Решение по делу № 2-1612/2022 (2-6591/2021;) от 16.09.2021

                                                                                   Дело № 2-1612/2022 (2-6591/2021;)

        32RS0027-01-2021-000013-43

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 июня 2022 года                                                                          г. Брянск

Советский районный суд гор. Брянска в составе председательствующего судьи Любимовой Е.И., при секретаре Радченко В.А., с участием представителя истца помощника прокурора Советского района города Брянска Тулуповой У.В., представителя Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации Зотова В.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело исковому заявлению прокурора Советского района г. Брянска к Брянской городской администрации, Комитету по Жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации о понуждении разместить информацию о расписании движения автобусов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Советского района города Брянска обратился в суд с настоящим иском, указывая, что прокурором Советского района г. Брянска по результатам обследования остановочных пунктов, расположенных на территории Советского района г. Брянска установлены факты отсутствия информации с расписанием движения автобусов, осуществляющих пассажирские перевозки по нерегулируемым тарифам.

Установлено, что на остановочных пунктах по четной и нечетной стороне ул. Авиационной «Переулок Пилотов», «Магазин для Вас», «ТЦ Айсберг», «Универсам», «Микрорайон №5», таблички с расписанием автобусов, осуществляющих перевозки по нерегулируемым тарифам, отсутствует. Поданному факту, прокуратурой г. Брянска главе Брянской городской администрации 20.11.2020 вынесено представление об устранении вышеназванных нарушений законодательства.

Из ответа на представление, следует, что вопрос о размещении табличек с расписанием движения автобусов по нерегулируемым тарифам находится на стадии решения с неопределенным сроком их установки. Данные обстоятельства нарушают права неопределенного круга лиц на информационное обеспечение в сфере транспортного обслуживания населения.

С учетом изложенного, истец, уточнив требования, просил возложить обязанность на Брянскую городскую администрацию в пределах своих полномочий обеспечить финансирование выполнения мероприятий по размещению в соответствие с требованиями действующего законодательства РФ на остановочных пунктах по четной стороне ул. Авиационной «Переулок Пилотов», «Магазин для Вас», «ТЦ Айсберг», «Универсам», по нечетной стороне ул. Авиационной «ТЦ Айсберг», «Универсам» разместить информацию о расписании движения автобусов, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров индивидуальными предпринимателями (по нерегулируемым тарифам), возложить обязанность на Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации в рамках своих полномочий в пределах компетенции организовать выполнение мероприятий по размещению в соответствие с требованиями действующего законодательства РФ на остановочных пунктах по четной стороне ул. Авиационной «Переулок Пилотов», «Магазин для Вас», «ТЦ Айсберг», «Универсам», по нечетной стороне ул. Авиационной «ТЦ Айсберг», «Универсам» разместить информацию о расписании движения автобусов, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров индивидуальными предпринимателями (по нерегулируемым тарифам).

В судебном заседании помощник прокурора Советского района г. Брянска уточнённые заявленные требования поддержала, просила иск удовлетворить, пояснила, что до настоящего времени нарушения не устранены, что подтверждается актами осмотра, составленного в период рассмотрения дела. Пояснила, что расписание движения автобусов должно размещаться в соответствии с требованиями ГОСТ, иметь защитное покрытие и содержать всю необходимую информацию. Полагала, что представленные объявления на бумажных листах не соответствуют требованиям ГОС, могут быть сорваны, повреждены, не соедражт необходимой информации.

Представитель ответчика Брянской городской администрации в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, сведений о причинах неявки не сообщили. Ранее Брянской городской администрацией представлен отзыв на иск, в котором полагали Брянскую городскую администрацию не надлежащим ответчиком, указав на то, что главным распорядителем денежных средств в области дорожной деятельности в границах города Брянска является Комитет по ЖКХ Брянской городской администрации.

Представитель Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации в судебном заседании поддержал ранее представленный отзыв на иск, указал на то, что информирование граждан в соответствии с реализацией Стандарта качества отделом по транспорту Брянской городской администрации информация в бумажном виде размещена, для того чтобы выполнить требования необходимо финансирование, в связи с чем просил предоставить срок для исполнения решения 1 год.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлеченных судом к участию в рассмотрении дела в суд не явились, извещены надлежащим образом.

С учетом мнения представителя истца, дело рассмотрено без участия не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Судом установлено, что прокуратурой Советского района г. Брянска проведена проверка соблюдения законодательства о пассажирских перевозках на территории Советского района г.Брянска.

Проверка проведена в отношении остановочных пунктов, расположенных на ул. Авиационной г.Брянска.

По результатам проведенной проверки установлено, что в нарушение требований Раздела 2 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 г. № 112, на остановочных пунктах отсутствует расписание движения автобусов, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров индивидуальными предпринимателями (коммерческие перевозки).

По результатам проведенной проверки в адрес главы Брянской городской администрации 20.11.2020 внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства № 42/2020. Из ответа главы Брянской городской администрации от 18.12.2020 №1/14-12451 следует, что вопрос о размещении табличек с расписанием движения автобусов по нерегулируемым тарифам находится на стадии решения с неопределенным сроком их установки.

В силу положений статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», указанный федеральный закон регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации. Отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 3 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта Правительство Российской Федерации утверждает правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а также правила перевозок грузов автомобильным транспортом.

Согласно части 1 статьи 19 Устава, регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок.

Согласно части 6 статьи 19 Устава, в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок должны быть размещены информация о виде регулярных перевозок пассажиров и багажа, расписании, времени начала и окончания движения транспортных средств по соответствующему маршруту, наименовании конечного остановочного пункта маршрута, информация о наименовании, об адресе и о номерах контактных телефонов органа, осуществляющего контроль за регулярными перевозками пассажиров и багажа. Состав информации, включаемой в расписание, определяется правилами перевозок пассажиров.

В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 13.07.2015 г. № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в части 1 названной статьи, регулируются законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, предусмотренных Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в том числе, требования к перевозчикам, фрахтовщикам и владельцам объектов транспортной инфраструктуры, условия таких перевозок, а также условия предоставления транспортных средств для таких перевозок установлены Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1586.

Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 г. № 112, действующие в период проведения проверки прокуратуры, утратили силу с 01.01.2021 в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 26.10.2020 N 1742.

Раздел 2 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1586, определяет, что регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются по расписаниям.

Расписание регулярных перевозок пассажиров и багажа определяется для каждого остановочного пункта маршрута регулярных перевозок, в котором предусмотрена обязательная остановка транспортного средства для посадки (высадки) пассажиров. Расписание содержит интервалы отправления транспортных средств, в том числе по периодам времени суток, или временной график отправления транспортных средств от остановочного пункта.

Согласно п. 11 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом указатели, определяющие место остановки транспортного средства для посадки (высадки) пассажиров на остановочных пунктах (за исключением указателей на остановочных пунктах, расположенных на территории автовокзалов, автостанций), содержат следующую обязательную информацию:

условное обозначение транспортного средства (автобуса, троллейбуса, трамвая), используемого для осуществления регулярных перевозок;

наименование остановочного пункта;

номера маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт;

наименование конечного остановочного пункта каждого маршрута регулярных перевозок;

расписание для всех маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт, за исключением остановочных пунктов, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию.

Правила организации транспортного обслуживания населения в городе Брянске, утвержденные Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 23.12.2015 N 331, регулируют отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой муниципальных маршрутов регулярных перевозок в городе Брянске, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок в городе Брянске.

Согласно п. 2.5.5 вышеуказанных Правил необходимым требованием для осуществления регулярных перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок в городе Брянске по нерегулируемым тарифам является обеспечение соблюдения расписания движения по муниципальному маршруту регулярных перевозок в городе Брянске, за исключением случаев, когда выполнение рейсов по расписанию невозможно при возникновении не зависящих от перевозчика помех из-за неблагоприятных дорожных или погодно-климатических условий, угрожающих безопасности дорожного движения или безопасности перевозки пассажиров.

В соответствии с ст. 28 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пользователи автомобильными дорогами имеют право, в том числе, получать оперативную информацию о маршрутах транспортных средств по автомобильным дорогам.

Как следует из материалов дела, остановочные пункты, поименованные в исковом заявлении, относятся к остановочным пунктам общественного пассажирского транспорта и включены в реестр маршрутов регулярных пассажирских перевозок г. Брянска, что подтверждается Постановлением Брянской городской администрации от 20.11.2007 № 2584-п «Об утверждении реестров маршрутов регулярных пассажирских перевозок города Брянска».

Установлено, что на остановочных пунктах по четной и нечетной стороне остановочных пунктов общественного транспорта «Переулок Пилотов», «Магазин для Вас», «ТЦ Айсберг», «Универсам», «Микрорайон №5», расположенных на ул. Авиационной Советского района г. Брянска, отсутствует расписание движения автобусов, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров по нерегулируемым тарифам, что подтверждено представленными в материалы дела актами осмотра и фотоматериалами. Данное нарушение до настоящего времени не устранено.

Согласно общедоступным данным в сети Интернет на официальном сайте Брянской городской администрации www.bga32.ru размещен реестр маршрутов города Брянска, а также расписание движения маршрутных такси. Вышеназванный реестр содержит маршруты, которые проходят через ул. Авиационную г. Брянска, что подтверждается расписанием движения транспортных средств по маршрутам регулярных перевозок в городе Брянске по нерегулируемым тарифам, реестром муниципальных маршрутов регулярных перевозок в городе Брянске.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Согласно п. 5 ст. 3 вышеназванного закона к числу элементов обустройства автомобильных дорог относятся среди прочего остановочные пункты. В силу п. 6.1-6.4 ГОСТ Р 58287-2018 Национальный стандарт Российской Федерации «Отличительные знаки и информационное обеспечение транспортных средств пассажирского наземного транспорта, остановочных пунктов и автостанций» информационное обеспечение остановочных пунктов должно содержать объем информации для пассажиров, в том числе расписание для всех маршрутов регулярных перевозок.

В соответствии с п.6.4 ГОСТ Р 58287-2018, размещенная на остановочном пункте Информация должна содержать: наименование остановочного пункта; номера маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт; наименование конечного остановочного пункта каждого маршрута регулярных перевозок; - расписание для всех маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт, за исключением остановочных пунктов, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа. В соответствии с п. 6.10 ГОСТ Все детали и сборочные единицы знаков остановочных пунктов и информационных табличек должны быть изготовлены из антикоррозионных материалов или иметь защитное покрытие. Качество лакокрасочных покрытий должно соответствовать II классу по ГОСТ 9.032, для группы условий эксплуатации Ж — по ГОСТ 9.104. 6.11 Размеры информационных надписей на знаках и табличках остановочных пунктов должны обеспечивать читаемость изображения информации с расстояния до 3 м.

Таким образом, произвольное оформление информации о расписании движения автобусов, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров индивидуальными предпринимателями (по нерегулируемым тарифам) не свидетельствует об устранении нарушений и выполнении заявленных исковых требований.

В связи с изложенным фотоматериалы с изображением расписания движения, оформленного на листах бумаги, расклеенных на остановочных пунктах, представленные в подтверждение доводов о том, что в настоящее время нарушение устранено и информация на остановочных пунктах размещена, не могут быть приняты в качестве доказательств, опровергающих обоснованность заявленного иска.

Согласно части 7 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью.

Согласно статье 44 Устава города Брянска, городская администрация - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения.

На основании статьи 45 Устава города Брянска к полномочиям Брянской городской администрации отнесено создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах города Брянска.

Согласно статье 9 Закона Брянской области от 03.07.2010 № 54-З «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Брянской области», органы местного самоуправления муниципальных образований Брянской области в пределах своей компетенции, в том числе, устанавливают, изменяют, отменяют муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах муниципального района, городского поселения, городского округа; определяют порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе порядок рассмотрения заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества об установлении, изменении либо отмене данных маршрутов, а также основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов); определяют орган местного самоуправления и наделяют его функциями по организации регулярных перевозок; осуществляют функции по размещению муниципальных заказов на оказание услуг для муниципальных нужд по перевозке пассажиров по муниципальным маршрутам по регулируемым тарифам и заключению муниципальных контрактов в установленном законом порядке; осуществляют иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством.

В силу пункта 1.1 Положения о Комитете по ЖКХ Брянской городской администрации, утвержденного решением Брянского городского Совета народных депутатов от 28.04.2006 г. № 403, Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации является отраслевым органом Брянской городской администрации, осуществляющим исполнение муниципальных функций в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Согласно пункту 2.2 Положения о Комитете по ЖКХ Брянской городской администрации, утвержденного решением Брянского городского Совета народных депутатов от 28.04.2006 г. № 403, Комитет по ЖКХ Брянской городской администрации осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Брянска.

К компетенции Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации относится право заключать гражданско-правовые договоры (пункт 4.10).

Согласно пункту 5.1 Комитет по ЖКХ Брянской городской администрации отвечает за своевременное и качественное выполнение возложенных на него функций и задач, а также за неисполнение предоставленных ему прав.

Наличие вышеуказанных фактов не обеспечивает соблюдение основных принципов организации и осуществления транспортного обслуживания населения на территории Брянской области, согласно которым основными принципами являются: качественное транспортное обслуживание населения, доступность транспортных услуг для населения, гарантированность предоставления услуг транспортом общего пользования (статья 5 Закона Брянской области от 03.07.2010 г. № 54-З «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Брянской области»).

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что обязанность по качественному транспортному обслуживанию населения, доступности транспортных услуг для населения, гарантированность предоставления услуг транспортом общего пользования являются прямой обязанностью ответчиков.

Доводы Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации изложенные в отзыве на иск относительно того, что требования предъявленные прокуратурой Советского района г. Брянска не относятся к задачам Комитета по ЖКХ, судом отклоняются как несостоятельные поскольку к основным задачам Комитета отнесено осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Брянска. Остановочные комплексы расположены на автодорогах местного значения.

Ответственность по выполнению размещения на остановочных пунктах информации о расписании движения автобусов, не может быть возложена на отдел по транспорту Брянской городской администрации, поскольку согласно положению, утвержденному постановлением Брянской городской администрации от 17.11.2016 года № 58-ПК, указанный отдел является одним из подразделений Брянской городской администрации, не обладающим правами юридического лица.

Учитывая приведенные требования закона, изложенные обстоятельства, суд находит заявленные требования прокурора Советского района г. Брянска к Брянской городской администрации, Комитету по ЖКХ Брянской городской администрации обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В тоже время с учетом ранее изложенных доводов, необходимости финансирования мероприятий по исполнению судебного решения, суд в порядке ст. 204 ГПК РФ считает возможным установить срок исполнения судебного решения до 01.03.2023г для организации финансирования Брянской городской администрацией и до 01.06.2023 года для выполнения Комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации необходимых мероприятий.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора Советского района г. Брянска к Брянской городской администрации, Комитету по Жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации о понуждении разместить информацию о расписании движения автобусов, – удовлетворить.

Возложить обязанность на Брянскую городскую администрацию в пределах своих полномочий в срок до 01.03.2023г обеспечить финансирование выполнения мероприятий по размещению в соответствие с требованиями действующего законодательства РФ на остановочных пунктах по четной стороне ул. Авиационной «Переулок Пилотов», «Магазин для Вас», «ТЦ Айсберг», «Универсам», по нечетной стороне ул. Авиационной «ТЦ Айсберг», «Универсам» разместить информацию о расписании движения автобусов, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров индивидуальными предпринимателями (по нерегулируемым тарифам),

Возложить обязанность на Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации в рамках своих полномочий в пределах компетенции в срок до 01.06.2023г организовать выполнение мероприятий по размещению в соответствие с требованиями действующего законодательства РФ на остановочных пунктах по четной стороне ул. Авиационной «Переулок Пилотов», «Магазин для Вас», «ТЦ Айсберг», «Универсам», по нечетной стороне ул. Авиационной «ТЦ Айсберг», «Универсам» разместить информацию о расписании движения автобусов, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров индивидуальными предпринимателями (по нерегулируемым тарифам).

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                     Е.И. Любимова

Мотивированное решение изготовлено 10.06.2022

                                                                                   Дело № 2-1612/2022 (2-6591/2021;)

        32RS0027-01-2021-000013-43

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 июня 2022 года                                                                          г. Брянск

Советский районный суд гор. Брянска в составе председательствующего судьи Любимовой Е.И., при секретаре Радченко В.А., с участием представителя истца помощника прокурора Советского района города Брянска Тулуповой У.В., представителя Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации Зотова В.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело исковому заявлению прокурора Советского района г. Брянска к Брянской городской администрации, Комитету по Жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации о понуждении разместить информацию о расписании движения автобусов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Советского района города Брянска обратился в суд с настоящим иском, указывая, что прокурором Советского района г. Брянска по результатам обследования остановочных пунктов, расположенных на территории Советского района г. Брянска установлены факты отсутствия информации с расписанием движения автобусов, осуществляющих пассажирские перевозки по нерегулируемым тарифам.

Установлено, что на остановочных пунктах по четной и нечетной стороне ул. Авиационной «Переулок Пилотов», «Магазин для Вас», «ТЦ Айсберг», «Универсам», «Микрорайон №5», таблички с расписанием автобусов, осуществляющих перевозки по нерегулируемым тарифам, отсутствует. Поданному факту, прокуратурой г. Брянска главе Брянской городской администрации 20.11.2020 вынесено представление об устранении вышеназванных нарушений законодательства.

Из ответа на представление, следует, что вопрос о размещении табличек с расписанием движения автобусов по нерегулируемым тарифам находится на стадии решения с неопределенным сроком их установки. Данные обстоятельства нарушают права неопределенного круга лиц на информационное обеспечение в сфере транспортного обслуживания населения.

С учетом изложенного, истец, уточнив требования, просил возложить обязанность на Брянскую городскую администрацию в пределах своих полномочий обеспечить финансирование выполнения мероприятий по размещению в соответствие с требованиями действующего законодательства РФ на остановочных пунктах по четной стороне ул. Авиационной «Переулок Пилотов», «Магазин для Вас», «ТЦ Айсберг», «Универсам», по нечетной стороне ул. Авиационной «ТЦ Айсберг», «Универсам» разместить информацию о расписании движения автобусов, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров индивидуальными предпринимателями (по нерегулируемым тарифам), возложить обязанность на Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации в рамках своих полномочий в пределах компетенции организовать выполнение мероприятий по размещению в соответствие с требованиями действующего законодательства РФ на остановочных пунктах по четной стороне ул. Авиационной «Переулок Пилотов», «Магазин для Вас», «ТЦ Айсберг», «Универсам», по нечетной стороне ул. Авиационной «ТЦ Айсберг», «Универсам» разместить информацию о расписании движения автобусов, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров индивидуальными предпринимателями (по нерегулируемым тарифам).

В судебном заседании помощник прокурора Советского района г. Брянска уточнённые заявленные требования поддержала, просила иск удовлетворить, пояснила, что до настоящего времени нарушения не устранены, что подтверждается актами осмотра, составленного в период рассмотрения дела. Пояснила, что расписание движения автобусов должно размещаться в соответствии с требованиями ГОСТ, иметь защитное покрытие и содержать всю необходимую информацию. Полагала, что представленные объявления на бумажных листах не соответствуют требованиям ГОС, могут быть сорваны, повреждены, не соедражт необходимой информации.

Представитель ответчика Брянской городской администрации в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, сведений о причинах неявки не сообщили. Ранее Брянской городской администрацией представлен отзыв на иск, в котором полагали Брянскую городскую администрацию не надлежащим ответчиком, указав на то, что главным распорядителем денежных средств в области дорожной деятельности в границах города Брянска является Комитет по ЖКХ Брянской городской администрации.

Представитель Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации в судебном заседании поддержал ранее представленный отзыв на иск, указал на то, что информирование граждан в соответствии с реализацией Стандарта качества отделом по транспорту Брянской городской администрации информация в бумажном виде размещена, для того чтобы выполнить требования необходимо финансирование, в связи с чем просил предоставить срок для исполнения решения 1 год.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлеченных судом к участию в рассмотрении дела в суд не явились, извещены надлежащим образом.

С учетом мнения представителя истца, дело рассмотрено без участия не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Судом установлено, что прокуратурой Советского района г. Брянска проведена проверка соблюдения законодательства о пассажирских перевозках на территории Советского района г.Брянска.

Проверка проведена в отношении остановочных пунктов, расположенных на ул. Авиационной г.Брянска.

По результатам проведенной проверки установлено, что в нарушение требований Раздела 2 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 г. № 112, на остановочных пунктах отсутствует расписание движения автобусов, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров индивидуальными предпринимателями (коммерческие перевозки).

По результатам проведенной проверки в адрес главы Брянской городской администрации 20.11.2020 внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства № 42/2020. Из ответа главы Брянской городской администрации от 18.12.2020 №1/14-12451 следует, что вопрос о размещении табличек с расписанием движения автобусов по нерегулируемым тарифам находится на стадии решения с неопределенным сроком их установки.

В силу положений статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», указанный федеральный закон регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации. Отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 3 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта Правительство Российской Федерации утверждает правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а также правила перевозок грузов автомобильным транспортом.

Согласно части 1 статьи 19 Устава, регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок.

Согласно части 6 статьи 19 Устава, в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок должны быть размещены информация о виде регулярных перевозок пассажиров и багажа, расписании, времени начала и окончания движения транспортных средств по соответствующему маршруту, наименовании конечного остановочного пункта маршрута, информация о наименовании, об адресе и о номерах контактных телефонов органа, осуществляющего контроль за регулярными перевозками пассажиров и багажа. Состав информации, включаемой в расписание, определяется правилами перевозок пассажиров.

В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 13.07.2015 г. № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в части 1 названной статьи, регулируются законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, предусмотренных Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в том числе, требования к перевозчикам, фрахтовщикам и владельцам объектов транспортной инфраструктуры, условия таких перевозок, а также условия предоставления транспортных средств для таких перевозок установлены Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1586.

Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 г. № 112, действующие в период проведения проверки прокуратуры, утратили силу с 01.01.2021 в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 26.10.2020 N 1742.

Раздел 2 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1586, определяет, что регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются по расписаниям.

Расписание регулярных перевозок пассажиров и багажа определяется для каждого остановочного пункта маршрута регулярных перевозок, в котором предусмотрена обязательная остановка транспортного средства для посадки (высадки) пассажиров. Расписание содержит интервалы отправления транспортных средств, в том числе по периодам времени суток, или временной график отправления транспортных средств от остановочного пункта.

Согласно п. 11 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом указатели, определяющие место остановки транспортного средства для посадки (высадки) пассажиров на остановочных пунктах (за исключением указателей на остановочных пунктах, расположенных на территории автовокзалов, автостанций), содержат следующую обязательную информацию:

условное обозначение транспортного средства (автобуса, троллейбуса, трамвая), используемого для осуществления регулярных перевозок;

наименование остановочного пункта;

номера маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт;

наименование конечного остановочного пункта каждого маршрута регулярных перевозок;

расписание для всех маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт, за исключением остановочных пунктов, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию.

Правила организации транспортного обслуживания населения в городе Брянске, утвержденные Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 23.12.2015 N 331, регулируют отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой муниципальных маршрутов регулярных перевозок в городе Брянске, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок в городе Брянске.

Согласно п. 2.5.5 вышеуказанных Правил необходимым требованием для осуществления регулярных перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок в городе Брянске по нерегулируемым тарифам является обеспечение соблюдения расписания движения по муниципальному маршруту регулярных перевозок в городе Брянске, за исключением случаев, когда выполнение рейсов по расписанию невозможно при возникновении не зависящих от перевозчика помех из-за неблагоприятных дорожных или погодно-климатических условий, угрожающих безопасности дорожного движения или безопасности перевозки пассажиров.

В соответствии с ст. 28 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пользователи автомобильными дорогами имеют право, в том числе, получать оперативную информацию о маршрутах транспортных средств по автомобильным дорогам.

Как следует из материалов дела, остановочные пункты, поименованные в исковом заявлении, относятся к остановочным пунктам общественного пассажирского транспорта и включены в реестр маршрутов регулярных пассажирских перевозок г. Брянска, что подтверждается Постановлением Брянской городской администрации от 20.11.2007 № 2584-п «Об утверждении реестров маршрутов регулярных пассажирских перевозок города Брянска».

Установлено, что на остановочных пунктах по четной и нечетной стороне остановочных пунктов общественного транспорта «Переулок Пилотов», «Магазин для Вас», «ТЦ Айсберг», «Универсам», «Микрорайон №5», расположенных на ул. Авиационной Советского района г. Брянска, отсутствует расписание движения автобусов, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров по нерегулируемым тарифам, что подтверждено представленными в материалы дела актами осмотра и фотоматериалами. Данное нарушение до настоящего времени не устранено.

Согласно общедоступным данным в сети Интернет на официальном сайте Брянской городской администрации www.bga32.ru размещен реестр маршрутов города Брянска, а также расписание движения маршрутных такси. Вышеназванный реестр содержит маршруты, которые проходят через ул. Авиационную г. Брянска, что подтверждается расписанием движения транспортных средств по маршрутам регулярных перевозок в городе Брянске по нерегулируемым тарифам, реестром муниципальных маршрутов регулярных перевозок в городе Брянске.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Согласно п. 5 ст. 3 вышеназванного закона к числу элементов обустройства автомобильных дорог относятся среди прочего остановочные пункты. В силу п. 6.1-6.4 ГОСТ Р 58287-2018 Национальный стандарт Российской Федерации «Отличительные знаки и информационное обеспечение транспортных средств пассажирского наземного транспорта, остановочных пунктов и автостанций» информационное обеспечение остановочных пунктов должно содержать объем информации для пассажиров, в том числе расписание для всех маршрутов регулярных перевозок.

В соответствии с п.6.4 ГОСТ Р 58287-2018, размещенная на остановочном пункте Информация должна содержать: наименование остановочного пункта; номера маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт; наименование конечного остановочного пункта каждого маршрута регулярных перевозок; - расписание для всех маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт, за исключением остановочных пунктов, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа. В соответствии с п. 6.10 ГОСТ Все детали и сборочные единицы знаков остановочных пунктов и информационных табличек должны быть изготовлены из антикоррозионных материалов или иметь защитное покрытие. Качество лакокрасочных покрытий должно соответствовать II классу по ГОСТ 9.032, для группы условий эксплуатации Ж — по ГОСТ 9.104. 6.11 Размеры информационных надписей на знаках и табличках остановочных пунктов должны обеспечивать читаемость изображения информации с расстояния до 3 м.

Таким образом, произвольное оформление информации о расписании движения автобусов, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров индивидуальными предпринимателями (по нерегулируемым тарифам) не свидетельствует об устранении нарушений и выполнении заявленных исковых требований.

В связи с изложенным фотоматериалы с изображением расписания движения, оформленного на листах бумаги, расклеенных на остановочных пунктах, представленные в подтверждение доводов о том, что в настоящее время нарушение устранено и информация на остановочных пунктах размещена, не могут быть приняты в качестве доказательств, опровергающих обоснованность заявленного иска.

Согласно части 7 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью.

Согласно статье 44 Устава города Брянска, городская администрация - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения.

На основании статьи 45 Устава города Брянска к полномочиям Брянской городской администрации отнесено создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах города Брянска.

Согласно статье 9 Закона Брянской области от 03.07.2010 № 54-З «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Брянской области», органы местного самоуправления муниципальных образований Брянской области в пределах своей компетенции, в том числе, устанавливают, изменяют, отменяют муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах муниципального района, городского поселения, городского округа; определяют порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе порядок рассмотрения заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества об установлении, изменении либо отмене данных маршрутов, а также основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов); определяют орган местного самоуправления и наделяют его функциями по организации регулярных перевозок; осуществляют функции по размещению муниципальных заказов на оказание услуг для муниципальных нужд по перевозке пассажиров по муниципальным маршрутам по регулируемым тарифам и заключению муниципальных контрактов в установленном законом порядке; осуществляют иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством.

В силу пункта 1.1 Положения о Комитете по ЖКХ Брянской городской администрации, утвержденного решением Брянского городского Совета народных депутатов от 28.04.2006 г. № 403, Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации является отраслевым органом Брянской городской администрации, осуществляющим исполнение муниципальных функций в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Согласно пункту 2.2 Положения о Комитете по ЖКХ Брянской городской администрации, утвержденного решением Брянского городского Совета народных депутатов от 28.04.2006 г. № 403, Комитет по ЖКХ Брянской городской администрации осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Брянска.

К компетенции Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации относится право заключать гражданско-правовые договоры (пункт 4.10).

Согласно пункту 5.1 Комитет по ЖКХ Брянской городской администрации отвечает за своевременное и качественное выполнение возложенных на него функций и задач, а также за неисполнение предоставленных ему прав.

Наличие вышеуказанных фактов не обеспечивает соблюдение основных принципов организации и осуществления транспортного обслуживания населения на территории Брянской области, согласно которым основными принципами являются: качественное транспортное обслуживание населения, доступность транспортных услуг для населения, гарантированность предоставления услуг транспортом общего пользования (статья 5 Закона Брянской области от 03.07.2010 г. № 54-З «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Брянской области»).

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что обязанность по качественному транспортному обслуживанию населения, доступности транспортных услуг для населения, гарантированность предоставления услуг транспортом общего пользования являются прямой обязанностью ответчиков.

Доводы Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации изложенные в отзыве на иск относительно того, что требования предъявленные прокуратурой Советского района г. Брянска не относятся к задачам Комитета по ЖКХ, судом отклоняются как несостоятельные поскольку к основным задачам Комитета отнесено осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Брянска. Остановочные комплексы расположены на автодорогах местного значения.

Ответственность по выполнению размещения на остановочных пунктах информации о расписании движения автобусов, не может быть возложена на отдел по транспорту Брянской городской администрации, поскольку согласно положению, утвержденному постановлением Брянской городской администрации от 17.11.2016 года № 58-ПК, указанный отдел является одним из подразделений Брянской городской администрации, не обладающим правами юридического лица.

Учитывая приведенные требования закона, изложенные обстоятельства, суд находит заявленные требования прокурора Советского района г. Брянска к Брянской городской администрации, Комитету по ЖКХ Брянской городской администрации обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В тоже время с учетом ранее изложенных доводов, необходимости финансирования мероприятий по исполнению судебного решения, суд в порядке ст. 204 ГПК РФ считает возможным установить срок исполнения судебного решения до 01.03.2023г для организации финансирования Брянской городской администрацией и до 01.06.2023 года для выполнения Комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации необходимых мероприятий.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора Советского района г. Брянска к Брянской городской администрации, Комитету по Жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации о понуждении разместить информацию о расписании движения автобусов, – удовлетворить.

Возложить обязанность на Брянскую городскую администрацию в пределах своих полномочий в срок до 01.03.2023г обеспечить финансирование выполнения мероприятий по размещению в соответствие с требованиями действующего законодательства РФ на остановочных пунктах по четной стороне ул. Авиационной «Переулок Пилотов», «Магазин для Вас», «ТЦ Айсберг», «Универсам», по нечетной стороне ул. Авиационной «ТЦ Айсберг», «Универсам» разместить информацию о расписании движения автобусов, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров индивидуальными предпринимателями (по нерегулируемым тарифам),

Возложить обязанность на Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации в рамках своих полномочий в пределах компетенции в срок до 01.06.2023г организовать выполнение мероприятий по размещению в соответствие с требованиями действующего законодательства РФ на остановочных пунктах по четной стороне ул. Авиационной «Переулок Пилотов», «Магазин для Вас», «ТЦ Айсберг», «Универсам», по нечетной стороне ул. Авиационной «ТЦ Айсберг», «Универсам» разместить информацию о расписании движения автобусов, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров индивидуальными предпринимателями (по нерегулируемым тарифам).

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                     Е.И. Любимова

Мотивированное решение изготовлено 10.06.2022

2-1612/2022 (2-6591/2021;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Советского района г.Брянска
Ответчики
Брянская городская администрация
Комитет по ЖКХ Брянской городской администрации
Другие
Департамент промышленности, транспорта и связи
Брянская городская администрация, отдел по транспорту
Муниципальное Унитарное Брянское городское пассажирское автотранспортное преприятие
МБУ "Дорожное управление города Брянска"
Суд
Советский районный суд г. Брянск
Судья
Любимова Елена Игоревна
Дело на сайте суда
sovetsky.brj.sudrf.ru
16.09.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
16.09.2021Передача материалов судье
16.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.11.2021Судебное заседание
07.12.2021Судебное заседание
17.01.2022Судебное заседание
09.02.2022Судебное заседание
17.03.2022Судебное заседание
29.03.2022Судебное заседание
21.04.2022Судебное заседание
28.04.2022Судебное заседание
11.05.2022Судебное заседание
20.05.2022Судебное заседание
03.06.2022Судебное заседание
10.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее