Решение по делу № 12-84/2020 от 28.10.2020

Дело № 12-83/2020

Р Е Ш Е Н И Е

город Онега 24 ноября 2020 года

Судья Онежского городского суда Архангельской области Кузнецов А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе законного представителя Федерального государственного унитарного предприятия «Росморпорт» (Архангельский филиал) Гайды К.А. на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора Жуковой И.В. от 11.06.2020 № 07-012/2020,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора Жуковой И.В. от 11.06.2020 № 07-012/2020 Федеральное государственное унитарное предприятие «Росморпорт» (далее ФГУП «Росморпорт») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.19 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

В поданной в суд жалобе законный представитель ФГУП «Росморпорт» Гайда К.А. просит отменить указанное постановление и прекратить производство по делу.

В обоснование поданной жалобы указано, что действующим законодательством, разрешениями № ..., а также документацией «Экологическое обоснование производства ремонтных дноуглубительных работ для восстановления проектных габаритов акватории и подходных каналов в морских портах Архангельск и Онега и размещение извлеченного грунта в подводных отвалах», получившей 22.12.2014 положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, предусмотрено выполнение работ не в конкретные годы, а установлен период выполнения работ (2015-2024).

Защитник ФГУП «Росморпорт» Баранова А.М. в судебном заседании просила удовлетворить жалобу. Дополнительно просила суд рассмотреть вопрос о снижении размера назначенного административного штрафа.

Представитель Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора в судебном заседании не участвовал, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

На основании п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрена при данной явке участников производства по делу.

Выслушав защитника Баранову А.М., проверив дело в полном объеме, рассмотрев доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 2 ст. 37.1 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" захоронение донного грунта во внутренних морских водах и в территориальном море осуществляется на основании разрешения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного экологического надзора во внутренних морских водах и в территориальном море.

Согласно пункту 19 статьи 37.1 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" разрешение должно содержать:

1) информацию о заявителе, которому выдается разрешение (фамилию, имя, отчество и адрес места жительства для физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, наименование и место нахождения с указанием фамилии, имени, отчества руководителя для юридического лица);

2) номер и дату выдачи разрешения;

3) общее количество разрешенного к захоронению донного грунта в тоннах или других единицах измерения;

4) характеристики разрешенного к захоронению донного грунта (состояние, свойства, загрязненность, географические координаты района извлечения);

5) географические координаты района захоронения донного грунта;

6) периоды, в течение которых планируется осуществлять захоронение донного грунта;

7) применяемый метод захоронения и характеристику действий по захоронению донного грунта (загрузка судна в тоннах, способ удаления донного грунта с судна, число этих действий в сутки, скорость удаления донного грунта в тоннах в сутки, объем каждого из этих действий в тоннах);

8) срок действия разрешения.

В силу положений пункта 23 статьи 37.1 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" заявитель, получивший разрешение, обязан:

1) осуществлять захоронение донного грунта в соответствии с разрешением;

2) осуществлять наблюдения за районом захоронения донного грунта и состоянием морской среды в соответствии с программой наблюдений и представлять отчетность по форме и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды;

3) обеспечивать должностным лицам федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного экологического надзора во внутренних морских водах и в территориальном море, доступ на транспортные средства, используемые для доставки донного грунта в район его захоронения, представлять указанным лицам для проверки документы, в соответствии с которыми осуществляется захоронение донного грунта, а также предоставлять возможность отбора проб или образцов донного грунта, предполагаемого к захоронению;

4) передавать в соответствии со стандартными процедурами Всемирной метеорологической организации в основные международные синоптические сроки в ближайший радиометеорологический центр Российской Федерации оперативные данные метеорологических и гидрологических наблюдений, а также данные о загрязнении морской среды в районе захоронения донного грунта (при наличии соответствующего оборудования).

В соответствии со статьей 8.19 КоАП РФ самовольное либо с нарушением правил захоронение с судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией судна, летательного аппарата и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.

В судебном заседании установлено, что ФГУП «Росморпорт» 06.04.2015 были выданы Разрешения ...М и ...М на захоронение грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ в морских портах Архангельск и Онега, на основании материалов «Экологическое обоснование производства ремонтных дноуглубительных работ для восстановления проектных габаритов акватории и подходных каналов в морских портах Архангельск и Онега и размещение извлеченного грунта в подводных отвалах», получивших положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, утвержденное приказом Росприроднадзора от 23.12.2014 № 836.

Согласно Разрешению ...М от 06.04.2015 на захоронение во внутренних морских водах донного грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, сроком действия до 30.11.2024, место извлечения донного грунта - ...; общий объем дноуглубления с учетом объемов по заносимости - 11853932 куб.м (ориентировочно - 21254225 т); донные грунты представлены песками от мелких до пылеватых, супесями, суглинками, илами и глинами; районы захоронения донного грунта в границах морского порта Архангельск, в том числе район ... Дельта реки Северная Двина (район затонувшего парохода ...).

Разрешением ...М от <Дата> захоронение грунта в районе ... в 2019 году не предусмотрено. Вместе с тем юридическое лицо ФГУП «Росморпорт» в лице Архангельского филиала осуществило дампинг грунта в районе захоронения ... Дельта реки Северная Двина (район затонувшего парохода ...) в июне-августе 2019 года.

Согласно Разрешению ...М от <Дата> на захоронение во внутренних морских водах донного грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, сроком действия по <Дата>, место извлечения донного грунта – ..., нанесенных на навигационные карты, в устьевой области ...; общее количество разрешенного к захоронению донного грунта - 77794 куб.м., в том числе в 2015 год – 51111 куб. м и в 2024 году – 26683 куб. м.

В период с 2016 по 2023 годы захоронение донного грунта не предусмотрено. Вместе с тем юридическое лицо ФГУП «Росморпорт» в лице Архангельского филиала осуществило дампинг грунта в районах захоронения №..., 140, 141, около острова Баклан в Онежской губе Белого моря в июле-сентябре 2019 года.

Таким образом, в 2019 году работы по захоронению донного грунта в районе захоронения ... по Разрешению ...М, а также работы по захоронению донного грунта по Разрешению ...М в соответствии с условиями указанных разрешений, не предусмотрены. Работы по захоронению грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ в морских портах Архангельск и Онега, проведены ФГУП «Росморпорт» в лице Архангельского филиала с нарушением порядка захоронения грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, во внутренних морских водах и в территориальном море, определенного статьей 37.1 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».

ФГУП «Росморпорт» осуществив в летнюю навигацию 2019 года захоронение донного грунта в морском порту Архангельск на подводном отвале ... и в морскому порту Онега в Онежской губе Белого моря, в районах свалки грунта №..., 140, 141, допустило отступления от действующих Разрешений ...М и ...М, чем нарушило правила захоронения донного грунта, установленные пунктом 23 статьи 37.1 Федерального закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».

Фактические обстоятельства дела и вина ФГУП «Росморпорт» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.19 КоАП РФ, подтверждаются собранными по делу доказательствами (протоколом об административном правонарушении № 07-012/2020 от 06.05.2020, письменными объяснениями защитника ФГУП «Росморпорт» от 06 и 19.05.2020, выкопировкой из документации «Экологическое обоснование производства ремонтных дноуглубительных работ для восстановления проектных габаритов акватории и подходных каналов в морских портах Архангельск и Онега и размещение извлеченного донного грунта в подводных отвалах», Приказом Росприроднадзора от 23.12.2014 № 836 (копия) с копией заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов в отношении юридического лица «Экологическое обоснование производства ремонтных дноуглубительных работ для восстановления проектных габаритов акватории и подходных каналов в морских портах Архангельск и Онега и размещение извлечённого донного грунта в подводных отвалах» от 22.12.2014, запросом ФГУП «Росморпорт» от 12.01.2015 № 22-06/01 и Отчетами за 2019 год по осуществлению наблюдений за районом захоронения грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации и состоянием морской среды в 2019 году, утвержденными директором Архангельского филиала ФГУП «Росморпорт»), которым должностным лицом дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

ФГУП «Росморпорт», обладая всеми необходимыми организационно-распорядительными полномочиями, обязано было принять все зависящие от него меры по соблюдению требований закона. При этом каких-либо объективных обстоятельств, препятствующих выполнению ФГУП «Росморпорт» требований Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», не установлено.

Собранные по делу доказательства являются достаточными, чтобы исключить какие-либо сомнения в виновности ФГУП «Росморпорт» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.19 КоАП РФ.

Поэтому должностное лицо административного органа правильно квалифицировало допущенное юридическим лицом ФГУП «Росморпорт» нарушение по статье 8.19 КоАП РФ.

Доводы ФГУП «Росморпорт», изложенные в жалобе, являются необоснованными и опровергаются материалами дела об административном правонарушении.

В запросе ФГУП «Росморпорт» (приложение № 1 к письму ФГУП «Росморпорт» от 12.01.2015 № 22-06/01) о выдаче разрешения на захоронение грунта от производства ремонтных дноуглубительных работ в морском порту Архангельск указаны конкретные периоды проведения работ с разбивкой по годам с учетом объемов грунта (тыс. м3), в частности, в 2019 году предусмотрено проведение работ только на канале створа ..., с захоронением грунта в 2019 году на подводных отвалах № 143А и № 144А с общим объемом грунта – 1499,058 тыс. т. Эксплуатация подводного отвала № 150 в 2019 году в запросе не предусмотрена. В связи чем в пункте 5 Разрешения № 32М указан период, в течение которого планируется осуществить захоронение донного грунта: с 01 мая 2015 года по 30 ноября 2024 года, в том числе по годам (в соответствии с пунктом 19 статьи 37.1 Федерального закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ должны быть указаны периоды, в течение которых планируется осуществлять захоронение донного грунта). Разрешением № 32М в 2019 году разрешено захоронение донного грунта, извлеченного на канале створа ..., на подводных отвалах № 143 А и № 144А.

В запросе о выдаче разрешения на захоронение грунта от производства ремонтных дноуглубительных работ в морском порту Онега (приложение № 2 к письму Архангельского филиала ФГУП «Росморпорт» от 12.01.2015 № 22-06/1) указано следующее: объем грунта дноуглубления по каналу и акватория составляет 44440 м3 (ориентировочно 77130 т), объем по заносимости в период между выполнением дноуглубительных работ – 33354 м3 (ориентировочно 61493 т). Общий объем дноуглубления с учетом объемов по заносимости и общее количество предполагаемого к захоронению донного грунта - 77794 м3 (ориентировочно 138 623 т). Количество захоронений за определенный период: 2015 год - 87 и 2024 год - 46. Вид транспортных средств: 2015 год - разработка грунта по восстановлению глубин на акватории грузовых причалов в порту Онега выполняется грейферным плавкраном, дноуглубительные работы на 1-м Пихнемском канале выполняются с помощью самоотвозного трюмного землесоса с объемом трюма 1180 м3; 2024 год - грунт, образованный в результате заносимости на 1-м Пихнемском канале за 2016-2023 г.г., предполагается разрабатывать с помощью самоотвозного трюмного землесоса с объемом трюма 1005 м3. Также в проектной документации «часть 3 Технологичекого решения дноуглубительных работ. Книга 2 Морской порт Онега том 3.2 2014» предусмотрено 2 этапа работ: 2015 год - в период с середины июля по начало августа за 22 дня с 1 – м Пихнемского канала будет вывезено в отвал 47,804 тыс. м3 (из них 6,67 тыс. м3 грунтов, поступивших в канал в результате заносимости). Расстояние от 1-го Пихнемского канала до района выгрузки грунта составит 15 км. После завершения работ на 1-м Пихнемсхом канале землесос уйдет в порт приписки. 2 этап работ - работы в 2024 году. По прогнозам заносимость на 1-м Пихнемском канале за период 2018-2024 г.г. составит 26,683 тыс. м3 грунта. Грунт предполагается разрабатывать с помощью самоотвозного трюмного землесоса «Архангельский». Работы по дноуглублению начнутся с начала навигации в мае и продлятся до начала июня. За 15 дней землесос разрабатывает 26,683 тыс. м грунта и вывезет его в отвал, расположенный на расстоянии 15 км от места проведения работ. После этого землесос уйдёт в порт приписки. В связи с чем Разрешением № 33 закреплено общее количество разрешенного к захоронению донного грунта -77794 м3, с разбивкой по годам: 2015 год – 51111 м3 и 2024 год – 26683 м3, что соответствует пункту 19 статьи 37.1 Федерального закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ.

Совершенное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в области использования и охраны внутренних морских вод рыболовства и сохранения водных биоресурсов, а также создает угрозу экологической безопасности, и может нанести существенный вред экосистеме водного объекта. В связи с этим оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ и оценки допущенного правонарушения, как малозначительного, судья, вопреки доводам жалобы, не усматривает.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не имеется.

В силу п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) постановления о назначении административного наказания и постановления о возбуждении уголовного дела.

Из материалов дела следует, что 11.06.2020 в отношении ФГУП «Росморпорт» вынесены два постановления о назначении административного наказания по части 2 статьи 8.4 КоАП РФ (протокол № 07-011/2020) и по статье 8.19 КоАП РФ (протокол № 07-012/2020).

Указанные правонарушения образуют два самостоятельных состава административного правонарушения. Поэтому оснований для прекращения производства по настоящему делу об административном правонарушении в соответствии п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ не имеется.

Нарушений норм материального и процессуального права в ходе производства по делу об административном правонарушении должностным лицом не допущено.

Постановление по настоящему делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным должностным лицом по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст.ст. 29.7, 29.9 КоАП РФ, в нем содержатся все необходимые сведения, предусмотренные ст. 29.10 КоАП РФ.

Постановление о привлечении вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией статьи 8.19 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса. В рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не имеется. В данном случае угроза причинения вреда заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в игнорировании требований законодательства, направленного на обеспечение правопорядка в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира, что свидетельствует о недопустимости замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением.

Вместе с тем суд полагает, что имеются основания для уменьшения размера назначенного административного штрафа.

Согласно ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, определенных законом, устанавливающим ответственность за данное административное правонарушение.

В соответствии с положениями части 3.2 и части 3.3. статьи 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Учитывая вышеуказанные положения закона, характер и степень тяжести совершенного административного правонарушения, его последствия, конкретные обстоятельства его совершения, статус юридического лица ФГУП «Росморпорт», входящего в перечень стратегических предприятий (Указ Президента РФ от 04.08.2004 № 1009), характер производственной деятельности, материальное положение ФГУП «Росморпорт», отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, и наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность (совершение административного правонарушения впервые, оказание содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении, проведение в полном объеме производственного экологического контроля), а также, учитывая доводы жалобы, которые на опровергаются материалами дела об административном правонарушении, что дноуглубительные работы и захоронение донного грунта были выполнены в 2019 году для предотвращения снижения проходной осадки судов и восстановления необходимых глубин для обеспечения безопасного судоходства, принимая во внимание принципы справедливости и соразмерности наказания, суд приходит к выводу, что в своей совокупности указанные обстоятельства являются исключительными, и считает возможным применить положения части 3.2. и 3.3 статьи 4.1. КоАП РФ и снизить размер назначенного ФГУП «Росморпорт» штрафа до 100 000 рублей, изменив обжалуемое постановление в этой части.

На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

жалобу законного представителя Федерального государственного унитарного предприятия «Росморпорт» (Архангельский филиал) Гайды К.А. удовлетворить частично.

Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора Жуковой И.В. от 11.06.2020 № 07-012/2020, вынесенное в отношении Федерального государственного унитарного предприятия «Росморпорт» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, назначенное Федеральному государственному унитарному предприятию «Росморпорт» наказание в виде административного штрафа снизить с 200 000 рублей до 100 000 рублей.

В остальной части указанное постановление оставить без изменения, жалобу законного представителя Федерального государственного унитарного предприятия «Росморпорт» (Архангельский филиал) Гайды К.А. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 суток со дня его вручения или получения.

...

...

12-84/2020

Категория:
Административные
Ответчики
ФГУП Росморпорт
Суд
Онежский городской суд Архангельской области
Судья
Кузнецов Алексей Александрович
Статьи

8.4

Дело на сайте суда
onegasud.arh.sudrf.ru
28.10.2020Материалы переданы в производство судье
24.11.2020Судебное заседание
25.11.2020Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
27.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее