Судья – Оплетина Е.С.
Дело № 33 –14371/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Пьянкова Д.А.
судей Новоселовой Д.В., Стрельцова А.С.
при секретаре Шумилиной А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми 25.12.2019 года дело по апелляционной жалобе Боталовой Маргариты Степановны на решение Ленинского районного суда г.Перми от 03.10.2019, которым постановлено:
«исковые требования Боталовой Маргариты Степановны к Правительству Пермского края, Министерству социального развития Пермского края, Министерству строительства Пермского края о возложении обязанности предоставить во вне очередном порядке жилое помещение за счет средств бюджета Пермского края на условиях договора социального найма общей площадью не менее 39,1 кв.м. оставить без удовлетворения.»
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Новоселовой Д.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Боталова М.С. обратилась в суд с иском к Правительству Пермского края и Министерству социального развития Пермского края, Министерству строительства Пермского края, о возложении обязанности на Правительство Пермского края и Министерство социального развития Пермского края предоставить ей за счет средств бюджета Пермского края благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 39,1 кв.м. В обоснование требований указала, что её отец С1. был подвергнут уголовной ответственности по политическим мотивам, постановлением Президиума Пермского областного суда полностью реабилитирован. Согласно справке о реабилитации истец признана пострадавшей от политических репрессий. Также истцом указано, что она является собственником жилого дома, расположенного по адресу: ****, который межведомственной комиссией, назначенной постановлением главы администрации Архангельского сельского поселения, признан непригодным для проживания. Истец распоряжением администрации Архангельского сельского поселения и распоряжением администрации Юсьвинского муниципального района Пермского края включена в список реабилитированных лиц, имеющих право на предоставление субсидии (ЕДВ) на приобретение (строительство) жилого помещения за счет средств бюджета Пермского края по Юсьвинскому району. На основании Закона Пермского края от 14.07.2008 №255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма», Закона Пермской области от 30.11.2004 №1830-388 «О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области», положений ст.ст. 49, 57, Жилищного кодекса Российской Федерации просит предоставить жилое помещение во внеочередном порядке.
Судом постановлено приведенное выше решение.
С решением суда не согласен истец. Просит решение суда отменить, требования удовлетворить, ссылаясь на доводы аналогичные изложенным в исковом заявлении. Указывает, что Законом № 255-ПК от 14.07.2008 г. предусмотрено обеспечение жильем реабилитированных лиц, имеющих инвалидность или являющихся пенсионерами, путем предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда по договорам социального найма, либо с согласия граждан субсидий на приобретение жилья за счет средств бюджета Пермского края. Жилой дом принадлежащий на праве собственности Боталовой М.С. признан непригодным для проживания. 02.10.2012 г. Процент износа составляет 65 %. В настоящее время в деревне **** проживают 2 человека: 1 пенсионер и 1 трудоспособный. В деревне нет никаких инфраструктур, магазина, больницы, отсутствуют дороги. Ближайший населенный пункт находится в 3-х километрах, общественный транспорт не ходит. На основании распоряжения администрации Архангельского сельского поселения № 103-р от 04.10.2012 г «Об утверждении решения комиссии по жилищным вопросам», распоряжения администрации Юсьвинского муниципального района № 799-р от 23.12.2013 г.» о включении в список реабилитированного лица Боталовой М.С.» истец включена в список реабилитированных лиц, имеющих право на предоставление субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения за счет средств бюджета Пермского края по Юсьвенскому муниципальному району. Законом № 255-ПК предусмотрено обеспечение жильем реабилитированных лиц путём предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда по договорам социального найма либо с согласия граждан субсидий на приобретение жилья за счет средств бюджета Пермского края. В соответствии со ст. 4,7 указанного закона учет граждан осуществляется органами местного самоуправления в порядке установленном Законом Пермской области от 30.11.2005 г. № 2694-601 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.». Однако уполномоченный орган в отношении категории граждан из реабилитированных лиц не определен, в связи с чем сводный реестр граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма по данной категории граждан не ведется. Правительство Пермского края бездействует, в том числе отсутствует контроль за министерством социального развития Пермского края, Министерством строительства Пермского края которые не соблюдают исполнение Закона Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма».
Истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Ответчик Правительство Пермского края представителя в судебное заседание не направил, извещен надлежащим образом.
С учетом требований статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Представитель истца на доводах жалобы настаивала.
Представители ответчиков Министерства социального развития Пермского края, Министерства строительства Пермского края возражали против удовлетворения жалобы.
Проверив законность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы (ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
При рассмотрении спора судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Боталова (ранее Сторожева) М.С., является пенсионером, «Ветераном труда», имеет льготы, установленные Законом Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий», признана заключением прокуратуры Пермской области от 21.06.1994 пострадавшей от политических репрессий, как оставшаяся в несовершеннолетнем возрасте без попечения отца, необоснованно репрессированного по политическим мотивам, признанного подвергшимся политический репрессии и реабилитированного, что подтверждается удостоверениями и справками о реабилитации, свидетельствами о рождении Сторожевой М.С. и справкой о смерти С1. (л.д. 4-7, 9, 10).
В собственности Боталовой М.С. находится жилой дом, общей площадью 39,1 кв.м., расположенный по адресу: ****, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 11), кадастровым паспортом (л.д. 12), справкой ГУП «ЦТИ Пермского края) (л.д. 13).
Согласно акту обследования и заключению межведомственной комиссии от 02.10.2012, назначенной постановлением администрации Архангельского сельского поселения от 25.03.2010 №2, дом, расположенный по адресу: д. Новоселово, ул. Центральная, д. 6, является жилым, надворные постройки в плохом состоянии, половицы полностью расшатаны, в доме протекает потолок, так как кровля крыши – тес, который сгнил, нижние ряды дома прогнили, требуется замена электропроводки, подоконники и рамы прогнили, необходима замена. Процент износа дома 65%. Дом неблагоустроенный, без удобств, отопление печное, нет водопровода, канализации и горячей воды. Дом признан непригодным для проживания (л.д. 15, 16).
Боталова М.С. по месту постоянного проживания зарегистрирована по адресу: д. **** (л.д. 37-38).
Согласно копии материалов учетного дела (л.д. 35-60), распоряжением администрации Юсьвинского муниципального района Коми-Пермяцкого округа Пермского края от 23.12.2013 №799-р Боталова М.С. включена в список граждан реабилитированных лиц, имеющих инвалидность или являющихся пенсионерами, нуждающихся в предоставлении жилых помещений и имеющих право на получение краевых жилищных сертификатов для приобретения (строительства) жилого помещения по Юсьвинскому муниципальному району, поскольку Боталова М.С. является пенсионером и признана пострадавшей от политических репрессий, соответствующее уведомление направлено в адрес заявителя 30.12.2013. С заявлением на включение в список для получения жилищного сертификата и постановки на учет Боталова М.С. обращалась к главе Юсьвинского муниципального района Пермского края.
Очередность Боталовой М.С. в Сводном списке реабилитированных лиц по состоянию на 01.01.2019 – 89, что отражено в письменном отзыве Правительства Пермского края.
Установив, что порядок предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма на территории Пермского края отсутствует, но действует утвержденный Правительством Пермского края постановлением от 21.11.2012 №1324-п Порядок предоставления субсидий (единовременных денежных выплат) на приобретение (строительство) жилого помещения реабилитированным лицам, имеющим инвалидность или являющимся пенсионерами, и проживающим совместно членам их семей, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для возложения обязанности на Правительство Пермского края, Министерство социального развития Пермского края, Министерство строительства Пермского края обязанности предоставить истцу жилое помещение во внеочередном порядке на условиях договора социального найма общей площадью не менее 39,1 кв.м. При этом суд учел, что Боталова М.С. включена в соответствующий список граждан на получение жилого помещения посредством предоставления субсидии на приобретение (строительство) жилья и в порядке очередности ожидает предоставление субсидии. Так же суд указал, что истцом не представлено доказательств, что принадлежащий ей жилой дом, признанный непригодным для проживания заключением межведомственной комиссии в 2012 году, ремонту или реконструкции не подлежит, учитывая положения ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, ч. 2 ст. 9 Закона Пермского края от 14.07.2008 №255-ПК.
Коллегия соглашается с выводами суда, основанными на анализе представленных в материалы дела доказательств в их совокупности, оценке фактических обстоятельств дела, верном применении норм материального права.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Частью 2 статьи 57 ЖК РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
В силу ст. 16 Закона РФ от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Положениями ст. 4 Закона Пермской области от 30.11.2004 г. № 1830-388 «О социальной поддержки отдельных категорий населения Пермской области» установлены меры социальной поддержки реабилитированных лиц, имеющих инвалидность или являющихся пенсионерами, а именно первоочередное предоставление жилья реабилитированным лицам и членам их семей, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации и Пермской области (подп. 8 п. 1 ст. 4).
В соответствии с Законом Пермского края от 14.07.2008 года № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» (далее по тексту - Закон № 255-ПК), настоящий Закон в соответствии с пунктом 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма; основания признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма; порядок предоставления по договорам социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края, а также формирует правовые основы предоставления за счет средств бюджета Пермского края субсидий на приобретение (строительство) жилья гражданам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона.
Согласно ст. 1 названного Закона право на предоставление жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма (далее - жилые помещения) имеют следующие категории граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, установленным статьей 3 Закона Пермской области от 30.11.2005 № 2694-601 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» реабилитированные лица, имеющие инвалидность или являющиеся пенсионерами.
Жилые помещения предоставляются на основании решений Уполномоченного органа на условиях договоров социального найма жилых помещений, заключаемых в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 9 Закона № 255-ПК решение о предоставлении жилого помещения является основанием для заключения соответствующего договора социального найма жилого помещения в срок, установленный данным решением.
Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете, в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет, установленной отдельно по каждой категории, за исключением установленных настоящим Законом случаев предоставления жилых помещений вне очереди.
Также в Законе №255-ПК отражено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам из числа перечисленных в статье 1 настоящего Закона категорий, нуждающимся в жилых помещениях: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, и ремонту или реконструкции не подлежат (ч. 2 ст. 9).
В соответствии со ст. 10 Закона № 255-ПК, граждане из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, с их согласия могут быть обеспечены жилыми помещениями путем предоставления субсидий за счет средств бюджета Пермского края на приобретение (строительство) жилья в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Правительства Пермского края.
Исходя из наличия письменного согласия Боталовой М.С., имеющегося в материалах дела (л.д.51), на обеспечение жилым помещением путем предоставления субсидий за счет средств бюджета Пермского края на приобретение (строительство) жилья, выводы суда об отсутствии оснований для предоставления истцу жилого помещения на основании договора социального найма являются правильными.
Кроме того, как верно указал суд, истцом не представлено доказательств, что принадлежащий Боталовой М.С. жилой дом ремонту и реконструкции не подлежит.
Боталова М.С. включена в соответствующий список граждан на предоставление субсидии.
В целом, апелляционная жалоба повторяет доводы и правовую позицию истца, которые являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку на основании исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в их совокупности. Основания для иной оценки и иного применения норм материального и процессуального права у суда апелляционной инстанции в данном случае отсутствуют.
Каких-либо нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, районным судом не допущено, в связи с чем оснований для отмены правильного по существу судебного постановления не имеется.
На основании ст.199, ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░ ░░ 03.10.2019░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░
░