УИД № 60RS0020-01-2022-001444-93
Копия
Дело № 2а-834/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 сентября 2022 года город Псков
Судья Псковского районного суда Псковской области Захарова О.С., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 1 по Псковской области к А.А.В. о взыскании задолженности по страховым взносам,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная ИФНС России № 1 по Псковской области обратилась в суд с административным иском о взыскании с А.А.В. задолженности по страховым взносам за 2018 год в размере 32 385 руб.
В обоснование административного иска указано, что А.А.В., будучи до 14.01.2021 индивидуальным предпринимателем, не исполнил обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, в связи с чем, Межрайонной ИФНС России № 1 по Псковской области в адрес А.А.В. направлено требование № от 18.01.2019 о необходимости уплаты в срок до 20.02.2019 задолженности по страховым взносам в сумме 32 385 руб.
Поскольку административный ответчик требования об уплате недоимки по страховым взносам не исполнил, административный истец обратился в суд с данным иском. Одновременно с подачей административного иска ходатайствовал о восстановлении пропущенного срока для подачи заявления о взыскании недоимки по страховым взносам, в обоснование ходатайства сослался на большую загруженность работников налоговой инспекции по взысканию с физических лиц задолженности по налогам и сборам в соответствии со ст. 48 НК РФ.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч.2 ст. 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела.
Одновременно с подачей иска административный истец ходатайствовал о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.
В порядке подготовки административного дела к судебному разбирательству административному ответчику разъяснен порядок упрощенного (письменного) судебного разбирательства и предложено выразить свое согласие или возражения относительно применения правил упрощенного (письменного) производства.
Принимая во внимание отсутствие возражений административного ответчика против применения упрощенного (письменного) производства, суд, руководствуясь ст. ст. 291, 292 КАС РФ, рассмотрел дело в порядке упрощенного (письменного) производства.
В установленный срок А.А.В. письменные возражения на административное исковое заявление не представил.
Статьей 57 Конституции РФ, ст. 3, 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность каждого уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно статьям 1 и 3 Налогового кодекса РФ порядок взимания налогов и сборов регламентируется законодательством о налогах и сборах, которое состоит из Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов.
Согласно ч.1 ст.419 НК РФ индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов. Расчетным периодом признается календарный год (п. 1 ст. 423 НК РФ).
Как следует из материалов дела, А.А.В. с 10.08.2017 по 14.01.2021 являлся индивидуальным предпринимателем.
Налоговым органом в адрес административного ответчика выставлено требование № от 18.01.2019 о необходимости уплаты в срок до 20.02.2019 страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование за 2018 год в сумме 32385 руб. /л.д. 10/.
Поскольку административный ответчик требования об уплате недоимки по страховым взносам в добровольном порядке не исполнил, административный истец 12.07.2022 обратился в суд с административным иском.
Процедура и сроки взимания с налогоплательщика - физического лица задолженности и пени по уплате налогов в судебном порядке регламентированы, наряду с нормами главы 32 КАС РФ, статьей 48 Налогового кодекса РФ.
Пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что исковое заявление о взыскании налога может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
При этом налоговое законодательство устанавливает также специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац второй пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Аналогичный срок обращения в суд налогового органа с административным иском о взыскании обязательных платежей и санкций установлен в части 2 ст. 286 КАС РФ.
Нормативное установление срока уплаты налога предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика) и направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам противоречит конституционным принципам, лежащим в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей (Определение Конституционного Суда РФ от 08.02.2007 № 381-О-П).
Принимая во внимание, что установленный в требовании срок уплаты недоимки по страховым взносам истек 20.02.2019, следовательно, налоговый орган должен был обратиться в суд с заявлением о взыскании данной задолженности до 20.08.2019 включительно.
Как следует из материалов дела, административный истец в порядке, предусмотренном главой 11.1 КАС РФ, с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с А.А.В. задолженности по страховым взносам к мировому судье не обращался, с настоящим иском в суд обратился 12.07.2022
Учитывая приведенные выше положения закона, установленный в требовании срок уплаты задолженности по страховым взносам, срок обращения в суд с заявлением о взыскании задолженности административным истцом пропущен.
В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Доказывание уважительности причин пропуска срока для обращения в суд обязан осуществлять административный истец.
Из буквального толкования порядка взыскания налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, предусмотренного ч.2, ч.3 ст.48 НК РФ следует, что процедура взыскания не может быть начата без восстановления срока обращения в суд с заявлением при пропуске установленного шестимесячного срока.
Заявляя ходатайство о восстановлении пропущенного срока обращения с заявленными требованиями, административный истец сослался на большую загруженность работников налоговых органов по взысканию с физических лиц задолженности по налогам и сборам в соответствии со ст. 48 НК РФ. Однако доказательств, объективно исключающих возможность налогового органа обратиться в суд с заявленными требованиями в установленный законом срок, представлено не было.
Межрайонная ИФНС России № 1 по Псковской области является юридическим лицом и должна иметь необходимый штат сотрудников для своевременного и надлежащего выполнения своих обязанностей по взысканию налогов и сборов. Ненадлежащая организация работы налогового органа не является уважительной причиной пропуска установленного п. 2 ст. 48 НК РФ срока.
Поскольку в нарушение вышеназванных норм, обращение налогового органа с административным иском последовало по истечении установленного законом срока и оснований для восстановления административному истцу пропущенного срока не имеется, суд отказывает в удовлетворении заявленного административного иска в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290, 291-294 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Межрайонной ИФНС России № 1 по Псковской области к А.А.В. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья /подпись/ О.С. Захарова
Решение не вступило в законную силу.
Копия верна:
Судья О.С. Захарова