дело № 2-1578/2023
УИД 26RS0035-01-2023-001863-71
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
25 сентября 2023 года г. Михайловск
Шпаковский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Толстикова А.Е., с участием помощника прокурора <данные изъяты> района Ставропольского края – ФИО1, представителя ответчика СНТ «<данные изъяты>» - ФИО1, представителя ответчика администрации <данные изъяты> – ФИО1, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора ООО «<данные изъяты>» - ФИО1, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора <данные изъяты> – ФИО1, при секретаре Черенковой А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску ставропольского межрайонного природоохранного прокурора к садоводческому некоммерческому товариществу «<данные изъяты>», <данные изъяты> о признании незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер по обращению с ТКО и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
ставропольский межрайонный природоохранный прокурор обратился с иском к СНТ «<данные изъяты>», <данные изъяты> с требованиями:
признать незаконным бездействие СНТ «<данные изъяты>», выразившееся в непринятии в период с ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время мер по созданию на территории СНТ «<данные изъяты>», мест (площадок) накопления ТКО, отвечающих требованиям СП 53.13330.2019, подаче заявки на включение таких площадок в муниципальный реестр и схему мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; заключению договора с региональным оператором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся на территории садового некоммерческого товарищества;
возложить на СНТ «<данные изъяты>» обязанность в срок не позднее шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: подать в <данные изъяты> заявку на включение места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в муниципальный реестр и схему мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; оборудовать контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов на территории СНТ «<данные изъяты>» в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства; направить региональному оператору ООО «<данные изъяты>» заявление о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами;
возложить на администрацию Шпаковского муниципального округа обязанность в срок не позднее одного месяца со дня поступления заявления согласовать садоводческому некоммерческому товариществу «<данные изъяты>» создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, либо определить для СНТ «<данные изъяты>» место размещения площадки накопления твердых коммунальных отходов.
В обоснование иска указал, что ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства, законодательства об отходах, в результате которой в деятельности СНТ «<данные изъяты>», выявлены нарушения названного законодательства.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в ст. 58 Конституции Российской Федерации.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет Федеральный закон от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», который peгулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 4 Закона № 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, среди прочего, земли, недра, почвы.
Статьей 51 Закона № 7-ФЗ и ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулируются законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра на почву; размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Положениями Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду.
Согласно ч. 1 ст. 24.6 Закона № 89 - ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Пунктом «в» статьи 8(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11. 2016г. № 1156 установлено, что региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся, среди прочего, в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, и на земельных участках, - лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
В соответствии с п. 5 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016г. № 269, категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом.
Приказом Министерства жилищно - коммунального хозяйства Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ. № определены объемы годового норматива накопления твердых коммунальных для садоводческих кооперативов, садово-огородных товариществ в объеме <данные изъяты> куб.м. на одного участника (члена) кооператива/товарищества.
Кроме того, согласно и. 5.10 Свода правил 53.13330.2019 «Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения» (СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения)», утвержденных приказом Минстроя России от 14.10.2019 № 618/пр (далее - СП 53.13330.2019), на территории ведения садоводства и за ее пределами запрещается организовывать свалки отходов. Органические отходы должны утилизироваться на садовых земельных участках. Для неутилизируемых отходов (стекло, металл, полиэтилен и др.) на земельных участках общего назначения должны быть предусмотрены площадки для установки контейнеров твердых коммунальных отходов (по таблице 5.1). Площадки должны быть огорожены с трех сторон глухим ограждением высотой не менее 1,5 м., иметь твердое покрытие и размещаться на расстоянии не менее 20 и не более 500 м. от границ участков.
Статьей 13.4 Закона № 89-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Пунктом 4 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018г. № 1039, предусмотрено, что в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29.07.2017г. № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» садовое некоммерческое товарищество может быть создано и вправе осуществлять свою деятельность для совместного владения, пользования и в установленных федеральным законом пределах распоряжения гражданами имуществом общего пользования, находящимся в их общей долевой собственности или в общем пользовании, а также для целей создания благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества, в том числе обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно ч. 5 ст. 14 Закона № 217-ФЗ, членские взносы членов товарищества могут быть использованы исключительно на расходы, связанные, среди прочего, с осуществлением расчетов с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании договоров, заключенного с товариществом с этими организациями.
Пунктом 6 ч. 7 ст. 18 Закона № 217 - ФЗ к полномочиям правления товарищества отнесено принятие решений о заключении договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Проверкой установлено, что в нарушение требований ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» ст.ст. 7, 14, 18 ст. 7 Федерального закона от 29.07.2017г. № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п. «в» ст. 8 (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016г. № 1156, п. 4 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018г. № 1039, приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 13.08.2021г. № 190, п. 5.10 СП 53.13330.2019, СНТ «<данные изъяты>» не приняты меры по обустройству на территории СНТ мест (площадок) накопления ТКО, отвечающих требованиям СП 53.13330.2019, заявки на включение таких площадок в муниципальный реестр и схему мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не направлены, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся на территории садового некоммерческого товарищества региональным оператором не заключен.
Бездействие СНТ «<данные изъяты>», выражающееся в непринятии мер по организации обращения с твердыми коммунальными отходами, образовавшимися на территории садового некоммерческого товарищества, нарушает конституционное право неопределенного круга лиц - граждан Российской Федерации, иных лиц на благоприятную окружающую среду, может привести к образованию несанкционированных (стихийных) свалок, ненадлежащему транспортированию и размещению отходов, что в силу ст. 45 ГПК РФ, является основанием для обращения прокурора в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Непринятие СНТ «<данные изъяты>» мер по организации контейнерной площадки, отсутствие договора на вывоз твёрдых коммунальных отходов с территории СНТ нарушает право граждан на экологическую безопасность, то есть состояние защищённости природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
В силу того, что СНТ «<данные изъяты>» не выполняются обязанности, возложенные на него вышеуказанным законодательством, они подлежат возложению на ответчика в судебном порядке. Согласно ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических и иных правоотношений.
Непринятие СНТ «<данные изъяты>» мер по организации контейнерной площадки, отсутствие договора на вывоз твёрдых коммунальных отходов с территории СНТ нарушает принцип единства законности, предусмотренный ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, как основной принцип реализации права, выражающийся в единообразном и неукоснительном исполнении требований законов, действующих на территории Российской Федерации.
В целях устранения выявленных нарушений, ДД.ММ.ГГГГ. председателю правления СНТ «<данные изъяты>» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.
ДД.ММ.ГГГГ. указанное представление рассмотрено председателем правления СНТ «<данные изъяты>». Согласно информации о результатах рассмотрения представления от ДД.ММ.ГГГГ., в СНТ «<данные изъяты>» отсутствует единый договор с региональным оператором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, и площадка для накопления твердых коммунальных отходов на территории товарищества.
Таким образом, СНТ «<данные изъяты>» мер по устранению нарушений законодательства об отходах, природоохранного законодательства, не принято.
В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора - территориального отдела <данные изъяты> не явился, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Принимая во внимание изложенное, а так же, что информация о дне судебного заседания в соответствии с ч. 7 ст. 113 ГПК РФ размещена на официальном сайте Шпаковского районного суда, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, учитывая необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (ст. 6.1 ГПК РФ), суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело при установленной явке.
Участвующий в деле прокурор в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика СНТ «<данные изъяты>» - ФИО1 в судебном заседании иск не признала.
Представитель ответчика <данные изъяты> – ФИО1 в судебном заседании просила суд вынести решение в соответствии с действующим законодательством.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора ООО «<данные изъяты>» - ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал, просил суд удовлетворить их в полном объеме.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора <данные изъяты> – ФИО1 в судебном заседании просила суд вынести решение в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Одно из исковых требований истцом сформулировано следующим образом: «… возложить на СНТ «<данные изъяты>» обязанность в срок не позднее шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: подать в <данные изъяты> заявку на включение места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в муниципальный реестр и схему мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов…».
В ходе рассмотрения дела истец данное требование не уточнил, соответствующих пояснений не представил.
Вместе с тем, исходя из общего смысла заявленных требований и обстоятельств дела, суд находит указание здесь на <данные изъяты> явной технической ошибкой и опиской, в связи с чем полагает вместо <данные изъяты> считать правильным указание на <данные изъяты> <данные изъяты>.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на благополучную окружающую среду.
Согласно преамбуле Федерального закона от 30.03.1999г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» он направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с ч.ч. 1, 4 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г. N 3 («Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (вместе с «СанПиН 2.1.3684-21. Санитарные правила и нормы...») утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
На территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.
Выбор места размещения контейнерной и (или) специальной площадки на территориях ведения гражданами садоводства и огородничества осуществляется владельцами контейнерной площадки в соответствии со схемой размещения контейнерных площадок, определяемой органами местного самоуправления.
Владелец контейнерной и (или) специальной площадки обеспечивает проведение уборки, дезинсекции и дератизации контейнерной и (или) специальной площадки в зависимости от температуры наружного воздуха, количества контейнеров на площадке, расстояния до нормируемых объектов в соответствии с приложением N 1 к Санитарным правилам.
Согласно ст. 18 Федерального закона от 29.07.2017г. N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям правления товарищества относятся, в том числе, принятие решений о заключении договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно материалам дела, ставропольской межрайонной природоохранной прокуратуры ДД.ММ.ГГГГ. председателю СНТ «<данные изъяты>» вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, в котором указано, что в нарушение требований ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.ст. 7, 14, 18 ст. 7 Федерального закона от 29.07.2017г. № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п. «в» ст. 8 (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016г. № 1156, п. 4 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018г. № 1039, приказа Министерства жилищно - коммунального хозяйства Ставропольского края от 13.08.2021г. № 190, п. 5.10 СП 53.13330.2019, СНТ «<данные изъяты>» не приняты меры по обустройству на территории СНТ мест (площадок) накопления ТКО, отвечающих требованиям СП 53.13330.2019, заявление на включение таких площадок в муниципальный реестр и схему мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не направлены, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении ТКО, образующихся на территории СНТ, с региональным оператором не заключен.
Согласно ответу председателя СНТ «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ. №, представление ставропольской межрайонной природоохранной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ. № № об устранении нарушений законодательства рассмотрено СНТ «<данные изъяты>», рассмотрено, приняты меры по устранению допущенных нарушений, а именно, подана заявка главе <данные изъяты> о согласовании с администрацией Шпаковского муниципального округа территории места (площадки) накопления ТКО на территории СНТ «<данные изъяты>» и для дальнейшего включения сведений о месте площадки накопления ТКО в реестр на территории <данные изъяты>
Как следует из сообщения председателя СНТ «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ. №, СНТ «<данные изъяты>» является некоммерческой организацией и не занимается производственной коммерческой деятельностью. Согласно закона ФЗ № 89 от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления», жилищно-коммунальное хозяйство готово работать с СНТ в качестве юридического о лица, так и с индивидуальными собственниками, тех домовладений, которые официально признаны жилыми. Так как в СНТ «<данные изъяты>» большинство домовладений имеют официальный статус «жилого», и заключены прямые договоры с региональным оператором по вывозу ТКО. Учитывая рельефную местность СНТ «<данные изъяты>» и протяженность улиц, дороги общего пользования, которые стоят на балансе СНТ, отсутствие иных земель общего пользования, согласно нормам закона, по установке контейнерных площадок не дают возможности выполнить данное требование. После определения места <данные изъяты> администрацией, которое можно использовать для размещения площадки ТКО будет подана заявка о включении площадок в реестр.
Согласно ответу <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. в соответствии с п. 13 Правил формирования и ведения реестра мест размещения (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и крупногабаритных отходов на территории Шпаковского муниципального округа, утвержденных постановлением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. №, лицо, создавшее место накопление ТКО, направляет в уполномоченный орган: заявку о согласовании с уполномоченным органом места накопления ТКО на территории Шпаковского муниципального округа для дальнейшего включения сведений о месте накопления ТКО в реестр на территории Шпаковского муниципального округа; копии документов, подтверждающие право собственности на место накопления ТКО. Заявок для дальнейшего включения сведений о месте накопления ТКО в реестр на территории Шпаковского муниципального округа и копии документов, подтверждающие право собственности на место накопления ТКО от СНТ «<данные изъяты>» не поступало.
Согласно сообщению <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. № о рассмотрении обращения председателя СНТ «<данные изъяты>» о согласовании площадки (места) накопления твердых коммунальных отходов в СНТ «<данные изъяты>», <адрес>, указано следующее. В связи с отсутствием возможности размещения площадки (места) для накопления твердых коммунальных отходов на территории СНТ «Орловка» по адресу: <адрес>, т.к. высокая плотность застройки и отсутствие возможности соблюдения требований необходимых расстояний от жилых домов (от 20-100 метров) в соответствии с требованиями санитарных правил, ТО Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <данные изъяты> выдано заключение о несоответствии места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (выданного от ДД.ММ.ГГГГ №) на территории СНТ «<данные изъяты>» <адрес>.
Согласно заключению <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. №, при визуальном осмотре установлено, что возможность размещения площадки (места) для накопления твердых коммунальных отходов на территории СНТ «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>, отсутствует, так как высокая плотность застройки и отсутствие возможности соблюдения требований необходимых расстояний от жилых домов (от 20 -100 метров) в соответствии с требованиями санитарных правил.
Как следует из сообщения территориального отдела <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. №, при визуальном осмотре было установлено, что возможность размещения площадки (места) для накопления твердых коммунальных отходов на территории СНТ «<данные изъяты>» по адресу: <адрес> отсутствует, т.к. высокая плотность застройки и отсутствие возможности соблюдения требований необходимых расстояний от жилых домов (от 20 – 100 метров) в соответствии с требованиями санитарных правил, таким образом, представленные к настоящему запросу материалы и документы не соответствуют требованиям законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в т.ч. санитарным правилам п.4 СанПиН 2.1. 3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических Мероприятий», в связи с чем в адрес <данные изъяты> ТО Управления было направлено заключение о несоответствии мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Также, согласно п.4 СанПиН 2.1. 3684-21 специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра. Расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров. В соответствии с п. 5 вышеуказанных санитарных правил выбор места размещения контейнерной и (или) специальной площадки на территориях ведения гражданами садоводства и огородничества осуществляется владельцами контейнерной площадки в соответствии со схемой размещения контейнерных площадок, определяемой органами местного самоуправления. Оценка соблюдения требований СП 53.13330.2019, в соответствии с которыми согласно исковому заявлению СНТ «Орловка» необходимо создать площадку ТКО в компетенцию Роспотребнадзора не входит.
Согласно акту осмотра прилегающей территории к СНТ «<данные изъяты>» <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. в результате визуального осмотра установлено: фактическое расстояние от жилых домов СНТ <данные изъяты> по адресу: <адрес> до проезжей части составляет от 2м до 12 метров, что не соответствует требованиям СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». Таким образом, отсутствует техническая возможность размещения (места0 для накопления ТКО на прилегающей территории к СНТ «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>, в связи с высокой плотностью застройки и отсутствием возможности соблюдения территорий необходимых расстояний от жилых домов (от 20 м - 100 метров) в соответствии с требованием п.4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Материалы дела свидетельствуют, что СНТ «<данные изъяты>» меры по устранению нарушений законодательства принимались, а именно председателем СНТ подана заявка главе Шпаковского муниципального округа о согласовании с администрацией Шпаковского муниципального округа территории места (площадки) накопления ТКО на территории СНТ «<данные изъяты>» и для дальнейшего включения сведений о месте площадки накопления ТКО в реестр на <данные изъяты>.
Согласно сообщениям администрации <данные изъяты>, а также территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по СК на территории СНТ «<данные изъяты>», по адресу: <адрес>, отсутствует возможность размещения площадки (места) для накопления твердых коммунальных отходов.
В ходе рассмотрения дела установлено, что в настоящее время на территории СНТ «<данные изъяты>», а так же на прилегающей к ней территории отсутствует площадка для сбора твердых коммунальных отходов СНТ «<данные изъяты>», оборудованная в соответствии с требованиями законодательства, что создает угрозу нарушения экологической безопасности.
Поскольку, в судебном заседании установлено, что на территории СНТ «<данные изъяты>», отсутствует возможность размещения площадки (места) для накопления твердых коммунальных отходов, суд полагает, что <данные изъяты> не лишена возможности и вправе разрешить вопрос о размещении такой площадки за пределами территории СНТ «<данные изъяты>».
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска в части требований о возложении на администрацию Шпаковского муниципального округа обязанность определить для садоводческого некоммерческого товарищества «<данные изъяты>» место размещения площадки накопления твердых коммунальных отходов.
На основании исследованных в судебном заседании доказательств, суд считает установленным, что СНТ «<данные изъяты>» приняты необходимые и возможные меры для определения и обустройства места для размещения твердых коммунальных отходов, однако, по не зависящим от СНТ «<данные изъяты>» обстоятельствам данный вопрос до настоящего времени не разрешен.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения требований в части признания незаконным бездействие СНТ «<данные изъяты>», выразившееся в непринятии в период с ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время мер по созданию на территории СНТ «<данные изъяты>», мест (площадок) накопления ТКО, подаче заявки на включение таких площадок в муниципальный реестр и схему мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; заключению договора с региональным оператором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся на территории садового некоммерческого товарищества и возложении обязанности подать заявку на включение места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в муниципальный реестр и схему мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; оборудовать контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов на территории СНТ «<данные изъяты>» в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства; направить региональному оператору ООО «<данные изъяты>» заявление о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>», <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>» ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 29 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░.