№ 2-507/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 января 2019 г. г. Уфа
Советский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Фархутдиновой Ф.Ф.,
при секретаре Мухамадеевой Г.И.,
с участием помощника прокурора г.Уфы Шапошниковой Т.Н.,
представителя ответчика Исламова Р.Р.,
специалиста ФКУ «Российской государственной пробирной палаты при Министерстве финансов РФ( ФКУ «Пробирная палата России») Каримова А.Т.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокуратуры города Уфы Республики Башкортостан в интересах Российской Федерации к Индивидуальному предпринимателю Курбановой Уммеголсум Галеевне об устранении нарушений законодательства о драгоценных металлах, а также законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура города Уфы РБ в интересах Российской Федерации обратилась в суд с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что прокуратурой г. Уфы с привлечением специалистов Поволжской Государственной инспекции пробирного надзора ФКУ «Пробирная палата России» (далее - Инспекция) проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (решения о проведении проверки от 06.07.2018 № 74) в деятельности индивидуального предпринимателя Курбановой Уммеголсум Галеевны. В ходе проверки установлено, что ИП Курбанова У.Г. состоит на специальном учёте в Инспекции как индивидуальный предприниматель, осуществляющий операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями. Проверкой установлено, что в нарушение п.4 Инструкции о порядке учёта и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчётности при их производстве, использовании и обращении, утверждённой приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09.12.2016 № 231н ИП Курбанова У.Г., не разработала инструкцию о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, учитывающую специфику выполняемых индивидуальным предпринимателем операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями (на основании положений ИМФ- 231 н). Представленная ИП Курбановой У.Г. инструкция разработана в соответствии с утратившим силу приказом Минфина России от 29.08.2001 № 68н. В нарушение п. 50 Инструкции ИМФ-231н и п. 19 Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2000 № 731 ИП Курбановой У.Г., как лицом, осуществляющим операции с драгоценными металлами (приобретающим драгоценные металлы путем совершения сделок купли-продажи драгоценных металлов), не составлен и не представлен к 01.03.2017 в ФКУ «Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней при Министерстве финансов Российской Федерации» (далее - Гохран России) отчёт по форме № 2-ДМ «Сведения об остатках, поступлении и расходе драгоценных металлов и изделий из них» за 2016 год (заполненные отчеты и документы подтверждающие их отправление в ходе проверки не представлены). В нарушение п. 50 ИМФ-231н и п. 19 Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденных Постановлением Правительства р Российской Федерации от 28.09.2000 № 731 ИП Курбановой У.Г. как лицом, осуществляющим операции с драгоценными металлами (приобретающим драгоценные металлы путем совершения сделок купли-продажи драгоценных металлов), не составлен и не представлен к 01.08.2017 в Гохран России отчёт по форме № 2-ДМ «Сведения об остатках, поступлении и расходе драгоценных металлов и изделий из них» за 1 полугодие 2017 года (заполненные отчеты и документы подтверждающие их отправление не представлены).В нарушение п. 50 ИМФ-231н и п. 19 Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2000 № 731 ИП Курбановой У.Г. как лицом, осуществляющим операции с драгоценными металлами (приобретающим драгоценные металлы путем совершения сделок купли-продажи драгоценных металлов), не составлен и не представлен к 01.03.2018 года в Гохран России отчёт по форме № 2-ДМ «Сведения об остатках, поступлении и расходе драгоценных металлов и изделий из них» за 2017 год (заполненные отчеты и документы подтверждающие их отправление не представлены). В нарушение п. 4.3 собственной инструкции ИП Курбановой У.Г.и п. 41 ИМФ-231н металлические сейфы, в которых осуществляется хранение ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, по окончанию работы не опломбируются (не опечатываются) и не имеют каких-либо устройств для опломбирования или опечатывания (нарушение зафиксировано в ювелирном магазине ИП «Алмазный двор», по адресу: РБ, г. Уфа, ул. Верхнеторговая площадь, д. 1). В нарушении п. 4.4 собственной инструкции ИП и п. 42 ИМФ-231н ИП Курбановой У.