Дело № 2-583/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 октября 2023 г. с. Турочак
Турочакский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Албанчиновой К.В.,
при секретаре Вайзингер М.В.,
с участием представителя процессуального истца - помощника прокурора
Турочакского района Республики Алтай Бедарева А.И.,
представителя ответчика администрации МО «Турочакский район»
Кудрявцева Г.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика – МО «Тондошенское сельское поселение»
Стениной А.А., действующей на основании Устава,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований
относительно предмета спора МБУ МО «Турочакский район» «ДХУ»
Лакея К.А., действующего на основании Устава,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Турочакского района Республики Алтай в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «Турочакский район», администрации МО «Тондошенское сельское поселение» о возложении обязанности по обустройству автомобильной дороги в соответствие с требованиями ГОСТа,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Турочакского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что прокуратурой района проведена проверка деятельности администрации МО «Турочакский район», сельской администрации Тондошенского сельского поселения Турочакского района Республики Алтай (далее сельской администрации Тондошенского сельского поселения) на предмет исполнения требований Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Проверкой установлено, что соглашением о передаче части полномочий № 1 от 02.01.2023, действующим до 31.12.2023 администрация МО «Турочакский район» передала сельской администрации Тондошенского сельского поселения полномочия по решению вопросов местного значения - дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах сельского поселения и обеспечения безопасности дорожного движения на них; осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог общего пользования местного значения. Таким образом, дорожная деятельность в границах Тондошенского сельского поселения возложена на сельскую администрацию. При этом, данный факт не освобождает администрацию МО «Турочакский район» от исполнения полномочий, возложенных на нее п. 5 ч. 1, частями 3 и 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, поскольку финансирование указанной деятельности осуществляется за счет бюджетных ассигнований из бюджета МО «Турочакский район» в ограниченных лимитах, что не позволяет сельской администрации Тондошенского сельского поселения осуществлять дорожную деятельность в полной мере в соответствии с требованиями действующего законодательства.
По всей протяженности переулка Береговой в с. верх-Бийск Турочакского района Республики Алтай отсутствуют дорога и уличное освещение. Отсутствие транспортной инфраструктуры, необходимой для нормальной жизнедеятельности в границах земельных участков, предоставляемых на праве аренды и праве собственности гражданам, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на обеспечение указанными земельными участками для удовлетворения потребностей граждан в жилище. Помимо указанного, жители с. Верх-Бийск по пер. Береговому не обеспечены холодным водоснабжением, посредством подведения централизованной сети холодного водоснабжения, либо обеспечения подвоза воды, что нарушает права неопределенного круга лиц на качественное, количественное и бесперебойное предоставление коммунальных услуг. Прокурор просил суд: возложить на администрацию МО «Турочакский район», сельскую администрацию Тондошенского сельского поселения обязанность по обустройству автомобильной дороги по адресу: переулок Береговой с. Верх-Бийск Турочакского района Республики Алтай в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017; обязанность по организации водоснабжения жителей с. Верх-Бийск по переулку Береговому; обязанность по уличному освещению на всей протяженности переулка Берегового в с. Верх-Бийск в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
13.09.2023 судом (протокольно) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МБУ МО «Турочакский район» «ДХУ».
В судебном заседании представитель процессуального истца помощник прокурора Турочакского района Республики Алтай Бедарев А.И. отказался от части исковых требований, а именно от требования о возложении на ответчиков обязанности по уличному освещению на всей протяженности переулка Берегового в с. Верх-Бийск в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Последствия отказа от иска ему разъяснены, отказ принят определением суда. Поддержал исковые требования об обязании ответчиков обустроить автомобильную дорогу по адресу: переулок Береговой с. Верх-Бийск Турочакского района Республики Алтай в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 и организации холодного водоснабжения жителей с. Верх-Бийск по переулку Береговому, на доводах и по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации МО «Турочакский район» Кудрявцев Г.В. уточненные исковые требования не признал в полном объеме, пояснил, что полномочия по содержанию дорог на территории Тондошенского сельского поселения, переданы сельской администрации, необходимости в организации водоснабжения не имеется, поскольку по данному переулку проживает один человек, у которого пробита скважина.
Представитель ответчика сельской администрации Тондошенского сельского поселения Стенина А.А. в судебном заседании признала уточненные исковые требования в части обязания по обустройству автомобильной дороги, пояснила, что двести метров дороги уже отремонтировано, на оставшиеся сто метров в бюджете поселения нет денежных средств. Не признала исковые требования в части организации холодного водоснабжения, мотивируя тем, что по данному переулку в с. Верх-Бийск проживает один человек, у которого пробита скважина.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора МБУ МО «Турочакский район» «ДХУ» Лакей К.А. в судебном заседании пояснил, что принятие решения по иску на усмотрение суда.
Выслушав представителей сторон, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, изучив и исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации).
В силу положений ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
На основании ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Пунктом 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Данные полномочия осуществляются за счет местных бюджетов (ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).
Следовательно, полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Указанное подтверждается положениями п. 5 ч. 1, частей 3 и 4 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2011 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - к вопросам местного значения муниципальных районов, относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий.
Обстоятельства того, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, находятся в ведении администрации МО «Турочакский район», сторонами не оспаривается.
Согласно положений ч. 4 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2011 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО «Турочакский район» и сельской администрацией Тондошенского сельского поселения Турочакского района Республики Алтай, на основании ч. 4 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2011 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», заключено соглашение № 1 о передаче части полномочий по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах сельского поселения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения.
Предмет соглашения - деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах сельского поселения. Для исполнения соглашения из Бюджета МО «Турочакский район» сельской администрации Тондошенского сельского поселения переданы денежные средства в размере 1 599 300 рублей (п. 1.1 соглашения). Срок действия соглашения по 31.12.2023 (п. 4.1 соглашения).
В приложении № 1 к Соглашению указан Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения МО «Тондошенское сельское поселение» в который в ходит переулок Береговой в с. Верх-Бийск Турочакского района Республики Алтай, протяженностью 300 метров, идентификационный номер автодороги84-225-870-ОП-МП-29.
Заключение указанного Соглашения сторонами не оспаривается.
Исходя из анализа приведенных норм, его заключение не освобождает администрацию МО «Турочакский район» от исполнения полномочий, возложенных п. 5 ч. 1, ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, что также подтверждается п. 5 ч. 1 ст. 5 Устава МО «Турочакский район».
Постановлением Госстандарта РФ от 26.09.2017 г. 1245-ст утвержден Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (далее ГОСТ Р 50597-17). Указанный стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов.
Исходя из требований п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
Таблица 5.3 предусматривает предельно допустимые повреждения и сроки их ликвидации.
Согласно ГОСТ Р 50597-2017 предельные размеры отдельных повреждений (просадок, выбоин и т.п.) не должны превышать по длине 15 см, глубине - 5 см, ширине - 4 см при площади равной 0,06 кв. м и более.
Предельные размеры повреждения (выбоины, просадки, проломы) площадью менее 0,06 м2, не должны превышать по длине менее 15 см, глубине менее 5 см на участке полосы движения длиной 100 м. и более.
ДД.ММ.ГГГГ прокурором Турочакского района Республики Алтай в адрес Врио главы администрации МО «Турочакский район» внесено представление № об устранении нарушений требований законодательства в сфере исполнения законодательства о безопасности дорожного движения, согласно которого проезжая часть по пер. Береговому в с. Верх-Бийск практически отсутствует, имеются камни, валуны, выбоины, просадки, проломы и т.п., что препятствует свободному движению специального транспорта (скорой помощи, пожарной техники, техники МВД), проезду по указанному переулку иных транспортных средств, а также подъезду к земельным участкам.
Согласно ответу № от ДД.ММ.ГГГГ Врио главы МО «Турочакский район» на указанное представление, следует, что в настоящий момент ввиду устойчивого снежного покрова не представляется возможным определение объемов работ, необходимых для устройства дорожного полотна по пер. Береговой в с. Верх-Бийск. После схода снежного покрова, в весенний период (апрель-май 2023) администрацией района будет осуществлен выезд на место с целью определения объемов и направлений предстоящих работ.
На основании ст.ст. 56-57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
Помимо представления, имеющиеся нарушения в области безопасности дорожного движения, подтверждаются представленными в дело Актами проверок от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым на протяжении 300 метров по пер. Береговому в с. Верх-Бийск имеются выбоины, ямы, крупные камни, что не соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-2017.
Представленные в обоснование доводов представителем ответчика сельской администрации Тондошенского сельского поселения договор на оказание услуг от ДД.ММ.ГГГГ (доставки инертных материалов ПГС) для отсыпки переулка Берегового в с. Верх-Бийск на протяженности 200 метров и Акт о приемке выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ, не являются основанием для отказа в иске.
При установленных обстоятельствах, исковые требования прокурора Турочакского района Республики Алтай о возложении на администрацию МО «Турочакский район», сельскую администрацию Тондошенского сельского поселения Турочакского района Республики Алтай обязанности по обустройству автомобильной дороги по адресу: переулок Береговой с. Верх-Бийск Турочакского района Республики Алтай в соответствии с требованиями «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст), подлежат удовлетворению.
В силу требований п. 4 ч. 1 ст. 14, частей 3 и 4 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ обязанность по водоснабжению населения отнесена к вопросам местного значения муниципальных районов, что также подтверждается представленной в дело выпиской № от ДД.ММ.ГГГГ из Реестра муниципальной собственности МО «Турочакский район» на объекты водоснабжения.
Согласно п. 1.4 Устава МБУ МО «Турочакский район» «Дорожно-хозяйственное управление», учредителем МБУ МО «Турочакский район» «ДХУ» является администрация МО «Турочакский район».
На основании п. 2.2 Устава МБУ МО «Турочакский район» «ДХУ» предметом деятельности учреждения является осуществление работ и оказание услуг по холодному водоснабжению, водоотведению, строительству, ремонту и содержанию дорог и других муниципальных объектов, содержание площадок для сбора ТКО, лесозаготовок, лесопереработке и других работ и услуг в соответствии с целями создания.
Пунктом 2.3.1 Устава МБУ МО «Турочакский район» «ДХУ» к его полномочиям отнесены строительство новых водопроводных (водопроводящих) сетей, капитальный ремонт, реконструкция действующих водопроводных (водоотводящих) сетей и других объектов водоснабжения и водоотведения.
Указанными полномочиями МБУ МО «Турочакский район» «ДХУ» наделено администрацией МО «Турочакский район», что исходя из установленного в судебном заседании, не освобождает администрацию МО «Турочакский район» от исполнения возложенных на нее Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ обязанностей по организации водоснабжения населения.
Каких-либо доказательств, объективно свидетельствующих об отсутствии у ответчика обязанности по организации холодного водоснабжения по переулку Береговому в с. Верх-Бийск Турочакского района, администрацией МО «Турочакский район» в судебное заседание представлено не было.
Сведений о заключении на основании ч. 4 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2011 № 131-Ф3 между администрацией МО «Турочакский район» и сельской администрацией Тондошенского сельского поселения Соглашения о передаче полномочий по водоснабжению населения на территории Тондошенского сельского поселения, не имеется и в судебное заседание не представлено.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Турочакского района Республики Алтай к администрации МО «Турочакский район» об обязании организации холодного водоснабжения жителей с. Верх-Бийск по переулку Береговому Турочакского района Республики Алтай и отказе в удовлетворении указанных требований к сельской администрации Тондошенского сельского поселения.
Руководствуясь ст.ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Турочакского района Республики Алтай удовлетворить частично.
Возложить на администрацию МО «Турочакский район» (ИНН 0407005789, ОГРН 1030400607885), сельскую администрацию Тондошенского сельского поселения Турочакского района Республики Алтай (ИНН 0407006951, ОГРН 1060407000169), обязанность по обустройству автомобильной дороги по адресу: переулок Береговой с. Верх-Бийск Турочакского района Республики Алтай в соответствии с требованиями «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст), в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Возложить на администрацию МО «Турочакский район» (ИНН 0407005789, ОГРН 1030400607885) обязанность по организации холодного водоснабжения жителей с. Верх-Бийск по переулку Береговому Турочакского района Республики Алтай, в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Отказать прокурору Турочакского района Республики Алтай в удовлетворении исковых требований к сельской администрации Тондошенского сельского поселения Турочакского района Республики Алтай (ИНН 0407006951, ОГРН 1060407000169) о возложении обязанности по организации холодного водоснабжения жителей с. Верх-Бийск по переулку Береговому Турочакского района Республики Алтай, в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Турочакский районный суд Республики Алтай.
Мотивированное решение изготовлено 09 октября 2023 г.
Судья К.В. Албанчинова