Решение по делу № 2-690/2020 от 15.04.2020

Мотивированное решение

составлено 10 июня 2020 года

66RS0043-01-2020-000622-91

Дело № 2-690/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 июня 2020 года г.Новоуральск

Новоуральский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Медведевой О.В.,

с участием прокурора Погодина И.А.,

представителя ответчика ООО «Профессионал» - Суторминой Л.Ю.,

при секретаре Бочарниковой О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора ЗАТО г.Новоуральск в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Профессионал» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

прокурор ЗАТО г. Новоуральск в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Профессионал» (далее – ООО «Профессионал»), в котором просит признать незаконным бездействие ответчика по непредставлению в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 28 по Свердловской области расчетов по страховым взносам за Х и Х кварталы Х года и сведений о среднесписочной численности работников за Х год; возложить на ответчика обязанность в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу представить в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 28 по Свердловской области расчеты по страховым взносам за Х и Х кварталы Х года и сведения о среднесписочной численности работников за Х год.

В обосновании исковых требований указано, что согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ответчик состоит на учете в Межрайонной ИФНС России № 28 по Свердловской области с Х. Прокуратурой ЗАТО г.Новоуральск проведены проверочные мероприятия по информации Межрайонной ИФНС России № 28 по Свердловской области о нарушениях требований налогового законодательства в части не представления ответчиком в Межрайонную ИФНС России № 28 по Свердловской области на застрахованных лиц сведений, указанных в ст. 431 Налогового кодекса Российской Федерации за Х и Х кварталы Х года. Кроме того, в нарушение требований ст. 80 Налогового кодекса Российской Федерации ООО «Профессионал» в налоговый орган не представлены сведения о среднесписочной численности работников за Х год. Бездействие ответчика является незаконным, нарушает гарантированные ст. 39 Конституции Российской Федерации права неопределенного круга лиц на получение пенсии по обязательному страхованию, получение пособий по случаю временной нетрудоспособности и медицинскому страхованию.

Участвующий в судебном заседании прокурор исковые требования поддержал по изложенным в нем основаниям.

Представитель ответчика Сутормина Л.Ю. возражая против требований прокурора, суду пояснила, что является единственным учредителем и директором ООО «Профессионал», которое создано и зарегистрировано в Х года. С начала Х года Общество свою деятельность фактически прекратило, наемных работников, за которых необходимо платить взносы в фонд социального страхования и пенсионный фонд не имеется. Тем не менее, отчетность, хотя и с нулевыми показателями, предоставлялась представителем ответчика регулярно и своевременно, налоговых правонарушений не допущено. В Х году, полагаясь на предоставленное законом право налогового органа на закрытие и исключение Общества из ЕГРЮЛ в одностороннем порядке в связи с неосуществлением деятельности и непредоставлением отчетности в течение года, представитель ответчика не направила в установленные сроки расчеты по страховым взносам за Х и Х кварталы Х года и сведения о среднесписочной численности работников за Х год. Самостоятельно с целью прекращения деятельности ООО «Профессионал» представитель ответчика в МИФНС России №28 по Свердловской области не обращалась. Просила в иске отказать.

Третье лицо - Межрайонная ИФНС России № 28 по Свердловской области в судебное заседание представителя не направил, представил мнение по иску, просил дело рассмотреть без участия налогового органа.

Поскольку участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, суд, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Заслушав пояснения прокурора, представителя ответчика, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.

В силу части 2 статьи 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных кодексом, другими федеральными законами, дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со статьями 21 и 26 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и соблюдением прав и свобод человека, и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Неисполнение требований налогового законодательства в части представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам свидетельствует о нарушении интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, поскольку несвоевременное представление расчетов по страховым взносам в налоговый орган препятствует осуществлению последним возложенных контрольных функций в указанной сфере правоотношений, делает невозможным своевременное направление расчетов по страховым взносам для проведения правильности расходов плательщика в Фонде социального страхования Российской Федерации.

С Х на налоговые органы возложены полномочия по администрированию страховых взносов в связи с вступлением в силу Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового Кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»

Согласно пункту 3 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования. Для целей настоящего Кодекса страховыми взносами также признаются взносы, взимаемые с организаций в целях дополнительного социального обеспечения отдельных категорий физических лиц.

В силу п. 1 ст. 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

В соответствии с абзацем 7 пункта 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации расчет по страховым взносам представляет собой письменное заявление или заявление плательщика страховых взносов, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объекте обложения страховыми взносами, о базе для исчисления страховых взносов, об исчисленной сумме страховых взносов и о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Расчет по страховым взносам представляется в случаях, предусмотренных главой 34 настоящего Кодекса.

На основании пункта 3 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики, плательщики страховых взносов вправе представить документы, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме.

В силу абз. 2, 3, 4, 5 пункта 3 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленным форматам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной - власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации, следующими категориями налогоплательщиков: налогоплательщиками, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек; вновь созданными (в том числе при реорганизации) организациями, численность работников которых превышает 100 человек; налогоплательщиками, не указанными в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта, для которых такая обязанность предусмотрена частью второй настоящего Кодекса применительно к конкретному налогу; налогоплательщиками (плательщиками страховых взносов), не указанными в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта, для которых такая обязанность предусмотрена частью второй настоящего Кодекса применительно к конкретному налогу (страховым взносам).

Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются организацией (индивидуальным предпринимателем, привлекавшим в указанный период наемных работников) в налоговый орган не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации - не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована). Указанные сведения представляются по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в налоговый орган по месту нахождения организации (по месту жительства индивидуального предпринимателя).

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.

Как следует из пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом обложения страховыми взносами для организаций и индивидуальных предпринимателей, если иное не предусмотрено настоящей статьей, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

Судом установлено, что ООО «Профессионал» Х зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц, состоит на учете в Межрайонной ИФНС России № 28 по Свердловской области с Х. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «Профессионал» является действующим юридически лицом, сведений о прекращении деятельности ООО «Профессионал» в выписке не содержатся, материалами дела опровергается.

Таким образом, в силу действующего законодательства ответчик является плательщиком страховых взносов.

В соответствии с пунктом 7 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса (за исключением физических лиц, производящих выплаты, указанные в подпункте 3 пункта 3 статьи 422 настоящего Кодекса), представляют расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Согласно статье 423 Налогового кодекса Российской Федерации расчетным периодом признается календарный год, а отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

Пунктом 7 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и прилагаемых к ним документов в соответствии с настоящим Кодексом в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Как установлено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе», федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и страховых взносов является Федеральная налоговая служба (ФНС России).

Вместе с тем, по информации, представленной МИФНС России № 28 по Свердловской области, ООО «Профессионал» не представил в налоговый орган расчеты по страховым взносам за Х и Х кварталы Х года.

По состоянию на Х, в нарушение требований п. 3 ст. 80 Налогового кодекса Российской Федерации ответчиком также не исполнена обязанность по представлению в МИФНС России № 28 по Свердловской области сведений о среднесписочной численности работников организации за предшествующий календарный год, которая предоставляется не позднее 20 января текущего года.

В целях защиты прав неопределенного круга лиц, гарантируемых Конституцией Российской Федерации, выявленные нарушения подлежат устранению путем возложения на ответчика обязанности представить в Межрайонную инспекцию расчетпостраховымвзносампо форме Х за Х и Х кварталы Х года, а также сведений о среднесписочной численности работников за Х год. При этом суд полагает, что выявленные нарушения, выразившиеся в непредставлении сведений о среднесписочной численности работников за Х год и расчетов по страховым взносам за Х и Х кварталы Х года, посягают на права и законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку не поступление в бюджеты Свердловской области и Новоуральского городского округа денежных средств от налогов влияет на процесс формирования расходов бюджета, в том числе в соответствии со ст. ст. 69, 74.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации на социальное обеспечение населения, что нарушает предусмотренное ст. 39 Конституции Российской Федерации право неопределенного круга лиц на социальное обеспечение работников.

Доводы представителя ответчика об обязанности налогового органа в связи с неосуществлением ООО «Профессионал» хозяйственной деятельности в течении года прекратить деятельность Общества исключив его из ЕГРЮЛ, суд находит несостоятельными, поскольку как следует из пояснений представителя ответчика, данных в судебном заседании, за первый и второй кварталы Х года ООО «Профессионал» предоставлялась соответствующая налоговая отчетность, соответственно на дату обращения прокурора (Х) с исковым заявлением ООО «Профессионал» не отвечал признакам недействующего юридического лица, предусмотренным п.1 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Кроме того, как пояснила представитель ответчика Сутормина Л.Ю., самостоятельно в МИФНС России № 28 по Свердловской области с заявлением о прекращении деятельности ООО «Профессионал» она не обращалась, что исключает возможность освобождения налогоплательщика от обязанности представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты) и сведения о среднесписочной численности работников. При этом, достоверных и допустимых доказательств неосуществления хозяйственной деятельности ООО «Профессионал» суду также представлено не было.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Указанный прокурором месячный срок для предоставления ответчиком информации в налоговый орган является разумным, отвечающим требованиям ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 233 - 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

иск прокурора ЗАТО г.Новоуральск в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Профессионал» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие общества с ограниченной ответственностью «Профессионал» по непредставлению в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 28 по Свердловской области расчетов по страховым взносам за Х и Х кварталы Х года и сведений о среднесписочной численности работников за Х год.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Профессионал» в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу представить в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России №28 по Свердловской области расчеты по страховым взносам за Х и Х кварталы Х года и сведения о среднесписочной численности работников за Х год.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда, через Новоуральский городской суд Свердловской области.

Председательствующий О.В. Медведева

2-690/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор ЗАТО г. Новоуральск
Ответчики
ООО "Профессионал"
Суд
Новоуральский городской суд Свердловской области
Судья
Медведева О.В.
Дело на сайте суда
novouralsky.svd.sudrf.ru
15.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.04.2020Передача материалов судье
23.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.05.2020Судебное заседание
08.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее