В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
УИД 36RS0006-01-2020-005813-33
Дело № 33- 2903/2021
Дело в суде первой инстанции № 2-802/2021
Строка № 115г
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
6 мая 2021 г. г. Воронеж
Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Кузнецовой Л.В.
судей Квасовой О.А., Кожевниковой А.Б.,
при секретаре Еремишине А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Воронежского областного суда по докладу судьи Кожевниковой А.Б.
гражданское дело № 2-802/21 по иску Киселевой Любови Михайловны к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области, Департаменту социальной защиты Воронежской области о предоставлении жилого помещения,
по апелляционной жалобе Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области,
на решение Центрального районного суда г. Воронежа от 26 февраля 2021 г.
(судья Багрянская В.Ю.)
У С Т А Н О В И Л А:
Киселева Л.М. обратилась в суд с иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области, Департаменту социальной защиты Воронежской области о предоставлении жилого помещения, в обосновании заявленных исковых требований указывает, что она зарегистрирована и проживает в комнате № в общежитии, расположенном по адресу: <адрес>. 29.08.2014 указанное жилое помещение и ряд других помещений в данном доме признаны аварийными и непригодными для проживания. 17.11.2014 утверждено заключение межведомственной комиссии о признании занимаемого истцом жилого помещения непригодным для проживания. На основании приказа Департамента социальной защиты Воронежской области от 27.03.2018 №529/ОД она поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма по категории: граждане, проживающие в жилых помещениях жилищного фонда Воронежской области, которые признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, с 06.03.2018. Однако до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма взамен непригодного для проживания не предоставлено.
Просила суд: обязать Департамент социальной защиты Воронежской области принять решение о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения по нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма, отвечающего санитарным и техническим требованиям, расположенного в границах муниципального образования городской округ город Воронеж, как лицу, чье жилое помещение признано непригодным для проживания. Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области заключить договор социального найма на жилое помещение, предоставленное на основании решения Департамента социальной защиты Воронежской области (л.д. 4-6).
Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 26 февраля 2021 г. исковые требования Киселевой Л.М. удовлетворены (л.д. 61, 62-64).
На данное решение суда ДИЗО подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда, ввиду его незаконности и необоснованности, неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, применения норм материального права и принятии нового решения, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме (л.д. 71-74).
В судебное заседание явился: представитель Киселевой Л.М.. – Ермилов Е.В. по ордеру № 5021, удостоверение № 1873. Другие участники процесса не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч. 1 ст. 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. ч. 2 и 3 ст. 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В силу статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч. 2).
В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст. 53 и 55 ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Наличие одного лишь факта признания жилого помещения, непригодным для проживания, не может являться достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации при отсутствии иных, предусмотренных статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований.
Статьей 1 Закона Воронежской области от 09.10.2007 года № 93-ОЗ «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма» предусмотрено, что на получение жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма имеют право состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждане, проживающие в жилых помещениях жилищного фонда Воронежской области, которые признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Гражданам, относящимся к категориям, указанным в статьей 1 настоящего Закона Воронежской области, в случае если данные категории предусмотрены частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются вне очереди.
Принятие на учет граждан, указанных в статье 1 настоящего Закона Воронежской области, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется уполномоченным исполнительным органом государственной власти Воронежской области на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган.
На гражданина, принятого на учет, оформляется учетное дело, в котором содержатся заявление и документы, подтверждающие основания принятия гражданина на учет.
В соответствии со статьей 2 Закона Воронежской области от 09.10.2007 года № 93-ОЗ жилые помещения предоставляются по решению уполномоченного исполнительного органа государственной власти Воронежской области, решение о предоставлении жилого помещения, принятое с соблюдением требований настоящего Закона Воронежской области, является основанием для заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный указанным решением.
В соответствии с положением о департаменте социальной защиты Воронежской области, утвержденным Постановлением Правительства Воронежской области от 23.12.2013 года №1132 «Об утверждении Положения о департаменте социальной защиты Воронежской области», департамент социальной защиты Воронежской области является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, обеспечивающим разработку и реализацию государственной политики в сферах социальной поддержки, оказания бесплатной юридической помощи отдельным категориям граждан, социального обслуживания и социальной защиты населения на территории Воронежской области, а также осуществляющим управление в указанных сферах.
Одной из основных государственных функций департамента социальной защиты Воронежской области является ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области социального использования по договорам социального найма, а также принятия решения о предоставлении такого помещения на основании договора социального найма (п. 3.1.2 Положения).
Для принятия на учет, гражданином подается заявление в уполномоченный орган либо через многофункциональный центр по установленной форме, к заявлению прилагается документ, подтверждающий признание жилого помещения, в котором проживают гражданин и члены его семьи, непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (для граждан, проживающих в жилых помещениях, не отвечающих установленным для жилых помещений требованиям) (п. 9).
Отказ в принятии граждан на учет допускается в случаях, если не представлены предусмотренные частью 3 статьи 5 настоящего Закона Воронежской области документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя (статья 8 Закона Воронежской области от 09.10.2007 года № 93-ОЗ).
В соответствии с Положением о Департаменте имущественных и земельных отношений, утвержденным Постановлением Правительства Воронежской области от 08.05.2009 года № 365, Департамент имущественных и земельных отношений осуществляет управление жилищным фондом социального использования (пункт 3.2.3), учет заявлений граждан о предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования (3.2.3.1.) и имеет право заключать договоры социального найма жилых помещений с нанимателями таких помещений (п. 4.11).
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, <адрес> <адрес> принадлежит на праве собственности <адрес> и находится в оперативном управлении БУ ВО «Воронежский областной дом-интернат милосердия для престарелых и инвалидов», что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права. Решением исполнительного комитета Центрально районного Совета депутатов трудящихся города Воронежа от 13.07.1976 администрации дома интерната №2 для престарелых и инвалидов разрешено использовать жилую площадь 372, 1 кв.м. цокольного этажа под общежитие исключительно для работников дома интерната во вновь выстроенном корпусе. Паспортному отделу Центрального РОВД производить прописку на указанную площадь только лиц, обслуживающего персонала по предоставлению соответствующих документов на них администрацией дома интерната. Согласно справке, выписке из домовой книги истец зарегистрирована по проживает в комнате № по адресу: <адрес>. Также в указанном жилом помещении зарегистрированы и проживаю члены семьи истца – дочь Хаустова Е.Н., внучка Сорокина Ю.А.
Согласно акту обследования жилых помещений от 29.08.2014 комната № и ряд других комнат в <адрес> являются непригодными для проживания, поскольку не соответствуют п. 23 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47, п. 3.1, п. 5.1 СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, ст. 23 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности. Проведение противопожарных мероприятий экономически нецелесообразно, устранение нарушений СанПин 2.1.2.2645-10 невозможно.
Заключением межведомственной комиссии от 02.10.2014 комната №97, в которой проживает истец, признана непригодной для проживания вследствие размещения данного жилого помещения в цокольном этаже здания.
На основании приказа Департамента социальной защиты Воронежской области от 27.03.2018 истец принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда Воронежской области на основании договора социального найма по категории: граждане, проживающие в жилых помещениях жилищного фонда Воронежской области, которые признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, с 06.03.2018.
До настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено. Иных жилых помещений в собственности истец не имеет, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что вышеуказанная процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания установленная Правительством Российской Федерации соблюдена, данное помещение признано в установленном порядке непригодными для проживания уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, истец в установленном порядке признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, а отсутствие у органа местного самоуправления по тем или иным причинам жилых помещений, необходимых для предоставления, состоящим на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений, не может служить основанием для отказа указанным гражданам в реализации их прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном данным Кодексе порядке. Малоимущими гражданами в целях данного Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным данным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном данным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Согласно статье 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со ст. 40 Конституции Российской Федерации.
Пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Таким образом, положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан.
При этом каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления нанимателю, состоящему на учете нуждающихся, жилого помещения вне очереди в случае, когда многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, кроме признания жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции, пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не предусмотрено. Для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и признание жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции.
С учетом вышесказанного судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, приходит к выводу, что истица имеет права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма по пункту 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельства и выводы.
Суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, разрешил спор в соответствии с представленными доказательствами и требованиями закона. Оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Указаний на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит, а судебная коллегия не усматривает.
Таким образом, оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК Российской Федерации для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Центрального районного суда г. Воронежа от 26.02.2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии: