Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 октября 2018 года с. Тербуны
Тербунский районный суд Липецкой области в составе судьи Селищевой А.П.,
при секретаре Бурковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Тербунском районе Липецкой области (межрайонное) к Чернышову Юрию Егоровичу о взыскании излишне выплаченных сумм компенсационной выплаты,
У С Т А Н О В И Л:
УПФ РФ в Тербунском районе Липецкой области (межрайонное) обратилось в суд с иском к Чернышову Ю.Е. о взыскании излишне выплаченных сумм компенсационной выплаты. В обосновании иска указывает, что 12.11.2009 г. к истцу обратился получатель пенсии ФИО2 с заявлением о согласии на осуществление за ней ухода неработающим трудоспособным лицом Чернышовым Ю.Е., а также обратился сам Чернышов Ю.Е. с заявлением от 12.11.2009 года об осуществлении ухода за получателем пенсии - ФИО2 и предоставил все необходимые документы для назначения данного вида пенсии. В заявлении Чернышова Ю.Е. указано, что о поступлении на работу, при назначении пенсии, т.е. при наступлении условий, влекущих за собой прекращение компенсационной выплаты, он обязуется известить орган, осуществляющий пенсионное обеспечение в 5-дневный срок. В марте 2018 года в ПТК «Назначение и выплата пенсии» была реализована возможность проведения сверки данных о работе по форме СЗВ-М, ежемесячно поступающих от работодателей, с базой данных Пенсионного фонда о лицах, получающих пенсию и иные выплаты, в результате чего было выявлено, что Чернышов Ю.Е. осуществляет трудовую деятельность с сентября 2017 года, далее при запросе выписки из индивидуального лицевого счета на имя Чернышова Ю.Е. было установлено, что он был трудоустроен гораздо раньше в <данные изъяты>» и осуществлял там трудовую деятельность с 11.03.2011 года. Чернышов Ю.Е. о данном факте не сообщил, в результате чего за период 01.04.2011 г. по 05.06.2014 г. и с 01.04.2016 г. по 31.03.2018 г. образовалась переплата компенсационной выплаты в сумме 74 600 рублей. 25.04.2018 г. ответчику направлялось претензионное письмо с требованием о возврате переполученных сумм, однако ответчик в добровольном порядке требование не исполнил. Истец просит взыскать с Чернышова Ю.Е. излишне выплаченную сумму компенсационной выплаты в размере 74 600 рублей.
В судебном заседании представитель истца ГУ УПФ РФ в Тербунском районе Липецкой области (межрайонное) по доверенности Золотухин С.В. исковые требования поддержал в полном объёме по основаниям, изложенным в иске, и просил суд их удовлетворить.
Ответчик Чернышов Ю.Е. в судебном заседании признал заявленные исковые требования, однако заявил о пропуске истцом срока исковой давности по требованию о взыскании излишне выплаченной суммы компенсационной выплаты за период с 01.04.2011 г. по 05.06.2014 г.
Выслушав представителя истца, ответчика, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июня 2007 года № 343, настоящие Правила определяют в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» порядок назначения и осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами.
В соответствии с пунктом 3 Указа источники финансирования предусмотренных пунктом 1 Указа компенсационных выплат и порядок их осуществления определены Правительством РФ.
Так, согласно пункту 3 Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами компенсационная выплата устанавливается лицу, осуществляющему уход, в отношении каждого нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним. Указанная выплата производится к назначенной нетрудоспособному гражданину пенсии и осуществляется в течение этого периода в порядке, установленном для выплаты соответствующей пенсии.
В силу пункта 6 Правил, выплата осуществляется на основании решения о ее назначении, принятого органом, осуществляющим выплату пенсии, при представлении заявления лица, осуществляющего уход, справок об отсутствии у него дохода.
Согласно пункту 9 Правил осуществление компенсационной выплаты прекращается, кроме прочего, в случаях назначения лицу, осуществляющему уход, пенсии независимо от ее вида и размера; назначения лицу, осуществляющему уход, пособия по безработице; выполнения нетрудоспособным гражданином либо лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы.
В соответствии с пунктом 10 Правил лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты.
Статья 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Судом установлено, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения являлся престарелым лицом, достигшим 80 лет и получателем трудовой пенсии по старости.
12.11.2009 года Чернышов Ю.Е. обратился в УПФ РФ в Тербунском районе Липецкой области с заявлением о назначении компенсационной выплаты как неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином. Также 12.11.2009 г. к истцу обратился получатель пенсии ФИО2 с заявлением о согласии на осуществление за ней ухода неработающим трудоспособным лицом Чернышовым Ю.Е. В заявлении Чернышова Ю.Е. указано, что о поступлении на работу, при назначении пенсии, т.е. при наступлении условий, влекущих за собой прекращение компенсационной выплаты, он обязуется известить орган, осуществляющий пенсионное обеспечение в 5-дневный срок. На основании вышеуказанных заявлений Чернышову Ю.Е. была назначена ежемесячная компенсационная выплата, которая в соответствии с п.3 Правил осуществляется к пенсии, назначенной нетрудоспособному гражданину.
Истцом заявлен период взыскания переплаты компенсационной выплаты за период с 01.04.2011 г. по 05.06.2014 г. и с 01.04.2016 г. по 31.03.2018 г., мотивируя это тем, что в марте 2018 года в ПТК «Назначение и выплата пенсии» была реализована возможность проведения сверки данных о работе по форме СЗВ-М, ежемесячно поступающих от работодателей, с базой данных Пенсионного фонда о лицах, получающих пенсию и иные выплаты, в результате чего было выявлено, что Чернышов Ю.Е. осуществляет трудовую деятельность с сентября 2017 года, далее при запросе выписки из индивидуального лицевого счета на имя Чернышова Ю.Е. было установлено, что он был трудоустроен гораздо раньше в <данные изъяты> и осуществлял там трудовую деятельность с 11.03.2011 года.
30.03.2018 года УПФР в Тербунском районе Липецкой области (межрайонное) было принято решение о прекращении осуществления ежемесячной компенсационной выплаты Чернышову Ю.Е., производимой к пенсии, назначенной нетрудоспособному гражданину ФИО2, с 01.04.2018 года.
Из протокола о выявлении излишне выплаченных гражданину сумм пенсии от 26.09.2018 года, следует, что переплата по выплатному делу № 035374 образовалась за периоды с 01.04.2011 г. по 05.06.2014 г. и с 01.04.2016 г. по 31.03.2018 г., и составила 74 600 рублей.
В силу пункта 4 статьи 23 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращения ее выплаты.
Положениями пункта 2 статьи 25 того же Федерального закона Российской Федерации установлено, что в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное предоставление сведений, предусмотренных пунктом 4 статьи 23 Федерального закона Российской Федерации, повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в пункте 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм трудовой пенсии работодатель и пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату трудовой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в периоды с 01.04.2011 г. по 05.06.2014 г. и с 01.04.2016 г. по 31.03.2018 г., в связи с осуществлением Чернышовым Ю.Е. трудовой деятельности, он не имел права на получение ежемесячной компенсационной выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за престарелым лицом, достигшим возраста 80 лет. Кроме того, правовое регулирование, предусматривающее ежемесячную выплату исключительно для неработающих трудоспособных граждан, направлено на обеспечение полноценного ухода за престарелыми людьми, достигшими возраста 80 лет, а также создание условий, позволяющих в максимальной степени компенсировать ограничения жизнедеятельности, вызванные престарелым возрастом.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Чернышов Ю.Е. незаконно получил компенсационную выплату к пенсии в связи с тем, что в нарушение требований пунктов 9 и 10 Правил, в течение 5 суток не известил орган, осуществляющий компенсационную выплату к пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение указанной компенсации, что самим ответчиком в судебном заседании не оспаривалось.
Ответчиком Чернышовым Ю.Е. в судебном заседании заявлено о пропуске истцом срока исковой давности обращения с требованиями о взыскании указанной выплаты за период с 01.04.2011 г. по 05.06.2014 г.
Согласно ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. В соответствии со ст.196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В соответствии с п. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В силу требований ч. 1 ст. 200 ГК РФ, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно п.3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 №2122-1, Пенсионный фонд РФ обеспечивает организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации; контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств.
Исковое заявление подано истцом в суд 28 сентября 2018 года.
Учитывая особенности правового положения истца, являющегося финансово-кредитным учреждением, образованным в целях управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации, принимая во внимание положения ч. 2 ст. 200 ГК РФ, суд приходит к выводу о том, что срок исковой давности по требованию о взыскании компенсационной выплаты за период с 01.04.2011 г. по 05.06.2014 г. истек на момент подачи истцом искового заявления, так как в данном случае пенсионный орган должен был узнать о нарушении своего права, поскольку пенсионный орган наделен законными полномочиями по проверке документов, послуживших основанием для назначения компенсационных выплат.
В данном случае недостоверность представленных в пенсионный орган для начисления (перерасчета) пенсии сведений является очевидной и могла быть выявлена при проведении пенсионным органом стандартных контрольных мероприятий (внутренняя проверка, направление запросов и т.д.).
Чернышов Ю.Е. в период с 01.04.2011 г. по 05.06.2014 г. осуществлял оплачиваемую работу, при этом работодатель перечислял за него в пенсионный орган страховые взносы.
Пенсионный орган, учитывая его компетенцию и полномочия, при должной степени осмотрительности мог и должен узнать о возможной недостоверности предоставленных для начисления пенсии сведений.
Поскольку выплата пенсии производится ежемесячно, то неосновательное обогащение возникает с момента получения ответчиком каждой выплаты, соответственно право на возврат компенсационной выплаты возникает у пенсионного органа после каждого платежа, с которого и начинает течь срок исковой давности.
С учётом вышеизложенного, сумма переплаты компенсационной выплаты может быть взыскана за всё время, но не более чем за 3 года до обращения за её взысканием.
Таким образом, взысканию с ответчика подлежит сумма переплаты компенсационных выплат за последние 36 месяцев, то есть с 01.04.2016 г. по 31.03.2018 г.
Согласно представленному истцом расчету сумма переплаты с 01.04.2016 г. по 31.03.2018 г. составила 28 8000 рублей, которую и надлежит взыскать с ответчика.
В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Поскольку при подаче иска государственная пошлина истцом оплачена не была, в соответствии со статьей 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1064 рубля.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 01.04.2016 ░. ░░ 31.03.2018 ░. ░ ░░░░░░░ 28 800 (░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░) ░░░░░░,░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1064 (░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 26.10.2018░.
░░░░░ /░░░░░░░/ ░.░. ░░░░░░░░