УИД 19RS0001-02-2024-000947-09
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дело 2-1950/2024
г. Абакан 26 марта 2024 г.
Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Земба М.Г.,
при секретаре Морозовой Д.С.,
с участием представителя истца Байкаловой Т.И., представителя ответчика Стребкова Ю.Ю., третьего лица Варданяна Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Варданян А.Е. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия о признании решения незаконным, государственного сертификата на материнский (семейный) капитал – недействительным, возложении обязанности выдать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал,
УСТАНОВИЛ:
Варданян А.Е. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия (далее – ОСФР по РХ, Отделение, Фонд) о признании решения незаконным, государственного сертификата на материнский (семейный) капитал – недействительным, возложении обязанности выдать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, мотивируя требования, что, являясь гражданкой Армении, ДД.ММ.ГГГГ она заключила брак с гражданином России Варданяном Г.В., после чего сменила фамилию с <данные изъяты> на Варданян. ДД.ММ.ГГГГ на территории Армении в семье Варданян родились дети ФИО2 и ФИО3. Однако ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 умер, а ДД.ММ.ГГГГ умер и ФИО2. ДД.ММ.ГГГГ уже на территории России в семье Варданян родился сын ФИО4, который приобрел гражданство РФ на основании п. «в» ч. 1 ст. 12 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». ДД.ММ.ГГГГ у Варданян А.Е. и Варданяна Г.В. также на территории России родился сын ФИО5, который приобрел гражданство РФ на основании п. «а» ч. 1 ст. 12 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». На основании решения Отделения № 3325 от 12.10.2022 Варданян А.Е. выдан сертификат на материнский (семейный) капитал серии МК-Э-014-2022 № на сумму 524 527,90 руб. Не согласившись с принятым Фондом решением, Варданян А.Е. обратилась к ответчику с заявлением, на что получила ответ о том, что у истца возникло право на дополнительные меры государственной поддержки в связи с рождением третьего ребенка ДД.ММ.ГГГГ года рождения, оснований для исключения первых двух детей при определении права на дополнительные меры государственной поддержки не имеется; размер материнского (семейного) капитала был установлен в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 256-ФЗ и с учетом индексации на 28.11.2022 в сумме 524 527,90 руб. Полагая, что она имеет право на получение материнского (семейного) капитала в связи с рождением второго ребенка ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поскольку первые дети, родившиеся в семье Варданян и вскоре умершие, никогда гражданами России не являлись, Варданян А.Е. просит признать решение Отделения № 3325 от 12.10.2022 незаконным, а сертификат на материнский (семейный) капитал серии МК-Э-014-2022 № на сумму 524 527,90 руб. – недействительным, возложить на ответчика обязанность принять решение и выдать Варданян А.Е. сертификат на материнский (семейный) капитал в связи с рождением детей ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а также взыскать с Фонда в свою пользу расходы на оплату услуг представителя в размере 22 000 руб.
Определением судьи от 29.02.2024 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Варданян Г.В.
Истец Варданян А.Е., ее представитель по доверенности Дьяченко Е.И. в судебное заседание не явились, будучи извещенными о времени и месте его проведения надлежащим образом. Варданян А.Е. направила для участия в деле представителя Байкалову Т.И., Дьяченко Е.И. о причинах неявки не сообщила. С учетом мнения участников процесса, руководствуясь положениями ст.ст. 48, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд определил о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель истца Байкалова Т.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала исковые требования по доводам и основаниям, изложенным в иске, дополнительно пояснила, что истец с супругом соглашение на признание их детей, родившихся на территории Армении, гражданами России не заключали, ФИО2 и ФИО3 гражданами России не признавались. Варданян А.Е. также была гражданкой Армении и гражданства России при рождении первых трех детей не имела. Признание выданного сертификата недействительным и выдача нового сертификата необходимо истцу в целях увеличения суммы материнского (семейного) капитала. Просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика ОСФР по РХ Стребков Ю.Ю., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, указывая о том, что на момент вынесения решения о выдаче истцу сертификата у Фонда имелись сведения из органов ЗАГС о том, что ребенок, на которого истцом подано заявление, является четвертым ребенком в семье по рождению. В связи с чем Отделением было определено право Варданян А.Е. на получение материнского (семейного) капитала на основании п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 256-ФЗ. Законодатель связывает право на получение материнского (семейного) капитала с фактом наличия гражданства у материи и ребенка, который дает такое право, то есть в данном случае это третий ребенок. Требований к гражданству предыдущих детей законодателем не предъявляется. В связи с чем представитель ответчика просил в удовлетворении иска отказать.
Третье лицо Варданян Г.В. в судебном заседании полагал, что исковые требования подлежат удовлетворению, так как рожденные Варданян А.Е. в Армении дети гражданами России не признавались, с таким заявлением в Консульство России они с женой не обращались. Его жена также имела гражданство Армении, а у него было два гражданства – Армении и России. На территории России Варданян А.Е. родила только двоих детей.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь, предоставляются в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее – Федеральный закон № 256-ФЗ).
