Решение в окончательной форме изготовлено 06 мая 2022 года
Дело №
УИД 51RS0№-89
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Т.С.
при помощнике судьи ФИО3
с участием истцов ФИО1, ФИО2,
представителя истцов ФИО14,
представителей ответчика ФИО6, ФИО4, ФИО5,
представителя третьего лица ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к государственному автономному профессиональному образовательному учреждению <адрес> «Северный колледж физической культуры и спора» о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, ФИО2 обратились в суд с иском к ГАПОУ МО «Северный колледж физической культуры и спора» о защите прав потребителей.
В обоснование исковых требований, уточненных в ходе производства по делу, указали, что на основании договоров № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ были приняты на платное обучение по специальности 4ДД.ММ.ГГГГ «Физическая культура» по заочной форме обучения, с нормативным сроком обучения 3 года 10 месяцев в соответствии с рабочим учебным планом.
В период обучения свои обязательства по своевременной и полной оплате обучения выполняли надлежащим образом. Однако руководство колледжа в течение всего срока обучения допускало неоднократные, в том числе умышленные, нарушения принятых на себя обязательств, в том числе по качественному предоставлению образовательных услуг, а также по условиям проживания в общежитии. Защита дипломного проекта была осуществлена также с грубыми, умышленными нарушениям, в частности, в приемной комиссии отсутствовали специалисты, обладающие необходимыми знаниями, одним из членов комиссии по приему защиты дипломов являлся директор колледжа ФИО5, являющийся преподавателем экономики, тогда как темой их дипломных работ являлась реабилитация суставов и позвоночника, то есть ФИО5 не имел даже приблизительного представления о теме дипломных работ, что подтверждалось задаваемыми им абсурдными, не имеющими отношения к предмету защиты вопросами.
Шестая и седьмая учебные сессии были осуществлены в форме дистанционного обучения по причине распространения коронавирусной инфекции. В связи с сопутствующими ограничениями им не читались лекции, они были лишены возможности лично общаться с профильными преподавателями, получать консультации по возникающим вопросам, во время дистанционных сессий им не были предоставлены необходимые учебники, не давались примеры выполнения практических работ, что резко отрицательно отразилось на качестве обучения по независящим от них причинам. До дистанционных сессий академических задолженностей не имели, ФИО2 училась без троек. Однако во время дистанционных сессий учебный процесс был осуществлен настолько непродуманно, нелогично и с таким количеством физически невыполнимых в указанное время заданий, что возможности избежать снижения оценок не было.
Полагали, что безобразный процесс организации защиты дипломов в результате явился местью со стороны администрации колледжа за претензии к организации учебного процесса и условиям проживания в общежитии.
От снижения стоимости обучения за указанные периоды ответчик отказался, ответа не претензию не дал.
В соответствии с договорами полная стоимость образовательных услуг составила 112 000 рублей, по 28 000 рублей за каждый учебный год. Полагали, что стоимость обучения за последний семестр должна быть снижена до 14 000 рублей, поскольку именно в данный период им были оказаны образовательные услуги недопустимо низкого качества, при защите дипломов причинен моральный вред, в связи с чем в договоры подлежат внесению изменения в указанной части с возвратом стоимости обучения.
Просили изменить договоры на оказание платных образовательных услуг № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, изложив пункт 3.1 каждого из договоров в редакции, согласно которой полная стоимость образовательных услуг за весь период обучения обучающегося составляет 98 000 рублей, в том числе по учебным годам: 1 курс 2017/2018 учебный год - 28 000 рублей, 2 курс 2018/2019 учебный год - 28 000 рублей, 3 курс 20192020 учебный год - 14 000 рублей, 4 курс 2020/2021 учебный год - 28 000 рублей; взыскать с ответчика в пользу ФИО1 денежные средства в размере 14 000 рублей, в пользу ФИО2 – 14 000 рублей, компенсацию морального вреда в пользу ФИО1 в размере 8000 рублей, в пользу ФИО2 – 10 000 рублей, а также в пользу каждой штраф в размере 50 процентов от присужденной суммы.
В судебном заседании истцы ФИО2, ФИО1, а также их представитель ФИО14 поддержали заявленные требования по доводам, приведенным в исковом заявлении, дополнительно указали на отсутствие рецензий преподавателей на письменные работы, в связи с чем работы приходилось исправлять «вслепую», без наличия сведений о конкретных ошибках, допущенных при выполнении работ. В период дистанционного обучения объем письменных работ увеличился, успеть выполнить его с надлежащим качеством было невозможно, в связи с чем их успеваемость снизилась. Поскольку во время дистанционных сессий в колледже не присутствовали, преподаватели не тратили на них время в обычном объеме, предоставляли темы занятий, которые они вынуждены были изучать самостоятельно, не предоставляли учебники, которыми ранее они могли пользоваться в колледже, при этом найти необходимый материал в сети «Интернет» не представлялось возможным по причине узкой специализации, в связи с чем они вынуждены были самостоятельно скачивать электронные учебники или покупать их, примеры выполнения заданий также не предоставлялись, в связи с чем работы приходилось переделывать несколько раз прежде чем они преподавателями принимались, долги накапливались. За два семестра преподавателями были проведены лишь две онлайн-лекции. Таким образом, для изучения материала и выполнения заданий требовалось значительно больше времени, фактически в этот период имело место самообучение студентов. Истец ФИО1 обратила внимание, что к перечню предметов и объему часов за период обучения, к срокам исполнения договоров претензий не имеет, также как и к переводу на дистанционное обучение, однако полагает, что ее права были нарушены ненадлежащей организацией учебного процесса и защиты дипломных работ, качеством обучения в указанный период. Учитывая, что затраты колледжа в период дистанционного обучения снизились, соответственно подлежит снижению и стоимость обучения, в которую, в числе прочего, входит и оплата расходов колледжа на проживание студентов. Истец ФИО2 дополнительно пояснила, что с 1 по 5 семестры училась в основном на «отлично» и рассчитывала получить «красный» диплом, однако в результате дистанционного обучения лишилась такой возможности, так как ее успеваемость резко снизилась, появилось большое количество академических задолженностей, что полагала несправедливым, причинившим ей моральные страдания, которые явились результатом оказания образовательных услуг не в полном объеме, что требует соразмерного, на 50 процентов, уменьшения платы за обучение в указанный период. Представитель истцов, поддержав позицию истцов, сослался на нарушение ответчиком Закона об образовании, Правил оказания платных образовательных услуг и методических рекомендаций Минобрнауки России. Настаивали на удовлетворении иска.
Представители ответчика ФИО6, ФИО4, ФИО5 в судебном заседании с иском не согласились, полагали, что объем и качество предоставленных истцам образовательных услуг, в том числе в 6 и 7 семестрах обучения, соответствовали требованиям действующего законодательства и методических рекомендаций, учебным планам и графикам для заочной формы обучения. В указанный период колледж в соответствии с приказом Минпросвещения России от ДД.ММ.ГГГГ перешел на обучение студентов с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ и осуществлял образовательный процесс в установленном порядке. Надлежащим образом был организован и процесс защиты выпускных квалификационных работ в составе государственной экзаменационной комиссии, утвержденном соответствующим приказом. По результатам государственной итоговой аттестации истцам была присвоена квалификация «Педагог по физической культуре», выданы дипломы о среднем профессиональном образовании. В апелляционную комиссию письменные апелляционные заявления о нарушении установленного порядка проведения государственной итоговой аттестации и (или) несогласии с ее результатами не подавались. Таким образом, в связи с получением истцами образования (завершением обучения) договоры об образовании прекратили свое действие, все условия договоров их сторонами были выполнены в полном объеме и в установленные сроки. Каких-либо письменных жалоб, претензий, заявлений как на условия организации обучения, в том числе в период дистанционного обучения, так и на условия проживания в общежитии не поступало, нарушений каких-либо прав истцов допущено не было, доводы истцов, в том числе о мести со стороны образовательного учреждения, полагали субъективными и надуманными. Пояснили, что образовательные услуги по заключенным с истцами договорам были оказаны, истцы в соответствии с указанными договорами прошли все этапы обучения в объемах и пределах федерального государственного образовательного стандарта по избранной ими специальности, в соответствии с учебным планом и образовательной программой по заочной форме обучения, прошли промежуточную итоговую аттестацию, им присвоена соответствующая квалификация, выданы дипломы установленного образца, после чего, в связи с получением образования, они были отчислены из образовательного учреждения. Полагая, что оснований для удовлетворения требований истцов не имеется, просили отказать в иске в полном объеме.
Представитель Министерства образования и науки <адрес>, привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО7 в судебном заседании с иском не согласилась, полагала, что ответчик свои обязательства по заключенным с истцами договорам оказания платных образовательных услуг исполнил в установленные сроки и в полном объеме, обеспечив истцов необходимыми условиями для освоения ими образовательной программы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом по избранной специальности, по результатам обучения стороны достигли цели, ради которой эти договоры заключались, и их действие прекратилось. Наличия доказательств, подтверждающих факт предоставления ответчиком образовательной услуги, не соответствующей требованиям по качеству, либо свидетельствующих о недостатках предоставленных образовательных услуг, оказания их истцам не в полном объеме, в ходе рассмотрения дела не установлено, правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Правила главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующей правоотношения в сфере возмездного оказания услуг, применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным главами 37, 38, 40, 41, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 53 данного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Как следует из положений Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, действовавших до ДД.ММ.ГГГГ (пункты 6, 16, 17), Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, действующих с ДД.ММ.ГГГГ (пункты 7, 17, 18), исполнитель обязан обеспечить заказчику оказание платных образовательных услуг в полном объеме в соответствии с образовательными программами (частью образовательной программы) и условиями договора.
За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору исполнитель и заказчик несут ответственность, предусмотренную договором и законодательством Российской Федерации.
При обнаружении недостатка платных образовательных услуг, в том числе оказания их не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами (частью образовательной программы), заказчик вправе по своему выбору потребовать:
а) безвозмездного оказания образовательных услуг;
б) соразмерного уменьшения стоимости оказанных платных образовательных услуг;
в) возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанных платных образовательных услуг своими силами или третьими лицами.
Под недостатком платных образовательных услуг в указанных Правилах понимается несоответствие платных образовательных услуг или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых платные образовательные услуги обычно используются, или целям, о которых исполнитель был поставлен в известность заказчиком при заключении договора, в том числе оказания их не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами (частью образовательной программы).
В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.
Если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования в соответствии с этими целями.
Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
Статьей 29 Закона о защите прав потребителей предусмотрено, что потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать, в числе прочего, соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги).
Цена выполненной работы (оказанной услуги), возвращаемая потребителю при отказе от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), а также учитываемая при уменьшении цены выполненной работы (оказанной услуги), определяется в соответствии с пунктами 3, 4 и 5 статьи 24 данного Закона.
Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, являются предметом регулирования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Статья 1 указанного Федерального закона дает определение понятию «образование» как единому целенаправленному процессу воспитания и обучения, являющемуся общественно значимым благом и осуществляемому в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупности приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Под качеством образования понимается комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
В соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2, 5 статьи 17 указанного Федерального закона в Российской Федерации образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.
Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности, направлению подготовки и научной специальности определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами и самостоятельно устанавливаемыми требованиями, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 54 указанного Федерального закона основанием возникновения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, о приеме лица на обучение в эту организацию или для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации.
Как следует из положений статьи 54 Закона об образовании договор об образовании заключается в простой письменной форме между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и лицом, зачисляемым на обучение (родителями (законным представителями) несовершеннолетнего лица).
В договоре об образовании должны быть указаны основные характеристики образования, в том числе вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности), форма обучения, срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения).
В договоре об образовании, заключаемом при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица, указываются полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты.
Частью 1 статьи 58 указанного Федерального закона предусмотрено, что освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.
В силу статьи 59 указанного Федерального закона итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы.
Итоговая аттестация проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся.
Итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, основных профессиональных образовательных программ, является обязательной и проводится в порядке и в форме, которые установлены образовательной организацией, если иное не установлено данным Федеральным законом.
Итоговая аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ, является государственной итоговой аттестацией. Государственная итоговая аттестация проводится государственными экзаменационными комиссиями в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта или образовательного стандарта.
К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам.
Государственные экзаменационные комиссии для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования создаются в соответствии с порядком проведения государственной итоговой аттестации по указанным образовательным программам.
Обеспечение проведения государственной итоговой аттестации осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при проведении государственной итоговой аттестации по основным профессиональным образовательным программам, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации обучающихся по соответствующим образовательным программам.
Частями 4, 8 статьи 60 указанного Федерального закона предусмотрено, что лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются, если иное не установлено данным Федеральным законом, документы об образовании и документы об образовании и о квалификации.
Уровень профессионального образования и квалификация (квалификации), указываемые в документах об образовании и о квалификации, выдаваемых лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, дают их обладателям право заниматься определенной профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к уровню профессионального образования и (или) квалификации, если иное не установлено федеральными законами.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 61 Закона об образовании образовательные отношения прекращаются в связи с отчислением обучающегося из организации, осуществляющей образовательную деятельность, в связи с получением образования (завершением обучения).
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и федеральными государственными образовательными стандартами по программам среднего профессионального образования Минобрнауки России разработаны Методические рекомендации по организации учебного процесса по очно-заочной и заочной формам обучения в образовательных организациях, реализующих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, от ДД.ММ.ГГГГ №.
ФГОС по программам среднего профессионального образования, реализуемые профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, реализующими программы среднего профессионального образования, представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации образовательных программ по профессиям и специальностям среднего профессионального образования, и являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации независимо от форм получения образования (пункт 1.2 Методических рекомендаций).
Обучение в образовательных организациях реализуется в очной, очно-заочной или заочной формах с учетом потребностей и возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися (пункт 1.3).
Заочная форма - форма обучения, сочетающая в себе черты самостоятельной подготовки и очного обучения и характеризуется этапностью.
На первом этапе обучающийся осваивает базовые знания, умения, компетенции путем изучения учебно-методической литературы и иных информационных ресурсов (установочная сессия), на втором - преподаватель проводит проверку освоенного обучающимся материала. Эти этапы, как правило, определяются в соответствии с графиком учебного процесса образовательной программы (пункт 1.5).
Учебный план образовательной организации регламентирует порядок реализации и является составной частью образовательной программы среднего профессионального образования.
Образовательная организация разрабатывает учебный план по очно-заочной и заочной формам обучения самостоятельно на основе:
- ФГОС по программам среднего профессионального образования;
- примерных программ учебных дисциплин и профессиональных модулей;
- рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей, учебной и производственной практики.
При формировании учебного плана необходимо учитывать следующие нормы:
- максимальный объем учебной нагрузки обучающихся независимо от формы получения образования составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки;
- максимальный объем аудиторной учебной нагрузки обучающихся при освоении образовательной программы в очно-заочной форме получения образования составляет 16 академических часов в неделю;
- максимальный объем аудиторной учебной нагрузки обучающихся при освоении образовательной программы СПО в заочной форме составляет, как правило, не менее 160 часов (пункт 2.1).
Образовательная организация применительно к конкретным условиям самостоятельно разрабатывает графики учебного процесса и определяет количество часов, отводимое на изучение дисциплин, исходя из специфики специальности/профессии и обучаемого контингента (пункт 2.4).
Продолжительность обязательных учебных (аудиторных) занятий при заочной форме не должна, как правило, превышать 8 часов в день (пункт 3.3).
Годовой бюджет времени при заочной форме обучения распределяется, как правило, следующим образом (кроме последнего курса): каникулы - 9 недель, сессия - 4 или 6 недель в зависимости от курса, самостоятельное изучение учебного материала - остальное время. На последнем курсе бюджет времени распределяется следующим образом: сессия - 6 недель, преддипломная практика - 4 недели, государственная итоговая аттестация (ГИА) - 4 или 8 недель в зависимости от вида ГИА, самостоятельное изучение учебного материала - остальное время (пункт 3.3.1).
При заочной форме обучения осуществляются следующие виды учебной деятельности: обзорные и установочные занятия, включая лекции, практические и лабораторные занятия, курсовые работы (проекты) для программ подготовки специалистов среднего звена, консультации, производственная практика, а также могут проводиться другие виды учебной деятельности (пункт 3.3.2).
Основной формой организации образовательного процесса в образовательных организациях при заочной форме обучения является лабораторно-экзаменационная сессия, включающая в себя весь комплекс лабораторно-практических работ, теоретического обучения и оценочных мероприятий (промежуточная и итоговая аттестация), периодичность и сроки проведения сессии устанавливаются в графике учебного процесса рабочего учебного плана по конкретным программам освоения в рамках получения среднего профессионального образования (пункт 3.3.3).
При очно-заочной и заочной формах обучения оценка качества освоения образовательной программы среднего профессионального образования включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию и ГИА обучающихся и, при необходимости, входной контроль (пункт 3.4).
Промежуточная аттестация обучающихся обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью обучающихся и ее корректировку и проводится с целью определения соответствия уровня и качества подготовки обучающегося требованиям к результатам освоения образовательной программы, наличия умений самостоятельной работы.
Образовательная организация самостоятельна в выборе оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся.
