Дело №2-2466/2013г.
Заочное решение
Именем Российской Федерации
21 мая 2013г. г.Пермь
Свердловский районный суд города Перми в составе:
Председательствующего судьи Толмачевой И.И.,
При секретаре Семеновой М.А., с участием представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Инспекции ФНС России по Дзержинскому району г.Перми Яровой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Краснодарскому краю к Ахмарову И. З. о признании действий незаконными, признании недействительной записи в Единый государственный реестр юридических лиц,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 11 по Краснодарскому краю обратилась в суд с иском к Ахмарову И.З. о признании действий незаконными, признании недействительной записи, внесенной в Единый государственный реестр юридических лиц.
В обоснование требований истец указал, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Основанием для настоящего обращения в суд послужило нарушение публичных интересов, поскольку в силу абзаца 3 пункта 1 статьи 4 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее Закон N129-ФЗ) государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами, то есть официальным источником сведений об юридическом лице, указанные в реестре данные считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений; указание недостоверных сведений в учредительных документах юридического лица и, соответственно, в ЕГРЮЛ, затрагивает экономические интересы неопределенного круга лиц, которые вступили, могли вступить в финансово-экономические отношения с Обществом, представившим недостоверные сведения, и препятствовало проведению налогового и иного контроля.
Согласно статье 4 Закона N 129-ФЗ - Единый государственный реестр юридических лиц является федеральным информационным ресурсом.
Федеральный информационный ресурс представляет из себя информацию, содержащуюся в федеральной информационной системе (статьи 13, 14 Федерального Закона N 149-ФЗ от 27.07.2006 "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
Одним из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации является принцип достоверности информации (статья 3 Федерального Закона N 149-ФЗ от 27.07.2006).
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ в ЕГРЮЛ должны содержаться сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с ним.
Дополнительно требование о наличии сведений о месте нахождения юридического лица в учредительных документах закреплено в статьях 12 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и 52 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона N129-ФЗ государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица.
Пунктом 3 указанной статьи установлено, что записи вносятся в реестр на основании документов, представленных заявителями, а потому местом нахождения организации в любом случае является адрес, указанный самим предприятием в качестве такового в документах, представляемых для регистрации юридического лица.
Статья 17 Закона N2 129-ФЗ предполагает представление достоверной информации относительно сведений, представляемых для регистрации и внесения в ЕГРЮЛ.
Необходимость указания достоверных сведений в информационных ресурсах связана с обращением к данной информации третьих лиц, в том числе в случае проявления должной осмотрительности при заключении договоров.
Так, любое лицо может запросить выписку из Единого государственного реестра юридических лиц либо обратиться за указанной информацией на официальный сайт ФНС России.
-ОРГАНИЗАЦИЯ1- создано ДД.ММ.ГГГГ и состояло на учете в ИФНС России по Дзержинскому району г. Перми
ДД.ММ.ГГГГ Ахмаровым И.З. поданы заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (изменения наименования юридического лица и места нахождения юридического лица) и изменения, вносимые в ЕГРЮЛ (смена директора) с полным перечнем документов, предусмотренных Законом N129-ФЗ.
Решением ИФНС России по Дзержинскому району г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы изменения (государственный регистрационный номер записи №), внесенные в учредительные документы -ОРГАНИЗАЦИЯ2- и в связи с изменением адреса местонахождения юридического лица регистрационное дело -ОРГАНИЗАЦИЯ2- было передано в Межрайонную ИФНС России N11 по Краснодарскому краю. Новым местом нахождения Общества зарегистрирован <адрес>.
В ходе проведенных Межрайонной ИФНС России N11 по Краснодарскому краю проверок (ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ) было выявлено, что Общество по зарегистрированному адресу не находится, по данному адресу -ОРГАНИЗАЦИЯ2- финансово-хозяйственную деятельность не осуществляет, постоянно действующий исполнительный орган организации не находится, в связи с чем в ЕГРЮЛ содержатся недостоверные сведения о месте нахождения юридического лица.
Из материалов проверки следует, что местонахождение -ОРГАНИЗАЦИЯ2- не установлено, оборудование или помещения у Общества отсутствуют.
По юридическому <адрес> Общество не значится.
Собственником имущества -ОРГАНИЗАЦИЯ3-, расположенного по <адрес>, представлена копия договора от ДД.ММ.ГГГГ № аренды помещения. Арендатором нежилого помещения является -ОРГАНИЗАЦИЯ1-, договор от имени арендатора не подписан, отсутствует печать.
Инспекцией ДД.ММ.ГГГГ в адрес УФМС России по Пермскому краю был направлен запрос о предоставлении адресной справки в отношении Ахмарова И. З., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Из представленной ДД.ММ.ГГГГ адресной справки следует, что Ахмаров И.З. выписан ДД.ММ.ГГГГ по <адрес> по решению суда и до настоящего времени не зарегистрирован по данному адресу.
Налоговым органом ДД.ММ.ГГГГ направлен запрос в Главное Управление исполнения наказаний по Пермскому краю о предоставлении информации об отбывании Ахмаровым И.З. наказания в исправительном учреждении.
ДД.ММ.ГГГГ получен ответ о том, что Ахмаров И.З. отбывал наказание с ДД.ММ.ГГГГ и освобожден ДД.ММ.ГГГГ условно - досрочно по постановлению Соликамского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, убыл по <адрес>.
Однако до настоящего времени гражданин Ахмаров И.З. не значится зарегистрированным по указанному адресу.
На основании вышеизложенного, следует, что Ахмаровым И.З. указаны недостоверные сведения, а именно, паспортные данные лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица.
Статьей 25 Закона N 129-ФЗ предусмотрено привлечение к установленной законодательством Российской Федерации ответственности заявителей, юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей за предоставление недостоверных сведений.
Из вышеперечисленных норм следует, что необходимым условием проведения регистрации в соответствии с требованиями Закона N 129-ФЗ является не только представление полного перечня документов, предусмотренного соответствующей главой указанного Закона, но и достоверность информации, подлежащей внесению в ЕГРЮЛ, что подтверждается положениями статей 4, 12, 14, 17, 25 Закона N 129-ФЗ, статей 3, 13, 14 Федерального Закона N 149-ФЗ от 27.07.2006.
При таких обстоятельствах Ахмаровым И.З. представлены в ИФНС России по Свердловскому району г. Перми заведомо ложные сведения о месте нахождения предприятия и о паспортных данных лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица.
Под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением правил регистрации следует понимать ведение такой деятельности субъектом предпринимательства, которому заведомо было известно, что при регистрации были допущены нарушения, дающие основания для признания регистрации недействительной (при представлении сведений об учредителях юридического лица, уставном капитале общества, адреса места нахождения юридического лица и т.п.).
Таким образом, действительной может быть признана регистрация, произведенная не только на основании полного пакета документов, которые соответствуют установленным требованиям, но и произведенная на основании документов, содержащих достоверную информацию относительно регистрируемых изменений (в данном случае адрес места нахождения).
Иное толкование вышеназванных норм права означало бы, что законодатель изначально предусмотрел возможность сохранения в ЕГРЮЛ, федеральном информационном ресурсе, любых, в том числе, надуманных сведений, в связи с чем теряется смысл ведения государственного реестра, содержащиеся в котором сведения в силу абзаца 1 пункта 4 статьи 5 Закона N 129-ФЗ считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
Истец просил признать действия Ахмарова И. З. по представлению в налоговый орган документов, содержащих недостоверные сведения незаконными, признать недействительной запись, внесенную Инспекцией ФНС России по Дзержинскому району г.Перми о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы -ОРГАНИЗАЦИЯ2- за государственным регистрационным номером записи № в связи с изменением адреса (места нахождения), как основанной на недостоверных сведениях, содержащихся в представленных документах.
О судебном заседании истец извещен, направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Ответчик извещен, не явился, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил, о причинах неявки в судебное заседание суду не сообщил.
Суд определил рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, Инспекция ФНС России по Дзержинскому району г.Перми с заявленными требованиями не согласилась, представила возражения на иск (л.д. 42-47).
Представитель третьего лица Инспекции ФНС России по Дзержинскому району г.Перми в судебном заседании пояснил, что исковые требования противоречат закону и удовлетворению не подлежат, поддержал доводы, изложенные в возражениях.
Суд, заслушав представителя третьего лица, изучив материалы дела, пришел к следующим выводам.
Из расписки в получении документов, представленных заявителем в регистрирующий орган – Инспекцию ФНС России по Дзержинскому району г.Перми, судом установлено, что в отношении юридического лица -ОРГАНИЗАЦИЯ1- ДД.ММ.ГГГГ за вх № были сданы документы: заявление об изменений сведений, вносимых в учредительные документы, решение о внесении изменений в учредительные документы, устав, чек-ордер (л.д. 18-23).
В соответствии с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица -ОРГАНИЗАЦИЯ1-, на регистрацию были представлены сведения об изменении наименования указанного юридического лица на -ОРГАНИЗАЦИЯ2- и сведения об изменении места нахождения <адрес>, литер А (л.д. 20-22).
Решением № единственного учредителя -ОРГАНИЗАЦИЯ2- Ахмарова И. З. от ДД.ММ.ГГГГ изменено наименование -ОРГАНИЗАЦИЯ1- на -ОРГАНИЗАЦИЯ2-, а также изменено местонахождение общества с <адрес> на <адрес>, литер А, утверждена новая редакция устава общества (л.д. 17).
Протоколом осмотра № от ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной Инспекцией ФНС России №11 по Краснодарскому краю установлено, что на первом этаже здания, расположенного по <адрес>, литер А, находится кабинет № с обозначением -ОРГАНИЗАЦИЯ1-. В кабинете находится стол и два стула, встроенные шкафы. Офисное оборудование и техника в кабинете отсутствуют(л.д. 8-10).
Протоколом осмотра № Межрайонной Инспекцией ФНС России №11 по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в здании, расположенном по <адрес>, литер А, на момент проведения проверки деятельности -ОРГАНИЗАЦИЯ2- не обнаружено (л.д.6).
В соответствии с договором аренды помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между -ОРГАНИЗАЦИЯ1- и -ОРГАНИЗАЦИЯ3-, последнее передает -ОРГАНИЗАЦИЯ1- в пользование нежилое помещение, расположенное по <адрес>, литер А. Срок действия договора до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11-12).
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ об юридическом лице -ОРГАНИЗАЦИЯ2- судом установлено, что постоянно действующий исполнительный орган -ОРГАНИЗАЦИЯ2- - директор находится по <адрес>, литер А (л.д. 16).
Исследовав представленные документы, суд полагает, в удовлетворении заявленных требований необходимо отказать в силу следующих положений.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением Единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
В регистрирующий орган одновременно с заявлением ответчика о государственной регистрации изменений были представлены все необходимые документы, предусмотренные ст.17 Федерального закона от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее по тексту Закон о регистрации).
Перечень документов, представляемых для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, определенный ст. 17 Закона о регистрации, является исчерпывающим.
Согласно п.1 ст.25 Закона о регистрации заявитель несет ответственность за достоверность подаваемых им сведений о юридическом лице, в том числе и административную.
При этом обязанность регистрирующего органа проверять достоверность представленных сведений Законом о регистрации не предусмотрена.
В качестве последствия грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц Закон о регистрации (пункт 2 статьи 25) предусматривает право регистрирующего органа в судебном порядке ликвидировать такое юридическое лицо.
Установление несоответствия адреса, указанного в учредительных документах, фактическому месту нахождения общества, само по себе не влечет признание регистрации недействительной, поскольку является устранимым обстоятельством.
Кроме того, судом учитывается возможность -ОРГАНИЗАЦИЯ2- по заключению договора аренды помещения по <адрес>, литер А.
Отсутствие по указанному в ЕГРЮЛ месту нахождения юридического лица – месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа - лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, влечет риск неблагоприятных последствий для данного юридического лица, поскольку все извещения, связанные как с публично-правовыми отношениями, так и с гражданско-правовыми, контролирующие органы и контрагенты вправе направлять по указанному адресу, и данные извещения признаются надлежащими.
На основании изложенного, суд не находит правовых оснований к удовлетворению к заявленных истцом требований.
Суд разрешил дело на основе представленных доказательств, в рамках заявленных исковых требований.
Суд, руководствуясь ст.ст. 194-199, 235 Гражданского процессуального кодекса РФ,
решил:
В удовлетворении исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Краснодарскому краю к Ахмарову И. З. о признании действий Ахмарова И. З. по представлению в налоговый орган документов, содержащих недостоверные сведения незаконными, признании недействительной записи, внесенной Инспекцией ФНС России по Свердловскому району г.Перми о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы -ОРГАНИЗАЦИЯ2- за государственным регистрационным номером записи № в связи с изменением адреса (места нахождения), как основанной на недостоверных сведениях, содержащихся в представленных документах, отказать.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в пермский краевой суд через Свердловский районный суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья: Толмачева И.И.