Дело № 2а-1267/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 июля 2021 года город Иваново
Октябрьский районный суд г. Иваново в составе
председательствующего судьи Пророковой М.Б.,
при секретаре Лицовой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Иваново к Хуртову К. М. о взыскании страховых взносов на обязательное медицинское страхование,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Иваново (далее по тексту решения - ИФНС России по г. Иваново) обратилась в суд с административным иском к Хуртову К.М. о взыскании задолженности по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Иск был мотивирован тем, что у административного ответчика имелась недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2016 год в сумме 3796, 85 руб. В срок, установленный законодательством, налогоплательщик не уплатил сумму страховых взносов за 2016 год. ДД.ММ.ГГГГ Хуртов К.М. утратил статус индивидуального предпринимателя. На основании ст.ст. 69,70 НК РФ административному ответчику было направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате страховых взносов в указанном размере. В связи с частичной уплатой сумма страховых взносов уменьшилась и составила 2999,96 руб. До настоящего времени указанная сумма в бюджет не поступила. На основании изложенного, административный истец просил суд взыскать с Хуртова К.М. страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 4 квартал 2016 года в сумме 2999,96 руб., а также государственную пошлину в установленном порядке. Поскольку срок для обращения в суд пропущен в связи с большим объемом претензионно-искового материала к налогоплательщикам, не исполняющим обязательства в установленные законом сроки, а также в связи с изменениями законодательства о страховых взносах с возложением соответствующей обязанности по их взиманию на налоговые органы с 2017 года, представитель административного истца просил восстановить пропущенный по уважительной причине срок для подачи административного искового заявления <данные изъяты>
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом <данные изъяты> просил рассмотреть дело в свое отсутствие <данные изъяты>
Административный ответчик Хуртов К.М. в судебное заседание также не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом <данные изъяты> представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, просил в удовлетворении исковых требований отказать в связи с пропуском ИФНС России по г. Иваново срока на обращение в суд с настоящим иском, полагая доводы о восстановлении такого срока необоснованными <данные изъяты>
Суд считает возможным рассмотреть дело без участия сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив и оценив письменные доказательства, имеющиеся в деле, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска ИФНС России по г. Иваново.
При рассмотрении дела судом установлено, что Хуртов К.М. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, и в соответствии с пп.2) п.1 ст. 419 НК РФ, п.2 ч.1 ст.11 Федерального закона от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» являлся страхователем по обязательному медицинскому страхованию и плательщиком страховых взносов. Деятельность ответчика в качестве индивидуального предпринимателя была прекращена в связи с принятием им соответствующего решения, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>
В соответствии с внесением Федеральным законом от 03.07.2016 года № 243-ФЗ изменений в часть первую и вторую НК РФ, а также в связи с принятием Федерального Закона от 03.07.2016 №250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование с 2017 года переданы налоговым органам.
До 01.01.2017 вопросы уплаты страховых взносов регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее по тексту – ФЗ №212).
Согласно п.п. 1), 2) ч. 1 ст. 5 ФЗ №212 плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: индивидуальные предприниматели; индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 18 ФЗ №212 плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Согласно ч.ч. 1,2 ст. 12 ФЗ №212 тариф страхового взноса - размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов. Применяются следующие тарифы страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом: Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - с ДД.ММ.ГГГГ - 3,1 процента, с ДД.ММ.ГГГГ - 5,1 процента.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 16 ФЗ №212 расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно ч. 1.2 ст. 14 ФЗ №212 фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Таким образом, Хуртов К.М. должен был уплатить страховые взносы за 4 квартал 2016 года с учетом выходных (нерабочих) дней до ДД.ММ.ГГГГ.
Судом было установлено, что ввиду наличия задолженности по уплате страховых взносов в адрес Хуртова К.М. было направлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в котором административному ответчику было предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ уплатить сумму страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 4 квартал 2016 год в сумме 3796,85 руб. и пени в размере 465,82 руб. <данные изъяты>
Из дополнения к исковому заявлению следует, что в связи с частичной уплатой сумма страховых взносов уменьшилась и составила 2999,96 руб. Сведения о задолженности за 4 квартал 2016 года в указанной сумме были переданы в ИФНС России по г. Иваново из Пенсионного Фонда, поскольку до 2017 года администратором страховых взносов являлся Пенсионный Фонда <данные изъяты>
Пунктом 2 ст. 48 НК РФ установлено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Аналогичный срок установлен и ч. 2 ст. 286 КАС РФ. Следовательно, в данном случае административное исковое заявление должно быть подано в суд (мировому судье) не позднее шести месяцев со дня истечения срока исполнения последнего требования, задолженность по которому превысила 3000 руб., то есть не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Налоговый орган обратился к мировому судье Октябрьского судебного района г. Иваново с заявлением о взыскании с Хуртова К.М. недоимки по страховым взносам только в ноябре 2020 года <данные изъяты> то есть спустя более двух лет после истечения срока, установленного законом. Тем не менее, мировым судьей судебного участка № Октябрьского судебного района г. Иваново ДД.ММ.ГГГГ был вынесен судебный приказ о взыскании с Хуртова К.М. недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 2999,96 руб. за 4 квартал 2016 <данные изъяты>
Определением от ДД.ММ.ГГГГ данный судебный приказ был отменен в связи с представленными Хуртовой К.М. возражениями <данные изъяты>
В соответствии с абзацем вторым п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Настоящее административное исковое заявление было подано в суд ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> то есть в пределах срока, установленного указанной правовой нормой.
Однако, суд, рассматривая настоящее административное дело, обязан руководствоваться совокупностью приведенных правовых норм в их взаимосвязи и проверять не только соблюдение административным истом срока предъявления требования о взыскании страховых взносов в порядке искового производства, но срока направления требования об уплате налога, а также срока подачи заявления о взыскании в порядке приказного производства.
Частью 2 ст. 286 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций (в данном случае, не позднее ДД.ММ.ГГГГ).
Таким образом, суд приходит к выводу, что административным истцом пропущен установленный законом срок обращения в суд с настоящим иском. При этом факт вынесения мировым судьей судебного приказа за пределами срока, установленного для судебной защиты прав налогового органа, правового значения не имеет и во внимание судом принят быть не может.
Согласно абзацу четвертому п. 2 ст. 48 НК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Одновременно, представителем административного истца было заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока. Ходатайство обосновано отсутствием у ИФНС ресурсов на реализацию процедуры взыскания в полном объеме, в связи с формированием большого объема претензионно-искового материалы к налогоплательщикам, не уплачивающим налоги в установленные законодательством РФ сроки, что привело к увеличению сроков для подачи документов мировому судье, а затем в районный суд.
По смыслу закона к уважительным причинам относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от налогового органа, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им такой степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях соблюдения установленного порядка взыскания.
Вместе с тем, ходатайствуя о восстановлениипропущенногосрокана обращение в суд, налоговый орган не приводит обстоятельств, послуживших уважительной причиной к пропуску указанногосрока. Налоговой орган ссылается только назагруженность сотрудников, большой объем работы, а также на то, что подача настоящего административного иска преследует своей целью пополнение соответствующего бюджета. Кроме того, продолжительность пропуска срока для судебной защиты является столь существенной (более двух лет), что причина такого пропуска не может быть признана уважительной при допустимой степени добросовестности сотрудников налогового органа.
Суд считает, что наличие каких-либо объективных уважительных причин пропуска такого срока административным истцом не только не подтверждено, но и не указано. Поскольку заявление представителя административного истца о восстановлении срока носит формальный характер, доказательств в его обоснование суду не представлено, суд не усматривает оснований для его удовлетворения и восстановления срокана обращение в суд.
Так как административным истцом срок для подачи административного искового заявления пропущен без уважительных причин и судом отказано в его восстановлении, оснований для удовлетворения настоящего иска не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Иваново к Хуртову К. М. о взыскании страховых взносов на обязательное медицинское страхование отказать.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Октябрьский районный суд города Иваново в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Пророкова М.Б.
В соответствии со ст. 177 КАС РФ мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.