дело № 2а-172/2022
44RS0015-01-2022-000249-75
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
15 июля 2022 года с. Боговарово
Вохомский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Герасимова А.Л.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Картавщиковым В.В.,
с участием: заместителя прокурора Октябрьского района Костромской области Емельянова Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Октябрьского района Костромской области, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
у с т а н о в и л:
прокурор Октябрьского района Костромской области, действуя в порядке ст.ст. 39, 265.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) и ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992г № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” (далее - ИТС “Интернет”) на сайтах:
https://pesni.guru/text/%D0%B7%D0%B0%D1%85%D0%B0%D1%80-%D0%BC%D0%B0%D0%B9-%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B-%D1%85%D1%83%D0%B6%D0%B5-%D0%BF%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BE%D0%B2,
https://stihi.ru/2015/02/15/10024,
https://forum.blackbonus.online/threads/%F0%9F%94%A5%D0%90%D1%80%D0%B7%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%BE%D0%BF%D0%B3-%D0%96%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%BE%D0%BD%F0%9F%94%A5.4188/ и https://hd4.ldfilm3.xyz запрещенной к распространению на всей территории Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований указал, что данных интернет-сайтах размещена информация, пропагандирующая идеологию неформального молодежного криминализированного движения АУЕ («арестантское уркаганское единство», «арестантский уклад един»), информация, размещенная на сайтах, направлена на привлечение внимания к арестантскому укладу, положительного отношения к деструктивному движению среди населения, в том числе в молодежной среде, пропагандирующие идеологию неформального молодежного криминализированного движения АУЕ. Размещенные материалы на вышеуказанных интернет-сайтах, направлены на неограниченный круг лиц, вход на указанные сайты свободный, не требует пароля, ознакомиться с содержанием данных информационных сайтов может любой интернет-пользователь. Распространение информации на вышеуказанных сайтах создает угрозу Конституционному строю Российской Федерации, поскольку пропагандирует «философию воров в законе и тюремные понятия», ставя их выше законодательства Российской Федерации, подрывая авторитет легитимных органов исполнительной и судебной власти. К информации, запрещенной для распространения среди детей, помимо прочего, относится информация, оправдывающая противоправное поведение. Сведения о признании данной информации, запрещенной к распространению в Российской Федерации отсутствуют.
В судебном заседании заместитель прокурора Емельянова Е.А. уточнил административное исковое заявление, просил исключить о признании интернет-сайт https://hd4.ldfilm3.xyz незаконным, как не содержащего информации, запрещённой к распространению в Российской Федерации, в остальном исковые требования поддержал в полном объеме, уточнив правильность названия и адреса интернет сайтов, изложив свои доводы аналогично указанным в административном иске.
Представитель Управления Роскомнадзора по Костромской области Ольхов В.В. в судебное заседание не прибыл, в представленном отзыве на административное исковое заявление ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствии их представителя.
Учитывая, что реализация участниками административного судопроизводства своих прав не должна нарушать права и охраняемые законом интересы других участников процесса на справедливое судебное разбирательство в разумный срок, закрепленное ст. 6 КАС РФ и ст. 6 Европейской конвенции “О защите прав человека и основных свобод”, суд на основании ст. 150 КАС РФ, с учетом мнения представителя административного истца, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006г № 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” (далее по тексту - Закон от 27.07.2006г № 149-ФЗ) информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
На основании ч. 1 ст. 9 Закона от 27.07.2006г № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч.ч. 1 и 6 ст. 10 Закона от 27.07.2006г № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Решением Верховного суда Российской Федерации от 17.08.2020г удовлетворено административное исковое заявление Генерального прокурора Российской Федерации, движение “АУЕ” признано экстремистским его деятельность запрещена на территории Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона от 27.07.2006г № 149-ФЗ на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В силу ч.ч. 1 - 3 ст. 15.1 Закона от 27.07.2006г № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети “Интернет”, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система “Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети “Интернет” и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети “Интернет”, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено” (далее - реестр).
В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети “Интернет”, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети “Интернет”, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются: вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети “Интернет”, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно п. 2 ч. 5 этой же статьи основанием для включения в реестр соответствующих сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети “Интернет”, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Из материалов дела следует, что проведенный прокуратурой мониторинг сети Интернет установил наличие вышеуказанных сайтов, пропагандирующих уклад криминальной субкультуры “АУЕ” (международное движение “Арестантское уголовное единство”), признанное 17.08.2020г Верховным Судом Российской Федерации экстремистским и запрещенной на территории Российской Федерации.
Сайт представлен на русском языке, возможность изменения языка отсутствует. Целевой аудиторией является русскоязычное население. Информация об администраторах указанного публичного сообщества на сайте не размещена. Информация, размещенная на сайте, направлена на привлечение внимания к арестантскому укладу, а также на формирование положительного отношения к указанному деструктивному движению среди населения, в том числе в молодежной среде.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002г № 114-ФЗ “О противодействии экстремистской деятельности” на территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность.
В соответствии со ст. 20.29 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения является административным правонарушением и влечет административную ответственность.
Таким образом, информация, пропагандирующая идеологию неформального криминализированного движения АУЕ, размещенная на выявленных Интернет-сайтах, является экстремистской, пропагандирующая и способствующая совершение преступлений, нанося ущерб конституционному строю Российской Федерации.
Признавая требования прокурора, подлежащими удовлетворению, суд исходит из следующего.
В соответствии с требованиями, предусмотренными ст.ст. 9, 10, 15 Закона от 27.07.2006г № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
Положения ч. 1 ст. 9, ч.ч. 1, 6 ст. 10 Закона от 27.07.2006г № 149-ФЗ, гарантируя свободу распространения информации, предусматривают возможность установления ограничения доступа к информации федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, в том числе запрещая распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии со ст. 15.1 Закона от 27.07.2006г № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети “Интернет”, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, предусмотрено создание Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети “Интернет” и сетевых адресов (далее - Реестр), ведение которого постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012г № 1101 возложено на Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
При разрешении настоящего спора по существу, суд руководствуется требованиями действующего законодательства, оценив по правилам ст. 84 КАС РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, приходит к выводу об обоснованности заявленных административным истцом требований и их удовлетворении, поскольку наличие в свободном доступе в ИТС “Интернет” на выше указанных сайтах материалов, пропагандирующих уклад деструктивного движения “АУЕ”, признанного на территории Российской Федерации экстремистским, нарушает действующее законодательство, права неопределенного круга лиц - потребителей информационных услуг. Данная информация должна быть признана судом запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Распространение такой информации препятствует реализации целей и задач, преследуемых требованиями Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, и влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, в том числе <данные изъяты>, в связи с чем, подлежит включению в единую автоматизированную информационную систему “Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети “Интернет” и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети “Интернет”, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено”.
Руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 265.5 КАС РФ,
р е ш и л:
административное исковое заявление прокурора Октябрьского района Костромской области Филиппова Н.М. удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в сети “Интернет” на сайтах:
https://pesni.guru/text/%D0%B7%D0%B0%D1%85%D0%B0%D1%80-%D0%BC%D0%B0%D0%B9-%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B-%D1%85%D1%83%D0%B6%D0%B5-%D0%BF%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BE%D0%B2,
https://stihi.ru/2015/02/15/10024,
https://forum.blackbonus.online/threads/%F0%9F%94%A5%D0%90%D1%80%D0%B7%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%BE%D0%BF%D0%B3-%D0%96%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%BE%D0%BD%F0%9F%94%A5.4188/, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Решение суда о признании информации запрещенной обратить к немедленному исполнению.
Копию решения суда с отметкой о вступлении в законную силу направить в адрес Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации по Костромской области - Управление Роскомнадзора по Костромской области для внесения информации о вышеуказанных доменных именах в единую автоматизированную информационную систему “Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети “Интернет” и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети “Интернет”, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено”.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Костромской областной суд через Вохомский районный суд Костромской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: - подпись.
Копия верна. Судья: А.Л. Герасимов
Мотивированное решение составлено 15.07.2022г