Промежуточная аттестация может проводиться в форме: экзамена, комплексного экзамена по двум или нескольким дисциплинам и (или) междисциплинарным курсам, ПМ (модулям); зачета, итоговой письменной классной (аудиторной) контрольной работы, курсовой работы (проекта) (пункт 3.6).
В рамках образовательных программ среднего профессионального образования проводятся консультации, которые могут быть групповыми, индивидуальными, письменными, о чем делается соответствующее пояснение к рабочему учебному плану (пункт 3.8).
При заочной форме обучения консультации по всем дисциплинам, изучаемым в данном учебном году, планируются из расчета 4 часов в год на каждого обучающегося и могут проводиться как в период сессии, так и в межсессионное время (пункт 3.8.2).
В образовательных организациях государственная итоговая аттестация осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, а также соответствующими локальными актами образовательной организации среднего профессионального образования (пункт 3.11).
Выпускнику, прошедшему в установленном порядке государственную итоговую аттестацию, выдается документ об образовании и о квалификации (пункт 4.12).
Из материалов дела следует, что ГАПОУ МО «СКФКиС» создано распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-РП «О создании государственных автономных образовательных учреждений <адрес> среднего профессионального образования, подведомственных Министерству образования и науки <адрес>, путем изменения типа существующих государственных бюджетных образовательных учреждений», осуществляет деятельность на основании Устава, утвержденного приказом <адрес> ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии с которым целью деятельности образовательного учреждения является подготовка кадров со средним профессиональным образованием в соответствии с потребностью экономики и социальной сферы <адрес>, предметом деятельности (основным видом деятельности) – реализация в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами образовательных программ среднего профессионального образования (программ подготовки специалистов среднего звена), в том числе интегрированных с образовательными программами среднего общего образования (пункты 2.1, 2.2 Устава).
Государственное задание для образовательного учреждения формируется и утверждается Учредителем в соответствии с основным видом деятельности. Образовательное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного задания.
Кроме государственного задания образовательное учреждение по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами и законодательством <адрес> (пункт 2.3 Устава).
Образовательное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, если они направлены на достижение целей, для выполнения которых учреждение создано.
Виды деятельности, на осуществление которых требуется специальное разрешение (лицензия), осуществляются образовательным учреждением при условии получения соответствующей лицензии (пункт 2.4 Устава).
Порядок предоставления образовательным учреждением платных образовательных услуг определяется Правилами оказания платных образовательных услуг, утвержденными Правительством Российской Федерации, и локальным нормативным актом образовательного учреждения (пункт 2.6 Устава).
Образовательное учреждение самостоятельно в формировании своей структуры, если иное не установлено федеральными законами; в осуществлении образовательное деятельности, выборе учебно-методического обеспечения, научно-методической, финансовой и хозяйственной деятельности в пределах, определенных законодательством Российской Федерации и данным Уставом (пункты 3.1, 3.2 Устава).
Образовательное учреждение обеспечивает охрану здоровья обучающихся в соответствии с законодательством (пункт 3.6 Устава).
В силу пункта 3.7 Устава образовательное учреждение несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к его компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным платном, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
Образовательное учреждение самостоятельно осуществляет комплектование штата работников, подбор и расстановку кадров согласно штатному расписанию, несет ответственность за уровень квалификации работников (пункт 3.8 Устава).
К педагогической деятельности в образовательном учреждении допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования (пункт 3.11 Устава).
В соответствии с разделом 4 Устава образовательное учреждение реализует образовательные программы в соответствии с лицензией на право осуществления образовательной деятельности, выданной образовательному учреждению лицензирующим органом.
Порядок организации и осуществления образовательное деятельности по соответствующим образовательным программам различного уровня и (или) направленности или по соответствующему виду образования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Прием в образовательное учреждение на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет средств бюджета <адрес> является общедоступным. Прием осуществляет в пределах контрольных цифр приема в образовательное учреждение, утверждаемых ежегодно учредителем по результатам публичного конкурса, а также сверх контрольных цифр приема по договорам с юридическими и физическими лицами, с оплатой ими стоимости обучения.
Формы обучения по образовательным программам среднего профессионального образования, сроки получения среднего профессионального образования по каждой специальности или профессии среднего профессионального образования определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.
Образовательная программа, разрабатываемая образовательным учреждением, обсуждается и принимается на педагогическом совете образовательного учреждения и утверждается руководителем образовательного учреждения.
Освоение образовательной программы среднего профессионального образования, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией обучающихся. Формы, периодичность и порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся определяются образовательным учреждением самостоятельно.
Образовательное учреждение вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Материалами дела подтверждается, что ГАПОУ МО «СКФКиС» выдана лицензия № от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление образовательной деятельности, а именно на право оказывать образовательные услуги по реализации образовательных программ по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направления подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования, указанным в приложении к лицензии, в том числе по специальности 4ДД.ММ.ГГГГ «Физическая культура», с уровнем образования - среднее профессиональное, с присвоением квалификации «Педагог по физической культуре и спорту», а также свидетельство о государственной аккредитации № от ДД.ММ.ГГГГ на срок до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ между ГАПОУ МО «СКФКиС» и ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ между ГАПОУ МО «СКФКиС» и ФИО2 были заключены договоры № и 454 соответственно об образовании на обучение по программам среднего профессионального образования, в соответствии с предметом которых образовательное учреждение обязалось предоставить обучающимся образовательную услугу, а обучающийся – оплатить обучение по заочной форме обучения по образовательной программе среднего профессионального образования – программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 4ДД.ММ.ГГГГ «Физическая культура» в пределах федерального государственного образовательного стандарта и образовательное программой, разработанной самостоятельно исполнителем (пункт 1.1 договоров).
Срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения) установлен на 3 года 10 месяцев, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (пункт 1.2 договоров).
Согласно пункту 1.3 договоров после освоения обучающимся образовательной программы и успешного прохождения государственной итоговой аттестации ему выдается документ о среднем профессиональном образовании и о квалификации установленного образца.
Обучающемуся, не прошедшему государственной итоговой аттестации или получившему на государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также обучающемуся, не освоившему часть образовательной программы и (или) отчисленному из ГАПОУ МО «СКФКиС», выдается справка об обучении или о периоде обучения установленного исполнителем образца (пункт 1.4 договоров).
В соответствии с разделом 2 договоров исполнитель вправе самостоятельно осуществлять образовательный процесс, устанавливать системы оценок, формы, порядок и периодичность промежуточной аттестации обучающегося; обязан организовать и обеспечить надлежащее предоставление образовательных услуг, которые оказываются в соответствии с государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования, учебным планом, в том числе индивидуальным, и расписанием занятий исполнителя; обеспечить обучающемуся предусмотренные выбранной программой среднего профессионального образования условия ее освоения. Обучающийся, в свою очередь, обязан добросовестно осваивать образовательную программу среднего профессионального образования по выбранной образовательной программе, своевременно вносить плату за предоставляемые образовательные услуги в размере и порядке, определенном договором.
Полная стоимость образовательных услуг за весь период обучения обучающегося составляет 112 000 рублей, в том числе по учебным годам: 1 курс, 2017/2018 учебный год – 28 000 рублей, 2 курс, 2018/2019 учебный год – 28 000 рублей, 3 курс, 2019/2020 учебный год – 28 000 рублей, 4 курс, 2020/2021 учебный год – 28 000 рублей (пункт 3.1 договоров).
Оплата производится наличными денежными средствами в кассу исполнителя или в безналичной форме на расчетный счет исполнителя 2 раза в год по полугодиям (семестрам) в размере 50 % стоимости обучения в соответствующем учебном году: по заочной форме обучения за 1 полугодие – не позднее 1 октября и за 2 полугодие – не позднее 10 февраля соответствующего года (пункт 3.2 договоров).
Условия, на которых заключен данный договор, могут быть изменены по соглашению сторон или в соответствии с законодательством Российской Федерации. Договор может быть расторгнут по соглашению сторон. Обучающийся вправе отказаться от исполнения договора при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов (пункты 4.1, 4.2, 4.6 договоров).
Договор считается расторгнутым с даты отчисления обучающегося, установленной приказом директора ГАПОУ «СКФКиС» (пункт 4.9 договоров).
Согласно разделу 5 договоров за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору стороны несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации и данным договором.
При обнаружении недостатка образовательной услуги, в том числе оказания не в полном объеме, предусмотренном образовательной программой (частью образовательной программы), обучающийся вправе по своему выбору потребовать: безвозмездного оказания образовательной услуги; соразмерного уменьшения стоимости оказанной образовательной услуги; возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной образовательной услуги своими силами или третьими лицами. Обучающийся вправе оказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков, если в 30-дневный срок недостатки образовательной услуги не устранены исполнителем. Обучающийся также вправе отказать от исполнения договора, если им обнаружен существенный недостаток оказанной образовательной услуги или иные существенные отступления от условий договора.
Данный договор вступает в силу со дня его заключения сторонами и действует до полного исполнения сторонами обязательств (пункт 6.1 договоров).
Под периодом предоставления образовательной услуги (периодом обучения) понимается промежуток времени с даты издания приказа о зачислении обучающегося в ГАПОУ МО «СКФКиС» до даты издания приказа об окончании обучения или отчисления обучающегося из ГАПОУ «СКФКиС» (пункт 7.3 договоров).
Приказом директора ГАПОУ МО «СКФКиС» от ДД.ММ.ГГГГ №-у ФИО1, ФИО2 были зачислены в число студентов 1 курса заочной формы обучения, на платную форму обучения по специальности 4ДД.ММ.ГГГГ «Физическая культура».
В дальнейшем, приказами от ДД.ММ.ГГГГ №-у, от ДД.ММ.ГГГГ №-у, от ДД.ММ.ГГГГ №-у, осуществлялся перевод истцов на следующие 2-й, 3-й и 4-й курсы обучения.
Часть образовательной программы, запланированная учебным планом и учебными графиками для заочной формы обучения на 6 семестр (3 курс) и 7 семестр (4 курс) по специальности 4ДД.ММ.ГГГГ «Физическая культура», включала проведение сессий в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В указанный период Минпросвещения России в соответствии с пунктом 5 протокола заседания оперативного штаба по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № был издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации», которым предписано руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования: усилить меры по обеспечению безопасных условий обучения и воспитания обучающихся; при реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ предусмотреть: возможность предоставления каникул для обучающихся, в том числе путем перевода их на обучение по индивидуальному учебному плану; организацию контактной работы обучающихся и педагогических работников исключительно в электронной информационно-образовательной среде; использование различных образовательных технологий, позволяющих обеспечивать взаимодействие обучающихся и педагогических работников опосредованно (на расстоянии), в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; обеспечить реализацию образовательных программ в полном объеме. Такое обеспечение осуществления образовательной деятельности рекомендовано руководителям образовательных организаций, реализующих образовательные программы.
Кроме того, приказом Минпросвещения России от ДД.ММ.ГГГГ № был утвержден Временный порядок сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, разработанный с целью принятия мер по снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также координации и поддержки деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, образовательных организаций при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Согласно указанному Временному порядку организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ применяют электронное обучение и дистанционные образовательные технологии в соответствии с Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с указанным Порядком 2017 года организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют образовательные программы или их части с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» формах обучения или при их сочетании, при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой и (или) государственной итоговой аттестации обучающихся.
При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий: организации самостоятельно определяют порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий; организации самостоятельно определяют соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; допускается отсутствие учебных занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся в аудитории.
При реализации образовательных программ или их частей с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организация самостоятельно и (или) с использованием ресурсов иных организаций: создает условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ или их частей в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся; обеспечивает идентификацию личности обучающегося, выбор способа которой осуществляется организацией самостоятельно, и контроль соблюдения условий проведения мероприятий, в рамках которых осуществляется оценка результатов обучения.
Из материалов дела следует, что на основании приказа и.о. директора ГАПОУ МО «СКФКиС» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации образовательного процесса в ГАПОУ МО «СКФКиС» в целях принятия мер по противодействию распространения в ГАПОУ МО «СКФКиС» новой коронавирусной инфекции, минимизации контакта студентов очной формы обучения с прибывающими на сессию иногородними студентами заочной формы обучения введен в действие «Временный порядок организации образовательного процесса, а также сопровождения образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения» с ДД.ММ.ГГГГ, с обеспечением реализации в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом.
Указанный Временный порядок, являющийся приложением к данному приказу, разработан в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», приказом Минпросвещения России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении временного порядка сопровождения образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий», приказом Минпросвещения России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации», иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и <адрес>, Уставом Колледжа и иными локальными нормативными актами Колледжа.
В соответствии с указанным Временным порядком при реализации программ среднего профессионального образования с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения допускается работа обучающихся в «виртуальных группах», которая происходит при удаленности друг от друга практически всех субъектов образования, в том числе с помощью использования систем видео-конференц-связи, через сеть «Интернет», мессенджеров (пункт 1.3).
Колледж самостоятельно определяет набор цифровых образовательных ресурсов, сервисов и приложений, которые допускаются в образовательном процессе, а также может при необходимости корректировать расписание занятий с учетом ресурсов, необходимых для реализации программ с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения (пункт 1.5).
Колледж самостоятельно определяет требования к процедуре проведения промежуточной и государственной итоговой аттестации с учетом особенностей ее проведения и может проводить указанные процедуры с использованием дистанционных образовательных технологий в «виртуальных группах», работы в которых происходит при удаленности друг от друга практически всех субъектов образования, в том числе с помощью использования систем видео-конференц-связи в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункт 1.7).
Колледж самостоятельно отбирает и рекомендует для проведения вебинаров, онлайн-консультирования, коллективного обсуждения и коллективного проектирования список инструментов виртуальной коммуникации (пункт 1.9).
Колледж определяет возможность освоения программ среднего профессионального образования, дополнительных образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения и в случае необходимости может вносить соответствующие изменения в документы, регулирующие освоение таких программ (пункт 1.10).
Колледж в случае необходимости размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» расписание онлайн-занятий, требующих присутствия в строго определенное время (пункт 1.11).
Колледж обеспечивает постоянную дистанционную связь с обучающимися, а также проводит мониторинг фактического взаимодействия педагогических работников и обучающихся, включая элементы текущего контроля и промежуточной аттестации (пункт 1.15).
Согласно порядку организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, предусмотренному разделом 2, преподаватели отправляют методисту по НМР материалы учебных занятий согласно календарно-тематическому планированию с указанием сроков выполнения заданий и механизма обратной связи; в листе контроля реализации программного материала записывают тему, кратко задание для обучающихся, указывают используемые ресурсы для выполнения задания; проверяют выполненные учебные задания, отмечают в сводной ведомости предоставление выполненного задания, контроль которой еженедельно производит заместитель директора по УР; работают в соответствии с расписанием учебных занятий и осуществляют при необходимости дистанционное консультирование обучающихся с использованием мессенджеров, социальных сетей и других ресурсов. Заместитель директора по УР ежедневно ведет контроль учета рабочего времени преподавателей в период дистанционного обучения.
В соответствии с разделом 5 Временного порядка в условиях осуществления образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения методист по НМР обеспечивает организацию методического сопровождения образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, в том числе: формирование методических рекомендаций по разработке и реализации учебных занятий с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, содержащих требования к структуре и оформлению материалов учебного занятия с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения и оперативное размещение их на официальном сайте в разделе «Дистанционное обучение в ГАПОУ МО «СКФКиС»; консультирование преподавателей по использованию дистанционных образовательных технологий и электронного обучения; актуализацию имеющихся в электронном виде методических материалов, а также разработку инструкций по размещению учебных материалов сайте Колледжа; создание тестовых заданий, использованию информационно-технологических платформ и др.
Для оперативного реагирования на обращения граждан по вопросам реализации образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в Колледже действует горячая линия.
Колледж рассматривает поступившее на горячую линию обращение и в течение одного рабочего дня направляет заявителю ответ способом, указанным заявителем при обращении.
Основной информацией, которую заявитель может получить, обратившись на горячую линию Колледжа является: информация по вопросам реализации образовательных программ среднего профессионального образования с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения; информация о требованиях к реализации образовательных программ среднего профессионального образования и образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, содержащихся в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Порядке применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации; информация о бесплатных и открытых образовательных интернет-ресурсах; информация о работе федеральной телефонной горячей линии, а также о соответствующей региональной телефонной горячей линии, в случае ее создания; иная информация по вопросам, связанным с особенностями организации образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
Как следует из объяснений представителей ответчика и представленных ими в материалы дела доказательств, в соответствии с установленным порядком, с использованием всех возможных ресурсов, образовательный процесс был организован следующим образом: для оперативного информирования обучающихся, находящихся на дистанционном обучении в условиях пандемии, на официальном сайте ГАПОУ МО «СКФКиС» в сети «Интернет» по электронному адресу: http://skfkis.ucoz.ru/ был создан раздел «Дистанционное обучение» по каждой форме обучения. Переход в раздел осуществлялся как с главной страницы официального сайта колледжа, так и из рубрики «Учебная работа» - «Стубентам заочной формы обучения». Информация для обучающихся включала: приказы по ведению образовательной деятельности на период временных ограничений в связи с COVID-19; памятки для обучающихся; информацию о телефонах горячей линии; информацию о горячей линии для обращений обучающихся и их законных представителей в электронном виде; адреса электронной почты преподавателей; расписание занятий; задания для студентов по предметам и дисциплинам, содержащие информацию о теме занятия, тезисы по теме, ссылки на учебную литературу, дополнительные источники, сроки и объем заданий, контактная информация преподавателя, включающая электронную почту и адрес скайпа для видеосвязи; контактную информацию по взаимодействию с преподавателями в дистанционном режиме (в том числе адреса электронной почты). Кроме того, вся эта же информация в каждой конкретной учебной группе размещалась в группе, созданной в социальной сети «ВКонтакте», в которых также состояли и преподаватели. Студенты, у которых не было возможности пользоваться электронной почтой, видеосвязью, могли обсудить задания, темы, получить консультации, обратиться с любыми вопросами к преподавателям в этой группе. Кроме того, на официальном сайте ГАПОУ МО «СКФКиС» в разделе «Образование» - «Использование при реализации образовательных программ электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» размещены ссылки на «Электронные образовательные ресурсы и электронные библиотеки общего доступа», по которым обеспечивается доступ обучающихся к учебной литературе.
Указанное нашло свое подтверждение и в показаниях допрошенных в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ свидетелей Свидетель №4, Свидетель №5, Свидетель №1, ФИО9, предупрежденных об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, оснований не доверять которым у суда не имеется.
Указанное позволяет суду прийти к выводу, что ответчик при осуществлении образовательного процесса в указанный период действовал в соответствии с вышеприведенными требованиями нормативно-правовых актов, локальных нормативных актов, в том числе надлежащим образом и в полном объеме обеспечил опосредованное взаимодействие обучающихся и педагогических работников в период сессий, реализовал запланированную часть образовательной программы согласно учебному плану и учебным графикам, которые в материалы дела также представлены.
В силу положений части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Согласно статье 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» одним из принципов охраны здоровья является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
В соответствии с пунктом 15 части 3 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
Истцы была надлежащим образом уведомлены о переводе обучающихся на дистанционное обучение, о порядке организации образовательного процесса в дистанционном формате, что ими в судебном заседании не оспаривалось, они не были лишены возможности реализовать свое право на расторжение заключенного с ответчиком договора, как только узнали о вышеуказанных обстоятельствах, однако своим правом не воспользовались, поэтому в период действия договора были обязаны оплачивать услуги ответчика.
Изменения в работе образовательного учреждения в период мероприятий по профилактике распространения новой коронавирусной инфекции, вызвано причинами, не зависящими от образовательного учреждения, направлены на соблюдение принципа приоритета охраны здоровья граждан и не указывают на одностороннее изменение условий договора в отсутствие законных оснований, а также на то, что образовательные услуги были оказаны ненадлежащего качества или не в полном объеме, что могло бы обусловить вывод о необходимости защиты прав истцов избранным ими способом. Реализация образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения закону и договору не противоречит, не повлекла изменение количества учебных часов по учебному плану и продолжительности учебного года.
Кроме того, в судебном заседании установлено, что истцы успешно окончили обучение в ГАПОУ МО «СКФКиС».
Согласно пунктам 8.5, 8.6 ФГОС 4ДД.ММ.ГГГГ «Физическая культура» к государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам. Государственная итоговая аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект). Обязательное требование – соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ №-у истцы, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план, были допущены к государственной академической итоговой аттестации выпускников по специальности 4ДД.ММ.ГГГГ «Физическая культура», соответствующим приказом за ними были закреплены темы выпускных квалификационных работ.
В соответствии с пунктом 1.5 Методических рекомендаций по организации выполнения и защиты выпускной квалификационной работы в образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования по программах подготовки специалистов среднего звена, от ДД.ММ.ГГГГ № целью защиты ВКР является установление соответствия результатов освоения студентами образовательных программ СПО, соответствующим требованиям ФГОС СПО.
Согласно пункту 1.6 указанных Методических рекомендаций государственная экзаменационная комиссия формируется из преподавателей образовательной организации, имеющих высшую или первую квалификационную категорию; лиц, приглашенных из сторонних организаций: преподавателей, имеющих высшую или первую квалификационную категорию, представителей работодателей или их объединений по профилю подготовки выпускников.
Состав ГЭК утверждается распорядительным актом образовательной организации.
Возглавляет ГЭК председатель, который организует и контролирует деятельность ГЭК, обеспечивает единство требований, предъявляемых к выпускникам.
Программа ГИА, требования к выпускным квалификационным работам, а также критерии оценки знаний утверждаются образовательной организацией после их обсуждения на заседании педагогического совета образовательной организации с участием председателей ГЭК.
Председателем ГЭК образовательной организации утверждается лицо, не работающее в образовательной организации, из числа: руководителей или заместителей руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по профилю подготовки выпускников, имеющих ученую степень и (или) ученое звание; руководителей или заместителей руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по профилю подготовки выпускников, имеющих высшую квалификационную категорию; ведущих специалистов - представителей работодателей или их объединений по профилю подготовки выпускников.
Руководитель образовательной организации является заместителем председателя ГЭК.
Подготовка и защита ВКР способствует систематизации, расширению освоенных во время обучения знаний по общепрофессиональным дисциплинам, профессиональным модулям и закреплению знаний выпускника по профессии или специальности при решении разрабатываемых в выпускной квалификационной работе конкретных задач, а также выяснению уровня подготовки выпускника к самостоятельной работе и направлены на проверку качества полученных обучающимся знаний и умений, сформированности общих и профессиональных компетенций, позволяющих решать профессиональные задачи (пункт 1.8).
Государственный экзамен по отдельной дисциплине определяет уровень освоения студентом материала, предусмотренного учебным планом, и охватывает минимальное содержание данной дисциплины, установленное соответствующим ФГОС СПО (пункт 1.9).
В соответствии с разделом 6 Методических рекомендаций защита производится на открытом заседании ГЭК с участием не менее двух третей ее состава. Решения ГЭК принимаются на закрытых заседаниях простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании, при обязательном присутствии председателя комиссии ГЭК или его заместителя. При равном числе голосов голос председательствующего на заседании ГЭК является решающим.
Решение ГЭК оформляется протоколом, который подписывается председателем ГЭК (в случае отсутствия председателя - его заместителем) и секретарем ГЭК и хранится в архиве образовательной организации. В протоколе записываются: итоговая оценка ВКР, присуждение квалификации и особые мнения членов комиссии.
На защиту ВКР отводится до одного академического часа на одного обучающегося. Процедура защиты устанавливается председателем ГЭК по согласованию с членами ГЭК и, как правило, включает доклад обучающегося (не более 10 - 15 минут), чтение отзыва и рецензии, вопросы членов комиссии, ответы обучающегося. Может быть предусмотрено выступление руководителя ВКР, а также рецензента, если он присутствует на заседании ГЭК.
Во время доклада обучающийся использует подготовленный наглядный материал, иллюстрирующий основные положения ВКР.
При определении оценки по защите ВКР учитываются: качество устного доклада выпускника, свободное владение материалом ВКР, глубина и точность ответов на вопросы, отзыв руководителя и рецензия.
Результаты защиты ВКР обсуждаются на закрытом заседании ГЭК и оцениваются простым большинством голосов членов ГЭК, участвующих в заседании, при обязательном присутствии председателя комиссии или его заместителя. При равном числе голосов мнение председателя является решающим.
Результаты защиты ВКР определяются оценками "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно" и объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протокола заседания ГЭК.
Из материалов дела следует, что приказом директора ГАПОУ МО «СКФКиС» от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден состав государственной экзаменационной комиссии на 2021 год в составе: председатель ГЭК Свидетель №2 – директор ГАУ МО «Центр спортивной подготовки», кандидат педагогических наук; заместитель председателя ГЭК ФИО5 – директор ГАПОУ МО «СКФКиС», кандидат педагогических наук; члены ГЭК ФИО6 – заместитель директора по учебной работе ГАПОУ МО «СКФКиС», имеющая высшую квалификационную категорию, ФИО10 – председатель Комитета по физической культуре и спору администрации <адрес>, ФИО11 – директор ГАУ МО «Мончегорская спортивная школа олимпийского резерва по горнолыжному спорту», ФИО12 – преподаватель ГАПОУ МО «СКФКиС», имеющая высшую квалификационную категорию, секретарь ГЭК.
Открытые заседания государственной экзаменационной комиссии по проведению государственной итоговой аттестации в форме защиты выпускной квалификационной работы по основной профессиональной образовательное программе ФГОС среднего профессионального образования по специальности 4ДД.ММ.ГГГГ «Физическая культура» были проведены 24 и ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выписками из протоколов № и 9.
По результатам проведенной государственной итоговой аттестации комиссия пришла к выводу, что у выпускников ФИО2 и ФИО1 сформированы необходимые общие и профессиональные компетенции по специальности, произведена оценка выпускных квалификационных работ по критериальным показателям.
Результаты государственной итоговой аттестации оспорены в установленном порядке не были.
Порядок проведения государственной итоговой аттестации, отраженный в вышеуказанных протоколах, соответствует вышеприведенным положениям Методических рекомендаций.
В соответствии с решениями государственной экзаменационной комиссии ГАПОУ МО «СКФКиС» ФИО2 и ФИО1 по результатам государственной итоговой аттестации присвоена квалификация «Педагог по физической культуре и спорту», ДД.ММ.ГГГГ им выданы дипломы о среднем профессиональном образовании 115131 0157738 с присвоением регистрационного номера 1761 и 115131 0157747 с присвоением регистрационного номера 1759 соответственно.
Таким образом, цели договоров, заключенных между истцами и ответчиком, были достигнуты, обязанности сторон, предусмотренные условиями указанных договоров, выполнены в полном объеме и в установленные сроки, договоры прекратили свое действие в связи с завершением истцами обучения.
Наличия доказательств тому, что права и законные интересы истцов ответчиком были нарушены, судом в ходе рассмотрения дела не установлено, представленные ответчиком доказательства свидетельствуют о соответствии его действий требованиям действующего законодательства и отсутствии каких-либо нарушений.
Доводы истцов, их представителя, по мнению суда, носят субъективный характер, своего подтверждения в исследованных судом доказательствах они не нашли, не свидетельствуют о наличии в действиях ответчика каких-либо нарушений, «мести» или фактов неоказания образовательной услуги, предусмотренной заключенными между сторонами договорами, оказания ее не в полном объеме или с нарушением срока.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено данным Кодексом, другими законами или договором.
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 данной статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:
1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
Изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях (пункт 4).
Оснований для изменения заключенных между сторонами договоров судом не установлено и, кроме того, не представлялось бы возможным в связи с окончанием сроков действия договоров. Указанное требование в данном случае заявлено истцами, их представителем ФИО14 излишне, без внимания к положениям статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации и без учета характера и существа спора.
Иные доводы стороны истцов правового значения для разрешения спора не имеют, в том числе доводы об условиях проживания в общежитии, поскольку стоимость проживания в общежитии ГАПОУ МО «СКФКиС» не входит в цену договоров, предметом спора не является.
При таких обстоятельствах, оценив установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства и исследованные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания исковых требований ФИО2, ФИО1 обоснованными и правомерными и, таким образом, приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска как в части требований об уменьшения цены выполненной работы по договору оказания образовательных услуг и соответствующем изменении условий заключенных с ответчиком договоров, так и в удовлетворении производных от основного требований о компенсации морального вреда и штрафа.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1, ░░░2 ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░> «░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░