Решение по делу № 2-2366/2023 от 26.04.2023

        Решение

Именем Российской Федерации

1    июля 2023 года                                                              <адрес>

Магасский районный суд Республики Ингушетия в составе председательствующего федерального судьи Батхиева М-С.К.,

при секретаре Цичоевой Ф.А.,

с участием представителей: истца Матиева И.И. и Министерства здравоохранения Республики Ингушетия Эсмурзиева М.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Арчаковой З. К. к Министерству здравоохранения Республики Ингушетия (далее – Минздрав) о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами и взыскании расходов, понесенных на приобретение лекарственных препаратов и компенсации морального вреда,

                                                 установил:

           Истец является инвалидом первой группы, с диагнозом: Инсулинозависимый сахарный диабет 2 типа, Гипертензивная (гипертоническая) болезнь 3 стадия, 3 степени риск высокий, постинфарктный кардиосклероз, атеросклероз аорты. Состоит на учете в ГБУЗ «Малгобекская ЦРБ», где врачами Поликлиники ей назначены лекарственные препараты, в связи с вышеуказанными заболеваниями. При обращении дочери Истца в Поликлинику по месту жительства, в Минздрав, для выдачи своевременно лекарственных препаратов, ей отказали в выдаче рецептов и соответственно выдаче лекарственных препаратов. Далее дочь Истца обращалась в фарм. отдел Минздрава с просьбой обеспечить ее мать льготными лекарствами, но поставка лекарственных препаратов временно не была осуществлена по причине срыва аукционов и дефектурой на рынке. В связи с необходимостью применения лекарственных препаратов, для продолжения непрерывного курса лечения, с целью недопущения ухудшения состояния своего здоровья, после невыдачи лекарственных препарата, Истец была вынуждена приобрести их на собственные денежные средства, на общую сумму – 43046 руб. В связи с необходимостью проведения лечения и возмещением понесенных расходов на покупку лекарственных препаратов за счет собственных денежных средств, истец, обратилась в досудебном порядке с письмом от ДД.ММ.ГГГГ в Мин здрав с просьбой принять меры по обеспечению лекарственными препаратами, назначенными ей по медицинским показаниям и возместить в досудебном порядке денежные средства, потраченные ею на покупку лекарственных препаратов. На данное письмо Минздрав направило Истцу ответ (письмо 27/393 от 14.11. 2022), где сообщает о том, что процедура возмещения Минздравом РИ затрат на приобретенные лекарственные препараты и медицинские изделия не предусмотрена. Просит обязать Минздрав обеспечивать регулярно и в полном объеме лекарственными препаратами по медицинским показаниям, взыскать денежные средства в размере 43046 руб, в качестве компенсации убытков, понесенных на приобретение лекарственных препаратов, причиненный истцу моральный вред в размере 10000 руб, а также судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 40000 руб.

Представитель истца подтвердил заявленные требования по указанным в иске основаниям и пояснил также, что по медицинским показаниям истцу необходимо применение указанных лекарственных препаратов.

Представитель ответчика возражал против удовлетворения исковых требований и просил отказать.

Заслушав объяснения сторон, исследовав и изучив доказательства, установлено следующее.

Как следует из статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в статье 6.2 установлено, что в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона (куда включены инвалиды), набора социальных услуг включается социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты.

Статьей 41 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.11. 2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья (пункт 1), организация безвозмездного обеспечения донорской кровью и (или) ее компонентами, а также организация обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями (пункт 7).

В соответствии со статьей 37 названного Федерального закона медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации (часть 1).

Пунктом 3 части 5 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи устанавливаются, в том числе категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, где согласно разделу 2 программы - При оказании в рамках Программы первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях, условиях дневного стационара и при посещениях на дому осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения и медицинскими изделиями, включенными в утвержденные Правительством Российской Федерации соответственно перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов и перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, а также медицинскими изделиями, предназначенными для поддержания функций органов и систем организма человека, для использования на дому при оказании паллиативной медицинской помощи в соответствии с перечнем, утвержденным Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, устанавливает перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, базовую программу обязательного медицинского страхования, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи формируется с учетом порядков оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, а также с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики (часть 7 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (далее - территориальная программа государственных гарантий), включая территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (далее - территориальная программа обязательного медицинского страхования). Такие же правовые нормы, указанные в программе госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденной Правительством РФ указаны и в Программе государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи гражданам в <адрес> на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденной Постановлением Правительства Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ .

В силу пунктов 5 и 2 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится:

- организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации,

- организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.

Согласно ст. 2 Закона Республики Ингушетии -РЗ «О лекарственном обеспечении населения Республики Ингушетия» от ДД.ММ.ГГГГ, основными принципами лекарственного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Ингушетия, являются:

1) доступность и фармакологическая безопасность лекарственных средств и изделий медицинского назначения;

2) обеспечение бесплатного и льготного отпуска лекарственных средств отдельным категориям граждан;

3) оказание бесплатной лекарственной помощи в стационарных лечебно-профилактических учреждениях в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

- Согласно ст. 80 закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная предоставляется бесплатно.

При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежит оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами.

В силу статьи 37 Федерального закона медицинская помощь организуется и оказывается на основе стандартов медицинской помощи.

Стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Назначение и применение лекарственных препаратов, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Таким образом, стандарт медицинской помощи является основным ориентиром, определяющим, какие лекарственные препараты должны использоваться при оказании медицинской помощи согласно номенклатуре. Но в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) и по решению врачебной комиссии допускается использование иных лекарственных препаратов, чем те, которые включены в стандарт.

Согласно материалам дела Истец, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвали<адрес> группы с диагнозом: с диагнозом: Инсулинозависимый сахарный диабет 2 типа, Гипертензивная (гипертоническая) болезнь 3 стадия, 3 степени риск высокий, постинфарктный кардиосклероз, атеросклероз аорты. Согласно назначениям врачей нуждается в лекарственных препаратах. Истец обращалась в Минздрав с просьбой обеспечить ее льготными лекарственными препаратами, но организация поставки лекарственных препаратов не была осуществлена ответчиком по причине срыва аукционов, либо дефектурой на рынке. В связи с необходимостью применения лекарственных препаратов, для продолжения непрерывного курса лечения, с целью недопущения ухудшения состояния своего здоровья, после невыдачи лекарственных препаратов аптекой, Истец была вынуждена приобрести их на собственные денежные средства, на общую сумму – 43046 рублей, о чем свидетельствуют кассовые чеки и товарные накладные, подтверждающие факт покупки Истцом лекарственных препаратов.

В связи с необходимостью возмещения понесенных расходов на покупку лекарственных препаратов за счет собственных денежных средств, Истец, обратилась в досудебном порядке с письмом от ДД.ММ.ГГГГ в Минздрав с просьбой возместить в досудебном порядке денежные средства, потраченные ею на покупку лекарственных препаратов. На данное письмо Минздрав направило Истцу ответ (письмо 27/393 от 14.11. 2022) где сообщает о том, что процедура возмещения Минздравом РИ затрат за приобретенные лекарственные препараты и медицинские изделия не предусмотрена.

Минздрав не представил доказательств принятия мер по обеспечению регулярно и в полном объеме Истца необходимыми лекарственными препаратами.

Поскольку отсутствие обеспечения регулярно и в полном объеме необходимыми лекарственными препаратами нарушает права истца на охрану здоровья и медицинскую помощь, приводит к развитию тяжелых жизнеугрожающих осложнений, суд полагает требование о возложении обязанности на Минздрав обеспечивать выдачу лекарственными препаратами обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Из системного толкования положений ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации, ст. 19, п. 4 ч. 2 ст. 73 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", п. 8 ст. 6.1, пп. 1 п. 1 ст. 6.2. Федерального закона "О государственной социальной помощи" следует, что истец, как - инвалид, имеет право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами по рецепту врача.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.

Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение ). Согласно названному перечню – инвалиды первой группы, обеспечиваются всеми лекарственными средствами бесплатно.

Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относятся обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (в данном случае за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - Республики Ингушетия) инвалидов.

Согласно ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания), действиями, нарушающими его личные неимущественные права, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Доказательств нанесения морального вреда материалы дела не содержат, и истцом в судебном заседании не представлены.

Также в материалах дела имеются документы, подтверждающие понесенные истцом расходы на оплату услуг представителя в размере 40000 рублей за ведение дела в суде первой инстанции.

Согласно ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются Истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

При таких обстоятельствах, и учитывая, что неисполнение ответчиком вышеуказанных правовых норм нарушает конституционное право истца на бесплатную медицинскую помощь, в том числе право на получение жизненно необходимых и важнейших для жизни и здоровья лекарств за счет бюджетных средств, суд считает требования подлежащим удовлетворению в части.

Руководствуясь ст. 194 -199 ГПК РФ,

решил:

Исковое заявление Арчаковой З. К. к Министерству здравоохранения Республики Ингушетия о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами и взыскании расходов, понесенных на приобретение лекарственных препаратов и компенсации морального вреда удовлетворить в части.

          Обязать Министерство здравоохранения Республики Ингушетия обеспечивать регулярно и в полном объеме лекарственными препаратами Арчакову З. К. по медицинским показаниям.

         Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Ингушетия в пользу Арчаковой З. К. денежные средства в размере 43046 (сорок три тысячи сорок шесть) руб, в качестве компенсации убытков, понесенных на приобретение лекарственных препаратов.

         Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Ингушетия судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 40000 (сорок тысяч) руб.

          В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий:

        Копия верна: Судья

2-2366/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Арчакова Зейнеп Курейшевна
Ответчики
Министерство здравоохранения РИ
Суд
Магасский районный суд Республики Ингушетия
Судья
Батхиев М-С.К.
Дело на странице суда
magassky.ing.sudrf.ru
26.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.04.2023Передача материалов судье
26.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.07.2023Подготовка дела (собеседование)
11.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.07.2023Судебное заседание
11.07.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее