Решение по делу № 33-1815/2023 от 11.04.2023

Председательствующий по делусудья Быкова Ю.В. Дело №33-1815-2023(в суде первой инстанции №2-74-2023)УИД 75RS0029-01-2022-002209-50

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

    председательствующего судьи        Радюк С.Ю.,

    судей краевого суда            Подшиваловой Н.С., Казакевич Ю.А.

    при секретаре                Максимовой М.А.

    рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Чите 8 июня 2023 г. гражданское дело по иску прокурора Нерчинского района в интересах Блинникова Н. Ю., Блинниковой Е. П.,                    Блинникова А. Н. к администрации городского поселения «Приисковское» муниципального района «Нерчинский район» Забайкальского края, Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края о понуждении к действию,

по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края Лыткиной А.С.

на решение Нерчинского районного суда Забайкальского края от 2 февраля 2023 г., которым постановлено иск прокурора Нерчинского района в интересах Блинникова Н. Ю., Блинниковой Е. П. к администрации городского поселения «Приисковское» муниципального района «Нерчинский район» Забайкальского края, Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края о понуждении к действию удовлетворить.

Признать за Блинниковым Н. Ю., Блинниковой Е. П. право на получение выплат на приобретение жилого помещения.

Обязать администрацию городского поселения «Приисковское» муниципального района «Нерчинский район» включить Блинникова Н. Ю., <Дата> г.р., Блинникову Е. П., <Дата> г.р., в список граждан, лишившихся жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации, имеющих право на получение выплат на приобретение жилого помещения.

Обязать Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края произвести Блинникову Н. Ю., <Дата> г.р., Блинниковой Е. П., <Дата> г.р., выплату на приобретение жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Забайкальского края от 14 сентября 2021 г. №362 «О некоторых вопросах финансового обеспечения мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) пресечения террористических актов правомерными действиями».

Прекратить производство по иску в части требований прокурора в защиту интересов истца Блинникова А. Н. в связи со смертью истца.

Заслушав доклад судьи Радюк С.Ю., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

    Прокурор Нерчинского района Забайкальского края обратился в суд с иском в интересах Блинникова Н. Ю., Блинниковой Е. П., Блинникова А. Н. к администрации городского поселения «Приисковское» муниципального района «Нерчинский район» Забайкальского края, Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края. В обоснование иска указано, что в феврале 2022 года на территории Нерчинского района участились случаи подтопления жилых домов в связи с естественным выходом подземных вод на земную поверхность, в связи с чем на основании постановления администрации муниципального района «Нерчинский район» от 19 февраля 2022 г. №6 на территории района введен режим чрезвычайной ситуации. Так, 9 марта 2022 г. произошло подтопление жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. В соответствии с постановлением администрации муниципального района «Нерчинский район» от 15 марта 2022 г. №13, жилой дом, расположенный по адресу <адрес> вошел в границы зоны чрезвычайной ситуации. Согласно заключению межведомственной комиссии от 12 мая 2022 г. жилое помещение по адресу: <адрес> признано аварийным, степень износа составляет 63%. Вместе с тем, в настоящее время лица, зарегистрированные и проживающие по указанному адресу, в список граждан, имеющих право на получение государственных жилищных сертификатов, не включены.

    Уточнив исковые требования, просил признать за Блинниковым Н. Ю., Блинниковой Е. П., Блинниковым А. Н. право на получение выплат на приобретение жилого помещения;

    обязать администрацию городского поселения «Приисковское» муниципального района «Нерчинский район» включить Блинникова Н. Ю., <Дата> г.р., Блинникову Е. П., <Дата> г.р., Блинникова А. Н., <Дата> г.р., в список граждан, лишившихся жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации, имеющих право на получение выплат на приобретение жилого помещения;

    обязать Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края произвести Блинникову Н. Ю., <Дата> г.р., Блинниковой Е. П., <Дата> г.р., Блинникову А. Н., <Дата> г.р. выплату на приобретение жилого помещения (л.д.4-7, 82-83).

    Судом постановлено приведенное выше решение (л.д.101-109).

    В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края Лыткина А.С. просит решение суда отменить. Указывает, что протоколом заседания правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 18 марта 2022 г. №1 принято решение отнести обстановку, обусловленную наледными явлениями в ноябре-декабре 2021 года, в том числе на территории Нерчинского района Забайкальского края, к чрезвычайной ситуации федерального характера. Однако, обстановка, сложившаяся с января по май 2022 года на территории Забайкальского края не отнесена к чрезвычайной ситуации федерального характера, что подтверждается письмом МЧС России от 9 июня 2022 г. №43-3378-9. Поэтому оказать меру социальной поддержки, предусмотренную постановлением Правительства Забайкальского края от 14 сентября 2021 г. №362, не представляется возможным. Режим чрезвычайной ситуации в результате выхода грунтовых вод на территории муниципального района «Нерчинский район» введен постановлением администрации муниципального района «Нерчинский район» от 19 февраля 2022 г. №6 и является чрезвычайной ситуацией местного значения (л.д.117-118).

    В судебное заседание не явились истцы: Блинников Н.Ю.,                        Блинникова Е.П., представители ответчиков: администрации городского поселения «Приисковское» муниципального района «Нерчинский район» Забайкальского края, Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении слушания дела не просили.

    Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть гражданское дело при данной явке.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, против которых возражал процессуальный истец Выскубова С.А., судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что постановлением администрации муниципального района «Нерчинский район» от 19 февраля 2022 г. №6 введен режим чрезвычайной ситуации в границах муниципального района «Нерчинский район». Установлен местный уровень реагирования.

Постановлением администрации муниципального района «Нерчинский район» от 15 марта 2022 г. №13 определены границы зоны чрезвычайной ситуации, куда вошел, в том числе, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.

Собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> является Блинников Н.Ю. (л.д.58-61).

В указанном жилом помещении зарегистрированы Блинников Н.Ю., Блинникова Е.П., Блинников А.Н. (л.д.40, 43, 47), иного жилого помещения истцы не имеют (л.д.53-61).

Из актовой записи о смерти следует, что истец Блинников А. Н. умер <Дата> (л.д.74).

Согласно заключению межведомственной комиссии от 12 мая 2022 г. установлено, что жилое помещение по адресу: <адрес> признано непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в связи с выходом грунтовых вод и образованием наледных явлений в зимний период 2021-2022 года (л.д.17-18).

Отказ в предоставлении меры социальной поддержки послужил поводом для обращения прокурора с иском в суд в защиту законных интересов истцов.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что истцы постоянно проживали на момент возникновения чрезвычайной ситуации в жилом помещении, расположенном в зоне чрезвычайной ситуации, которое пострадало в результате чрезвычайной ситуации; зарегистрированы в этом жилом помещении; жилое помещение в установленном порядке признано непригодным для проживания вследствие чрезвычайной ситуации; у истцов в собственности иного жилого помещения не имеется, мерой поддержки по обеспечению жильем в связи с утратой этого жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации истцы не воспользовались, истцы обращались в орган местного самоуправления с заявлением о включении в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации и имеющих право на получение мер социальной поддержки, однако выплат в связи с утратой этого жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации не получили.

Поскольку прокурор обратился с иском в суд 22 декабря 2022 г., а предельный срок оказания мер социальной поддержки установлен до                        31 декабря 2022 г. суд посчитал установленный срок не пропущенным.                        В данной части решение суда не обжалуется.

Судебная коллегия не находит правовых оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку они постановлены с учетом полно и правильно установленных обстоятельств дела, при надлежащей оценке представленных в дело доказательств, соответствующей положениям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при применении норм материального права, подлежащих применению в данном деле, при отсутствии процессуальных нарушений.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями (постановление от 16 октября 2019 г. №1327, далее – Правила №1327).

Названные Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, а также на возмещение понесенных бюджетами субъектов Российской Федерации до предоставления трансфертов затрат, направленных на реализацию мероприятий (пункт 1).

Порядок и условия предоставления выплат гражданам на приобретение или строительство ими жилых помещений, осуществление такими гражданами капитального ремонта поврежденных жилых помещений, передачи гражданам жилых помещений, на финансовое обеспечение приобретения и (или) строительства которых предоставляются трансферты, устанавливаются высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации (пункт 15).

В развитие названных Правил постановлением Правительства Забайкальского края от 14 сентября 2021 г. №362 утверждены Правила предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями (далее – Правила №362).

Правила устанавливают порядок и условия предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями (пункт 1).

Правила предусматривают предоставление выплат гражданам, утратившим жилые помещения, на приобретение ими жилых помещений или строительство жилых помещений (подпункты 1, 2 пункта 3 Правил №362).

В соответствии с пунктом 4 Правил №326 право на получение мер социальной поддержки имеют граждане, признанные пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации:

1) граждане, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, которые не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Забайкальского края жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ                    «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;

2) граждане, имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;

3) граждане, не являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими на день введения режима чрезвычайной ситуации, относящиеся к членам семей граждан, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, а также граждане, относящиеся к членам семей граждан, указанных в подпункте 2 настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.

К членам семей относятся зарегистрированные по месту жительства либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими в утраченном жилом помещении на день введения режима чрезвычайной ситуации совместно с ними их супруг или супруга, дети и родители этих граждан, а также признанные решением суда членами семей граждан иные лица, если они были вселены в качестве члена семьи в жилое помещение, которое впоследствии было утрачено в результате чрезвычайной ситуации (пункт 5 Правил №362).

Под утраченными жилыми помещениями понимаются жилые помещения независимо от формы собственности, которые повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями и признаны непригодными для проживания в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. №47, либо утрачены (разрушены) (абзац 2 пункта 2 Правил №1327).

Предельный срок оказания мер социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, - не позднее 31 декабря года, следующего за годом введения режима чрезвычайной ситуации (пункт 6(1) Правил №362).

Меры социальной поддержки предоставляются гражданам в соответствии со списками семей и граждан, которые утверждены Губернатором Забайкальского края (пункт 12 Правил №362).

Списки формируются Министерством строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края (пункт 13 Правил №362).

Раздел 2 Правил №362 определяет порядок формирования соответствующих списков. Для включения в список гражданин обращается в администрацию муниципального образования (пункт 19 Правил №362). Администрация муниципального образования в течение 5 рабочих дней после принятия решения о включении гражданина в соответствующий список направляет в Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края утвержденный список по муниципальному образованию (пункт 34 Правил №362). На основании списков по муниципальным образованиям, представленных администрациями муниципальных образований, Министерство формирует соответствующие списки по Забайкальскому краю, которые направляются Губернатору Забайкальского края на утверждение (пункт 35 Правил №362).

Администрация муниципального образования направляет в Министерство надлежащий пакет документов с ходатайством о перечислении на указанные в заявлении счета граждан выплаты либо дополнительной выплаты (пункт 37 Правил №362).

В течение 5 рабочих дней со дня доведения Министерством финансов Забайкальского края предельных объемов финансирования Министерство на основании ходатайства о перечислении выплаты либо дополнительной выплаты и заявления, представленного гражданином в администрацию муниципального образования, перечисляет средства выплаты на специальный счет (пункт 38 Правил №362), с которого, при соблюдении условий, установленных пунктами 41-58 Правил №362, администрация муниципального образования направляет извещение в кредитную организацию о необходимости перечисления денежных средств со специального счета в безналичной форме на соответствующий банковский счет продавца жилого помещения по договору купли-продажи; организации-застройщика многоквартирного жилого дома по договору участия в долевом строительстве; юридического лица, осуществлявшего строительство индивидуального жилого дома, по договору строительного подряда (пункт 59 Правил №362).

Таким образом, Правилами №362 определен порядок предоставления выплат гражданам, в том числе утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации. Условием предоставления меры социальной поддержки является отсутствие иного пригодного для проживания жилого помещения в собственности (доли в праве собственности) гражданина. Для получения выплаты гражданин должен обратиться в администрацию муниципального образования, которая составляет список нуждающихся в предоставлении мер социальной поддержки граждан и направляет его в Министерство строительства, дорожного хозяйства Забайкальского края, которое направляет списки, поступившие от муниципальных образований Губернатору Забайкальского края, и затем перечисляет средства для выплат по ходатайствам администраций муниципальных образований.

Судебная коллегия находит несостоятельными доводы апелляционной жалобы представителя ответчика о невозможности предоставления мер социальной поддержки в соответствии с Правилами №362, поскольку чрезвычайная ситуация, сложившаяся в Нерчинском районе с января по май 2022 года, не признана чрезвычайной ситуацией федерального характера, а является чрезвычайной ситуацией местного значения.

Ни правила №1327, ни Правила №362 не разграничивают уровни чрезвычайной ситуации, при возникновении которых гражданам предоставляются меры социальной поддержки. Правилами №362 определены условия признания граждан пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, порядок формирования списков, порядок предоставления мер социальной поддержки. По данному делу установлено, что истцы не имеют иного пригодного для проживания жилого помещения в собственности, обратились за предоставлением мер социальной поддержки в пределах срока, установленного Правилами №362, то есть соответствуют необходимым критериям и имеют право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Правилами №362.

Из протокола заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 18 марта 2022 г. №1 следует, что предметом рассмотрения явилась обстановка, обусловленная паводком, вызванным сильными дождями, прошедшими в мае – августа 2021 года на территории Забайкальского края, которая была отнесена к чрезвычайной ситуации федерального характера (л.д.152-157).

В данном деле предметом рассмотрения является утрата истцами жилого помещения в связи с чрезвычайной ситуацией в феврале – марте 2022 года.

Поэтому распространить действие названного протокола на указанную чрезвычайную ситуацию не представляется возможным.

Не опровергают постановленных в настоящем определении выводов ответы на запросы от Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края от 15 мая 2023 г. и от администрации городского поселения «Приисковское» от 24 мая 2023 г., которые были истребованы судебной коллегией для проверки доводов апелляционной жалобы представителя ответчика.

Согласно ответу Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края от 15 мая 2023 г., режим чрезвычайной ситуации в период 2022 года на территории муниципального района «Нерчинский район» введен постановлением администрации муниципального района «Нерчинский район», является чрезвычайной ситуацией местного значения. Таким образом, ликвидация последствий чрезвычайной ситуации является расходным обязательством администрации муниципального района «Нерчинский район».

Согласно ответу администрации городского поселения «Приисковское» от 24 мая 2023 г. оказание мер социальной поддержки осуществляется за счет средств федерального бюджета, предоставленных бюджету Забайкальского края в соответствии с Правилами №362. На местном уровне меры социальной поддержки нормативными актами не предусмотрены. Администрация городского поселения «Приисковское» принимала в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в границах городского поселения, а именно – были составлены акты осмотра жилых помещений, сформированы списки пострадавших и переданы в Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края.

При изложенных обстоятельствах судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика Лыткиной А.С. – без удовлетворения.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

    Решение Нерчинского районного суда Забайкальского края от 2 февраля 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края Лыткиной А.С. – без удовлетворения.

    Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции – Нерчинский районный суд Забайкальского края.

Председательствующий

Судьи

Апелляционное определение изготовлено 23 июня 2023 г.

12.04.2023Передача дела судье
16.05.2023Судебное заседание
08.06.2023Судебное заседание
28.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.06.2023Передано в экспедицию
08.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее