Дело № 2а-1351/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 марта 2022 года город Орел
Советский районный суд города Орла в составе:
председательствующего судьи Щербиной И.С.,
при секретаре Трусовой К.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда административное дело по административному исковому заявлению военного прокурора Брянского гарнизона действующего в интересах Российской Федерации и в защиту неопределенного круга лиц к Призывной комиссии Орловской области, федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Орловской области» о признании незаконным решения призывной комиссии,
установил:
военный прокурор Брянского гарнизона, действующий в интересах Российской Федерации и в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Призывной комиссии Орловской области, федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Орловской области» о признании незаконным решения призывной комиссии. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной им проверки установлено, что Слободчиков В.А. необоснованно признан ограниченно годным к военной службе. По указанным основаниям, просит суд признать решение Призывной комиссии г.Мценска и Мценского района Орловской области от ДД.ММ.ГГ №*** незаконным, признать решение призывной комиссии Орловской области от ДД.ММ.ГГ №*** в части утверждения решения призывной комиссии г.Мценска и Мценского района Орловской области от ДД.ММ.ГГ №*** незаконным.
В судебное заседание представитель административного истца военного прокурора Брянского гарнизона, представитель административного ответчика Призывной комиссии Орловской области, заинтересованные лица БУЗ ОО «Мценская ЦРБ», призывная комиссия г.Мценска и Мценского района Орловской области, Слободчиков В.А., надлежаще извещенные о рассмотрении дела не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
Представитель административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Орловской области» по доверенности Котыш З.И., исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действий (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Статьей 59 Конституции Российской Федерации установлено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан осуществляется Федеральным законом от 28 марта 1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
На основании п. 4 ст. 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и другими нормативными правовыми актами.
Согласно статье 22 этого же Закона призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. При этом, на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Предусмотренная указанным Федеральным законом воинская обязанность (в силу положений п. 1 ст. 1 Федерального закона), помимо, собственно, призыва и прохождения военной службы, включает в себя также воинский учет и обязательную подготовку к военной службе.
Исходя из положений п. 1 ст. 5 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военные комиссариаты осуществляют проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет и призыве на военную службу.
Согласно ст. 5.1 указанного Федерального закона граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинской организации) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты (п. 1).
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям:
А - годен к военной службе;
Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;
В - ограниченно годен к военной службе;
Г - временно не годен к военной службе;
Д - не годен к военной службе (пункт 2 указанной статьи).
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года № 565.
В приложении к указанному Положению, имеются Требования к состоянию здоровья граждан при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных сил Российской Федерации, включающие в себя Расписание болезней, в соответствии со статьями которого определяется годность к военной службе граждан, в том числе, при их первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу - I графа.
Согласно п. 20 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года № 565, в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или начальника отдела военного комиссариата, принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания.
При возможности завершения обследования гражданина до окончания работы комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии врач-специалист выносит заключение о том, что гражданин нуждается в обследовании с указанием срока явки на повторное освидетельствование.
По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина.
В судебном заседании установлено, что военным прокурором Брянского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами военного комиссариата Орловской области и военных комиссариатов по муниципальным образованиям требований законодательства о призыве граждан на военную службу.
В ходе проведения проверки установлено, что ДД.ММ.ГГ на воинский учет в военном комиссариате г.Мценска и Мценского района Орловской области поставлен Слободчиков В.А., ДД.ММ.ГГ года рождения.
В период ДД.ММ.ГГ Слободчиков В.А. представил в военный комиссариат г.Мценска и Мценского района Орловской области акт исследования состояния его здоровья от ДД.ММ.ГГ №***, выданный БУЗ ОО «Мценская ЦРБ» в соответствии с которым он имеет заболевание, препятствующее прохождению военной службы - <данные изъяты>
Из приведенных выше норм следует, что в обязанности призывной комиссии включены вопросы оценки достоверности и обоснованности сведений о состоянии здоровья призывника, содержащихся в соответствующих медицинских документах, поскольку именно они служат основанием для принятия призывной комиссией определенного решения.
На основании указанного медицинского документа Слободчиков В.А. решением военного комиссариата призывной комиссии г.Мценска и Мценского района Орловской области от ДД.ММ.ГГ №*** признан «В» - ограниченно годным к военной службе и освобожден от призыва на военную службу на основании пп. «а» п. 1 ст. 23 Закона.
Вместе с тем, согласно сведениям БУЗ ОО «Мценская ЦРБ», Слободчиков В.А в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ за медицинской помощью не обращался.
Более того, указанный акт медицинского освидетельствования здоровья БУЗ ОО «Мценская ЦРБ» не выдавался, что подтверждается ответом учреждения от 02.03.2022 №169.
В соответствии с п. 39 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 02 октября 2007 года № 400 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663», решение призывной комиссии об освобождении гражданина от призыва на военную службу (признанного негодным или ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья) выносится на основании изучения подлинников акта исследования состояния здоровья с указанием результатов проведенных исследований и поставленного диагноза, выписки из истории болезни, заверенных подписями главного врача и лечащего врача медицинского учреждения и печатью медицинского учреждения, листа медицинского освидетельствования с заключением врачей-специалистов о категории годности призывника и карты медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу.
Слободчиков В.А. был признан ограниченно годным к военной службе, на основании представленного в военный комиссариат акта исследования состояния здоровья №***.
Таким образом, решение указанной призывной комиссии в части, касающейся признания Слободчикова В.А. ограниченно годным к военной службе, установления категории годности к военной службе - «В», освобождения от призыва на военную службу, принято с нарушением установленного порядка, не соответствует требованиям ст. 59 Конституции РФ, ст.ст. 1, 23 Закона, является незаконным и подлежит отмене, в связи с чем, административные исковые требования о признании решения Призывной комиссии <...> и Мценского района Орловской области от ДД.ММ.ГГ №***, решения призывной комиссии Орловской области от ДД.ММ.ГГ №*** в части утверждения решения призывной комиссии г.Мценска и Мценского района Орловской области от ДД.ММ.ГГ №***незаконными подлежат удовлетворению.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о нарушении процедуры прохождения медицинского освидетельствования призывника Слободчикова В.А., административные ответчики не в полном объеме выполнили возложенные на них обязанности, поскольку при принятии решения в отношении Слободчикова В.А. ими не был затребован и изучен акт исследования состояния здоровья, составленный БУЗ ОО «Мценская ЦРБ», а также медицинские документы. При таких обстоятельствах оспариваемые решения административных ответчиков о признании Слободчикова В.А. ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья нельзя признать правомерными, в связи с чем, административные исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Суд полагает, что административным истцом срок, установленный вышеуказанной нормой для обращения в суд не пропущен, поскольку прокурор, узнав о нарушении закона в связи с получением письма от ДД.ММ.ГГ из ФКУ «Военный комиссариат Орловской области» №*** обратился в суд с административным иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц ДД.ММ.ГГ, то есть в пределах трех месяцев, установленных ч.1 ст.219 КАС РФ.
Иные доводы, заявленные сторонами, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, документально не подтверждены.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 19, 22, 175-181 КАС РФ, суд
решил:
административные исковые требования военного прокурора Брянского гарнизона действующего в интересах Российской Федерации и в защиту неопределенного круга лиц к Призывной комиссии Орловской области, федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Орловской области» о признании незаконным решения призывной комиссии – удовлетворить.
Признать решение Призывной комиссии г.Мценска и Мценского района Орловской области от ДД.ММ.ГГ №*** незаконным.
Признать решение призывной комиссии Орловской области от ДД.ММ.ГГ №*** в части утверждения решения призывной комиссии г.Мценска и Мценского района Орловской области от ДД.ММ.ГГ №*** незаконным.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Советский районный суд г.Орла в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения, с которым стороны могут ознакомиться 09 марта 2022 года.
Председательствующий И. С. Щербина