Г. допускается совместное хранение драгоценных металлов и драгоценных камней с другими материалами (нарушение зафиксировано в ювелирном магазине, по адресу: РБ, г. Уфа, ул. Верхнеторговая площадь, д. 1). В нарушение п. 15 ИМФ-231н, прием ценностей, поступающих в ювелирный магазин индивидуального предпринимателя производятся материально ответственными лицами без присутствия комиссии. В нарушение п. 10 Правил ведения специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2015 № 1052, ИП Курбановой У.Г. не представлено в уполномоченный орган (Инспекцию) заявление о внесении изменений в карту специального учета, в связи с закрытием ювелирных магазинов по адресам: (450006, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Цюрупы, д. 97, литер Е2 (ювелирный салон "Алмазный Двор" в ТК "Центральный"); 450059, Республика Башкортостан, г. Уфа, пр-кт Октября, д. 34 (ювелирный салон "Алмазный Двор" в ТРК "СемьЯ"). В нарушение п. 30 ИМФ-231н в состав инвентаризационной комиссии включены материально ответственные лица (Галимова С.С. и Галимова Г.Г. продавцы ювелирного салона «Алмазный двор»), в подотчете у которых находятся ценности, подлежащие инвентаризации. В нарушение п. 16 Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2000 № 731 и пункта 28 ИМФ-231н ИП Курбановой У.Г. проводится инвентаризации драгоценных металлов по состоянию на 09.01.2017., а не по состоянию 01.01.2018, соответственно. В нарушение требований п.п. 21-22 Правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.08.2015 № 804 ф ИП Курбановой У.Г. не зарегистрирован личный кабинет на интернет-портале Росфинмониторинга (временный порядок регистрации в личном кабинете изложен в информационном письме Росфинмониторинга от 10.09.2015 № 47). В нарушение п.п. 7 п. 1 ст. 7 Федерального закона 115-ФЗ ИП Курбановой У.Г. в установленные сроки (не реже чем один раз в три месяца) после проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, не информировало о результатах таких проверок уполномоченный орган «Росфинмониторинг). В нарушении п. п. 1,2 п. 1 ст. 7 Федерального закона 115-ФЗ, а также п. 2.13 собственных правил внутреннего контроля ИП Курбановой У.Г. (утвержденные 02.07.2018) «далее - ПВД ИП Курбановой У.Г.» идентификацию клиентов, бенефициарных владельцев, представителей клиентов не проводила, до приема на обслуживание бенефициарные владельцы не установлены, анкеты не составлены, идентификация представителей клиентов не проведена (анкеты клиентов индивидуальным предпринимателем не представлены). В нарушение п. 3 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, утверждённого приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 03.08.2010 № 203, в утвержденный ИП Курбановой У.Г. перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, не включено специально должностное лицо. В нарушение п. 16 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, утверждённого приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 03.08.2010 № 203 Программа обучения сотрудников не предусматривает изучение конкретных типологий, характерных схем и способов отмывания доходов преступных доходов и финансирования терроризма, а также критериев выявления и признаков необычных сделок. В нарушение п. 8 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или мньш имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 03.08.2010 № 203 ИП Курбановой У.Г. как специальным должностным лицом, в проверяемом периоде, проведено три дополнительных инструктажа при изменении действующих и вступлении в силу новых нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (10.01.2017, 02.07.2018 и 06.05.2018). По факту выявленных нарушений прокуратурой города Уфы 20.08.2018 в адрес Индивидуального предпринимателя Курбановой У.Г. внесено представление об устранении нарушений законодательства о драгоценных металлах, а также законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Кроме того, по факту выявленных нарушений прокуратурой города в отношении ИН Курабановой У.Г. вынесены постановления о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ и ст. 19.14. КоАП РФ. Постановлениями судьи судебного участка № 8 по Советскому району г. Уфы от 17.09.2018 ИП Курбанова У.Г. признана виновной по ч. 1 ст. 15.27. КоАП РФ (подвергнута административному наказанию в виде предупреждения), а также по ст. 19.14 КоАП РФ (подвергнута наказанию в виде административного штрафа в сумме 10 000 рублей).
Истец просит суд обязать Индивидуального предпринимателя Курбанову У.Г. разработать инструкцию о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве; составить и представить в течение двух месяцев с даты вступления в силу решения суда в ФКУ «Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней при Министерстве финансов Российской Федерации» (Гохран России) отчёт по форме № 2-ДМ «Сведения об остатках, поступлении и расходе драгоценных металлов и изделий из них» за 2016 год; назначить ответственного лица осуществляющее по окончанию рабочего дня опломбирования (опечатывания) металлических сейфов в которых осуществляется хранение ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней; представить в Поволжскую Государственную инспекцию пробирного надзора ФКУ «Пробирная палата России» заявление о внесении изменений в карту, специального учета, в связи с закрытием ювелирных магазинов; исключить из состава инвентаризационной комиссии материально ответственных лиц, в подотчете у которых находятся ценности, подлежащие инвентаризации; осуществить регистрацию личного кабинета индивидуального предпринимателя на интернет-портале Росфинмониторинга, в соответствии с требованиями п.п. 21-22 Правил определения перечня организаций и физических лиц; включить в перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации и отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, специально должностное лицо; включить в Программу обучения сотрудников изучение конкретных типологий, характерных схем и способов отмывания доходов преступных доходов финансирования терроризма, а также критериев выявления и признаков необычных сделок; провеести дополнительные инструктажи при изменении действующих и вступлении в силу новых нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.
Помощник прокурора г.Уфы Шапошникова Т.Н. в судебном заседании поддержала исковые требования, не отрицала, что ответчиком добровольно устранены некоторые нарушения законодательства.
Ответчик Курбанова У.Г. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена своевременно и надлежащим образом.
Представитель ответчика Исламов Р.Р. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что индивидуальным предпринимателем Курбановой устранены нарушения законодательства указанные в исковом заявлении.
Специалист ФКУ «Российской государственной пробирной палаты при Министерстве финансов РФ( ФКУ «Пробирная палата России») Каримов А.Т. в судебном заседании требования прокурора считал обоснованными подлежащими удовлетворению, пояснил, что Индивидуальным предпринимателем Курбановой У.Г. допущены многочисленные нарушения законодательства о драгоценных металлах.
Выслушав объяснения представителей сторон, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 N 731 утверждены Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности (далее - Правила).
Указанные Правила, разработанные в соответствии с Федеральным законом "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" и в целях обеспечения контроля за движением и сохранностью драгоценных металлов и драгоценных камней при их добыче, производстве, использовании и обращении, устанавливают порядок хранения, учета и ведения отчетности об использовании драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них и изделий, их содержащих. Они распространяются на все юридические лица, в том числе воинские части и воинские формирования, а также на граждан, зарегистрированных в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, сбора, заготовки, первичной обработки и переработки лома и отходов драгоценных металлов и рекуперации драгоценных камней, а также использующих изделия, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни.
В соответствии с указанными Правилами Приказом Минфина России от 09.12.2016 N 231н утверждена Инструкция о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении (далее - Инструкция), которая устанавливает порядок учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении.
В силу пункта 5 Инструкции учет драгоценных металлов и драгоценных камней во всех видах и состояниях, включая драгоценные металлы и драгоценные камни, входящие в состав покупных комплектующих деталей, изделий, приборов, инструментов, оборудования, вооружения, военной техники, материалов, полуфабрикатов (в том числе закупаемых за границей) и содержащиеся в ломе и отходах драгоценных металлов и отходах драгоценных камней, а также в продукции из них, осуществляется организациями на всех стадиях и операциях технологических, производственных и других процессов, связанных с их использованием и обращением.
Учет драгоценных металлов и драгоценных камней должен обеспечивать:
- своевременность и точность сведений об их количестве и местонахождении;
- контроль за движением драгоценных металлов и драгоценных камней по материально ответственным лицам, структурным подразделениям и организации в целом;
- достоверность данных в составляемых формах отчетности.
В соответствии с пунктом 14 Инструкции записи в карточках, книгах учета и других документах строгой отчетности по драгоценным металлам, драгоценным камням и содержащим их изделиям производятся на основе оформленных в установленном порядке актов (накладных) приемки-передачи основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов; актов о приемке материалов; инвентарных карточек учета основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов; карточек учета материалов; лимитно-заборных карт; требований; накладных; актов выбытия; товарных накладных и других форм первичной документации, при этом записи операций по приходу и расходу драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий (без снятия фактического наличия драгоценных металлов и драгоценных камней) производятся после осуществления каждой операции с выведением остатка на конец рабочего дня (смены).
Организации представляют первичные статистические данные о движении драгоценных металлов и драгоценных камней по утвержденным формам федерального государственного статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм (пункт 50 Инструкции).
Постановлением Федеральная служба государственной статистики от 14 ноября 2007 г. N 88 "Об утверждении статистического инструментария для организации Минфином России статистического наблюдения за поступлением, расходом и остатками алмазов, драгоценных металлов и изделий из них" утверждены представленные Министерством финансов Российской Федерации прилагаемые формы федерального государственного статистического наблюдения с порядками по их заполнению и представлению для сбора и обработки данных в системе Минфина России.
Так формы N 2-ДМ "Сведения об остатках, поступлении и расходе драгоценных металлов и изделий из них" и Приложение к форме N 2-ДМ "Сведения об остатках, поступлении и сдаче драгоценных металлов в виде лома и отходов для последующей переработки и аффинажа" предоставляются в виде полугодовых, годовых с отчета за январь - декабрь 2007 года.
При этом согласно установленному указанным выше Постановлением от 14 ноября 2007 г. N 88 порядку заполнения и представления формы государственного статистического наблюдения (государственной статистической отчетности) отчеты составляются на бланке формы N 2-ДМ и приложения к форме N 2-ДМ и представляется в сроки и адреса, указанные на титульном листе формы.
Как следует из материалов дела, ИП Курбанова У.Г. осуществляет деятельность по производству ювелирных изделий, бижутерии, торговля розничными ювелирными изделиями, состоит на специальном учете в Инспекции как индивидуальный предприниматель, осуществляющий операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями.
Прокуратурой г. Уфы с привлечением специалистов Поволжской Государственной инспекции пробирного надзора ФКУ «Пробирная палата России» (далее - Инспекция) проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (решения о проведении проверки от 06.07.2018 № 74) в деятельности индивидуального предпринимателя Курбановой У.Г.
По результатам проведенной проверки установлено, что то в нарушение п.4 Инструкции о порядке учёта и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчётности при их производстве, использовании и обращении, утверждённой приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09.12.2016 № 231н ИП Курбанова У.Г., не разработала инструкцию о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, учитывающую специфику выполняемых индивидуальным предпринимателем операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями (на основании положений ИМФ- 231 н).
Представленная ИП Курбановой У.Г. инструкция разработана в соответствии с утратившим силу приказом Минфина России от 29.08.2001 № 68н.
В нарушение п. 50 Инструкции ИМФ-231н и п. 19 Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2000 № 731 ИП Курбановой У.Г. как лицом, осуществляющим операции с драгоценными металлами (приобретающим драгоценные металлы путем совершения сделок купли-продажи драгоценных металлов), не составлен и не представлен к 01.03.2017 в ФКУ «Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней при Министерстве финансов Российской Федерации» (далее - Гохран России) отчёт по форме № 2-ДМ «Сведения об остатках, поступлении и расходе драгоценных металлов и изделий из них» за 2016 год (заполненные отчеты и документы подтверждающие их отправление в ходе проверки не представлены).
В нарушение п. 50 ИМФ-231н и п. 19 Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2000 № 731 ИП Курбановой У.Г. как лицом, осуществляющим операции с драгоценными металлами (приобретающим драгоценные металлы путем совершения сделок купли-продажи драгоценных металлов), не составлен и не представлен к 01.08.2017 в Гохран России отчёт по форме № 2-ДМ «Сведения об остатках, поступлении и расходе драгоценных металлов и изделий из них» за 1 полугодие 2017 года (заполненные отчеты и документы подтверждающие их отправление не представлены).
В нарушение п. 50 ИМФ-231н и п. 19 Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2000 № 731 ИП Курбановой У.Г. как лицом, осуществляющим операции с драгоценными металлами (приобретающим драгоценные металлы путем совершения сделок купли-продажи драгоценных металлов), не составлен и не представлен к 01.03.2018 года в Гохран России отчёт по форме № 2-ДМ «Сведения об остатках, поступлении и расходе драгоценных металлов и изделий из них» за 2017 год (заполненные отчеты и документы подтверждающие их отправление не представлены).
В нарушение п. 4.3 собственной инструкции ИП Курбановой У.Г. и п. 41 ИМФ-231н металлические сейфы, в которых осуществляется хранение ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, по окончанию работы не опломбируются (не опечатываются) и не имеют каких-либо устройств для опломбирования или опечатывания (нарушение зафиксировано в ювелирном магазине ИП «Алмазный двор», по адресу: РБ, г. Уфа, ул. Верхнеторговая площадь, д. 1).
В нарушении п. 4.4 собственной инструкции ИП и п. 42 ИМФ-231н ИП Курбановой У.Г, допускается совместное хранение драгоценных металлов и драгоценных камней с другими материалами (нарушение зафиксировано в ювелирном магазине, по адресу: РБ, г. Уфа, ул. Верхнеторговая площадь, д. 1).
В нарушение п. 15 ИМФ-231н, прием ценностей, поступающих в ювелирный магазин индивидуального предпринимателя производятся материально ответственными лицами без присутствия комиссии.
В нарушение п. 10 Правил ведения специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2015 № 1052, ИП Курбановой У.Г. не представлено в уполномоченный орган (Инспекцию) заявление о внесении изменений в карту специального учета, в связи с закрытием ювелирных магазинов по адресам: 450006, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Цюрупы, д. 97, литер Е2 (ювелирный салон "Алмазный Двор" в ТК "Центральный"); 450059, Республика Башкортостан, г. Уфа, пр-кт Октября, д. 34 (ювелирный салон "Алмазный Двор" в ТРК "СемьЯ").
В нарушение п. 30 ИМФ-231н в состав инвентаризационной комиссии включены материально ответственные лица (Галимова С.С. и Галимова Г.Г. продавцы ювелирного салона «Алмазный двор»), в подотчете у которых находятся ценности, подлежащие инвентаризации.
В нарушение п. 16 Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2000 № 731 и пункта 28 ИМФ-231н ИП Курбановой У.Г проводится инвентаризации драгоценных металлов по состоянию на 09.01.2017. а не по состоянию 01.01.2018, соответственно.
В силу ст. 5 Федерального закона от 07 августа 2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115) он обязан принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 6 Закона N 115 операция с денежными средствами или иным имуществом, включая скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей, либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее.
При этом под операциями с денежными средствами или иным имуществом, согласно ст. 3 Закона N 115, понимаются действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.
Подпунктом 4 п. 1 ст. 7 указанного Закона N 115 установлено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами.
В случае получения информации о невозможности принятия сообщения, согласно п. 3.9 Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", утвержденной Приказом Росфинмониторинга от 22 апреля 2015 N 110, организация, индивидуальный предприниматель, лицо принимает меры по устранению причин непринятия формализованного электронного сообщения, исправляет указанные Росфинмониторингом замечания и не позднее трех рабочих дней, следующих за днем размещения в Личном кабинете либо АРМ указанной информации, представляет исправленное сообщение целиком в Росфинмониторинг.
В нарушение требований п.п. 21-22 Правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.08.2015 № 804 ф ИП Курбановой У.Г. не зарегистрирован личный кабинет на интернет-портале Росфинмониторинга (временный порядок регистрации в личном кабинете изложен в информационном письме Росфинмониторинга от 10.09.2015 № 47).
В нарушение п.п. 7 п. 1 ст. 7 Федерального закона 115-ФЗ ИП Курбановой У.Г. в установленные сроки (не реже чем один раз в три месяца) после проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, не информировало о результатах таких проверок уполномоченный орган «Росфинмониторинг».
В соответствии с требованиями п. п. 1 п. 1 ст. 7 Федерального закона 115-ФЗ организации осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя.
В соответствии с требованиями п. п. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации обязаны принимать обоснованные и доступные меры по идентификации бенефициарных владельцев. В случае, если в результате принятых мер бенефициарный владелец не выявлен, бенефициарным владельцем может быть признан единоличный исполнительный орган клиента.
В нарушении вышеуказанных требований, а также п. 2.13 собственных правил внутреннего контроля ИП Курбановой У.Г. (утвержденные 02.07.2018) «далее - ПВД ИП Курбановой У.Г.» идентификацию клиентов, бенефициарных владельцев, представителей клиентов не проводила, до приема на обслуживание бенефициарные владельцы не установлены, анкеты не составлены, идентификация представителей клиентов не проведена (анкеты клиентов индивидуальным предпринимателем не представлены)
В нарушение п. 3 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, утверждённого приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 03.08.2010. ° 203, в утвержденный ИП Курбановой У.Г. перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, не включено специально должностное лицо.
В нарушение п. 16 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, утверждённого приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 03.08.2010 № 203 Программа обучения сотрудников не предусматривает изучение конкретных типологий, характерных схем и способов отмывания доходов преступных доходов и финансирования терроризма, а также критериев выявления и признаков необычных сделок.
В нарушение п. 8 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 03.08.2010 № 203 ИП Курбановой У.Г, как специальным должностным лицом, в проверяемом периоде, проведено три дополнительных инструктажа при изменении действующих и вступлении в силу новых нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма «10.01.2017, 02.07.2018 и 06.05.2018».
Между тем, изменения в Федеральный закон № 115-ФЗ вносились: Федеральным законом от 28.12.2016 № 505, вступил в законную силу 28.06.2017, Федеральным законом 29.07.2017 № 267-ФЗ, вступил в законную в силу 29.12.2017 и от 29.12.2017 № 470-ФЗ, вступил в законную в силу 30.03.2018.
По факту выявленных нарушений прокуратурой города Уфы 20.08.2018 в адрес Индивидуального предпринимателя Курбановой У.Г. вынесено представление об устранении нарушений законодательства о драгоценных металлах, а также законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
По факту выявленных нарушений прокуратурой города в отношении ИП Курабановой У.Г. вынесены постановления от 20.08.2018о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ и ст. 19.14. КоАП РФ.
Постановлениями судьи судебного участка № 8 по Советскому району г. Уфы от 17.09.2018 ИП Курбанова У.Г. признана виновной по ч. 1 ст. 15.27. КоАП РФ (подвергнута административному наказанию в виде предупреждения), а также по ст. 19.14 КоАП РФ (подвергнута наказанию в виде административного штрафа в сумме 10 000 (десять тысяч) рублей).
Между тем, в ходе судебного заседания, установлено, что индивидуальный предприниматель Курбанова У.Г. добровольно устранила нарушения требований законодательства: ею представлены доказательства разработки инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве; назначено ответственное лицо, осуществляющее по окончанию рабочего дня опломбирования (опечатывания) металлических сейфов в которых осуществляется хранение ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней; представлены в Поволжскую Государственную инспекцию пробирного надзора ФКУ «Пробирная палата России» заявления о внесении изменений в карту, специального учета, в связи с закрытием ювелирных магазинов по адресу: (450006, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Цюрупы, д. 97, литер Е2 (ювелирный салон "Алмазный Двор" в ТК "Центральный"); 450059, Республика Башкортостан, г. Уфа, пр-кт Октября, д. 34 (ювелирный салон "Алмазный Двор" в ТРК "СемьЯ); исключены из состава инвентаризационной комиссии материально ответственные лица, в подотчете у которых находятся ценности, подлежащие инвентаризации; осуществлена регистрация личного кабинета индивидуального предпринимателя на интернет-портале Росфинмониторинга, в соответствии с требованиями п.п. 21-22 Правил определения перечня организаций и физических лиц. Поэтому в указанной части исковых требования следует отказать в связи с добровольным исполнением ответчиком требований законодательства.
По требованию о составлении и представлении в ФКУ «Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней при Министерстве финансов Российской Федерации» (Гохран России) отчёт по форме № 2-ДМ «Сведения об остатках, поступлении и расходе драгоценных металлов и изделий из них» за 2016 год специалист ФКУ «Российской государственной пробирной палаты при Министерстве финансов РФ( ФКУ «Пробирная палата России») Каримов А.Т. пояснил, что Индивидуальный предприниматель Курбанова У.Г. не обязана предоставлять отчеты, поскольку ею подано заявление 18.12.2018, внесены изменения в карту постановки на учет и в реестр, соответственно требование в этой части не подлежит удовлетворению.
Пунктом 2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ установлена обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, проводить соответствующее обучение своих кадров. Квалификационные требования к подготовке и обучению кадров в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма установлены в соответствующем Положении, утвержденном приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 3 августа 2010 года N 203.
Согласно пункту 2 указанного Положения перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утверждается руководителем организации. В нарушение данного требования, индивидуальным предпринимателем Курбановой У.Г. перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, не утверждался.
В нарушение пунктов 6, 7 и 8 Положения, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 3 августа 2010 года N 203, индивидуальным предпринимателем Курбановой У.Г. не были приняты меры, направленные на проведение обучения сотрудников в форме целевого, вводного и дополнительного инструктажа.
В нарушение пункта 14 Положения, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 3 августа 2010 года N 203, индивидуальным предпринимателем Курбановой У.Г. не были приняты меры, направленные на разработку программы подготовки и обучения сотрудников в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма с учетом требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также особенностей деятельности организации и ее клиентов, дополнительные инструктажи при изменении действующих и вступлении в силу новых нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов не проведены.
В связи с вышеизложенным, суд считает возможным удовлетворить исковые требования Прокуратуры города Уфы в части включения в перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации и отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, специально должностное лицо; включении в Программу обучения сотрудников изучение конкретных типологий, характерных схем и способов отмывания доходов преступных доходов финансирования терроризма, а также критериев выявления и признаков необычных сделок, о проведении дополнительных инструктажей при изменении действующих и вступлении в силу новых нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, поскольку доказательств устранения нарушения законодательства в этой части ответчиком не представлено.
В силу ч.2 ст.206 ГПК РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
На основании ст.103 ГПК РФ с индивидуального предпринимателя Курбановой У.Г. подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 6 000 руб. в доход местного бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 196-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокуратуры города Уфы Республики Башкортостан в интересах Российской Федерации к индивидуальному предпринимателю Курбановой Уммеголсум Галеевне об устранении нарушений законодательства о драгоценных металлах, а также законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма удовлетворить частично.
Обязать Индивидуального предпринимателя Курбанову Уммеголсум Галеевну:
- включить в перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации и отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, специально должностное лицо;
- включить в Программу обучения сотрудников изучение конкретных типологий, характерных схем и способов отмывания доходов преступных доходов и финансирования терроризма, а также критериев выявления и признаков необычных сделок;
- провести дополнительные инструктажи при изменении действующих и вступлении в силу новых нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Установить Индивидуальному предпринимателю Курбановой Уммеголсум Галеевне срок для исполнения решения суда 2 недели со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Индивидуального предпринимателя Курбановой Уммеголсум Галеевны в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6 000 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Советский районный суд г.Уфы.
Судья: Ф.Ф.Фархутдинова