Дело №2а-109(1)/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 марта 2018 года г. Новоузенск
Новоузенский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Денисова В.А.
при секретаре Чапрасовой Т.Н.,
с участием административного истца помощника прокурора Новоузенского района Саратовской области Дворянчикова И.В.,
административного ответчика представителя администрации Дмитриевского муниципального образования Новоузенского района Саратовской области Пешковой Г.И., представившей доверенность от 30 октября 2017 года, сроком на один год, со всеми процессуальными полномочиями,
представителя заинтересованного лица администрации Новоузенского муниципального района Саратовской области Пешковой Г.И., представившей доверенность от 10 октября 2017 года, сроком на один год, со всеми процессуальными полномочиями,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Новоузенского района Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Дмитриевского муниципального образования Новоузенского района Саратовской области об обязании организовать проведение мероприятий по поставке на учет как бесхозяйного недвижимого имущества – объектов культурного наследия.
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора Новоузенского района Саратовской области Барулин М.А., действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в районный суд с административным иском к администрации Дмитриевского муниципального образования Новоузенского муниципального района Саратовской области (далее Администрация МО) о возложении обязанности организовать проведение мероприятий по поставке на учет как бесхозяйного недвижимого имущества – объектов культурного наследия.
Требования обоснованы тем, что прокуратурой района в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 года №2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления федерального законодательства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Проверкой установлено, что на территории Дмитриевского муниципального образования расположены 17 объектов культурного наследия:
1. Поселение Красноярское, Энеолит поздний бронзовый век (срубная культура), IV II тыс. до н.э., с. Алексеевка, 1 км к СВ от села, 2,3 км к ССЗ от с. Кубанка, в 0,4 км от ур. Красный Яр, левый берег р. Б. Узень, площадь 0,9 га;
2. Поселение Осиновая балка, Поздний бронзовый век (срубная культура), перв. пол. II тыс. до н.э., с. Алексеевка, 0,4 км к югу от села, 1 км к СЗ от с. Кубанка, 0,4 км к СЗ от балки Осиновая, левый берег р. Б. Узень, площадь 0,7 га;
3. Поселение Алексеевка-3 Поздний бронзовый век (срубная культура), перв. пол. II тыс. до н.э., с. Алексеевка, 0,12 км к В от села, 2,5 км к ССЗ от с. Кубанка, на мысу у оврага, левый берег р. Б. Узень, площадь 0,63 га;
4. Поселение Кладбищенское, Поздний бронзовый век (срубная культура), перв. пол. II тыс. до н.э., с. Алексеевка, 0,25 км к ССВ от села, на юге граничит с кладбищем, правый берег р. Б. Узень, площадь 1,02 га
5. Поселение Алексеевка-1, Поздний бронзовый век (срубная культура), перв. пол. II тыс. до н.э., с. Алексеевка, 0,5 км к СВ от села, ограничено двумя оврагами, левый берег р. Б. Узень, площадь 0,7 га;
6. Поселение Алексеевка-2, Поздний бронзовый век (срубная культура), перв. пол. II тыс. до н.э., с. Алексеевка, 0,6 км к С от села, 0,27 км к С от устья оврага, правый берег р. Б. Узень, площадь 0,32 га;
7. Поселение Алексеевка-4, Поздний бронзовый век (срубная культура), перв. пол. II тыс. до н.э., с. Алексеевка, 0,65 км к ЮЮЗ от села, правый берег р. Б. Узень, площадь 0,5 га;
8. Поселение "Нижние Бараки-2", Поздний бронзовый век (срубная культура), перв. пол. II тыс. до н.э., с. Дмитриевка, 1,5 км к СЗ от села, 0,4 км к В от поселения "Нижние Бараки 1", 0,7 км к ВСВ от пруда, 0,8 км к В от фермы, правый берег р. Солянка, площадь 0,18 га;
9. Поселение "Солянское", Поздний бронзовый век (срубная культура), перв. пол. II тыс. до н.э., с. Дмитриевка, по обеим сторонам устья оврага, впадающего в русло реки в 4,3 км к СЗ от села. 50 м к ЮВ от поселения ферма, площадь 2,1 га;
10. Поселение "Дмитриевка-1", Поздний бронзовый век (срубная культура), перв. пол. II тыс. до н.э., с. Дмитриевка, 2 км к СВ от села, 0,1 км к СВ от памятника насосная станция, 0,12 км к З грейдер с. Дмитриевка с. Крепость Узень, правый берег р. Б. Узень, площадь 0,21 га;
11. Поселение "Дмитриевка-2", Поздний бронзовый век (срубная культура), перв. пол. II тыс. до н.э., с. Дмитриевка, 2,5 км к СВ от села, 0,35 км к СВ от поселения "Дмитриевка1", правый берег р. Б. Узень, площадь 0,1 га;
12. Поселение "Прудное", Поздний бронзовый век (срубная культура), перв. пол. II тыс. до н.э., с. Кубанка, 3 км к СЗС от села, 0,1 км к С от памятника ферма, площадь 0,35 га;
13. Поселение "Кубанка-1", Поздний бронзовый век (срубная культура), перв. пол. II тыс. до н.э., с. Кубанка, правый берег р. Б. Узень, 0,25 км к ЗЮЗ от села, 0,1 км к З от моста через реку, к С от памятника на левом берегу балка "Осиновая", заросшая кустарником, площадь 1,02 га;
14. Поселение "Кубанка-2", Поздний бронзовый век (срубная культура), перв. пол. II тыс. до н.э., с. Кубанка, правый берег р. Б. Узень, 0,3 км к Ю от села, 0,25 км к ЮВ от моста через реку, 50 м к Ю от памятника ЛЭП с ВЮВ на ЗСЗ, площадь 0,21 га;
15. Поселение "Облив-1", Поздний бронзовый век (срубная культура), перв. пол. II тыс., с. Облив, правый берег р. Б. Узень, на правом склоне оврага, 0,25 км к ЮВ от села, 60 м к З от памятника ферма, площадь 0,6 га;
16. Поселение "Новое", Поздний бронзовый век (срубная культура), перв. пол. II тыс., с. Облив, левый берег р. Б. Узень, 1,8 км к ВСВ от села, 5 км к СЗС от с. Кубанка, 0,15 км к ЮЗЮ от памятника пруд "Новый", площадь 0,36 га;
17. Курганная группа (3 насыпи), Эпоха бронзы средневековье (III тыс. до н.э. XIV в.), с. Алексеевка, 0,8 км к ЮЗ от села, 1,1 км к ЗСЗ от с. Кубанка, правый берег р. Б. Узень. Курган N 3 находится на территории кладбища, площадь 1,84 га.
Указанные объекты культурного наследия, находящиеся на территории данного муниципального образования, подтверждаются Списком, утверждённым приказом министерства культуры Саратовской области от 25.06.2007 №01-05/189. Право собственности на данные объекты культурного наследия и земельные участки, на которых они располагаются, Администрацией МО не оформлены, поэтому являются бесхозяйными, а также не приняты меры по оформлению правоустанавливающих документов на данные объекты. Следовательно, бездействие Администрации МО, выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством обязанности по постановки на учёт бесхозяйных объёктов культурного наследия, существенно нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Просит суд обязать Администрацию МО организовать проведение мероприятий по поставке на учёт бесхозяйного недвижимого имущества – вышеуказанные 17 объектов культурного наследия, расположенных на территории Дмитриевского муниципального образования.
В судебном заседании помощник прокурора Новоузенского района Саратовской области Дворянчиков И.В. административное исковое заявление поддержал полностью, уточнил срок исполнения обязанности – до 30 декабря 2019 года.
Представитель административного ответчика Администрации МО и заинтересованного лица администрации Новоузенского муниципального района Саратовской области – Пешкова Г.И. в судебном заседании заявленные требования не признала и пояснила суду, что при включении выявленных объектов культурного наследия в Список, утверждённый приказом министерства культуры Саратовской области от 25.06.2007 №01-05/18, был нарушен порядок, согласно которому перед тем как включить объекты в перечень выявленных объектов культурного наследия необходимо проведение культурно-исторической экспертизы для определения культурно-исторической ценности выявленных объектов культурного наследия, однако такая экспертиза не была проведена. Также указанный приказ от 25 июня 2007 года, согласно справке с системы Консультант плюс, не был опубликован, поэтому не является нормативным документом. Просит заявленные требования оставить без удовлетворения.
Заинтересованное лицо: представитель Управления по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области в судебное заседание не явился, хотя о дате, времени и месте судебного разбирательства извещён надлежащим образом, однако представитель представил в суд заявление, в котором просит рассмотреть данное административное дело в их отсутствие, административный иск считает необоснованным, поскольку вышеуказанный объект культурного наследия является государственной федеральной собственностью и отчуждению из неё не подлежит. Согласно ст.150, п.6 ст.226 КАС РФ суд полагает рассмотреть данное административное дело в отсутствии представителя Управления по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области.
Заинтересованное лицо: представитель Министерства инвестиционной политики и имущественных отношений Саратовской области в судебное заседание не явился, хотя о дате, времени и месте судебного разбирательства извещён надлежащим образом, однако представитель представил в суд заявление, в котором просит рассмотреть данное административное дело в их отсутствие. Согласно ст.150, п.6 ст.226 КАС РФ суд полагает рассмотреть данное административное дело в отсутствии представителя Управления по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области.
Заинтересованные лица: представитель Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области и представитель Министерства культуры Саратовской области в суд не явились, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, о чем в деле имеется расписка о получении извещений. В силу ст.140 КАС РФ разбирательство административного дела происходит в судебном заседании с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, о дате, времени и месте судебного заседания. Судебные извещения и вызовы производятся в порядке, установленном ст.ст.96-99 КАС РФ. Как видно из материалов дела, что судом были приняты все меры для надлежащего уведомления заинтересованных лиц о дате, времени и месте рассмотрения административного дела. По смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов гражданского судопроизводства. По адресу местонахождения заинтересованных лиц судом направлялись извещения о подготовке дела к судебному разбирательству и о назначении судебного заседания, с судебной повесткой об извещение заинтересованных лиц о дате, времени и месте судебного заседания. В суд возвратился конверт с отметкой о получении извещений заинтересованными лицами. По смыслу ст.165.1 ГК РФ риск неблагоприятных последствий, вызванных нежеланием заинтересованных лиц являться в суд, несут сами заинтересованные лица. Заявлений о рассмотрении в их отсутствие не представлено. Отсутствие заинтересованных лиц в судебном заседании является результатом их собственного усмотрения и несоблюдения ими требований национального законодательства (решение Европейского суда от 15 мая 2007 года по делу Бондо А.Б. против России). Поэтому суд признаёт как надлежащим извещение заинтересованных лиц о дате, времени и месте судебного заседания. Согласно ст.150, п.6 ст.226 КАС РФ суд полагает рассмотреть данное административное дело в отсутствии указанных представителей заинтересованных лиц.
Выслушав объяснения помощника прокурора Новоузенского района Дворянчикова И.В., представителя административного ответчика Администрации МО и заинтересованного лица администрации Новоузенского муниципального района Саратовской области Пешковой Г.И., изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) прокурор вправе обратиться с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В силу ч.4 ст.218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Пунктами 1, 2 ст.50 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения, имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона.
На основании ст.3 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее Федеральный закон об объектах культурного наследия), к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее объекты культурного наследия) относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе, курганы.
В соответствии с п.3 ст.49 Федерального закона об объектах культурного наследия - объекты археологического наследия, а также все археологические предметы, залегающие на поверхности земли, в земле или под водой, находятся в государственной собственности.
Приказом Министерства культуры Саратовской области от 25.06.2007 №01-05/189, в соответствии с ч.6 ст.18 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», п.12, 13 «Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры», утвержденной приказом Министерства культуры СССР от 13 мая 1986 года №203, и на основании Положения о Министерстве культуры Саратовской области, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 24 марта 2006 года №84-П, в целях обеспечения государственной охраны, использования и сохранения объектов археологического наследия, расположенных на территории Саратовской области, утвержден Список выявленных объектов археологического наследия, расположенных на территории Саратовской области, в который включены спорные 17 объектов, а именно:
1. Поселение Красноярское, Энеолит поздний бронзовый век (срубная культура), IV II тыс. до н.э., с. Алексеевка, 1 км к СВ от села, 2,3 км к ССЗ от с. Кубанка, в 0,4 км от ур. Красный Яр, левый берег р. Б. Узень, площадь 0,9 га;
2. Поселение Осиновая балка, Поздний бронзовый век (срубная культура), перв. пол. II тыс. до н.э., с. Алексеевка, 0,4 км к югу от села, 1 км к СЗ от с. Кубанка, 0,4 км к СЗ от балки Осиновая, левый берег р. Б. Узень, площадь 0,7 га;
3. Поселение Алексеевка-3 Поздний бронзовый век (срубная культура), перв. пол. II тыс. до н.э., с. Алексеевка, 0,12 км к В от села, 2,5 км к ССЗ от с. Кубанка, на мысу у оврага, левый берег р. Б. Узень, площадь 0,63 га;
4. Поселение Кладбищенское, Поздний бронзовый век (срубная культура), перв. пол. II тыс. до н.э., с. Алексеевка, 0,25 км к ССВ от села, на юге граничит с кладбищем, правый берег р. Б. Узень, площадь 1,02 га
5. Поселение Алексеевка-1, Поздний бронзовый век (срубная культура), перв. пол. II тыс. до н.э., с. Алексеевка, 0,5 км к СВ от села, ограничено двумя оврагами, левый берег р. Б. Узень, площадь 0,7 га;
6. Поселение Алексеевка-2, Поздний бронзовый век (срубная культура), перв. пол. II тыс. до н.э., с. Алексеевка, 0,6 км к С от села, 0,27 км к С от устья оврага, правый берег р. Б. Узень, площадь 0,32 га;
7. Поселение Алексеевка-4, Поздний бронзовый век (срубная культура), перв. пол. II тыс. до н.э., с. Алексеевка, 0,65 км к ЮЮЗ от села, правый берег р. Б. Узень, площадь 0,5 га;
8. Поселение "Нижние Бараки-2", Поздний бронзовый век (срубная культура), перв. пол. II тыс. до н.э., с. Дмитриевка, 1,5 км к СЗ от села, 0,4 км к В от поселения "Нижние Бараки 1", 0,7 км к ВСВ от пруда, 0,8 км к В от фермы, правый берег р. Солянка, площадь 0,18 га;
9. Поселение "Солянское", Поздний бронзовый век (срубная культура), перв. пол. II тыс. до н.э., с. Дмитриевка, по обеим сторонам устья оврага, впадающего в русло реки в 4,3 км к СЗ от села. 50 м к ЮВ от поселения ферма, площадь 2,1 га;
10. Поселение "Дмитриевка-1", Поздний бронзовый век (срубная культура), перв. пол. II тыс. до н.э., с. Дмитриевка, 2 км к СВ от села, 0,1 км к СВ от памятника насосная станция, 0,12 км к З грейдер с. Дмитриевка с. Крепость Узень, правый берег р. Б. Узень, площадь 0,21 га;
11. Поселение "Дмитриевка-2", Поздний бронзовый век (срубная культура), перв. пол. II тыс. до н.э., с. Дмитриевка, 2,5 км к СВ от села, 0,35 км к СВ от поселения "Дмитриевка1", правый берег р. Б. Узень, площадь 0,1 га;
12. Поселение "Прудное", Поздний бронзовый век (срубная культура), перв. пол. II тыс. до н.э., с. Кубанка, 3 км к СЗС от села, 0,1 км к С от памятника ферма, площадь 0,35 га;
13. Поселение "Кубанка-1", Поздний бронзовый век (срубная культура), перв. пол. II тыс. до н.э., с. Кубанка, правый берег р. Б. Узень, 0,25 км к ЗЮЗ от села, 0,1 км к З от моста через реку, к С от памятника на левом берегу балка "Осиновая", заросшая кустарником, площадь 1,02 га;
14. Поселение "Кубанка-2", Поздний бронзовый век (срубная культура), перв. пол. II тыс. до н.э., с. Кубанка, правый берег р. Б. Узень, 0,3 км к Ю от села, 0,25 км к ЮВ от моста через реку, 50 м к Ю от памятника ЛЭП с ВЮВ на ЗСЗ, площадь 0,21 га;
15. Поселение "Облив-1", Поздний бронзовый век (срубная культура), перв. пол. II тыс., с. Облив, правый берег р. Б. Узень, на правом склоне оврага, 0,25 км к ЮВ от села, 60 м к З от памятника ферма, площадь 0,6 га;
16. Поселение "Новое", Поздний бронзовый век (срубная культура), перв. пол. II тыс., с. Облив, левый берег р. Б. Узень, 1,8 км к ВСВ от села, 5 км к СЗС от с. Кубанка, 0,15 км к ЮЗЮ от памятника пруд "Новый", площадь 0,36 га;
17. Курганная группа (3 насыпи), Эпоха бронзы средневековье (III тыс. до н.э. XIV в.), с. Алексеевка, 0,8 км к ЮЗ от села, 1,1 км к ЗСЗ от с. Кубанка, правый берег р. Б. Узень. Курган N 3 находится на территории кладбища, площадь 1,84 га.
Данные спорные объекты культурного наследия не зарегистрированы в качестве муниципальной собственности Дмитриевского муниципального образования Новоузенского муниципального района Саратовской области (л.д.27), не значится в реестрах государственного имущества Саратовской области, федерального имущества по Саратовской области, муниципальной собственности администрации Новоузенского муниципального района Саратовской области, сведения о данных объектах отсутствуют в ГУП «Сартехинвентаризация» и в Едином государственном реестре недвижимости Федеральной службы государственного регистрации, кадастра и картографии (л.д.8-26).
Из сообщения Управления по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области видно, что историко-культурная экспертиза в отношении спорных объектов культурного наследия до настоящего времени не проведена.
В ч.4 ст.64 Федерального закона об объектах культурного наследия указано, что объекты, являющиеся на день вступления в силу настоящего Федерального закона вновь выявленными памятниками истории и культуры на основании законодательных и иных правовых актов СССР и РСФСР, относятся к выявленным объектам культурного наследия.
В силу ст.4 Федерального закона об объектах культурного наследия объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения:
- объекты культурного наследия федерального значения – объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;
- объекты культурного наследия регионального значения – объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;
- объекты культурного наследия местного (муниципального) значения – объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.
Согласно статье 18 Федерального закона об объектах культурного наследия после принятия решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия региональный орган охраны объектов культурного наследия обеспечивает проведение государственной историко-культурной экспертизы.
Историко-культурная экспертиза вышеуказанных объектов, на основании которой определяется историко-культурная ценность объектов и предлагается отнести такие объекты к объектам культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения, до настоящего времени не проведена, следствием чего является бесхозяйный статус указанного имущества, так как собственник их неизвестен.
В соответствии с п.13 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселений относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.
Пункт 5 ч.1 ст.50 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 настоящего Федерального закона, в том числе имущество необходимое для сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.
Статья 9.3 Федерального закона об объектах культурного наследия относит к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований; государственную охрану объектов культурного наследия местного (муниципального) значения; определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения; обеспечение условий доступности для инвалидов объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов; иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В соответствии со ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Согласно п.3 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 №931 (Порядок), на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.
Пунктом 5 Порядка, предусмотрено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Из материалов дела следует, и не оспаривается административным ответчиком тот факт, что выявленные спорные 17 объектов культурного наследия находится на территории Дмитриевского муниципального образования Новоузенского района Саратовской области. Следовательно, обязанность обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, лежит на администрации Дмитриевского муниципального образования Новоузенского муниципального района Саратовской области.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что на административного ответчика должна быть возложена обязанность обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество о постановке на учет бесхозяйных спорных 17 объектов культурного наследия, и его бездействие, выразившееся в неосуществлении вышеуказанного обращения в данном случае является незаконным.
Вместе с тем, охрана объекта культурного наследия включает в себя его учет и принятие других мер предусматривающих финансовое и иное материально-техническое обеспечение, которое невозможно без соответствующей регистрации объекта культурного наследия.
Представленные суду доводы лиц, участвующих в деле, о том, что вышеуказанный объект не является бесхозяйным, поскольку отнесен к федеральной собственности, суд считает необоснованными, поскольку в реестрах государственной собственности данный объект не значится, согласно сведениям на учете в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество какие-либо права на них не зарегистрированы, что подтверждается Уведомлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений.
Доводы административного ответчика Пешковой Г.И., что нарушена процедура включения в перечень выявленных объектов культурного наследия, так как не проводилась экспертиза, и приказ министерства культуры Саратовской области от 25.06.2007 №01-05/189 не был опубликован в системе Консультант плюс, суд не принимает во внимание, так как согласно ст.ст.28,30 Федерального закона от 25.06.2002 года №73-ФЗ, историко-культурная экспертиза проводится только с целью определения обоснованности либо необоснованности включения объектов в Реестр объектов культурного наследия. Также, на момент издания приказа министерства культуры Саратовской области от 25.06.2007 №01-05/189, опубликование списка выявленных объектов культурного наследия не предусматривалось.
При таких обстоятельствах, суд считает, что заявленные требования заместителя прокурора Новоузенского района Саратовской области следует удовлетворить.
По правилам п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
С учетом обстоятельств дела, позиции лиц участвующих в деле, суд считает необходимым установить административному ответчику срок для исполнения обязанностей по настоящему иску – до 30 декабря 2009 года, полагая данный срок разумным и обоснованным.
В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В силу п.п.8 п.1 ст.333.20 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 НК РФ, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
В соответствии с п.п.9 п.1 ст.333.36 и п.п.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков, в связи с чем, судебные расходы, связанные с рассмотрением дела, взысканию с ответчика не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░: ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 30 ░░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░:
1. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ (░░░░░░░ ░░░░░░░░), IV II ░░░. ░░ ░.░., ░. ░░░░░░░░░░, 1 ░░ ░ ░░ ░░ ░░░░, 2,3 ░░ ░ ░░░ ░░ ░. ░░░░░░░, ░ 0,4 ░░ ░░ ░░. ░░░░░░░ ░░, ░░░░░ ░░░░░ ░. ░. ░░░░░, ░░░░░░░ 0,9 ░░;
2. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ (░░░░░░░ ░░░░░░░░), ░░░░. ░░░. II ░░░. ░░ ░.░., ░. ░░░░░░░░░░, 0,4 ░░ ░ ░░░ ░░ ░░░░, 1 ░░ ░ ░░ ░░ ░. ░░░░░░░, 0,4 ░░ ░ ░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░ ░. ░. ░░░░░, ░░░░░░░ 0,7 ░░;
3. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░-3 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ (░░░░░░░ ░░░░░░░░), ░░░░. ░░░. II ░░░. ░░ ░.░., ░. ░░░░░░░░░░, 0,12 ░░ ░ ░ ░░ ░░░░, 2,5 ░░ ░ ░░░ ░░ ░. ░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░ ░. ░. ░░░░░, ░░░░░░░ 0,63 ░░;
4. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ (░░░░░░░ ░░░░░░░░), ░░░░. ░░░. II ░░░. ░░ ░.░., ░. ░░░░░░░░░░, 0,25 ░░ ░ ░░░ ░░ ░░░░, ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░. ░. ░░░░░, ░░░░░░░ 1,02 ░░
5. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░-1, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ (░░░░░░░ ░░░░░░░░), ░░░░. ░░░. II ░░░. ░░ ░.░., ░. ░░░░░░░░░░, 0,5 ░░ ░ ░░ ░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░ ░. ░. ░░░░░, ░░░░░░░ 0,7 ░░;
6. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░-2, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ (░░░░░░░ ░░░░░░░░), ░░░░. ░░░. II ░░░. ░░ ░.░., ░. ░░░░░░░░░░, 0,6 ░░ ░ ░ ░░ ░░░░, 0,27 ░░ ░ ░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░. ░. ░░░░░, ░░░░░░░ 0,32 ░░;
7. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░-4, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ (░░░░░░░ ░░░░░░░░), ░░░░. ░░░. II ░░░. ░░ ░.░., ░. ░░░░░░░░░░, 0,65 ░░ ░ ░░░ ░░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░. ░. ░░░░░, ░░░░░░░ 0,5 ░░;
8. ░░░░░░░░░ "░░░░░░ ░░░░░░-2", ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ (░░░░░░░ ░░░░░░░░), ░░░░. ░░░. II ░░░. ░░ ░.░., ░. ░░░░░░░░░░, 1,5 ░░ ░ ░░ ░░ ░░░░, 0,4 ░░ ░ ░ ░░ ░░░░░░░░░ "░░░░░░ ░░░░░░ 1", 0,7 ░░ ░ ░░░ ░░ ░░░░░, 0,8 ░░ ░ ░ ░░ ░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░. ░░░░░░░, ░░░░░░░ 0,18 ░░;
9. ░░░░░░░░░ "░░░░░░░░░", ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ (░░░░░░░ ░░░░░░░░), ░░░░. ░░░. II ░░░. ░░ ░.░., ░. ░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░ 4,3 ░░ ░ ░░ ░░ ░░░░. 50 ░ ░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ 2,1 ░░;
10. ░░░░░░░░░ "░░░░░░░░░░-1", ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ (░░░░░░░ ░░░░░░░░), ░░░░. ░░░. II ░░░. ░░ ░.░., ░. ░░░░░░░░░░, 2 ░░ ░ ░░ ░░ ░░░░, 0,1 ░░ ░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, 0,12 ░░ ░ ░ ░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░. ░. ░░░░░, ░░░░░░░ 0,21 ░░;
11. ░░░░░░░░░ "░░░░░░░░░░-2", ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ (░░░░░░░ ░░░░░░░░), ░░░░. ░░░. II ░░░. ░░ ░.░., ░. ░░░░░░░░░░, 2,5 ░░ ░ ░░ ░░ ░░░░, 0,35 ░░ ░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░ "░░░░░░░░░░1", ░░░░░░ ░░░░░ ░. ░. ░░░░░, ░░░░░░░ 0,1 ░░;
12. ░░░░░░░░░ "░░░░░░░", ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ (░░░░░░░ ░░░░░░░░), ░░░░. ░░░. II ░░░. ░░ ░.░., ░. ░░░░░░░, 3 ░░ ░ ░░░ ░░ ░░░░, 0,1 ░░ ░ ░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ 0,35 ░░;
13. ░░░░░░░░░ "░░░░░░░-1", ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ (░░░░░░░ ░░░░░░░░), ░░░░. ░░░. II ░░░. ░░ ░.░., ░. ░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░. ░. ░░░░░, 0,25 ░░ ░ ░░░ ░░ ░░░░, 0,1 ░░ ░ ░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ "░░░░░░░░", ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ 1,02 ░░;
14. ░░░░░░░░░ "░░░░░░░-2", ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ (░░░░░░░ ░░░░░░░░), ░░░░. ░░░. II ░░░. ░░ ░.░., ░. ░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░. ░. ░░░░░, 0,3 ░░ ░ ░ ░░ ░░░░, 0,25 ░░ ░ ░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░, 50 ░ ░ ░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░, ░░░░░░░ 0,21 ░░;
15. ░░░░░░░░░ "░░░░░-1", ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ (░░░░░░░ ░░░░░░░░), ░░░░. ░░░. II ░░░., ░. ░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░. ░. ░░░░░, ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, 0,25 ░░ ░ ░░ ░░ ░░░░, 60 ░ ░ ░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ 0,6 ░░;
16. ░░░░░░░░░ "░░░░░", ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ (░░░░░░░ ░░░░░░░░), ░░░░. ░░░. II ░░░., ░. ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░ ░. ░. ░░░░░, 1,8 ░░ ░ ░░░ ░░ ░░░░, 5 ░░ ░ ░░░ ░░ ░. ░░░░░░░, 0,15 ░░ ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ "░░░░░", ░░░░░░░ 0,36 ░░;
17. ░░░░░░░░░ ░░░░░░ (3 ░░░░░░), ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ (III ░░░. ░░ ░.░. XIV ░.), ░. ░░░░░░░░░░, 0,8 ░░ ░ ░░ ░░ ░░░░, 1,1 ░░ ░ ░░░ ░░ ░. ░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░. ░. ░░░░░. ░░░░░░ N 3 ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ 1,84 ░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 30.12.2019 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░