Решение по делу № 2а-1315/2017 от 27.02.2017

В окончательной форме решение суда принято 19 мая 2017 года

Дело № 2а-1315/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Ялта                                16 мая 2017 года

Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кононовой Ю.С., при секретаре Лемешко О.В., с участием представителя истца – Яковлевой А.В., ответчика – Береуциной О.А., представителя заинтересованного лица санатория Победа – Новиковой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «Фирма Ферри» к государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Береуциной Ольге Александровне, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, с участием заинтересованных лиц – Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, Крымской таможни Федеральной таможенной службы России, Государственного казенного учреждения «Санаторий «Победа» ФТС России о признании незаконными решений и обязанности совершить определенные действия,

у с т а н о в и л :

ООО «Фирма Ферри» обратилась в суд с иском о признании незаконными отказов в государственной регистрации прав, изложенных в сообщениях Госрегистратора № 90/021/910/2016-6179 и № 90/021/910/2016-6182 от 27.01.2017 года; возложении на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обязанности произвести государственную регистрацию права собственности на нежилое здание лит. «А», общей площадью 680,2 кв. метров, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый и нежилые помещения подвала лит. Ё № ,,, общей площадью 302,2 кв. метров, расположенные по адресу: <адрес>, кад. .

Исковые требования мотивированы тем, что истец является собственником нежилого здания лит. «А», общей площадью 680,2 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, и нежилых помещений подвала лит. Ё № ,,, общей площадью 302,2 кв. метров, расположенных по адресу: <адрес>, на основании свидетельств о праве частной собственности на недвижимое имущество от 22.04.2008 года. 15 ноября 2016 года представитель ООО «Фирма Ферри» по доверенности обратилось к ответчику за регистрацией права собственности на вышеуказанные объекты недвижимого имущества, в проведении которой было отказано сообщениями госрегистратора от 27 января 2017 года. Основанием для отказа в государственной регистрации послужило то, что при проведении правовой экспертизы представленных на регистрацию документов, у регистратора возникли сомнения в принадлежности истцу вышеуказанного имущества. С целью устранения сомнений государственным регистратором был направлен межведомственный запрос в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым для предоставления сведений о возможной национализации объекта недвижимого имущества. В связи с тем, что сомнения госрегистратора в ходе проведения правовой экспертизы не были устранены, в государственной регистрации права собственности было отказано. Считает отказ незаконным, поскольку принадлежащее истцу недвижимое имущество не включено в перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, эта информация является общедоступной, в связи с чем отказ регистратора является неправомерным.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить иск.

Ответчик – Государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Береуцина О.А. в судебном заседании исковые требования не признала. Возражения мотивировала тем, что при проведении правовой экспертизы документов ею был получен ответ из Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, в котором указано, что в Реестре имущества Республики Крым по состоянию на 22.11.2016 года учтены ряд объектов недвижимого имущества, расположенных в <адрес>. Поскольку в Реестре Республики Крым отсутствуют кадастровые номера объектов недвижимого имущества, учитываемых как собственность Республики Крым, её сомнения в части возможного включения в указанный Перечень нежилого здания лит. «А» и нежилых помещений в лит. «Ё», в отношении которых истцом было подано заявление, так и не были устранены, что послужило основанием для отказа в регистрации права.

Представитель ответчика Госкомитета по госрегистрации и кадастру Республики Крым в судебное заседание не явился, был извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, представил письменные возражения на иск с просьбой рассмотреть дело без их участия. В возражениях указал, что Распоряжением Совета министров Республики Крым от 27.10.2015 года № 998-р «О передаче имущества из государственной собственности Республики Крым в федеральную собственность», недвижимое имущество, расположенное по адресу: <адрес>, передано в федеральную собственность и закреплено на праве оперативного управления за Государственным казенным учреждением «Санаторий «Победа». Из представленных ООО «Фирма Ферри» на регистрацию документов, невозможно было установить, что нежилые здания с кад. номерами и не относятся к собственности Республики Крым и не расположены на территории Государственного казенного учреждения «Санаторий Победа» ФТС России». Учитывая, что собственностью Республики Крым являются здания, расположенные по адресу: <адрес>, и сомнения госрегистратора не были устранены, считает, что истцу было правомерно отказано в регистрации права собственности.

Представитель заинтересованного лица – Государственного казенного учреждения «Санаторий Победа» ФТС России в судебном заседании просил принять решение на усмотрение суда, в соответствии с действующим законодательством. Также пояснила, что имущество, расположенное по адресу: <адрес> было закреплено за Санаторием «Победа» приказами Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 28.10.2015 года и от 14 апреля 2016 года. В перечне принятого в федеральную собственность и переданного им на праве оперативного управления недвижимого имущества отсутствует нежилое здание лит. «А» площадью 680,2 кв. метров и нежилые помещения подвала лит. «Ё».

Представитель Министерства имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта в судебное заседание не явился, был извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, представил письменные пояснения на иск, в которых указал, что в реестре имущества Республики Крым по состоянию на 26.04.2017 года не числятся объекты недвижимого имущества, а именно: нежилое здание лит. «А» общей площадью 680,2 кв. метров, расположенное по адресу: <адрес> и нежилое помещение лит. «Ё» общей площадью 302,2 кв. метров, расположенное по адресу: <адрес>. Представитель Министерства просил рассмотреть дело в его отсутствие, с учетом доводов, изложенных в письменных пояснениях.

Представитель заинтересованного лица Крымской таможни в судебное заседание не явился, был извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, представил ходатайство о проведении судебного заседания, назначенного на 16 мая 2017 года, в отсутствие представителя Крымской таможни.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что 15 ноября 2016 года в Госкомрегистр за государственной регистрацией права собственности на нежилое помещение с к.н. , расположенное по адресу: <адрес>, площадью 303,2 кв. метров и нежилое здание с к.н. , расположенное в <адрес> обратилось ООО «Фирма Ферри» в лице представителя по доверенности - Яковлевой А.В..

К заявлению о государственной регистрации права были представлены: дубликаты свидетельств о праве собственности на недвижимое имущество от 21.10.2016 года; нотариально удостоверенная доверенность на представителя; Устав ООО «Фирма Ферри», нотариально заверенные копии с переводом свидетельства о государственной регистрации юридического лица; протокола № 1/15 общего собрания участников; сведений из ЕГРПОУ; справка МУП БТИ.

Порядок и основания регистрации прав на объект недвижимого имущества, отказа в регистрации на момент обращения истца с заявлениями о регистрации права были установлены Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в соответствии со ст. 2 которого государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Частью 1 ст. 16 Закона № 122-ФЗ было установлено, что государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.

К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем (ч. 2 ст. 16 Закона № 122-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 ст. 17 Закона № 122-ФЗ, основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; свидетельства о праве на наследство.

Правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав.

Согласно пункту 1 ст. 18 Закона № 122-ФЗ, документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.

Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 2 ст. 17 Закона № 122-ФЗ).

Судом установлено, что при проведении Государственным регистратором правовой экспертизы представленных ООО «Фирма Ферри» на регистрацию документов, им были направлены следующие межведомственные запросы:

- Главе администрации города Ялта с просьбой сообщить, имеются ли сведения, препятствующие проведению государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества;

- начальнику МУП «Бюро технической инвентаризации гор. Ялта» с просьбой предоставить сведения о зарегистрированных правах, переходах, арестах, запрещениях, иных обременениях, а также информацию о произведенных реконструкциях, перепланировках, общей площади объектов недвижимого имущества;

- в ГАУ «Распорядительная дирекция имущества Республики Крым» с просьбой сообщить, закреплены ли за ними объекты недвижимого имущества – нежилое здание лит. «А» и нежилые помещения лит. «Ё», расположенные по адресам – <адрес> и <адрес>

- в ГУП РК «Солнечная Таврика» с просьбой сообщить, закреплены ли за ними вышеуказанные объекты недвижимого имущества;

- в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым с просьбой сообщить сведения в части возможной национализации вышеуказанных объектов;

- в Крымскую таможню с просьбой сообщить, имеются ли сведения, препятствующие проведению государственной регистрации права собственности на вышеуказанные объекты недвижимого имущества.

В связи с направлением вышеперечисленных запросов, уведомлениями от 28 ноября 2016 года проведение государственной регистрации права собственности ООО «Фирма Ферри» было приостановлено.

На вышеперечисленные межведомственные запросы регистратором была получена следующая информация:

- ГАУ «Распорядительная дирекция имущества Республики Крым» сообщает, что на текущий момент вышеуказанные объекты на праве оперативного управления за ними не закреплены;

- ГУП РК «Солнечная Таврика» сообщает, что объекты недвижимости, расположенные по адресу: <адрес> не закреплялись за предприятием на праве хозяйственного ведения;

- Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым сообщает, что по состоянию на 22.11.2016 года в Реестре имущества Республики Крым не числятся объекты недвижимого имущества: нежилое здание в лит. А, к.н. , нежилое помещение в лит. Е, к.н. , расположенные по адресу: <адрес>

Дополнительно сообщено, что в Реестре имущества Республики Крым учтены по состоянию на 22.11.2016 года следующие объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: <адрес>: дорога подъездная асфальтовая; кинобудка пл. 11 кв.м., прачечная пл. 242,8 кв.м.; спорт – клуб «Титан» пл. 862,7 кв.м., изолятор пл. 123,3 кв.м.; подпорная стена; лаборатория пл. 202,7 кв.м., кафе «Александрия» пл. 108,3 кв.м.; теплица пл. 183,6 кв.м., клуб – столовая пл. 2673,2 кв.м.; спальный корпус пл. 604,5 кв.м., бензохранилище; склад – гараж пл. 194,8 кв.м.; спальный корпус пл. 512,3 кв.м.; дезкамера пл. 12,4 кв.м.; лечебный корпус пл. 1004,3 кв.м.; бензохранилище; склад – клуб пл. 209,8 кв.м.; спальный корпус пл. 3337,7 кв.м.; корпус пл. 305,1 кв.м.; корпус 438,4 кв.м.; туалет ?; здание котельной пл. 405,4 кв.м.; дорога подъездная асфальтовая; подпорная стена корпуса ; незавершенное строительство лечебного корпуса пл. 5377,4 кв.м.; дорога подъездная асфальтовая (3); пристройка пл. 113,3 кв.м.; верхняя станция канатной дороги пл. 477,4 кв.м.; спальный корпус пл. 6260,6 кв.м.; спальный корпус пл. 471,8 кв.м.; площадка спортивная, корпус пл. 282,9 кв.м.; площадка танцевальная; мастерские; дорога подъездная асфальтовая (2); бассейн цементированный.

- Крымская таможня сообщает, что им в безвозмездное пользование был передан объект недвижимого имущества – Клуб – столовая, лит. «А» общей площадью 2673,2 кв.м., 1966 года постройки. Согласно Приложению 1 договора безвозмездного пользования государственным имуществом Республики Крым от 11.10.2015 года № 210 нежилое здание лит. «А» общей площадью 680,2 кв.м. и нежилое помещение лит. «Ё» общей площадью 302,2 кв. метров отсутствуют.

27 января 2017 года Государственным регистратором Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Береуциной О.А. были вынесены сообщения об отказе ООО «Фирма «Ферри» в государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества, - нежилое здание с к.н. , расположенное по адресу: <адрес>; нежилые помещения с к.н. , расположенные по адресу: <адрес> на основании ст. 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ, в связи с истечением срока приостановления государственной регистрации права собственности, и не устранением приведенных в уведомлении причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации права собственности.

Основанием принятого решения указано, что в соответствии с п. 1 постановления Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 года № 2085-6/14 «О вопросах управления собственностью Республики Крым» установлено, что до разграничения собственности между Российской Федерацией, Республикой Крым и муниципальной собственностью, все государственной имущество (государства Украины) и бесхозяйное имущество, находящееся на территории Республики Крым, а также движимое и недвижимое имущество, учитывается как собственность Республики Крым.

Таким образом, Республика Крым является собственником имущества, указанного в Перечне имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, утвержденного Постановлением Государственного совета Республики Крым от 30.04.2014 года № 2085-6/14.

В целях проведения правовой экспертизы документов, а также с целью устранения сомнений государственным регистратором был направлен межведомственный запрос в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым для предоставления сведений о возможной национализации объектов недвижимого имущества.

Согласно полученному от Министерства ответу, по состоянию на 22.11.2016 года вышеуказанные объекты недвижимого имущества не числятся в реестре имущества Республики Крым.

Однако, согласно Распоряжению Совета Министров Республики Крым от 27.10.2015 года, недвижимое имущество, расположенное по адресу: <адрес>, передано в федеральную собственность и закреплено на праве оперативного управления за Государственным казенным учреждением «Санаторий «Победа» ФТС России».

Таким образом, из представленных на государственную регистрацию документов невозможно определить, что нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес> и нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, не относится к собственности Республики Крым и не расположено на территории Государственного казенного учреждения «Санаторий Победа «ФТС России».

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании действий и решений органа, наделенного государственными полномочиями должна быть совокупность двух условий: не соответствие оспариваемого решения (действия) нормативному правовому акту, а также нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2014 года № 1335-р «Об утверждении Соглашения между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Советом министров Республики Крым о передаче осуществления части полномочий в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета» осуществление полномочий по государственному учету на территории Республики Крым переданы Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, созданному Постановлением Совета Министров Республики Крым от 27 июня 2014 года № 164.

Пунктом 1 ст. 19 Закона № 122-ФЗ (в редакции, действующей на момент обращения истца с заявлением о регистрации) было установлено, что государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам.

Согласно ст. 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (действующего на момент принятия оспариваемых решений), в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Исходя из сообщений регистратора от 27.01.2017 года об отказе в государственной регистрации, основанием для отказа послужило не устранение в ходе проведения правовой экспертизы сомнений регистратора в принадлежности истцу недвижимого имущества, в отношении которого им были поданы заявления о регистрации.

Вместе с тем, судом установлено, что заявителем для проведения регистрации права собственности были представлены оригиналы дубликатов свидетельств о праве собственности на недвижимое имущество, - нежилое строение лит. «А» общей площадью 680,2 кв. метров, расположенное в <адрес> и нежилые помещения подвала лит. Ё общей площадью 302,2 кв. метров, расположенное в <адрес>

Каких-либо доводов, что вышеуказанные свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество не соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, не отражают информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав либо не соответствуют иным требованиям к документам, представляемым на государственную регистрацию прав, установленным ст. 18 Закона № 122-ФЗ ни в уведомлениях о приостановлении государственной регистрации, ни в сообщениях об отказе в проведении государственной регистрации, государственным регистратором не приведено.

Пунктом 1 ст. 19 Закона № 122-ФЗ установлено, что Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений.

Исходя из содержания вышеуказанной нормы, регистратор при проведении правовой экспертизы поданных на регистрацию документов должен убедиться в их подлинности, а также в достоверности указанных в них сведений.

Таким образом, в соответствии с нормами Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, проводимая государственным регистратором правовая экспертиза документов - это изучение представленных для государственной регистрации документов в целях установления юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения, наличия, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество, поскольку правовые последствия влечет только правомерное действие. Представленные документы изучаются как на предмет подлинности и достоверности, так и на соответствие их формы и содержания требованиям законодательства, действовавшего на момент их издания и в месте издания.

Вместе с тем необходимо также учитывать, что государственная регистрация прав является институтом гражданского права, которое основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав.

С учетом изложенного, пределы правовой экспертизы документов определяются необходимостью обеспечения баланса публичных интересов, прежде всего, в части достоверности сведений о правах на недвижимое имущество, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и основных начал гражданского законодательства, в том числе принципа свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав.

Судом установлено, что при проведении правовой экспертизы регистратором был направлен запрос в МУП «БТИ» Муниципального образования городской округ Ялта, которое подтвердило подлинность представленных на регистрацию дубликатов свидетельств о праве собственности на объекты недвижимого имущества.

Обязанности по предоставлению каких-либо иных документов, подтверждающих права собственника в отношении объектов недвижимого имущества, ни Закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ни Закон «О государственной регистрации недвижимости», на заявителя не возлагает.

Что касается доводов государственного регистратора о не устранении его сомнений в принадлежности спорного имущества Республике Крым, то судом установлено следующее.

Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 года № 2085-6/14 «О вопросах управления собственностью Республики Крым» утвержден Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым.

Указанный документ официально опубликован в изданиях «Крымские известия» N 90(5501), 16.05.2014; в "Сборнике нормативно-правовых актов Республики Крым", является общедоступным.

При этом в Перечне имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, утвержденного Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 года № 2085-6/14 как до, так и после внесения в него изменений, объекты недвижимости в виде нежилых помещений подвала лит. «Ё» общей площадью 302,2 кв. метров, расположенные в <адрес> и нежилое здание лит. «А» общей площадью 680,2 кв. метров, расположенные в <адрес>, отсутствуют.

Постановлением Совета Министров Республики Крым № 89 от 14 мая 2014 года «О вопросах учета имущества, находящегося в собственности Республики Крым» утверждено Положение об учете имущества, находящегося в собственности Республики Крым, согласно пункту 4 которого учет Имущества и ведение реестра Имущества (далее - Реестр) осуществляет Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым.

Документом, подтверждающим факт учета Имущества в Реестре, является выписка из Реестра (пункт 7).

Судом установлено, что при проведении правовой экспертизы, государственным регистратором был получен ответ из Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым об отсутствии в Реестре имущества Республики Крым спорных объектов недвижимого имущества – нежилых помещений лит. «Ё» и нежилого здания лит. «А».

Судом при рассмотрении настоящего дела также была получена информация от Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым о том, что по состоянию на 26.04.2017 года в Реестре имущества Республики Крым не числятся объекты недвижимого имущества в виде нежилого здания лит. «А» общей площадью 680,2 кв. метров, расположенного в <адрес> и нежилого помещения лит. «Ё» общей площадью 302,2 кв. метров, расположенного в <адрес>

Судом также были исследованы материалы инвентаризационных дел на домовладения и по <адрес>, из которых следует, что нежилое здание лит. «А» и нежилые помещения лит. «Ё» являются отдельными строениями и не являются частью строений, включенных в Реестр имущества Республики Крым и переданных в федеральную собственность согласно Распоряжению Совета Министров Республики Крым от 27.10.2015 года.

Представитель государственного казенного учреждения «Санаторий «Победа» ФТС России» в судебном заседании также пояснил, что все строения и сооружений, переданные в оперативное управления предприятию приказами Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 28 октября 2015 года и от 14 апреля 2016 года, находятся в фактическом владении и пользовании Санатория, и в перечне указанного имущества отсутствуют строение нежилого здания лит. «А» общей площадью 680,2 кв. метров и нежилого помещения лит. «Ё» общей площадью 302,2 кв. метров.

Таким образом, судом установлено, что вышеперечисленные объекты недвижимого имущества в виде нежилого здания лит. «А» и нежилых помещений подвала лит. «Ё» никогда не включался ни в Реестр имущества Республики Крым, ни в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, утвержденный Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 года.

Частью 2 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.    Суд считает, что при наличии в регистрационном деле ответов Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, Крымской таможни о том, что нежилые помещения не включены в Реестр имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, ответчиком не представлено суду доказательств наличия у него обоснованных сомнений относительно принадлежности спорных помещений истцу.

Таким образом, суд считает необоснованным отказ госрегистратора в проведении государственной регистрации права собственности истца по указанным в сообщениях основаниям.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что отказ государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в государственной регистрации права собственности ООО «Фирма «Ферри» на спорные помещения не соответствует требованиям Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»; нарушает права, свободы и законные интересы истца, в связи с чем его требования о признании незаконными решений ответчика об отказе в государственной регистрации права собственности суд считает обоснованными.

В соответствии с ч. 3 ст. 227 КАС Российской Федерации, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Поскольку основания, приведшие к отказу в регистрации ООО «Фирма «Ферри» права собственности признаны судом незаконными, а иных обстоятельств, препятствующих регистрации права собственности ни при проведении регистратором правовой экспертизы, ни при рассмотрении судом настоящего административного дела не установлено, что также подтвердил в судебном заседаний регистратор Береуцина О.А., суд считает, что в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов истца на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым следует возложить обязанность провести регистрацию права собственности ООО «Фирма «Ферри» не нежилое здание лит. «А» и нежилые помещения подвала лит. «Ё» на основании заявлений и документов, поданных для проведения регистрации 15.11.2016 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л :

иск Общества с ограниченной ответственностью «Фирма Ферри» удовлетворить.

Признать незаконными решения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 27 января 2017 года № 90/021/910/2016-6179 и № 90/021/910/2016-6182 об отказе в государственной регистрации.

Обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым осуществить государственную регистрацию права собственности Общества с ограниченной ответственностью «Фирма «Ферри» на объекты недвижимого имущества: нежилое здание лит. «А» общей площадью 680,2 кв. метров, расположенное по адресу: <адрес>, к.н. ; нежилые помещения подвала лит. Ё № 1-1,1-2,1-3,1-4, общей площадью 302,2 кв. метров, расположенные по адресу: <адрес>, к.н. , на основании заявлений и документов, поданных для проведения регистрации 15.11.2016 года.

Обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить суду, а также ООО «Фирма Ферри» об исполнении решения по административному делу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.

Судья                                Ю.С. Кононова

2а-1315/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Общество с ограниченной ответственностью "Фирма Ферри"
Ответчики
государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру РК Береуцина Ольга Але
Государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру РК Береуцина Ольга Алекс
Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру РК
Другие
Яковлева А.В.
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым
Крымскую Таможню Федеральной таможенной службы
Государственное казенное учреждение "Санаторий "Победа" ФТС России"
Суд
Ялтинский городской суд Республики Крым
Дело на странице суда
yalta.krm.sudrf.ru
27.02.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
27.02.2017[Адм.] Передача материалов судье
02.03.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.03.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.03.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
23.03.2017[Адм.] Судебное заседание
19.04.2017[Адм.] Судебное заседание
21.04.2017[Адм.] Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
16.05.2017[Адм.] Судебное заседание
19.05.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.05.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее