требований законодательства, допущенные АО «Бамтоннельстрой», причиняют ущерб компонентам окружающей среды, негативным образом сказываются на состоянии уникальной экологической системы озера Байкал, включенного в Список всемирного природного наследия, в связи с чем, нарушают закрепленное ст. 42 Конституции РФ право граждан на благоприятную окружающую среду и добровольно взятые Российской Федерацией международные обязательства по охране озера Байкал.

Таким образом, судом установлено нарушение требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления со стороны ответчика, которое повлекло загрязнение окружающей природной среды (почвы), являющимися экологически опасными химическими веществами, что подтверждается представленными в дело доказательствами.

Поскольку доказательств возмещения вреда ответчиком не представлено, причиненный почве вред подлежит возмещению в денежной форме в сумме, рассчитанной на основании Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от 8 июля 2010 № 238. Расчет ущерба, причиненный почве в результате загрязнения АО «Бамтоннельстрой» химическими веществами составит 172 257,75 рублей. Указанный размер ответчиком не оспорен, какой либо контррасчет не представлен.

В силу п. 3 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ при наличии такс и методик исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), утвержденных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, указанные таксы и методики подлежат обязательному применению судами для определения размера возмещения вреда в его денежном исчислении.

Исходя из смысла данной нормы, возмещение вреда по утвержденным таксам и методикам является повышенной имущественной ответственностью, предусмотренной гражданским законодательством, которая устанавливается с учетом не только материального вреда, но и экологических потерь.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку установлено, что в результате произошедшего загрязнения окружающей природной среды (почвы) вследствие нарушения требований природоохранного законодательства причинен ущерб объекту охраны окружающей среды, и взыскивает с ответчика в бюджет муниципального образования «Казачинско-Ленского района» ущерб в размере 172 257,75руб..

Указанный расчет проверен судом, признан правильным, соответствует методике исчисления, ответчиком не оспаривается, оснований не согласиться с ним суд не усматривает.

Помимо этого, суд взыскивает с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину в соответствии с положениями ст. 333.19 НК РФ 4 645,20руб. за требование имущественного характера, и 300руб. за требование неимущественного характера, в соответствии со ст. 98 ГПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Сверобайкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Акционерное общество УС «Бамтоннельстрой» (ИНН 5012060042) получить в Управлении Росприроднадзора по Иркутской области разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Акционерного общества УС «Бамтоннельстрой» (ИНН 5012060042) в бюджет муниципального образования «Казачинско-Ленский район» ущерб, причиненный в результате загрязнения почвы химическими веществами ущерб в размере 172 257,75 рублей.

Взыскать с Акционерного общества УС «Бамтоннельстрой» (ИНН 5012060042) госпошлину в доход местного бюджета в сумме 4645 рублей.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд путём подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Красноярска в течение месяца с даты изготовления его в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 18 декабря 2018года

Судья подпись

Копия верна:

Судья И.А. Копеина

2-3406/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Северобайкальская межрайонная природоохранная прокуратура
Ответчики
АО "Бамтоннельстрой"
Другие
Байкальское межрегиональное Управление Росприроднадзора
Суд
Железнодорожный районный суд г. Красноярск
Дело на сайте суда
geldor.krk.sudrf.ru
26.06.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.06.2018Передача материалов судье
28.06.2018Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
28.06.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.06.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.07.2018Предварительное судебное заседание
30.07.2018Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
27.09.2018Предварительное судебное заседание
27.09.2018Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
04.10.2018Предварительное судебное заседание
04.10.2018Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
31.10.2018Предварительное судебное заседание
31.10.2018Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
27.11.2018Предварительное судебное заседание
27.11.2018Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
13.12.2018Предварительное судебное заседание
13.12.2018Судебное заседание
18.12.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.12.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.05.2020Передача материалов судье
13.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.05.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
13.05.2020Предварительное судебное заседание
13.05.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
13.05.2020Предварительное судебное заседание
13.05.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
13.05.2020Предварительное судебное заседание
13.05.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
13.05.2020Предварительное судебное заседание
13.05.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
13.05.2020Предварительное судебное заседание
13.05.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
13.05.2020Предварительное судебное заседание
13.05.2020Судебное заседание
13.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.05.2020Дело оформлено
13.05.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее