Решение по делу № 2-1014/2015 от 22.04.2015

Дело № 2-1014/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Каменск-Уральский 10 июня 2015 года

Синарский районный суд города Каменска-Уральского Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Земской Л.К.

при секретаре Тараховой А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (в лице Территориального отдела в г.Каменске-Уральском, Каменском районе, Сухоложском и Богдановическом районах), действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации города Каменска-Уральского, ОМС «Управление образования г.Каменска-Уральского», МБДОУ «Детский сад № 53» об обязании выполнения требований санитарного законодательства,

У С Т А Н О В И Л :

Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (в лице Территориального отдела в г.Каменске-Уральском, Каменском районе, Сухоложском и Богдановическом районах), действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратилось в суд с иском к Администрации города Каменска-Уральского, ОМС «Управление образования г.Каменска-Уральского», МБДОУ «Детский сад № 53» об обязании выполнения требований санитарного законодательства.

В обоснование иска указали, что Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Каменск-Уральский, Каменском районе, Сухоложском и Богдановичском районах (далее ТО Роспотребнадзора), при анализе результатов плановой и внеплановой проверок выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, выразившееся в невыполнении ответчиком – МБДОУ «Детский сад №53» действующих санитарных правил. Несмотря на выданные предписания об устранении нарушений требований санитарных норм и правил, предписание не было исполнено в той части, что на территории групповых площадок младшей и подготовительной групп МБДОУ «Детский сад №53» отсутствуют теневые навесы для защиты детей от солнца и осадков, площадью из расчета не менее 1 кв. м на одного ребенка. Изложенное нарушает требования п. 3.9 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», п.11.5,11.6 СанПиН 2.4.1.3049-13, и создает угрозу возникновения и распространения среди воспитанников дошкольного учреждения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний.

В связи с изложенным просили обязать Администрацию г.Каменска-Уральского и ОМС «Управление образования города Каменска-Уральского» в срок до (дата) устранить нарушения требований санитарного законодательства, а именно: обеспечить финансирование мероприятий по устранению выявленных нарушений в МБДОУ «Детский сад №53»; обязать МБДОУ «Детский сад №53» в срок до (дата) устранить нарушения требований санитарного законодательства, а именно: выполнить работы по оборудованию теневых навесов для защиты детей от солнца на территории групповых площадок младшей и подготовительной групп.

В судебном заседании представитель ТО Роспотребнадзора Чегаева И.В., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям, дала суду аналогичные объяснения. Уточнила, что первоначально в просительной части иска допущена опечатка, речь фактически идет о территории групповых площадок младшей и подготовительной групп. Указала, что до настоящего времени требования ответчиками в добровольном порядке не исполнены, теневые навесы не оборудованы.

Представитель ответчика МБДОУ «Детский сад №53» Ломовцев Д.Е., действующий на основании доверенности, исковые требования признал. Суду пояснил, что действительно указанные истцом в иске теневые навесы в детском саду в нарушение санитарных норм и правил отсутствуют, в настоящее время причиной этого является отсутствие финансирования. Администрация детского сада неоднократно обращалась к органам местного самоуправления по вопросу финансирования работ по установке теневых навесов, однако денежные средства не выделяются. Попытки получить средства иным образом, в том числе за счет средств спонсоров, не удались. Поскольку Детский сад № 53 является бюджетным учреждением, то полагал что возложение не него обязанности по установке теневых навесов возможно только после исполнения обязанности органами местного самоуправления по финансированию указанных работ из местного бюджета. Также просил учесть при определении срока возложения обязанности, что с учетом климатических условий установка теневых навесов возможна только в теплое время года и только в отсутствие при проведении работ на площадках детей, детский сад для проведения ремонтных работ приостанавливает свою работу в этом году на июнь месяц.

Представитель третьего лица Функционального органа администрации города Каменска-Уральского Финансово-бюджетное управление Волков А.К., действующий на основании доверенности, удовлетворение иска оставил на усмотрение суда. Указал, что по отношению к МБДОУ «Детский сад №53» главным распорядителем бюджетных средств является ОМС «Управление образования г.Каменска-Уральского», которое обращается при формировании бюджета с заявками относительно необходимого объема финансирования.

Представитель ответчика Администрации г.Каменска-Уральского в судебное заседание не явился, представив ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие. В материалы гражданского дела за подписью ответчика по доверенности Беляниной Т.В. представлен письменный отзыв от (дата) г., согласно которого администрация г.Каменска-Уральского исковые требования ТО Роспотребнадзора не признает, полагая себя ненадлежащим ответчиком по иску. Указали, что в соответствии с п. 1 ст. 28 Устава муниципального образования город Каменск-Уральский, утвержденного решением Каменск-Уральской городской Думы от 22.02.2006 г. № 148 (далее Устав города), Администрация города является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенный определенными полномочиями по решению вопросов местного значения. В соответствии с п.п. 13 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.п. 13 п. 1 ст. 5 Устава города, к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

В соответствии со ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 данной статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Осуществление вышеуказанных полномочий относится к компетенции ОМС«Управление образования города Каменска-Уральского» в соответствии с п. 2.2. Положения об Управлении образования, утвержденном решением Городской Думы города Каменска-Уральского от 18.06.2014 № 306, ст. 32 Устава города, ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации».

Управление образования является органом местного самоуправления муниципального образования город Каменск-Уральский, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере образования, и осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и дополнительного образования детей, и муниципальных учреждений, осуществляющих бухгалтерское, экономическое, методическое или хозяйственное обслуживание указанных учреждений, психолого-медико-социального сопровождение обучающихся. Управление образования является юридическим лицом, муниципальным казенным учреждением, образуемым для осуществления управленческих функций, имеет лицевой счет, открытый в функциональном органе Администрации города Каменска-Уральского Финансово-бюджетном управлении, печать с изображением герба города Каменска-Уральского и своим наименованием, а также иные печати, штампы, бланки. Управление образования самостоятельно представляет свои интересы в судебных и иных органах, в организациях (п.п. 1.1., 1.5. Положения об Управлении образования).

Кроме вышеуказанных полномочий по решению вопросов местного значения в сфере образования Управление образования осуществляет также следующие полномочия: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий; осуществление прав собственника в части учреждения муниципальных учреждений в соответствии с гражданским законодательством и муниципальными правовыми актами; осуществление правомочий собственника имущества, закрепленного за муниципальными учреждениями, в пределах своих полномочий, установленных действующим законодательством и муниципальными нормативными правовыми актами города Каменска-Уральского; дача предварительного согласия на заключение муниципальными бюджетными и автономными учреждениями крупных сделок; принятие решения об одобрении сделки с имуществом муниципального бюджетного или автономного учреждения, в совершении которой имеется заинтересованность.

МБДОУ «Детский сад № 53» является юридическим лицом со дня его государственной регистрации, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, лицевой счет, открытый в установленном порядке в финансовом органе муниципального образования город Каменск-Уральский, может иметь автотранспорт, заключать от своего имени договоры, приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Функции и полномочия учредителя МБДОУ «Детский сад № 53» осуществляются органом местного самоуправления «Управление образования города Каменска-Уральского» (п.п. 1.3, 1.6. Устава МБДОУ «Детский сад № 53»).

Под незаконным бездействием органа местного самоуправления следует понимать не совершение им действий, которые данный орган местного самоуправления в силу закона обязан совершить.

Считают, что со стороны Администрации г.Каменска-Уральского отсутствует незаконное бездействие, а также отсутствуют основания для возложения обязанности совершить действия по обеспечению финансирования мероприятий по устранению выявленных нарушений требований санитарного законодательства МБДОУ «Детский сад № 53». Администрация города Каменска-Уральского не является учредителем МБДОУ «Детский сад № 53», а также не осуществляет правомочия собственника имущества, закрепленного за данным учреждением. Также отсутствует вина Администрации города Каменска-Уральского в совершении МБДОУ «Детский сад № 53» нарушений требований санитарного законодательства, выразившихся в отсутствии теневых навесов для защиты детей от солнца на территории групповой площадки второй младшей группы.

Кроме того, денежные средства на решение всех вопросов местного значения предусматриваются в бюджете муниципального образования город Каменск-Уральский, который утверждается Городской Думой города Каменска-Уральского. Администрация города Каменска-Уральского не распоряжается средствами местного бюджета по решению вышеуказанных вопросов местного значения в сфере образования, не является главным распорядителем бюджетных средств, не распределяет бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

Кроме того, Администрация города Каменска-Уральского не формирует и не утверждает муниципальное задание для МБДОУ «Детский сад № 53». Данные функции осуществляет ОМС «Управление образования города Каменска-Уральского».

Также полагали, что предусмотренных ст. 322 Гражданского кодекса Российской Федерации (наличие правовой нормы или договора) оснований возложения на указанных истцом ответчиков солидарной ответственности не имеется.

Представитель ответчика ОМС «Управление образования г.Каменска-Уральского в судебное заседание не явился, ходатайствуя о рассмотрении дела в свое отсутствие. За подписью представителя ответчика по доверенности Ступиной О.В. в материалы гражданского дела представлены письменный отзыв на иск от (дата) и дополнения к отзыву от (дата) г., согласно которым просили в удовлетворении иска ТО Роспотребнадзора отказать.

Указали, что в соответствии со ст.78.1 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено два варианта выделения субсидий бюджетным и автономным учреждениям. Это предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества; право на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.

Порядок предоставления субсидий из местного бюджета муниципальным бюджетным и муниципальным автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими муниципального задания и Порядок определения объема и условий предоставления субсидий из местного бюджета муниципальным бюджетным и муниципальным автономным учреждениям муниципального образования город Каменск- Уральский на иные цели (на период 2013-2014 годы) были утверждены постановлениями Администрации города Каменска-Уральского от 31.05.2011 №610 (далее - Порядок № 610) и от 15.04.2011 № 436 (далее - Порядок № 436) соответственно.

Согласно Порядка № 610 в общий объем субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания муниципальными бюджетными и муниципальными автономными учреждениями включаются нормативные затраты, связанные с оказанием муниципальными учреждениями муниципальных услуг (выполнением работ) в соответствии с муниципальным заданием и нормативные затраты на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за муниципальным учреждением учредителем или приобретенного муниципальным учреждением за счет средств местного бюджета, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, включая затраты на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается указанное имущество, в том числе земельные участки.

В связи с тем, что требуемых теневых навесов на балансе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 53» нет и не было, то речь о включении затрат на их содержание в общий объем субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания Детским садом № 53 (как указывает Роспотребнадзор) идти не может, соответственно у Управления образования не возникает обязанность по включению данных затрат в муниципальное задание Детского сада № 53.

Затраты на установку и (или) приобретение теневых навесов могли бы быть включены в рамках субсидий, предоставляемых на иные цели, исходя из Порядка № 436, но при принятии решения Городской Думой города Каменска-Уральского об утверждении бюджета муниципального образования город Каменск-Уральский на соответствующий год. Но Детский сад № 53 должен был предоставить в Управление образования с учетом сроков подготовки проекта местного бюджета расчет объема целевой субсидии, которая необходима для установки теневых навесов. Непосредственно в Управление образования расчеты на выделение иной субсидии для включения предложений в проект местного бюджета Детским садом № 53 не представлялись. В июне 2014 года Детским садом № 53 направлялось письмо о выделении, при возможности, бюджетных средств в 2014 году на выполнение предписаний Ростехнадзора и Роспотребнадзора. На данное письмо был направлен ответ, содержащий информацию о том, что доведенная бюджетная роспись до учреждения на 2014 год является неизменной, а изменения в Плане финансово-хозяйственной деятельности возможны только при выделении дополнительных средств из городского бюджета или за счет привлечения внебюджетных средств.

Таким образом, ни в 2013 году, ни в 2014 году предложения о включении расходов в местный бюджет на следующий бюджетный год на устранение нарушении, указанных в предписаниях надзорных органов, со стороны Детского сада № 53 непосредственно начальнику Управления образования не поступали.

Детский сад № 53 вправе в текущем году на основании Порядка определения объема и условий предоставления субсидий из местного бюджета муниципальным бюджетным и муниципальным автономным учреждениям муниципального образования город Каменск-Уральский на иные цели, утвержденного постановлением Администрации города Каменска-Уральского от 18.12.2014 № 1727 (утвержден взамен Порядка № 436), представить в Управление образования документы, подтверждающие обоснованность и размер соответствующих расходов на выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), в целях расчета Управлением образования целевых субсидий и представления информации в функциональный орган Администрации города Каменска-Уральского Финансово-бюджетное управление в срок, устанавливаемый постановлением Администрации города, регламентирующим порядок и сроки составления проекта местного бюджета на очередной финансовый год и плановый период, либо при подготовке проекта решения Городской Думы города Каменска- Уральского о внесении изменений в решение о местном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Функции и полномочия учредителя в части направления субсидий муниципальным образовательным учреждениям Управлением образования осуществляются только в рамках выделяемых бюджетных средств, в соответствии с решением Городской Думы города Каменска-Уральского о местном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Истец фактически просит суд вмешаться в деятельность органов местного самоуправления по исполнению установленных полномочий, что, исходя из принципа разделения властей (ст. 10 Конституции Российской Федерации) является недопустимым, поскольку суд не вправе вмешиваться в хозяйственную, экономическую, финансовую деятельность органов местного самоуправления по установлению целевых субсидий муниципальным бюджетным образовательным учреждениям

Кроме того, конкретизируя положения статьи 12 Конституции Российской Федерации о самостоятельности местного самоуправления в пределах предоставленных его органам полномочий, в том числе финансовых, Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает выделение местных бюджетов в самостоятельный уровень единой бюджетной системы Российской Федерации (статьи 10, 14, 15, 28 и 29) и устанавливает принцип самостоятельности бюджетов, который применительно к местным бюджетам означает право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджета и эффективность использования бюджетных средств, право и обязанность самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, а также право определять формы и направления расходования бюджетных средств (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней). Перераспределение бюджетных средств не входит в компетенцию суда.

По поручению Управления образования сметчиком муниципального казенного учреждения «Центр бухгалтерского и экономического обслуживания учреждений образования муниципального образования город Каменск-Уральский» Д. произведен расчет и подготовлены проекты локального сметного расчета (локальных смет) на устройство теневого навеса Детском саде № 53, с учетом имеющихся современных материалов и практики их применения при установке теневых навесов в дошкольных учреждениях Российской Федерации. Локальные сметы подготовлены как на устройство одного теневого навеса площадью 15 кв.м. (с покрытием из поликарбоната, общей стоимостью около (руб).; с покрытием из профилированного листа, общей стоимостью около (руб)), так и двойного теневого навеса площадью 40 кв.м. на два смежных групповых участка с покрытием из поликарбоната, общей стоимостью около (руб).

При направлении Детским садом № 53 в адрес Управления образования документов, подтверждающих обоснованность и размер соответствующих расходов на установку теневых навесов Управлением образования будет рассчитана необходимая целевая субсидия (с учетом заявок остальных муниципальных учреждений, в отношении которых Управление образования осуществляет функции и полномочия учредителя) и сводная информация будет представлена в функциональный орган Администрации города Каменска-Уральского Финансово-бюджетное управление для подготовки проекта решения Городской Думы города Каменска-Уральского решение о местном бюджете на очередной (2016) финансовый год и плановый период.

Выделение Управлением образования иной субсидии на установление теневых навесов в Детском саде № 53 будет возможно при включении требуемой субсидии в решение Городской Думы города Каменска-Уральского о местном бюджете на 2016 финансовый год и плановый период. Без данного решения выделение субсидий на иные цели невозможно.

Выслушав объяснения явившихся участников судебного разбирательства, исследовав письменные доказательства в материалах гражданского дела, суд приходит к следующим выводам:

В соответствии со ст.46 ч.1 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Согласно ст.12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется в том числе путем присуждения к исполнению обязанности в натуре, и иными предусмотренными законом способами.

В силу ст.46 ч.1 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, в соответствии с п.п.1.3 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004г. № 322.

Согласно Постановлению Правительства РФ «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» от 06.04.2004г. № 154 Федеральная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

В соответствии с п.п.1 Постановления Правительства РФ № 308 от 24.04.2006г. Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Федеральная служба), является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъекту Российской Федерации (далее - Управление), осуществляющее функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

Кроме того, возможность обращения с иском в суд в случаях нарушения санитарного законодательства, предусмотрена п.п.2 ч.1 ст.51 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).

Как следует из объяснений представителя истца Чегаевой И.В. в судебном заседании, и представленных ТО Роспотребнадзора письменных материалов, ТО Роспотребнадзора при анализе результатов плановой и внеплановой проверок выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, выразившееся в невыполнении ответчиком - юридическим лицом МБДОУ «Детский сад №53», расположенным по адресу Свердловсякая область г.Каменск-Уральский ул.Кунавина, 20а, действующих санитарных правил.

Государственная защита прав несовершеннолетних на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду гарантируется Конституцией Российской Федерации (ст.ст.41,42,45).

Согласно п.1 ст.2 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе, контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

В соответствии со ст.28 указанного Федерального закона в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, и выполняться требования санитарного законодательства. В силу требований ч.3 ст.39 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В период с (дата) по (дата) в отношении МБДОУ «Детский сад №53» ТО Роспотребнадзора была проведена плановая выездная проверка соблюдения требований санитарных норм и правил. По результатам проверки было выдано предписание от (дата) № об устранении нарушений требований санитарных норм и правил по установлению на территории всех групповых площадок МБДОУ «Детский сад №53» теневых навесов для защиты детей от солнца и осадков, со сроком исполнения (дата) г.

(дата) МБДОУ «Детский сад №53» предоставлено в ТО Роспотребнадзора служебное письмо № с ходатайством о переносе сроков исполнения предписания № от (дата) г.

(дата) на основании указанного ходатайства ТО Роспотребнадзора было выдано предписание об устранении выявленных нарушений санитарно- эпидемиологических требований № от (дата) со сроком исполнения (дата) г.

В дальнейшем в период с (дата) по (дата) ТО Роспотребнадзора была проведена внеплановая выездная проверка в отношении МБДОУ «Детский сад №53» по контролю ранее выданного предписания № от (дата) об устранении нарушений требований санитарных норм и правил по организации и установлению на территориях всех групповых площадок теневых навесов, со сроками исполнения. В ходе указанной внеплановой проверки было установлено, что нарушение не было исполнено - на территории групповых площадок младшей и подготовительной групп МБДОУ «Детский сад №53» отсутствуют теневые навесы для защиты детей от солнца и осадков, площадью из расчета не менее 1 кв. м на одного ребенка, в результате чего не была обеспечена защита детей от солнца и осадков на территории групповых площадок младшей и подготовительной групп.

Указанные обстоятельства в ходе рассмотрения гражданского дела стороной ответчика не оспаривались. Тем самым, суд находит обоснованными доводы стороны истца о том, что МБДОУ «Детский сад №53» на протяжении 2-х лет осуществляло свою деятельность без установки теневых навесов на территории групповых площадок младшей и подготовительной групп для защиты детей от солнца и осадков, в связи с чем нарушаются права детей на охрану жизни и здоровья в данном дошкольном учреждении.

В соответствии с п. 3.9 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес площадью из расчета не менее 1 кв. м на одного ребенка.

С учетом того, что в соответствии с п.11.5,11.6 СанПиН 2.4.1.3049-13 продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 часа, 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой, суд соглашается с не опровергнутым стороной ответчика доводом стороны истца о том, что вышеуказанное создает угрозу возникновения и распространения среди воспитанников МБДОУ «Детский сад №53» массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний.

Из представленного в материалы дела в копии Устава МБДОУ «Детский сад №53» следует, что МБДОУ является самостоятельным юридическим лицом.

Тем самым суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования ТО Роспотребнадзора об обязании ответчика МБДОУ «Детский сад №53» выполнить работы по оборудованию теневых навесов для защиты детей от солнца на территории групповой площадки младшей и подготовительной групп. Отсутствие запланированного финансирования, недостаточность финансирования, на которые указывала сторона ответчика, не может являться основанием для освобождения ответчиков от исполнения возложенных на них законом обязанностей.

Также ТО Роспотребнадзора заявлены исковые требования об обязании обеспечения финансирования мероприятий по устранению вышеуказанных выявленных нарушений санитарного законодательства в МБДОУ «Детский сад №53». Определяя надлежащего ответчика по указанным требованиям суд приходит к следующему:

В соответствии с п.1 ст.130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 данной статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (ст.125 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Как обоснованно указано представителем ответчика Администрации г.Каменска-Уральского оснований для возложения на ответчиков по иску солидарной обязанности (ст.322 Гражданского кодекса РФ) не имеется.

В соответствии с п.п.13 п.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.п.13 п.1 ст.5 Устава города, к вопросам местного значения городского округа относятсяорганизация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

В муниципальном образовании город Каменск-Уральский, исходя из предусмотренной его Уставом структуры органов местного самоуправления, осуществление указанных полномочий относится к компетенции ОМС «Управление образования г.Каменска-Уральского» (ст. 32 Устава города, ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п.2.2 Положения об Управлении образования, утвержденного решением Городской Думы города Каменска-Уральского от 18.06.2014 № 306). В частности согласно п.п.1.1,1.5 Положения об Управлении образования указанное является органом местного самоуправления муниципального образования город Каменск-Уральский, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере образования, и осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и дополнительного образования детей, и муниципальных учреждений, осуществляющих бухгалтерское, экономическое, методическое или хозяйственное обслуживание указанных учреждений, психолого-медико-социального сопровождение обучающихся. Управление образования является юридическим лицом, муниципальным казенным учреждением, образуемым для осуществления управленческих функций, имеет лицевой счет, открытый в функциональном органе Администрации города Каменска-Уральского Финансово-бюджетном управлении, печать с изображением герба города Каменска-Уральского и своим наименованием, а также иные печати, штампы, бланки. Управление образования самостоятельно представляет свои интересы в судебных и иных органах, в организациях.

Учредителем МБДОУ «Детский сад №53» в силу п.1.6 его Устава является муниципальное образование город Каменск-Уральский в лице ОМС «Управление образования г.Каменска-Уральского». Согласно п.4.2. Устава МБДОУ «Детский сад №53», последнее осуществляет свою финансово-хозяйственную деятельность в соответствии с планом, составленным Детским садом и утвержденным Учредителем, в порядке, определенном Учредителем, в соответствии с требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности муниципального учреждения, утвержденными Минфином РФ. На основании п.п.4.3,4.4. Устава МБДОУ «Детский сад №53», деятельность указанного лица финансируется в соответствии с действующим законодательством. Финансирование Детского сада осуществляется на основе федеральных нормативов и нормативов субъекта Российской Федерации. Муниципальное задание для детского сада формирует и утверждает Учредитель. Согласно п.4.7 Устава МБДОУ «Детский сад №53» финансовое обеспечение выполнения муниципального задания Детским садом осуществляется в виде субсидий из бюджета муниципального образования город Каменск-Уральский. Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ленного движимого имущества, закрепленных за Детским садом Учредителем или приобретенных Детским садом за счет средств, выделенных ему Учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

Представителями ответчика ОМС «Управление образования г.Каменска-Уральского» Ступиной О.В. в письменном отзыве, представителем третьего лица Функционального органа администрации города Каменска-Уральского Финансово-бюджетное управление Волковым А.К. в судебном заседании, не оспаривалось, что с учетом приведенных выше правовых норма, а также положений Бюджетного кодекса РФ (в т.ч. ст. 78.1), Порядка предоставления субсидий из местного бюджета муниципальным бюджетным и муниципальным автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими муниципального задания, утв. постановлением Администрации города Каменска-Уральского от 31.05.2011 г. №610, Порядка определения объема и условий предоставления субсидий из местного бюджета муниципальным бюджетным и муниципальным автономным учреждениям муниципального образования город Каменск-Уральский на иные цели, утв. постановлением Администрации города Каменска-Уральского от 18.12.2014 г. № 1727, учредителем МБДОУ «Детский сад №53», а также главным распорядителем бюджетных средств в отношении названного бюджетного учреждения, через которого осуществляется финансирование МБДОУ «Детский сад №53» из местного бюджета, является ОМС «Управление образования г.Каменска-Уральского».

Тем самым по заявленным ТО Роспотребнадзора исковым требованиям об обеспечении финансирования по устранению выявленных нарушений санитарного законодательства надлежащим ответчиком будет являться именно ОМС «Управление образования г.Каменска-Уральского», оснований для возложения такой обязанности на Администрацию города Каменска-Уральского исходя из определенных правовыми актами объема ее полномочий суд не находит.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Истцом заявлены требования об обязании ответчика обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства в МБДОУ «Детский сад №53» в срок до (дата) Суд находит указанный срок с учетом вышеприведенных правовых норм, необходимости защиты прав и законных интересов несовершеннолетних воспитанников детского сада № 53 обоснованным. Стороной ответчика доказательств объективной невозможности устранения указанных требований в названный срок не приведено.

При определении срока, предоставляемого МБДОУ «Детский сад №53» для выполнения работ по оборудованию теневых навесов для защиты детей от солнца, суд полагает необходимым принять во внимание как вышеизложенные обстоятельства, а также и то обстоятельство, что исходя из климатических условий исполнение работ по устройству теневых навесов возможно только в теплый период года, в летнее время, а также в целях обеспечения безопасности воспитанников и сотрудников детского сада – в их отсутствие на площадках. Согласно объяснений представителя ответчика МБДОУ «Детский сад №53» Ломовцева Д.Е. в судебном заседании, которое не было опровергнуто иными участниками процесса, для проведения ремонтных работ МБДОУ «Детский сад №53» приостанавливает свою работу в июне месяце. Тем самым суд полагает целесообразным установить для МБДОУ «Детский сад №53» срок исполнения требований – до (дата) г.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (в лице Территориального отдела в г.Каменске-Уральском, Каменском районе, Сухоложском и Богдановическом районах), действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации города Каменска-Уральского, ОМС «Управление образования г.Каменска-Уральского», МБДОУ «Детский сад № 53» об обязании выполнения требований санитарного законодательства удовлетворить частично.

Обязать орган местного самоуправления «Управление образования города Каменска-Уральского» в срок до (дата) обеспечить финансирование муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 53» для устранения нарушений санитарного законодательства – оборудования теневых навесов для защиты детей от солнца на территории групповых площадок младшей и подготовительной групп.

Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 53» в срок до (дата) устранить нарушения санитарного законодательства – оборудовать теневые навесы для защиты детей от солнца на территории групповых площадок младшей и подготовительной групп.

В удовлетворении оставшейся части иска отказать.

Взыскать с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 53» в доход местного бюджета госпошлину в сумме (руб).

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Синарский районный суд.

Решение изготовлено в машинописном варианте и является подлинником.

Судья: . Земская Л.К.

2-1014/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Роспотребнадзор
Ответчики
МБДОУ детский сад № 53
Администрация города
ОМС Управление образования
Суд
Синарский районный суд г. Каменск-Уральского
Дело на странице суда
sinarsky.svd.sudrf.ru
22.04.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.04.2015Передача материалов судье
22.04.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.04.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.05.2015Подготовка дела (собеседование)
22.05.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.06.2015Судебное заседание
15.06.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.07.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее