Дело № 2а-506/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Барнаул 04 февраля 2018 года
Октябрьский районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Герлах Н.И.
при секретаре Шевченко М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Барнаула к Шаталову Дмитрию Олеговичу о взыскании недоимки по налогу на имущество,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция ФНС России по Октябрьскому району г.Барнаула обратилась в суд с административным иском к Шаталову Д.О. о взыскании задолженности по налогам и пене.
Заявленные требования обоснованы тем, что по сведениям органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также по сведениям органов технической инвентаризации Шаталов Д.О. в 2014-2016 годах являлся собственником следующего имущества: - нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый №. В силу ст.ст. 400, 401, 402, 406, 408, 409 Налогового кодекса Российской Федерации административный ответчик являлся плательщиком налога на имущество физических лиц, размер которого за 2014, 2015, 2016 год составляет 3028 рублей. Налоговое уведомление было направлено налоговым органом Шаталову Д.О. со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, затем ДД.ММ.ГГГГ в связи с неуплатой в установленный срок налогов административному ответчику направлено требование №. По заявлению налогового органа ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № Индустриального района г. Барнаула выдан судебный приказ, который по заявлению Шаталова Д.О. отменен определением от ДД.ММ.ГГГГ.
Административный истец просил взыскать с административного ответчика недоимку по налогу на имущество за 2014, 2015, 2016 годы в указанном размере.
Определением Индустриального районного суда г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ административное дело по административному иску ИФНС России по Октябрьскому району г.Барнаула к Шаталову Дмитрию Олеговичу о взыскании задолженности перед бюджетом передано по подсудности в Октябрьский районный суд г.Барнаула по месту жительства административного ответчика.
Представитель административного истца Инспекции ФНС России по Октябрьскому району г. Барнаула в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, заявление в деле.
Административный ответчик Шаталов Д.О. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства почтовым отправлением.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу п.1 ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с п. 1 ст. 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Обязанность по уплате налога на имущество предусмотрена ст.400 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В силу п.1,2 ст.402 Налогового Кодекса РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года – ст.404 Налогового Кодекса РФ.
Согласно п.п.1,3,5 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. В случае, если объект налогообложения находится в общей долевой собственности, налог исчисляется в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи с учетом положений пункта 8 настоящей статьи для каждого из участников долевой собственности пропорционально его доле в праве собственности на такой объект налогообложения. В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на имущество исчисление суммы налога в отношении данного имущества производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. Если возникновение права собственности на имущество произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права. Если возникновение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.
До 01 января 2015 года действовал Закон РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц", который устанавливал аналогичные нормы в отношении объектов налогообложения – нежилых помещений.
Из материалов дела усматривается, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на имя Шаталова Д.О. было зарегистрировано право собственности на 1/2 долю в праве собственности на нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадью 34.6 кв.м., а в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на имя административного ответчика было зарегистрировано право собственности на целое вышеуказанное помещение.
С учетом применения коэффициента-дефлятора, установленного Приказом Минэкономразвития России от 20.10.2015 N 772 "Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2016 год" и установленного Приказом Минэкономразвития России от 29.10.2014 N 685 "Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2015 год", налоговая база объекта недвижимости в 2014 году составляла 583131 рубль, в 2015 году - 668851 рубль, в 2016 году – 774981 рубль.
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований – ст.406 Налогового Кодекса РФ.
Согласно п.1.2 Решения Барнаульской городской Думы от 28.09.2005 N 185 (ред. от 22.11.2013) "О ставках налога на имущество физических лиц на территории города Барнаула (2 чтение)", налоговая ставка налога на имущество физических лиц для нежилых помещений, принадлежащих гражданам на праве собственности и используемых для предпринимательской деятельности суммарной инвентаризационной стоимостью объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор, свыше 500000 рублей до 800000 рублей (включительно) установлена в размере 0,9% от этой стоимости (действующего на 31.12.2014).
Согласно п.2 Решения Барнаульской городской Думы от 07.11.2014 N 375 (ред. от 23.12.2014) "О налоге на имущество физических лиц на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края", на гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение суммарной инвентаризационной стоимостью объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор, свыше 300000 рублей до 500000 рублей включительно, установлена в размере 0,30% от данной стоимости, а свыше 500000 рублей до 800000 рублей включительно - установлена в размере 1,35% от данной стоимости (действующего с 01.01.2015).
Таким образом, размер налога на имущество за 2014, 2015, 2016 год, подлежащего уплате административным ответчиком, составляет 3271 рубль (437 рублей+752 рубля+920 рублей+1162 рубля), в том числе:
583131 рубль х 0,9% / 12 х 1мес.= 437 рублей за 2014 год,
668 851 рублей x 1,35% /12 х 1 мес. = 752 рубля за 1 месяц 2015 года,
668 851 рублей/2 x 0,30% /12 х 11 мес. = 920 рублей за 11 месяцев 2015 года,
774 981 рублей/2 х 0,30%/ 12 х 12 мес. = 1162 рубля за 2016 год.
В соответствии с п.1 ст.409 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество подлежал уплате не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. За 2016 год - до ДД.ММ.ГГГГ, за 2015 год – до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п.1 ст.409 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 02.12.2013 N 334-ФЗ) налог на имущество подлежал уплате не позднее 01 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом. За 2014 год - до 01 октября 2015 года.
Пунктом 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Пункт 2 статьи 52 Налогового кодекса РФ устанавливает, что налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Аналогичные положения установлены п.3, 4 ст.409 Налогового кодекса РФ, о том, что направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В данном случае налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога на имущество за 2014-2016 годы (за три налоговых периода) направлено ДД.ММ.ГГГГ по месту жительства налогоплательщика. Установлен срок уплаты налога до ДД.ММ.ГГГГ.
Также, административному ответчику ДД.ММ.ГГГГ направлялось заказным письмом по месту жительства налогоплательщика уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога на имущество за 2014 год, сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, и ДД.ММ.ГГГГ заказным письмом направлялось Шаталову Д.О. уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога на имущество за 2015 год, установлен срок уплаты налога до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно статье 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (п. 1); заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2); рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п. 3).
В соответствии с п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно ч. 4 той же статьи требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
С учетом изложенного исковое заявление о взыскании налога могло быть подано налоговым органом в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, которое должно было быть направлено налогоплательщику в сроки, установленные в ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
Требование об уплате налога № от ДД.ММ.ГГГГ (за три налоговых периода) было направлено налоговым органом в адрес налогоплательщика заказным письмом ДД.ММ.ГГГГ с соблюдением положений ст.69 Налогового кодекса Российской Федерации и сроков, установленных п.1 ст.70 Налогового кодекса Российской Федерации. В требовании установлен срок для его исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
Также ДД.ММ.ГГГГ заказным письмом в адрес налогоплательщика направлялось требование № от ДД.ММ.ГГГГ, сроком уплаты ДД.ММ.ГГГГ.
Факт получения вышеназванных документов (налоговых уведомлений и требований) Шаталовым Д.О. при рассмотрении дела не оспорен, при этом до ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик был зарегистрирован по адресу: <адрес>, а затем только ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по месту настоящей регистрации.
Доказательств оплаты административным ответчиком налога на имущество физических лиц за 2014, 2015, 2016 год по уведомлению в срок до ДД.ММ.ГГГГ и по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ в срок до ДД.ММ.ГГГГ не имеется.
ДД.ММ.ГГГГ, то есть в срок, установленный пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, ИФНС по Октябрьскому району г.Барнаула обратилась к мировому судьей судебного участка № Индустриального района г.Барнаула с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании налога на имущество физических лиц за 2014, 2015, 2016 года. На основании данного заявления мировым судьей судебного участка № Индустриального района г.Барнаула ДД.ММ.ГГГГ был выдан судебный приказ, который определением мирового судьи судебного участка № Индустриального района г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ в связи с подачей возражений Шаталовым Д.О. относительно исполнения судебного приказа, был отменен.
После отмены судебного приказа ДД.ММ.ГГГГ административным истцом были произведены сторнирующие операции: сумма налога на имущество за 2015 год уменьшена до 1672 рублей (вместо 9029 рублей), а сумма налога на имущество за 2016 год уменьшена до 1162 рублей (вместо 10462 рублей).
С административным исковым заявлением истец обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая, что с учетом произведенного перерасчета общая сумма налога за три года превысила 3000 рублей только по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ (т.к. за 2014 сумма налога составила 194 рубля, за 2014, 2015 – 1866 рублей (194+1672), за 2014-2016 – 3028 рублей (194+1672+1162), а также принимая во внимание положения п.3 ст.409 и п.2 ст.52 Налогового кодекса РФ о том, что налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (в данном случае уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ направлено за налоговые периоды 2014-2016 годы), то срок на обращение с иском в суд, установленный ст.48 Налогового кодекса РФ, административным истцом не пропущен.
Таким образом, учитывая, что Шаталов Д.О. в 2014, 2015, 2016 году являлся плательщиком налога на имущество физических лиц, однако обязанность по уплате налога в установленный законом срок не исполнил, принимая во внимание соблюдение налоговым органом сроков обращения и порядка взыскания недоимки, суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания с административного ответчика недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2014, 2015, 2016 год в размере 3028 рублей, с учетом положений ч.1 ст.178 Кодекса административного судопроизводства РФ, не выходя за пределы заявленных требований.
На основании ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, от уплаты которых административный истец был освобожден, взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Статья 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации относит государственную пошлину к судебным расходам.
Таким образом, с Шаталова Д.О. в доход муниципального образования городской округ г.Барнаул подлежит взысканию госпошлина в сумме 400 рублей 00 копеек.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ИФНС России по Октябрьскому району г. Барнаула удовлетворить.
Взыскать с Шаталова Дмитрия Олеговича в пользу ИФНС России по Октябрьскому району г. Барнаула с зачислением в доход бюджета муниципального образования городского округа – города Барнаула недоимку по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2014, 2015, 2016 год в размере 3028 рублей.
Взыскать с Шаталова Дмитрия Олеговича в бюджет муниципального образования городского округа – города Барнаула государственную пошлину в размере 400 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Барнаула со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.И.Герлах
Мотивированное решение изготовлено 08.02.2019