А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Невский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Вишневецкой О.М.,
при секретаре Александровой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ТСЖ 1 на решение мирового судьи судебного участка № Санкт-Петербурга Соломатиной Г.М. от ДД.ММ.ГГГГ по иску Капустиной В. А. к ТСЖ 1 о взыскании излишне уплаченной суммы коммунальных и прочих услуг,
у с т а н о в и л:
истица обратилась в суд с иском о взыскании с ТСЖ 1 оплаченной в ДД.ММ.ГГГГ суммы за отопление в размере 816 руб. 88 коп., ссылаясь на то, что ответчиком была начислена плата за отопление необоснованно, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ вступили в силу новые Правила предоставления услуг, в соответствии с которыми услуга «отопление» должна оплачиваться только в отопительный период. В уточнённом иске просит взыскать также 390 руб. 99 коп., начисленные ответчиком и оплаченные истицей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за очистку кровли от наледи, снега и сосулек, тогда как работы в этот период не производились.
Мировым судьёй судебного участка № Санкт-Петербурга ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены в части, в ползу истицы взыскано неосновательное обогащение в размере 1110,46 руб., из которых 816,88 руб. – излишне уплаченная сумма за отопление в ДД.ММ.ГГГГ и 293,58 руб. – за содержание общего имущества в период ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ
Истица обратилась с апелляционной жалобой на решение, указывая на то, что вопрос о включении и установлении размера обязательного платежа – очистка кровли от наледи и уборка и вывоз снега на общем собрании членов ТСЖ не рассматривался, поэтому начисления производиться не могут /л.д. 116/.
Ответчик в своей апелляционной жалобе просит решение мирового судьи отменить, считая его незаконным в части удовлетворения иска. В жалобе ссылается на то, что размер платы за содержание общего имущества, который включает в себя платежи за очистку кровли от наледи и уборку и вывоз снега рассчитан исходя из равномерной оплаты в течение 12 месяцев в году и не ставится в зависимость от выполнения работ в конкретный период. Суммы, начисленные истице в зимний период недостаточны для оплаты работ. По Правилам №306 ежемесячный норматив потребления тепловой энергии исчислялся путём деления нормы годового потребления тепловой энергии на 12 месяцев и не зависел от продолжительности отопительного сезона. Отопительный сезон в 2012 году начался 15 октября, а потому с этого момента, по мнению ответчика, плата за отопление должна взиматься по новым Правилам. Кроме того, оплата за центральное отопление в сентябре 2012г. субсидировалась в льготном порядке за счёт средств бюджета Санкт-Петербурга /л.д. 109/.
Адвокат истицы в судебное заседание явилась, считает решение мирового судьи законным в части удовлетворения иска.
Представитель ответчика в судебное заседание явился, исковые требования не признал, просит отменить решение мирового судьи.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, находит решение мирового судьи подлежащим изменению, а апелляционную жалобу ТСЖ «Товарищеский, 4» – частичному удовлетворению.
Как установлено судом первой инстанции, Капустина В.А. является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>. управление многоквартирным домом осуществляет ТСЖ 1. В квитанции за ДД.ММ.ГГГГ, оплаченной истицей ДД.ММ.ГГГГ, за услугу «отопление» начислено 816,88 руб.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 были утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, согласно которым нормативы потребления коммунальных услуг определяются по формулам, предусмотренным разделом 2 приложения к указанным Правилам. При этом норматив отопления для жилых помещений многоквартирных домов, как оборудованных приборами учета тепловой энергии, так и не оборудованных приборами учета, рассчитывается исходя из периода, равного 12 месяцам.
Действовали также нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению, утверждённые распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 07.12.09г. №196-р, которые представляли собой месячные (среднемесячные) объёмы потребления тепловой энергии потребителем в многоквартирном доме, были рассчитаны на 12 месяцев и предусматривали равномерную оплату гражданами коммунальных услуг в течение года.
Гражданин фактически пользуется услугой отопления в течение семи месяцев в календарном году (с октября по апрель), а оплату потребленной услуги производил равными долями в течение всего календарного года.
С 1 сентября 2012 года вступили в силу "Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", которыми установлен иной порядок начислений за отопление, а именно платить теперь необходимо только в отопительный период.
В Информационном письме Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 26.09.2012 N 01-14-1937/12-0-0 "Об оплате коммунальной услуги по отоплению" даны разъяснения, согласно которым первый платеж за отопление по новым правилам должен быть выставлен за октябрь, а в квитанции за сентябрь в строке "отопление" должен стоять ноль или прочерк.
С целью определения размера платы за коммунальные услуги для граждан, проживающих в многоквартирных и жилых домах, не оборудованных приборами учета, с ДД.ММ.ГГГГ установлены новые нормативы потребления на все коммунальные услуги в жилых помещениях и на общедомовые нужды, в том числе по отоплению - с учетом определения объема потребления тепловой энергии в период отопительного сезона в расчете на 8 месяцев.
Данные нормативы потребления коммунальных услуг на территории Санкт-Петербурга утверждены распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 22.08.2012 N 250-р.
При этом в Санкт-Петербурге принято решение о применении новых Правил предоставления коммунальных услуг, предусматривающих оплату услуг по отоплению только в отопительный период и применение соответствующих нормативов, рассчитанных на 8 месяцев.
Косвенным подтверждением довода истицы служит справка СПб ГКУ ГИРЦ, согласно которой в ДД.ММ.ГГГГ Капустиной В.А. размер денежной выплаты как инвалиду льгот по оплате ЖКУ 1091,94 руб., тогда как в предыдущие месяцы – 1446,65 руб., а в последующие – 1687,10 руб. /л.д. 130/.
Таким образом, ответчиком не представлено допустимых доказательств своей позиции, основывающейся на том, что в сентябре 2012г. начисление произведено за предыдущий отопительный период, когда норматив рассчитывался равномерно на 12 месяцев. В то же время Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 354 не указано на то, что своё действие Правила распространяют с начала нового отопительного периода, а, следовательно, действуют общие нормы применения закона во времени и с 01 сентября 2012г. плата за отопление должна производиться только в отопительный период.
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истице производились начисления за содержание и ремонт жилого помещения в размере 9,47 руб./кв. м общей площади жилого помещения в месяц.
Плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя содержание общего имущества в многоквартирных домах - в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в том числе: Очистка кровли от наледи и уборка снега - 0,59 руб./кв. м общей площади жилого помещения в месяц; в том числе: Очистка кровли от наледи - 0,53 руб./кв. м общей площади жилого помещения в месяц; Уборка и вывоз снега - 0,06 руб./кв. м общей площади жилого помещения в месяц.
Согласно части 3 статьи 156 ЖК РФ и пункту 3.7-2 Положения о Комитете по тарифам Санкт-Петербурга, утв. постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.09.05г. к полномочиям Комитета относится установление размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга. Указанный размер платы с 01.08.11г. установлен распоряжением от 18.07.11г. №134-р в среднем по Санкт-Петербургу и рассчитан исходя из равномерной оплаты нанимателями жилых помещений услуг по содержанию и ремонту жилого помещения в течение 12 месяцев в году.
Таким образом, необоснованна ссылка мирового судьи в решении на то, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с апреля по ДД.ММ.ГГГГ не производились работы по очистке кровли от наледи и уборка снега, что предполагается в силу естественных природных процессов и учитывается при определении размера платы. Пункт 6 Правил №491, на котором основывает своё вывод суд первой инстанции, применяется в случаях, когда с перерывами оказана услуга та, которая должна оказываться непрерывно (водоснабжение, газоснабжение, отопление в отопительный период).
Как видно из представленных квитанций, начисления, произведённые за спорный период за содержание и ремонт жилого помещения не превышает установленные 9,47 руб.
Довод истца, о том, что начисление платы за очистку кровли и уборку и вывоз снега возможен только при наличии решения общего собрания членов ТСЖ судом отклонён, поскольку не основан на законе.
Установленное ч. 3 ст. 156 ЖК РФ, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается органом государственной власти в Санкт-Петербурге для тех собственников жилых помещений в многоквартирном доме, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, не означает, что другие собственники не могут применять те же размеры.
Согласно норме, изложенной в пункте 1 статьи 158 Жилищного кодекса, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Кроме того, в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса и пунктов 16, 30 Правил N 491, собственникам помещения в многоквартирном доме предоставлено право выбора способа управления домом путем заключения договора с управляющей организацией, а также утверждение перечня работ и услуг, условия их оказания и размера финансирования за счет собственных средств.
Начисления ТСЖ произведены в соответствии с пунктом 36 Правил N 491, которым предусмотрено, что в случае если собственники помещений на общем собрании выбрали способ непосредственного управления многоквартирным домом, но не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, органы местного самоуправления (в Санкт-Петербурге - орган государственной власти) в соответствии с ч. 4 ст. 158 Жилищного кодекса РФ устанавливают размер платы за содержание и ремонт жилого помещения. Поскольку иной размер платы собственниками в ТСЖ 1 не установлен, должны применяться тарифы, определённые Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга.
Так как в силу характера правоотношений по содержанию общего имущества размер расходов управляющей организации и размер платы одного из собственников помещений не совпадают, управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328-329 ГПК РФ, суд
Определил:
Решение мирового судьи судебного участка № Санкт-Петербурга Соломатиной Г.М. от ДД.ММ.ГГГГ по иску Капустиной В. А. к ТСЖ 1 изменить.
Взыскать с ТСЖ 1 в пользу Капустиной В. А. излишне уплаченную сумму за жилое помещение и коммунальные услуги за сентябрь 2012 год в размере 816,88 руб.
В остальной части исковых требований – отказать.
Взыскать с ТСЖ 1 в доход государства госпошлину в размере 400 рублей.
Апелляционную жалобу Капустиной В. А. оставить без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано в кассационном порядке.
Судья