ДЕЛО № 2-116/2023
УИД 92RS0004-01-2022-002532-78
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
3 апреля 2023 года город Севастополь
Резолютивная часть оглашена 3 апреля 2023 года.
Полный текст решения составлен 7 апреля 2023 года.
Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Чан В.П.,
при секретаре судебного заседания Маннаповой И.А.,
с участием помощника прокурора Нахимовского района города Севастополя Ковалевской В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-116/2023 по иску прокурора Нахимовского района города Севастополя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Правительство Севастополя о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Нахимовского района города Севастополя обратился в Нахимовский районный суд города Севастополя в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, в котором, уточнив исковые требования, просил возложить на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести работы, связанные с приведением защитного сооружения, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствие предъявляемыми требованиями, а именно:
- разработать паспорт объекта, а также обязательные приложения к паспорту на защитное сооружение гражданской обороны;
- организовать при входе в защитное сооружение гражданской обороны знак обозначения, представляющий собой прямоугольник белого цвета размером не менее 50 х 60 см. Надписи - черного цвета. Высота букв - 3-5 см, ширина - 0,5- 1,0 см;
- установить обозначения направления в защитное сооружение гражданской обороны по всей территории в местах, где обеспечивается хорошая видимость в дневное и ночное время (в ночное время указатели подсвечивается с учетом требований по светомаскировке);
- закрыть и опечатать санузлы, а также периодические проводить осмотры и ремонты;
- проводить своевременное техническое обслуживание, ремонт и замену защитных устройств и внутреннего инженерно- технического оборудования;
- проводить мероприятия по оценке технического состояния системы водоснабжения, канализации, электроснабжения, ограждающих конструкций и защитных устройств;
- установить аварийные баки запасов воды.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства о гражданской обороне, о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также о противодействии терроризму при эксплуатации и обслуживании объектов гражданской обороны. В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение статьи 1 Федерального закона № 28-ФЗ «О гражданской обороне», статьи 2 Федерального закона № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», статьи 7 Федерального закона № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (далее по тексту – Правила), защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: <адрес> не соответствует требованиям законодательства при содержании и подготовке к эксплуатации. Состояние объекта оценивается как неудовлетворительное, поскольку готовность к переводу на режим готовности защитных сооружений, а также необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях не обеспечены. В нарушение пункта № Правил не представлена документация и журналы на защитное сооружение гражданской обороны. Вопреки требованиям пунктов №, №, № Правил не предоставлен паспорт с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений с органами технической инвентаризации на защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: <адрес>. В нарушение пункта № Правил при входе в защитное сооружение гражданской обороны отсутствует знак обозначения, представляющий собой прямоугольник белого цвета размером не менее 50 х 60 см. Надписи - черного цвета. Высота букв - 3-5 см, ширина - 0,5-1,0 см. В нарушение пункта № Правил отсутствуют обозначения направления в защитное сооружение гражданской обороны по всей территории в местах, где обеспечивается хорошая видимость в дневное и ночное время указателями просвечивающимися с учетом требований по светомаскировке. Также в нарушение пункта № Правил помещения санузлов не закрыты и не опечатаны, не проводятся периодические осмотры и ремонты. В нарушение пункта № Правил не выполняются мероприятия по подготовке и содержанию защитного сооружения гражданской обороны к готовности к приему укрываемых, техническому обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны, а также текущему и капитальному ремонтам защитных сооружений гражданской обороны. В нарушение подпунктов № - №, № - №, №, №. - №, № - № Правил не проводятся мероприятия по оценке технического состояния системы водоснабжения, канализации, электроснабжения, ограждающих конструкций и защитных устройств. В нарушение подпунктов №,№,№ Правил отсутствуют аварийные баки запасов воды. В соответствии с пунктом № Положения мероприятием по гражданской обороне, осуществляемым в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению индивидуальных средств защиты, определенным Положением является строительство, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем. Непринятие мер по устранению допущенных нарушений может причинить ущерб жизни и здоровью укрываемых в защитном сооружении, что ведет к нарушению прав неопределенного круга лиц на защиту от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Помощник прокурора Нахимовского района города Севастополя Ковалевская В.В. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, дав пояснения, аналогичные содержанию искового и уточненного исковых заявлений.
В судебное заседание представитель ответчика Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, направил письменный отзыв на исковое заявление, в котором просил отказать в удовлетворении уточненных исковых требований в полном объеме.
Представитель третьего лица Правительства Севастополя в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что прокуратурой Нахимовского района города Севастополя проведена проверка исполнения требований законодательства о гражданской обороне, о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также о противодействии терроризму при эксплуатации и обслуживании объектов гражданской обороны.
Федеральным законом № 28-ФЗ «О гражданской обороне», Федеральным законом № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федеральным законом №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» определены задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.
В ходе проведенной прокурором проверки установлены нарушения требований законодательства при содержании и подготовке к эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: <адрес>.
Состояние объекта оценивается как неудовлетворительное, поскольку готовность к переводу на режим готовности защитных сооружений, а также необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях не обеспечены.
В нарушение пункта № Правил не представлена документация и журналы на защитное сооружение гражданской обороны. Вопреки требованиям пунктов №, №, № Правил не предоставлен паспорт с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений с органами технической инвентаризации на защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: <адрес>. В нарушение пункта № Правил при входе в защитное сооружение гражданской обороны отсутствует знак обозначения, представляющий собой прямоугольник белого цвета размером не менее 50 х 60 см. Надписи - черного цвета. Высота букв - 3-5 см, ширина - 0,5-1,0 см. В нарушение пункта № Правил отсутствуют обозначения направления в защитное сооружение гражданской обороны по всей территории в местах, где обеспечивается хорошая видимость в дневное и ночное время указателями просвечивающимися с учетом требований по светомаскировке. В нарушение пункта № Правил помещения санузлов не закрыты и не опечатаны, не проводятся периодические осмотры и ремонты. В нарушение пункта № Правил не выполняются мероприятия по подготовке и содержанию защитного сооружения гражданской обороны к готовности к приему укрываемых, техническому обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны, а также текущему и капитальному ремонтам защитных сооружений гражданской обороны. В нарушение подпунктов № - №, № - №, №, №. - №, № - № Правил не проводятся мероприятия по оценке технического состояния системы водоснабжения, канализации, электроснабжения, ограждающих конструкций и защитных устройств. В нарушение подпунктов №,№,№ Правил отсутствуют аварийные баки запасов воды. В нарушение пункта.
Статья 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» устанавливает основные принципы противодействия терроризму в Российской Федерации.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства. Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
На организации в пределах своих полномочий возложены обязанности по планированию и организации мероприятий по гражданской обороне, по созданию и содержанию в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» обеспечение мероприятий по гражданской обороне и защите населения, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, в том числе, содержание спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, является расходным обязательством Российской Федерации. Обеспечение мероприятий регионального уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий субъектов Российской Федерации является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года утверждено Положение о гражданской обороне в Российской Федерации, которым регламентирован порядок подготовки к ведению и ведение гражданской обороны в Российской Федерации, а также основные мероприятия по гражданской обороне.
В соответствии с пунктом № Положения мероприятием по гражданской обороне, осуществляемым в целях решения задачи, связанный с предоставлением населению индивидуальных средств защиты, определенным Положением является строительство, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем.
Помещения подвала, расположенного по адресу: <адрес>, являются самостоятельным объектом недвижимого имущества, который поставлен на кадастровый учет, кадастровый №, представляют собой защитные сооружения гражданской обороны и являются собственностью города федерального значения Севастополя.
Согласно статье 11 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.
Государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом Российской Федерации на решение задач в области гражданской обороны. Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители. Руководители федеральных органов исполнительной власти, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), должностные лица местного самоуправления, возглавляющие местные администрации (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований), и руководители организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.
Статьей 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области гражданской обороны. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления гражданской обороны, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309 к объектам гражданской обороны относятся, в том числе, убежище - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно-химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах; укрытие - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от фугасного и осколочного действия обычных средств поражения, поражения обломками строительных конструкций, а также от обрушения конструкций вышерасположенных этажей зданий различной этажности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации.
Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
В соответствии с пунктами № раздела № приложения № к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № защитные сооружения гражданской обороны, как объекты инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, независимо на чьем балансе они находятся, относятся исключительно к федеральной собственности.
Защитное сооружение, расположенное по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ находится в собственности города Севастополя в силу пункта № решения Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ № «О статусе города-героя Севастополя», согласно которому, государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия указанного решения на территории города Севастополя, является его собственностью.
В силу статьи 2 закона города Севастополя от 25 июля 2014 года № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных отношений и земельных отношений на территории города Севастополя» право государственной и коммунальной собственности в границах города федерального значения Севастополя признаются правом государственной собственности города Севастополя.
Статьей 3 Закона города Севастополя от 7 августа 2014 года № 56-ЗС «Об основах управления государственным имуществом города Севастополя» от имени города Севастополя полномочия по управлению и распоряжению государственным имуществом города Севастополя осуществляют Правительство Севастополя и уполномоченные им исполнительные органы государственной власти города Севастополя.
Пунктом 1 постановления Правительства Севастополя от 22 сентября 2016 года № 883-ПП утверждено Положение о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя.
Согласно пункту 1.1 Положения, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя - исполнительный орган государственной власти города Севастополя, реализующий государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг, управлению и распоряжению государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ по делу № А84- 6470/2021, оставленным без изменения постановлением 21 Арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ, определено, что сооружения гражданской обороны, расположенные по адресу: <адрес>, являются собственностью города федерального значения Севастополя и учтены в реестре собственности города Севастополя.
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя осуществляет от имени города Севастополя управление, владение и распоряжение имуществом, находящимся в его собственности.
Согласно части 3 статьи 79 Закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотренные федеральными законами полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения в том случае, если соответствующие вопросы определены как вопросы местного значения законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения.
В соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
Установив вышеуказанные обстоятельства, руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд приходит к выводу об обоснованности уточненных исковых требований прокурора о возложении на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обязанности провести работы, связанные с приведением защитного сооружения, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствие предъявляемыми требованиями, в связи с чем, требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
уточненные исковые требования прокурора Нахимовского района города Севастополя удовлетворить.
Возложить на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести работы, связанные с приведением защитного сооружения, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствие предъявляемыми требованиями, а именно:
- разработать паспорт объекта, а также обязательные приложения к паспорту на защитное сооружение гражданской обороны;
- организовать при входе в защитное сооружение гражданской обороны знак обозначения, представляющий собой прямоугольник белого цвета размером не менее 50 х 60 см. Надписи - черного цвета. Высота букв - 3-5 см, ширина - 0,5- 1,0 см;
- установить обозначения направления в защитное сооружение гражданской обороны по всей территории в местах, где обеспечивается хорошая видимость в дневное и ночное время (в ночное время указатели подсвечивается с учетом требований по светомаскировке);
- закрыть и опечатать санузлы, а также периодические проводить осмотры и ремонты;
- проводить своевременное техническое обслуживание, ремонт и замену защитных устройств и внутреннего инженерно- технического оборудования;
- проводить мероприятия по оценке технического состояния системы водоснабжения, канализации, электроснабжения, ограждающих конструкций и защитных устройств;
- установить аварийные баки запасов воды.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Севастопольский городской суд через Нахимовский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.П. Чан