УИД: 66RS0044-01-2023-001105-92
Дело 2-1429/2023
Решение
именем Российской Федерации
18 апреля 2023 года Первоуральский городской суд Свердловской области
в составе: председательствующего Карапетян Е.В.
при секретаре Хасановой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Плотникова Александра Владимировича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области о признании незаконным отказа в индексации пенсии, признании права на индексацию пенсии с момента обращения,
установил:
Плотников А.В. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области о признании незаконным отказа в индексации пенсии, признании за ним права на индексацию пенсии с ДД.ММ.ГГГГ - момента обращения с соответствующим заявлением к ответчику.
В обосновании заявленных требований Плотников А.В. указал, что является получателем пенсии по старости, назначенной ему досрочно в соответствии с п.2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
ДД.ММ.ГГГГ он обратился в пенсионный фонд с заявлением об отказе от получения назначенной пенсии в соответствии с п.1.5 ст.25 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях». Данное заявление подавалось через портал государственных услуг через «Личный кабинет» и было зарегистрировано за №. За ДД.ММ.ГГГГ года он пенсию не получал, в связи с чем перестал считаться пенсионером, так как пенсионер – это лицо, получающее ежемесячно денежную выплату (пенсию).
ДД.ММ.ГГГГ он подал заявление о назначении пенсии в соответствии с п.3.5. ст.25 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013. Заявление зарегистрировано за №.
ДД.ММ.ГГГГ ответчиком было вынесено положительное решение и с ДД.ММ.ГГГГ пенсия установлена в размере 25 082 руб. 54 коп., данный текст размещен в «Личном кабинете» Пенсионного фонда.
Истцу на портал госуслуги пришло извещение, что к выплате определено 25082 руб. 54 коп. Однако, при получении справки о размере пенсии было указано, что ему к выплате полагается 15 791 руб. 75 коп.
Не согласившись с данными ответчика, ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Клиентскую службу Пенсионного Фонда, откуда ДД.ММ.ГГГГ им был получен ответ, где указано, что он является работающим пенсионером, и индексация ему не положена в силу ст.26.1. Закона № 400-ФЗ.
Данный довод ответчика считает необоснованным, так как он (истец) статус пенсионера потерял при отказе от пенсии. При этом следует учесть, что в соответствии со ст.25 п.3.5. пенсия ему назначалась вновь, так звучит в законе, то есть не повторно, не восстанавливалась и не пересчитывалась, а именно назначалась вновь.
Вся эта процедура с отказом и назначением пенсии была сделана им именно для законного перерасчета пенсии с индексацией, также как при увольнении с работы на 1 месяц.
В ДД.ММ.ГГГГ года через портал госуслуг он (истец) направил обращение в прокуратору города Первоуральска с просьбой разобраться в данной ситуации. Прокуратура перенаправила обращение заместителю Управляющего Государственного Отделения пенсионного фонда РФ по Свердловской области ФИО5 На данное обращение им получен ответ. В ответе опять не было ответа на конкретно заданные вопросы.
Конкретный ответ на поставленный вопрос ему Отделением пенсионного фонда РФ по Свердловской области не представлен до настоящего времени.
Отказ Пенсионного фонда в индексации пенсии с ДД.ММ.ГГГГ просит признать не законным.
Данные доводы истец Плотников А.В. поддержал в ходе судебного заседания пояснив, что получателем пенсии он является с ДД.ММ.ГГГГ, с 55 лет по Списку №, так как работал на Первоуральском Новотрубном заводе. Его требование связано с получением индексированной пенсии. Возможность проиндексировать пенсию существует тремя способами, один из них, это уволиться с работы на 1 месяц, другой, когда он может отказаться от пенсии. Смысл в том, что индексация пенсии не производится работающему пенсионеру. Смысл всего в словосочетании двух слов «работающий и пенсионер». Если человек перестает работать – он неработающий, то должна быть произведена индексация. Если же он отказался от пенсии, он перестал быть пенсионером. Это право его, в связи с чем он обратился в Пенсионный фонд. Ссылаясь на ст.25 Федерального закона № 400-ФЗ он отказался от пенсии, которая ему была назначена. Потом он написал заявление вновь. В данной ст.25 в пункте 3 есть понятие «восстановление страховой пенсии». По желанию пенсионера ему пенсия назначается вновь. Именно такое заявление он подал в Пенсионный фонд, ссылаясь на пункт 5. Пенсия была ему назначена вновь, на портале госуслуг указан ее размер 25 082 руб.. До этого размер пенсии был 15 000 руб. Когда же он пришел за справкой в Пенсионный фонд, в ней было указано о размере получаемой пенсии 15 000 руб.. Ответчик ссылается на то, что он (истец) является работающим пенсионером. Позиция ответчика противоречит закону, так как при отказе от пенсии он потерял статус пенсионера, и позиция ответчика о невозможности проведения индексации незаконна. До настоящего момента на поставленный им вопрос «кто такой пенсионер», ответ ему не дан. Его требования основаны на том, что пенсия ему назначена вновь и определенный момент он не являлся пенсионером. Соответственно, ему должна быть проведена индексация.
Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области Блинова О.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, срок действия которой 3 года, без права передоверия, доводы истца Плотникова А.В. считает не обоснованными. Относительно доводов, которые излагает истец, считает их заблуждением. Данная информация была получена истцом из интернета. В Пенсионный фонд было несколько подобных обращений и только Плотников А.В. обратился в суд с иском. Социальный Фонд России является правоприменительным органом и в своей деятельности обязан строго руководствоваться законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ. Требования законодательства являются обязательными к исполнению, право толкования положений законодательства Социальному Фонду России не предоставлено. Просит учесть, что размер пенсии Плотникова А.В. ответчиком рассчитан и составил 17861 руб. 80 коп. — страховая пенсия, 7220,74 — фиксированная выплата, итого — 25082 руб. 54 коп., с учетом факта работы — 15 791 руб. 75 коп.
Статья 26.1 Федерального закона № 400-ФЗ регламентирует выплату пенсии работающим пенсионерам, а именно, пенсионерам, осуществляющим работу, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии выплачиваются без учета индексации, имеющей место в период осуществления (прекращения) пенсионерами работы, осуществления ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Поскольку истец работает, то получает пенсию без индексации. После увольнения с работы, размер пенсии будет пересчитан с учетом пропущенных индексаций с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы. Данный расчет пенсии был дан истцу в письменном ответе от ДД.ММ.ГГГГ на его письменное обращение от ДД.ММ.ГГГГ.
При обращении истца в прокуратуру г. Первоуральска был также дан письменный ответ от ДД.ММ.ГГГГ. В ответе указано, что при проверке пенсионного дела было установлено, что при назначении досрочной страховой пенсии по старости вновь, была неверно учтена сумма ИПК 1,595 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Пенсионное дело было приведено в соответствие с нормами действующего пенсионного законодательства. Размер досрочной стразовой пенсии по старости пересчитан, и в настоящее время составляет 24 979 руб. 67 коп., в том числе: фиксированная выплата — 7 220 руб. 74 коп., страховая пенсия — 17 758 руб. 93 коп.
Также указано, что в соответствии со ст.26.1 Федерального закона № 400-ФЗ работающие пенсионеры получают страховую пенсию и фиксированную выплату к ней. без учета плановых индексаций. В случае прекращения трудовой деятельности, пенсионер получает полный пенсионный коэффициент пропущенной индексации. Вместе с тем, в случае отказа застрахованного лица от получения страховой пенсии по старости, при восстановлении выплаты пенсии либо назначении вновь, ее размер исчисляется исходя из актуальной стоимости одного пенсионного коэффициента.
Согласно ст.26.1 Федерального закона № 400-ФЗ выплата того же вида страховой пенсии производится из актуальной стоимости одного пенсионного коэффициента только в случае прекращения трудовой деятельности.
Таким образом, при продолжении трудовой деятельности выплата указанной пенсии осуществляется исходя из применявшейся до отказа от пенсии стоимости одного пенсионного коэффициента.
Поскольку истец осуществляет трудовою деятельность, досрочная страховая пенсия по старости выплачивается истцу без учета текущих индексаций в размере 15 727 руб. 06 коп., в том числе: фиксированная выплата 4 558 руб. 93 коп., страховая пенсия — 11 168 руб. 13 коп. (150,372 х 74 руб. 27 коп. (стоимость одного пенсионного коэффициента с ДД.ММ.ГГГГ)).
Пенсионное дело было проверено, соответствует нормам действующего законодательства.
Кроме того, на письменное обращение истца от ДД.ММ.ГГГГ также был направлен письменный ответ от ДД.ММ.ГГГГ, в котором даны ответы на вопросы, поставленные в обращении:
Федеральным законом № 350-ФЗ с 01.01.2019 введено понятие предпенсионного возраста — период продолжительностью до 5 лет, предшествующий назначению страховой пенсии по старости. Понятие слова «пенсионер» действующим законодательством не обозначено. При этом, законы определяют право граждан на назначение страховой пенсии по старости, в том числе досрочно, при соблюдении определенных условий, включая возраст, требуемый страховой (специальный) стаж и величину ИПК. Страховая пенсия по старости назначается бессрочно. Исходя из смысла названных норм, лица, достигшие пенсионного возраста, которым в соответствии с пенсионным законодательством назначена пенсия по старости, можно отнести к пенсионерам. Гражданин, достигший необходимого для назначении пенсии возраста, но не приобретший право на нее, не может считаться пенсионером.
Также отмечено, что пенсионное законодательство не ограничивает пенсионеров в количестве раз отказаться от установленной страховой пенсии и назначить ее вновь.
Сведения о том, осуществляет ли пенсионер работу и (или) иную деятельность, территориальные органы СФР получают от страхователя, который представляет индивидуальные сведения обо всех застрахованных лицах, работающих у него по трудовому договору или заключивших договоры гражданского-правового характера по установленной форме ежемесячно. Это означает, что факт увольнения пенсионера с работы в случае его трудоустройства вновь в течение 1 месяца или следующего не будет учитываться как основание для вынесения решения о выплате сумм страховой пенсии с учетом корректировки (индексаций).
То есть факт осуществления (не осуществления) пенсионером работы оценивается по состоянию на конец месяца.
Просит исковые требования Плотникова А.В. о признании незаконным отказа в индексации пенсии, признании права на индексацию пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, оставить без удовлетворения.
Доводы ответчика изложены в отзыве, который приобщен к материалам гражданского дела.
Выслушав стороны, исследовав материалы по делу, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца Плотникова А.В..
В силу части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и положений международных правовых актов, в частности статьи 8 Всеобщей декларации прав человека, пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также пункта 1 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.
Одной из процессуальных гарантий права на судебную защиту в целях правильного рассмотрения и разрешения судом гражданских дел являются нормативные предписания части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающие, что решение суда должно быть законным и обоснованным.
В пунктах 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 «О судебном решении» разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 – 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Границы предмета доказывания определяются предметом (конкретным материально-правовым требованием к ответчику) и основанием иска (конкретными фактическими обстоятельствами, на которых истец основывает свои требования), право на изменение которых принадлежит только истцу.
Предметом судебного разбирательства являются обстоятельства, которые влияют на перерасчет размера пенсии истца при назначение пенсии по старости вновь на основании Федерального закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ.
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
В связи с завершением 01.01.2023 процедуры реорганизации государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области путем присоединения к нему Государственного учреждения – Свердловского регионального Отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в связи с созданием в соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» с 01.01.2023 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области, которое является полным правопреемником реорганизованных юридических лиц по всем правам, обязанностям и обязательствам.
Отделение фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Свердловской области с 01.01.2023 являющееся правопреемником Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области
С ДД.ММ.ГГГГ истец Плотников А.В. являлся получателем страховой пенсии по старости по п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
19.07.2022 Плотников В.В. направил через сайт «Пенсионный фонд РФ» с использованием «Личного кабинета гражданина» заявление об отказе от получения назначенной пенсии, в связи с этим было произведено прекращение выплаты пенсии в соответствии со ст.25 ч.1 п.5 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получен соответствующее заявление пенсионера.
04.08.2022 истец направил через сайт «Пенсионный фонд РФ» с использование «Личного кабинета гражданина» заявление о назначении пенсии в соответствии со ст.25 ч.3 п.5 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.
10.08.2022 Государственным учреждением — Отделением Пенсионного фонда РФ по Свердловской области, управлением установления пенсии № вынесено решение о назначении пенсии с учетом факта работы в размере 15 791 руб. 75 коп., так как пенсионерам, осуществляющим работу, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии выплачиваются без учета индексации, имеющей место в период осуществления (прекращения) пенсионерами работы.
В силу части 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), выплачиваются с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 названного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона N 400-ФЗ, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Таким образом, выплата индексации (увеличения) к страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) поставлена в зависимости от осуществления пенсионером работы и (или) иной деятельности, поскольку право на получение индексации имеет только неработающий пенсионер.
Частью 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ установлено, что уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании, в целях реализации положений частей 1 - 3 названной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Истец Плотников А.В. не оспаривает факта трудовой деятельности в период августа 2022 г., при этом указывает на то, что в данный период не являлся пенсионером, так как за данный период от получения пенсии от отказался, в связи с чем, сумма страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ должна выплачиваться с учетом индексации.
Суд не может согласиться с данными доводами, так как истец работал при назначении пенсии впервые и не прекратил работать на момент повторного обращения за назначением пенсии, в связи с чем пенсионным органом обоснованно при выплате пенсии применены положения статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 год N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Доводы истца Плотникова А.В. основаны на ошибочном толковании норм материального права,
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 июня 2021 г. N 1139-О, пенсионеры по старости, продолжающие после назначения пенсии осуществлять трудовую деятельность, не имеют права на индексацию (увеличение) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировку размера страховой пенсии.
Принимая во внимание, что определение порядка индексации пенсии, как одного из способов повышения их размеров, является прерогативой законодателя, который вправе изменять установленное им в данной сфере регулирование, учитывая финансово-экономические возможности государства на соответствующем этапе его развития и соблюдая при этом конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан, учитывая отсутствие в Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правового механизма такой индексации,
Цель страхового пенсионного обеспечения - компенсация гражданину заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности. Осуществление пенсионером работы или иной деятельности, по мнению законодателя, свидетельствует о неполной утрате соответствующего дохода, что должно соответствующим образом отражаться на выплатах.
Однако такая дифференциация не может рассматриваться как нарушающая права застрахованных лиц, поскольку, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, конституционный принцип равенства, гарантируя одинаковые права и обязанности для лиц, относящихся к одной категории субъектов права, не исключает возможность установления дифференцированного режима для различных категорий лиц, если такая дифференциация обусловлена объективными факторами и не носит произвольного, дискриминирующего характера (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 2019 г. N 1088-О).
В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно части 6 статьи 75 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца Плотникова А.В.
Руководствуясь статьями 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Плотникова Александра Владимировича к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области о признании незаконным отказа в индексации пенсии, признании права на индексацию пенсии с ДД.ММ.ГГГГ - момента обращения с соответствующим заявлением к ответчику, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Первоуральский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 25 апреля 2023 года.
Председательствующий: Е.В.Карапетян