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона № 256-ФЗ (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) материнский (семейный) капитал – средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона № 256-ФЗ документом, подтверждающим право на дополнительные меры государственной поддержки, является государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 256-ФЗ право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:
1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;
2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;
3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года;
4) женщин, родивших (усыновивших) первого ребенка начиная с 1 января 2020 года;
5) мужчин, являющихся единственными усыновителями первого ребенка, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2020 года;
6) мужчин, воспитывающих второго, третьего ребенка или последующих детей, рожденных начиная с 1 января 2007 года, и являющихся их отцами (усыновителями), в случае смерти женщины, не имевшей гражданства Российской Федерации, родившей указанных детей, либо объявления ее умершей;
7) мужчин, воспитывающих первого ребенка, рожденного начиная с 1 января 2020 года, и являющихся отцами (усыновителями) указанного ребенка, в случае смерти женщины, не имевшей гражданства Российской Федерации, родившей указанного ребенка, либо объявления ее умершей.
Как указано в ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 256-ФЗ, материнский (семейный) капитал устанавливается в следующих размерах:
1) 466 617 рублей при условии, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникло до 31 декабря 2019 года включительно;
2) 466 617 рублей в случае рождения (усыновления) первого ребенка начиная с 1 января 2020 года. В случае рождения (усыновления) второго ребенка начиная с 1 января 2020 года при условии, что первый ребенок был рожден (усыновлен) также начиная с 1 января 2020 года, размер материнского (семейного) капитала увеличивается на 150 000 рублей и составляет в общей сумме 616 617 рублей;
3) 616 617 рублей в случае рождения (усыновления) второго ребенка начиная с 1 января 2020 года при условии, что первый ребенок был рожден (усыновлен) до 1 января 2020 года;
4) 616 617 рублей в случае рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2020 года при условии, что ранее право на дополнительные меры государственной поддержки не возникло.
Размер материнского (семейного) капитала ежегодно пересматривается с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год в соответствии с коэффициентом индексации, определяемым Правительством Российской Федерации. В таком же порядке осуществляется пересмотр размера оставшейся части суммы средств материнского (семейного) капитала (ч. 2 ст. 6 Федерального закона № 256-ФЗ).
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ между гражданином России Варданяном Г.В. и гражданкой Армении ФИО12 в Отделе ЗАГС <данные изъяты> заключен брак, после регистрации брака жене присвоена фамилия Варданян (свидетельство о заключении брака серии <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> Республики Армения у гражданки Армении Варданян А.Е. и гражданина Армении Варданяна Г.В., также имеющего гражданство России, родились дети ФИО2 и ФИО3, что подтверждается справками о регистрации актов о рождении (переведены на русский язык, перевод заверен нотариусом).
Согласно свидетельствам о смерти, выданным на территории Республики Армения и переведенным на русский язык, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умер, а ДД.ММ.ГГГГ умер и ФИО3.
ДД.ММ.ГГГГ у гражданки Армении Варданян А.Е. и гражданина России Варданяна Г.В. родился сын ФИО4, который на основании решения ОВМ ОМВД по г. Черногорску от 13.05.2019 № 204 приобрел гражданство Российской Федерации на основании п. «в» ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 62 от 31.05.2002 «О гражданстве российской Федерации» (свидетельство о рождении серии <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ у гражданки России Варданян А.Е. и гражданина России Варданяна Г.В. родился сын ФИО5, который на основании решения ОВМ ОМВД по г. Черногорску от 04.10.2022 приобрел гражданство Российской Федерации на основании п. «а» ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 62 от 31.05.2002 «О гражданстве российской Федерации» (свидетельство о рождении серии <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ).
На основании решения Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия (в настоящее время – Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия) от 12.10.2022 № 3325 Варданян А.Е. выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии МК-Э-014-2022 №, дающий право на получение материнского (семейного) капитала в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 256-ФЗ в размере 524 527,90 руб., размер которого с учетом индексации по состоянию на 26.03.2024 составляет 630 380,78 руб.
Истец с таким решением не согласилась, в связи с чем обратилась в Отделение и получила ответ от 29.11.2022 о том, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникло у нее в связи с рождением третьего ребенка ДД.ММ.ГГГГ года рождения, оснований для исключения первых двух детей из подсчета при определении права на дополнительные меры государственной поддержки не имеется; размер материнского (семейного) капитала в сумме 524 527,90 руб. был установлен ей с применением норм п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 256-ФЗ и с учетом индексации на 28.11.2022; ее право на дополнительные меры государственной поддержки определено правильно в соответствии с нормами действующего законодательства.
Не согласившись с таким ответом Фонда, Варданян А.Е. обратилась с настоящим иском в суд, указывая о том, что ее право на дополнительные меры государственной поддержки должно быть определено в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 256-ФЗ, поскольку на территории России она родила только двоих детей 2019 и 2022 годов рождения, а рожденные ею в Армении дети никогда гражданами России не являлись, более того, на момент рождения третьего ребенка она также не являлась гражданкой России, соответственно, право на получение материнского (семейного) капитала у нее возникло только после рождения на территории России второго ребенка (четвертого по рождению), когда она уже являлась гражданкой Российской Федерации.
Согласно разъяснениям Верховного суда РФ, приведенным в Обзоре судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22.06.2016) право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при наличии гражданства Российской Федерации на дату рождения (усыновления) ребенка как у женщины, родившей (усыновившей) ребенка, так и у ребенка, с рождением (усыновлением) которого закон связывает возникновение этого права.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 25.01.2018 № 175-О, право на указанные меры социальной поддержки возникает согласно статье 3 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» у граждан Российской Федерации, перечисленных в части 1 данной статьи, при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего (имеющих) гражданство Российской Федерации, со дня рождения (усыновления) второго, третьего или последующих детей (части 1 и 7).
Из анализа указанного законоположения в системной связи с иными предписаниями названного Федерального закона (в частности, преамбулой и частью 7 статьи 3, согласно которой право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей) следует, что законодатель, исходя из целей установления дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, признает юридически значимым для приобретения права на дополнительные меры государственной поддержки факт рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей женщиной – гражданкой Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 действовавшего до 25.10.2023 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», ребенок приобретает гражданство по рождению, если на день рождения ребенка: оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка); один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка); один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства; оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство.
Вместе с тем, как установлено судом, ФИО2 и ФИО2 родились на территории Армении, на момент их рождения их мать Варданян А.Е. являлась гражданкой Армении, а отец Варданян Г.В. имел гражданство России.
Из сообщения начальника Управления по вопросам миграции МВД по Республике Хакасия от 20.03.2024 следует, что ФИО2 и ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения не имели оснований для приобретения гражданства Российской Федерации по рождению; их законные представители Варданян Г.В. и Варданян А.Е. в МВД по РХ с заявлениями о приобретении гражданства Российской Федерации в отношении ФИО2 и ФИО2 не обращались.
Согласно положениям ст. 5 Федерального закона № 256-ФЗ государственный сертификат на материнский (семейный) капитал выдается лицу при возникновении соответствующего права на дополнительные меры государственной поддержки.
Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу, что после рождения сына ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения у Варданян А.Е. не возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, в связи с чем выдача ей государственного сертификата на материнский (семейный) капитал серии МК-Э-014-2022 № от 12.10.2022 на основании решения Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия (в настоящее время – Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия) № 3325 от 12.10.2022 является незаконной, а потому данное решение Фонда суд находит правильным признать незаконным, а выданный Варданян А.Е. сертификат серии МК-Э-014-2022 № – недействительным.
При этом, учитывая, что первого ребенка на территории России Варданян А.Е. родила в 2019 году, а второго – в 2022 году, при этом оба ребенка являются гражданами России и на момент рождения ребенка в 2022 году Варданян А.Е. также имела гражданство Российской Федерации, у нее возникло право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 256-ФЗ после рождения ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В связи с чем суд считает возможным возложить на Отделение обязанность принять решение о выдаче и выдать Варданян А.Е. государственный сертификат на материнский (семейный) капитал в связи с рождением детей ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Рассматривая требование истца о возмещении судебных расходов, суд на основании ч. 1 ст. 98, ч. 1 ст. 100 ГПК РФ, оценивая разумность и обоснованность заявленной суммы расходов на услуги представителя, объем выполненной представителем истца работы (составление искового заявления, участие в подготовке дела к судебному разбирательству и в судебном заседании), уровень сложности дела, совокупность представленных стороной истца в подтверждение своей правовой позиции документов, принимая во внимание, что исковые требования удовлетворены, полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца расходы на оплату услуг представителя, подтвержденные договором поручения от 29.01.2024, содержащим расписку в получении денежных средств по нему в сумме 22 000 руб., в размере 13 000 руб. (5 000 руб. – за составление иска, 3 000 руб. – за участие в подготовке, 5 000 руб. – за участие в судебном заседании), именно такую сумму судебных расходов при изложенных обстоятельствах суд находит разумной, справедливой и соразмерной объему оказанной юридической помощи.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Варданян А.Е. удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия (в настоящее время – Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия) № 3325 от 12.10.2022 о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
Признать недействительным государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии МК-Э-014-2022 № от 12.10.2022, выданный Варданян А.Е..
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия принять решение о выдаче и выдать Варданян А.Е. государственный сертификат на материнский (семейный) капитал в связи с рождением детей ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия в пользу Варданян А.Е. судебные расходы в размере 13 000 (тринадцать тысяч) рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Хакасия через Абаканский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий М.Г. Земба
Мотивированное решение изготовлено 02 апреля 2024 года.