Судья Беспалов О.В. дело № 2-511/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Троицкое 18 октября 2021 года
Целинный районный суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Беспалова О.В.,
при секретаре Цебековой О.В.,
с участием представителя истца Бадма-Горяева <данные изъяты>
представителя ответчика Бадмаевой <данные изъяты>
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия к Монькаеву Евгению Александровичу о взыскании денежных средств, выделенных на приобретение жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия (далее по тексту Министерство) обратилось в суд с указанным исковым заявлением, мотивируя тем, что решением Межведомственной комиссии по обеспечению ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, жилыми помещениями от 09 сентября 2020 г. в целях оказания государственной финансовой поддержки по обеспечению жильём отдельным категориям граждан за счёт средств федерального бюджета в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5- ФЗ «О ветеранах», постановлением Правительства Республики Калмыкия от 26.05.2006 г. № 190 «О Порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий» Монькаеву Е.А. предоставлена субсидия в размере 590 598 руб. В период с 17 по 21 мая 2021 года комиссией ФКУ «Объединённая дирекция» Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации проведена проверка по реализации мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение жилых помещений за счёт средств федерального бюджета гражданам, перед которыми имеются федеральные жилищные обязательства органами исполнительной власти Республики Калмыкия. Проверкой установлено, что Монькаеву <данные изъяты> принадлежит на праве собственности земельный участок (вид разрешённого использования - под индивидуальное жилищное строительство), расположенный по адресу: <данные изъяты> (общая площадь - 948 кв.м.). Государственная регистрация права собственности осуществлена 12 февраля 2019 года в соответствии с постановлением Администрации Целинного районного муниципального образования Республики Калмыкия от 12 декабря 2018 г. № <данные изъяты>, которым Монькаеву <данные изъяты> бесплатно предоставлен указанный земельный участок под индивидуальное жилищное строительство. В связи с данными обстоятельствами, Монькаев <данные изъяты> являясь собственником указанного земельного участка, утратил основания состоять на учёте в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и подлежал снятию с указанного учёта.
В соответствии с пунктом 3.2. статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» на получение государственных мер социальной поддержки в улучшении жилищных условий могут претендовать только ветераны боевых действий и приравненные к ним лица, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года; имеют действующий статус нуждающийся в улучшении жилищных условий. Однако удостоверение о правах и льготах серии БК № <данные изъяты> выдано Монькаеву <данные изъяты> 12 июля 2006 года, то есть после 1 января 2005 года. Администрацией Троицкого сельского муниципального образования Целинного района Республики Калмыкия были допущены нарушения при несвоевременном снятии ответчика с данного учета. На основании вышеизложенного, и в связи с тем, что данная субсидия носит целевой характер, Министерство предложило ответчику в течение 14 календарных дней направить информацию о порядке и способе возврата денежных средств в размере 590 598 рублей. Однако, Монькаев <данные изъяты> до настоящего времени не ответил на данное письмо. Ссылаясь на статьи 310, 1102 и 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ), истец просит суд взыскать с Монькаева <данные изъяты>. в пользу Министерства предоставленную субсидию на приобретение жилого помещения в размере 590 598 руб.
В судебном заседании представитель истца Бадма – Гаряев <данные изъяты> исковое заявление поддержал по указанным в нём основаниям и просил суд удовлетворить исковые требования Министерства.
Ответчик Монькаев <данные изъяты>. будучи надлежащим образом извещенным о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, направив своего представителя Бадмаеву <данные изъяты> которая просила суд отказать в удовлетворении исковых требований, считая их незаконными и необоснованными.
Представитель третьего лица – администрации Троицкого СМО РК Нахашкеев <данные изъяты> считал необходимым отказать в удовлетворении исковых требований, также считая их необоснованными.
При отсутствии возражений сторон, суд, руководствуясь статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ), счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося ответчика.
Выслушав мнения сторон, исследовав материалы дела, суд считает необходимым отказать в удовлетворении заявленных истцом требований, по следующим основаниям.
Так, правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее по тексту ФЗ "О ветеранах").
В соответствии со статьёй 1 названного Закона с учётом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны труда.
В силу пункта 1 части 1 статьи 3 этого же Закона к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 16 вышеназванного закона ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счёт средств федерального бюджета жильём ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учёт до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учёт после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 3.2 статьи 23.2 ФЗ «О ветеранах» по письменным заявлениям указанных в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт до 1 января 2005 года, обеспечение жильем может осуществляться путём предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утверждённого Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 26.05.2006 № 190 (далее по тексту Порядок) мера социальной поддержки по обеспечению жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих в Республике Калмыкия, имеющих право на обеспечение жильём в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17, 18, 19, 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" и статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", предоставляется в форме субсидии на строительство или приобретение жилья в собственность.
В соответствии с пунктом 3 Порядка право на обеспечение жильём за счет средств, полученных из федерального бюджета в виде субвенций, имеют следующие граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 2 настоящего Порядка (далее - граждане) вставшие на учёт до 1 января 2005 года ветераны боевых действий, из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 статьи 3 ФЗ "О ветеранах".
Основанием для получения субсидии является признание органами местного самоуправления в установленном законом порядке граждан, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п.5 Порядка).
Формирование списков граждан - получателей субсидий осуществляется органами местного самоуправления районных муниципальных образований и г. Элиста, в которых эти граждане встали до 1 января 2005 г. на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее - органы местного самоуправления) (п.7 Порядка).
Из материалов дела следует и установлено судом, что Монькаев <данные изъяты> состоит в очереди Троицкого СМО РК на улучшение жилого помещения с 27 октября 2004 года.
23 апреля 2012 года Монькаевым <данные изъяты> подано заявление в администрацию Троицкого сельского муниципального образования РК о включении его в список ветеранов боевых действий, имеющих право на предоставление социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», вставших на учёт до 01 января 2005 года, в связи с тем, что является ветераном боевых действий с 2002 года.
Из Выписки из решения №4 заседания жилищно-бытовой комиссии при администрации Троицкого СМО от 26 апреля 2012 года следует, что, на основании заявления и справки отдела военного комиссариата РК по Целинному и Кетченеровскому районам от 18 апреля 2012 г. №124, подтверждающей прохождение военной службы на территории Чеченской Республики с 22 октября 2001 года по 27 мая 2002 года Монькаев <данные изъяты> ветеран боевых действий, состоящий на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении с 27 октября 2004 года, включён в Список ветеранов боевых действий, имеющих право на предоставление социальной поддержки по обеспечению жильем, вставших на учет до 01 января 2005 года.
Согласно удостоверению серии БК № <данные изъяты> от 12 июля 2006 года Монькаев <данные изъяты>. пользуется правами и льготами, установленными пунктом 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах».
Постановлением №1082 от 12 декабря 2018 года Администрации Целинного районного муниципального образования РК «О предоставлении земельного участка ветерану боевых действий», Монькаеву <данные изъяты> предоставлен однократно бесплатно в собственность земельный участок из земель населенных пунктов в границах Троицкого СМО, общей площадью 948 кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <данные изъяты>, предназначенный под индивидуальное жилищное строительство, в границах указанных в кадастровом паспорте земельного участка.
На указанный земельный участок зарегистрировано право собственности 12 февраля 2019 года за Монькаевым <данные изъяты>., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости.
Согласно Выписке из протокола заседания комиссии по обеспечению ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, жилыми помещениями №356/15 от 09 сентября 2020 года, Монькаеву <данные изъяты> в соответствии со сводным списком ветеранов боевых действий, имеющих право на предоставление социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», вставших на учёт до 01 января 2005 по РК, утверждённым протоколом комиссии по обеспечению ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, жилыми помещениями от 15 января 2019 №307/1, на основании письма администрации Целинного РМО РК от 04 сентября 2020 года № 110/70-01/1-06-643, выдана субсидия за счёт средств федерального бюджета на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем в размере 590 598 руб.
Основными целями ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", является улучшение жилищных условий граждан, в том числе ветеранам боевых действий в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 14 января 2020 г. № 2-П, указал, принципы правовой определённости и поддержания доверия к закону и действиям государства, необходимость создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и условий для реализации права на жилище предопределяет недопустимость произвольного установления оснований для взыскания с граждан денежных средств, полученных ими в качестве социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья. Такая выплата представляет собой безвозмездную меру социальной поддержки, носящую целевой характер. Гражданам, действующим добросовестно и использующим полученную выплату по целевому назначению – для строительства (приобретения) жилья, должна быть обеспечена возможность в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности приобретённых прав и обязанностей (абзац второй пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. № 2-П).
При этом правовое регулирование отношений, связанных с реализацией права на жилище, в том числе с использованием средств социальной выплаты, должно обеспечивать каждому гарантированную статьёй 45 (часть 1) и статьёй 46 (часть 1) Конституции РФ государственную, включая судебную, защиту данного конституционного права, которой надлежит быть полной и эффективной. Конституционный Суд РФ неоднократно указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, - иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемлённым (постановления от 12 июля 2007 г. N 10-П, от 13 декабря 2016 г. N 28-П, от 10 марта 2017 г. N 6-П, от 11 февраля 2019 г. N 9-П и др.). Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учёта всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено – вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан (абзац третий пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. N 2-П).
Нормы, регулирующие основания взыскания с граждан денежных средств в размере полученной ими социальной выплаты, во всяком случае не должны толковаться судами сугубо формально, без исследования и учёта всех обстоятельства дела и оценки действий получателя выплаты (абзац пятый пункта 3.2 постановления Конституционного Суда РФ от 14 января 2020 г. N 2-П).
Из приведённых нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда РФ можно сделать вывод, что осуществляемая в рамках федеральной и региональных целевых программ социальная выплата на строительство (приобретение) жилья представляет собой безвозмездную меру социальной поддержки для ветеранов боевых действий. Данная мера социальной поддержки предназначена для создания комфортных условий жизнедеятельности, обеспечения достойного существования, надлежащего уровня жизни и необходимого достатка граждан.
Следовательно, исходя из характера и предназначения предоставленной Монькаеву <данные изъяты> меры социальной поддержки – социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья на территории Республики Калмыкия, эта социальная выплата по своей правовой природе может быть отнесена к денежным суммам, перечисленным в подпункте 3 статьи 1109 ГК РФ и не подлежащим возврату в качестве неосновательного обогащения при отсутствии недобросовестности со стороны гражданина.
Недобросовестность со стороны ответчика Монькаева <данные изъяты> при получении субсидии судом не установлена, каких-либо доказательств такой недобросовестности истцом суду, в нарушение положений статьи 56 ГПК РФ, не представлено.
Довод истца о том, что ответчик Монькаев <данные изъяты> не имел право на получение субсидии, в связи с тем, что получил удостоверение «Ветеран боевых действий» 12 июля 2006 г., то есть после 1 января 2005 г., суд признает несостоятельным, поскольку материалами дела установлено, что Монькаев состоял на учёте на улучшение жилищных условий с 27 октября 2004 года, то есть до 1 января 2005 года, в связи с чем получение им статуса ветерана боевых действий после указанной даты не лишает его права на получение вышеуказанной субсидии.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных Министерством требований к Монькаеву <данные изъяты> о взыскании денежных средств, в связи с чем они не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь положениями статей 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░