Решение по делу № 2-1489/2012 от 10.01.2012

дело № 2-1489/12 12 апреля 2012 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Московский районный суд Санкт-Петербурга в составе председательствующего судьи Подгорной Е.П.

При секретаре Светловой Е.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гайфутдинова Р.В. к Администрации Московского района Санкт-Петербурга об оспаривании в части распоряжения Администрации Московского района Санкт-Петербурга № 365-р от 28 мая 2010 года и обязании восстановить на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты постановки, по иску третьего лица, заявляющего самостоятельные требования, Дмитриева А.В. к Администрации Московского района Санкт-Петербурга об оспаривании распоряжения Администрации Московского района Санкт-Петербурга № 149-р от 01.03.2011 года и обязании восстановить на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты постановки, по иску третьего лица, заявляющего самостоятельные требования, Дмитриевой Е.А. к Администрации Московского района Санкт-Петербурга об оспаривании в части распоряжения Администрации Московского района Санкт-Петербурга № 365-р от 28.05.2010 года и обязании восстановить на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты постановки,-

УСТАНОВИЛ:

Гайфутдинов Р.В. обратился в суд с иском к Администрации Московского района Санкт-Петербурга об оспаривании распоряжения Администрации Московского района Санкт-Петербурга № 365-р от 28 мая 2010 года и обязании восстановить на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты постановки и восстановления его очереди 1655/2011. В обоснование заявленных требований истец указал следующее: он с 30 мая 1985 г. состоял на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, как проживающий в двухкомнатной <адрес>, <данные изъяты>., как собственник 1/5 доли квартиры. Собственником 2/5 доли квартиры с 2010 г. является Санкт-Петербург. Распоряжением Администрации Московского района Санкт-Петербурга № 365-р от 28.05.2010 года истец был снят с очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий по основаниям п.2 ст. 6 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», как обеспеченный жилой площадью. Истец указывает, что он был снят с учета незаконно, поскольку это противоречит действующему законодательству, так как его имущественное положение и обеспеченность жилой площадью не изменилась, в настоящее время ему принадлежит 8,82 кв.м общей площади квартиры, то есть меньше нормы предоставления, а потому он не утратил основания, которые были предусмотрены ст. 29 ЖК РСФСР, действующего до 01 марта 2005 года. Также истец указал, что об оспариваемом решение он узнал только из ответа Администрации, направленном ему 21.09.2011 г.

В свою очередь, в порядке ст. 42 ГПК РФ, с самостоятельными требованиями, обратились третьи лица - Дмитриева Е.А. и Дмитриев А.В. (л.д.32-35), которые просили соответственно признать распоряжение Администрации Московского района Санкт-Петербурга № 365-р от 28.05.2010 года и распоряжение Администрации Московского района Санкт-Петербурга № 149-р от 01.03.2011 года незаконными и обязать восстановить на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты постановки.

Истец и третьи лица, заявляющие самостоятельные требования в суд не явились, о дне и месте слушания по делу извещены надлежащим образом, просили рассматривать дело в их отсутствие (л.д.43-46). Представитель истца и третьих лиц – Пантешина Н.В. в судебное заседание явилась, поддержала заявленные требования.

Представитель Администрации Московского района Санкт- Петербурга – Дианова А.Н. в судебное заседание явилась, против удовлетворения заявленных требований возражала, пояснив, что семья Гайфутдинова Р.В. была снята с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку обеспечены общей площадью более 9 кв.м. на человека, учитывая, что их семья фактически пользуется всей квартирой.

В силу положений ст. 167 ГПК РФ, а также с учетом мнения сторон, суд определил, рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав представителя истца, третьих лиц, представителя Администрации Московского района Санкт-Петербурга, изучив и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, изучив учетное дело №1655, суд находит исковые требования заявленными обоснованно и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как усматривается из представленных суду материалов и учетного дела, ДД.ММ.ГГГГ семья из 6-ти человек: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, проживающие в отдельной двухкомнатной <адрес>, общей площадью 44,10 кв.м, жилой площадью – 28,10 кв.м были приняты на учет по данному адресу, поскольку жилищная обеспеченность на одного человека составляла менее 5,5 кв.м. жилой площади.

На основании договора передачи в собственность № 70146 от 15.07.2008 г., ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 приобрели в общую долевую собственность вышеуказанную квартиру, в размере 1/5 доли в праве общей долевой собственности каждый соответственно.

26.02.2010 г. на основании договора мены № 1610-М-1, заключенного между СПбГУ «Горжилобмен», с одной стороны, и ФИО7, ФИО9, с другой стороны, стороны произвели мену, принадлежащих им на праве собственности жилых помещений. СПбГУ «Горжилобмен» передало в собственность ФИО8, С.М. по 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, а ФИО8, С.М. передали в собственность Санки-Петербурга по 1/5 доли <адрес>. В свою очередь, ФИО4 было предоставлено жилое помещение по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>.

Распоряжением от 28.05.2010 г. № 365, ФИО8, ФИО9, ФИО4, Гайфутдинов Р.В. и Дмитриева Е.А. были сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по основаниям п.2 ст. 6 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», как обеспеченные площадью более 9 кв.м. на одного человека.

В дальнейшем, Распоряжением от 01.03.2011 г. № 149, Дмитриев А.В. также был снят с учета нуждающихся, как обеспеченный площадью более 9 кв.м. на одного человека.

В настоящее время Гайфутдинов Р.В., Дмитриева Е.А. и Дмитриев А.В. являются собственниками по 1/5 доли квартиры, зарегистрированы и проживают в двухкомнатной <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. Иного жилого помещения не имеют, что не было оспорено представителем ответчика, а также подтверждается ответами из кадастровой службы (л.д.4,47,48).

В силу ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

При рассмотрении дела в порядке публичных правоотношений по существу суду надлежит выяснять: во-первых, имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, во-вторых, соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; в-третьих, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. И только нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия) является основанием для удовлетворения заявления.

Разрешая заявленные требования, суд также полагает, что заявленные требования были поданы в установленный трехмесячный срок с момента, получения истцами и третьими лицами распоряжения Администрации о снятии их с учета (л.д.7). Данный факт не был оспорен представителем Администрации, а также из материалов учетного дела усматривается, что ранее оспариваемые распоряжения сторонам не высылались.

Согласно п.3.4.2 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008 г. № 1078, Администрации районов Санкт-Петербурга ведут учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учет граждан нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий в установленном порядке.

В соответствии с п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 5 ЖК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.

На основании пункта 7 статьи 13 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В силу части 7 статьи 52 ЖК РФ порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

В целях реализации положений пункта 7 статьи 13, части 7 статьи 52 ЖК РФ Законодательным Собранием Санкт-Петербурга от 07 июля 2004 года был принят Закон Санкт-Петербурга «О содействие Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан», Закон Санкт-Петербурга от 26.04.2006 N 221-32 "О жилищной политике Санкт-Петербурга", Закон Санкт-Петербурга от 30.06.2005 N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" и Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17.10.2005 г. № 1546 «Об актуализации данных учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях и учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий», которыми должны руководствоваться органы государственной власти при снятии граждан с учета.

Закон Санкт-Петербурга № 409-61 «О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан» принят 07.07.2004 года и вступил в силу через 6 месяцев после дня его официального опубликования. В силу ч. 3 ст. 19 Закона Санкт-Петербурга № 409-61 от 07.07.2004 года – Закон Санкт-Петербурга № 409-61 «О содействии в улучшении жилищных условий граждан» применяется к правоотношениям, возникшим после его вступления в силу. По правоотношениям, возникшим до вступления в силу указанного Закона Санкт-Петербурга, он применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после вступления его в силу.

Закон Санкт-Петербурга от 30.06.2005 N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" регулирует отношения, связанные с учетом граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - нуждающиеся в жилых помещениях), и предоставлением жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге.

В силу ст. 6 Закона Санкт-Петербурга № N 407-65 учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях ведется уполномоченным органом. Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при организации учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается Правительством Санкт-Петербурга.

Нормой ст. 11 Закона Санкт-Петербурга № 409-61 от 07.07.2004 года и Закона Санкт-Петербурга от 30.06.2005 N 407-65 установлено, что актуализация данных жилищного учета – это обновление сведений о гражданах, состоящих на жилищном учете, содержащихся в документации жилищного учета выполняется уполномоченным органом посредством обмена информацией с соответствующими государственными организациями в порядке, установленном исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга. Актуализация данных учета проводится на основании сведений, представленных паспортными службами, Управлением записи актов гражданского состояния, Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и иными органами, а также (в исключительных случаях) гражданами. Сведения о гражданах, состоящих на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учете граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, ежемесячно представляются в Жилищный комитет администрациями районов Санкт-Петербурга.

Таким образом, статьями 11 и 12 Закона Санкт-Петербурга № 407-65 от 30.06.2005 года предусмотрено, что в зависимости от результатов актуализации данных, уполномоченный орган может принять решение о снятии гражданина (семьи) с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях решением уполномоченного органа по основаниям и в порядке, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации.

В соответствии со ст. 55 ЖК РФ - право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 ЖК РФ оснований снятия с учета. Статьей 3 Закона Санкт-Петербурга от 30.06.2005 года «О порядке ведений учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт- Петербурге установлена учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге в размере 9 кв.м. общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах. Статьей 7 Закона Санкт-Петербурга от 07.07.2004 года «О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан» также установлен учетный норматив жилищной обеспеченности, который составляет 10 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.

Между тем, Закон Санкт-Петербурга № 409-61 «О содействии Санкт- Петербурга в улучшении жилищных условий граждан» принят 07.07.2004 года и вступил в силу через 6 месяцев после дня его официального опубликования.

Нормой ст. 11 Закона Санкт-Петербурга № 409-61 от 07.07.2004 года и Закона Санкт-Петербурга № 407-65 от 30.06.2005 года установлено, что актуализация данных жилищного учета - это обновление сведений о гражданах, состоящих на жилищном учете, содержащихся в документации жилищного учета выполняется уполномоченным органом посредством обмена информацией с соответствующими государственными организациями в порядке, установленном исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга.

В настоящее время, Гайфутдинову Р.В., Дмитриевой Е.А., Дмитриеву А.В. принадлежит по 1/5 доли квартиры, общей площадью <данные изъяты>., таким образом на долю каждого приходится по 8,82 квм. – общей площади и 5,62 кв.м – жилой площади, что является меньше нормы предоставления в Санкт-Петербурге.

Ссылка представителя Администрации Московского района на тот факт, что фактически ФИО10, Дмитриева Е.А. и Дмитриев А.В. пользуются всей квартирой, а потому их жилищная обеспеченность должна рассчитываться, исходя из общей площади всей квартиры, не может служить основанием к отказу в иске.

Часть 4 статьи 50 ЖК РФ определяет понятие учетной нормы площади жилого помещения (далее - учетной нормы), которой является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения согласно части 2 статьи 51 ЖК РФ осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности. Аналогичная правовая норма содержится в Законе Санкт-Петербурга № 407-65. В этой связи, суд приходит к выводу, что, как следует из содержания указанных норм, при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения федеральное законодательство ограничивает включение в сумму общей площади имеющихся непосредственно у гражданина жилых помещений в собственности либо по договору социального найма, в то время как 2/5 доли в квартире принадлежит Санкт-Петербургу, а потому оснований для учета данной площади, принадлежащей Санкт-Петербургу не имеется.

Ссылка Администрации на то обстоятельство, что фактически г.Санкт-Петербург не может распорядиться 2/5 долями квартиры, так как комнаты в данной квартиры являются смежными суд также находит не обоснованным, поскольку в силу положений ст.209 ч.1 ГК РФ собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Аналогичная норма содержится и в ст.288 ГК РФ, согласно которой собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.

Таким образом, Санкт-Петербург, как собственник 2/5 доли квартиры, вправе в любое время, по своему усмотрению, распорядиться данным имуществом.

В статье 56 ЖК РФ дан перечень оснований для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях и такими случаями являются:

1)           подача ими по месту учета заявления о снятии с учета;

2)           утрата ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;

3) их выезд на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

4)           получение ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

5) предоставление им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;

6) выявление в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Между тем, в соответствии с ч.2 ст. 6 ФЗ РФ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» - граждане, принятые на учет до 01.03.2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным Кодексом РФ.

Таким образом, в указанной норме Закона содержится исчерпывающий перечень пунктов статьи 56 ЖК РФ, в соответствии с которыми граждане могут быть сняты с учета нуждающихся. Указание же в ч.2 ст. 6 ФЗ РФ «О введении в действие ЖК РФ» на случаи утраты оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма относится к иным случаям, кроме указанных в ст. 56 ЖК РФ, предусмотренным жилищным законодательством.

Представитель ответчика не указал суду ни одно основание, предусмотренное пунктами 1, 3-6 части 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, а также предусмотренное ранее действующим жилищным законодательством (до 2005 г.), дающим право на снятие граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с ч.2 ст. 55 Конституции РФ - в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или ущемляющие права и свободы человека и гражданина. Согласно ч.З ст. 55 Конституции РФ - права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Часть 3 статьи 1 ЖК РФ также предусматривает, что жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Данная правовая позиция содержится также в Определение Конституционного суда Российской Федерации от 01.12.2009 года № 1549-О-П.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также то, что с 1985 года жилищная обеспеченность истца и третьих лиц не изменялась, доказательств, дающих право Администрации в настоящее время, на основании п.2 ст. 6 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» снять, указанных лиц с учета нуждающихся, ответчик, в силу положений ст. 56 ГПК РФ суду не представил, суд полагает, что принятые Администрацией Московского района распоряжения в части снятия истца и третьих лиц, с учета нуждающихся являются незаконными, а заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 55 Конституции РФ, ст. 6 ФЗ РФ от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации», ст. ст. 56, 68, 167, 194-199, 258 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Гайфутдинова Р.В. к Администрации Московского района Санкт-Петербурга об оспаривании в части распоряжения Администрации Московского района Санкт-Петербурга № 365-р от 28 мая 2010 года и обязании восстановить на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты постановки, по иску третьего лица, заявляющего самостоятельные требования, Дмитриева А.В. к Администрации Московского района Санкт-Петербурга об оспаривании распоряжения Администрации Московского района Санкт-Петербурга № 149-р от 01.03.2011 года и обязании восстановить на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты постановки, по иску третьего лица, заявляющего самостоятельные требования, Дмитриевой Е.А. к Администрации Московского района Санкт-Петербурга об оспаривании в части распоряжения Администрации Московского района Санкт-Петербурга № 365-р от 28.05.2010 года и обязании восстановить на учете - удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение Администрации Московского района Санкт-Петербурга № 365-р от 28 мая 2010 года в части снятия с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных Гайфутдинова Р.В. и Дмитриевой Е.А..

Признать незаконным распоряжение Администрации Московского района Санкт-Петербурга № 149-р от 01 марта 2011 года в части снятия с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных Дмитриева А.В..

Обязать Администрацию Московского района Санкт-Петербурга восстановить на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий Гайфутдинова Р.В. и Дмитриевой Е.А. и Дмитриева А.В. с первоначальной даты постановки на учет с ДД.ММ.ГГГГ, с восстановлением прежней очереди – <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья:

<данные изъяты>

.

дело № 2-1489/12 12 апреля 2012 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Московский районный суд Санкт-Петербурга в составе председательствующего судьи Подгорной Е.П.

При секретаре Светловой Е.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гайфутдинова Р.В. к Администрации Московского района Санкт-Петербурга об оспаривании в части распоряжения Администрации Московского района Санкт-Петербурга № 365-р от 28 мая 2010 года и обязании восстановить на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты постановки, по иску третьего лица, заявляющего самостоятельные требования, Дмитриева А.В. к Администрации Московского района Санкт-Петербурга об оспаривании распоряжения Администрации Московского района Санкт-Петербурга № 149-р от 01.03.2011 года и обязании восстановить на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты постановки, по иску третьего лица, заявляющего самостоятельные требования, Дмитриевой Е.А. к Администрации Московского района Санкт-Петербурга об оспаривании в части распоряжения Администрации Московского района Санкт-Петербурга № 365-р от 28.05.2010 года и обязании восстановить на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты постановки,-

УСТАНОВИЛ:

Гайфутдинов Р.В. обратился в суд с иском к Администрации Московского района Санкт-Петербурга об оспаривании распоряжения Администрации Московского района Санкт-Петербурга № 365-р от 28 мая 2010 года и обязании восстановить на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты постановки и восстановления его очереди 1655/2011. В обоснование заявленных требований истец указал следующее: он с 30 мая 1985 г. состоял на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, как проживающий в двухкомнатной <адрес>, <данные изъяты>., как собственник 1/5 доли квартиры. Собственником 2/5 доли квартиры с 2010 г. является Санкт-Петербург. Распоряжением Администрации Московского района Санкт-Петербурга № 365-р от 28.05.2010 года истец был снят с очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий по основаниям п.2 ст. 6 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», как обеспеченный жилой площадью. Истец указывает, что он был снят с учета незаконно, поскольку это противоречит действующему законодательству, так как его имущественное положение и обеспеченность жилой площадью не изменилась, в настоящее время ему принадлежит 8,82 кв.м общей площади квартиры, то есть меньше нормы предоставления, а потому он не утратил основания, которые были предусмотрены ст. 29 ЖК РСФСР, действующего до 01 марта 2005 года. Также истец указал, что об оспариваемом решение он узнал только из ответа Администрации, направленном ему 21.09.2011 г.

В свою очередь, в порядке ст. 42 ГПК РФ, с самостоятельными требованиями, обратились третьи лица - Дмитриева Е.А. и Дмитриев А.В. (л.д.32-35), которые просили соответственно признать распоряжение Администрации Московского района Санкт-Петербурга № 365-р от 28.05.2010 года и распоряжение Администрации Московского района Санкт-Петербурга № 149-р от 01.03.2011 года незаконными и обязать восстановить на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты постановки.

Истец и третьи лица, заявляющие самостоятельные требования в суд не явились, о дне и месте слушания по делу извещены надлежащим образом, просили рассматривать дело в их отсутствие (л.д.43-46). Представитель истца и третьих лиц – Пантешина Н.В. в судебное заседание явилась, поддержала заявленные требования.

Представитель Администрации Московского района Санкт- Петербурга – Дианова А.Н. в судебное заседание явилась, против удовлетворения заявленных требований возражала, пояснив, что семья Гайфутдинова Р.В. была снята с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку обеспечены общей площадью более 9 кв.м. на человека, учитывая, что их семья фактически пользуется всей квартирой.

В силу положений ст. 167 ГПК РФ, а также с учетом мнения сторон, суд определил, рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав представителя истца, третьих лиц, представителя Администрации Московского района Санкт-Петербурга, изучив и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, изучив учетное дело №1655, суд находит исковые требования заявленными обоснованно и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как усматривается из представленных суду материалов и учетного дела, ДД.ММ.ГГГГ семья из 6-ти человек: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, проживающие в отдельной двухкомнатной <адрес>, общей площадью 44,10 кв.м, жилой площадью – 28,10 кв.м были приняты на учет по данному адресу, поскольку жилищная обеспеченность на одного человека составляла менее 5,5 кв.м. жилой площади.

На основании договора передачи в собственность № 70146 от 15.07.2008 г., ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 приобрели в общую долевую собственность вышеуказанную квартиру, в размере 1/5 доли в праве общей долевой собственности каждый соответственно.

26.02.2010 г. на основании договора мены № 1610-М-1, заключенного между СПбГУ «Горжилобмен», с одной стороны, и ФИО7, ФИО9, с другой стороны, стороны произвели мену, принадлежащих им на праве собственности жилых помещений. СПбГУ «Горжилобмен» передало в собственность ФИО8, С.М. по 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, а ФИО8, С.М. передали в собственность Санки-Петербурга по 1/5 доли <адрес>. В свою очередь, ФИО4 было предоставлено жилое помещение по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>.

Распоряжением от 28.05.2010 г. № 365, ФИО8, ФИО9, ФИО4, Гайфутдинов Р.В. и Дмитриева Е.А. были сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по основаниям п.2 ст. 6 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», как обеспеченные площадью более 9 кв.м. на одного человека.

В дальнейшем, Распоряжением от 01.03.2011 г. № 149, Дмитриев А.В. также был снят с учета нуждающихся, как обеспеченный площадью более 9 кв.м. на одного человека.

В настоящее время Гайфутдинов Р.В., Дмитриева Е.А. и Дмитриев А.В. являются собственниками по 1/5 доли квартиры, зарегистрированы и проживают в двухкомнатной <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. Иного жилого помещения не имеют, что не было оспорено представителем ответчика, а также подтверждается ответами из кадастровой службы (л.д.4,47,48).

В силу ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

При рассмотрении дела в порядке публичных правоотношений по существу суду надлежит выяснять: во-первых, имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, во-вторых, соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; в-третьих, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. И только нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия) является основанием для удовлетворения заявления.

Разрешая заявленные требования, суд также полагает, что заявленные требования были поданы в установленный трехмесячный срок с момента, получения истцами и третьими лицами распоряжения Администрации о снятии их с учета (л.д.7). Данный факт не был оспорен представителем Администрации, а также из материалов учетного дела усматривается, что ранее оспариваемые распоряжения сторонам не высылались.

Согласно п.3.4.2 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008 г. № 1078, Администрации районов Санкт-Петербурга ведут учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учет граждан нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий в установленном порядке.

В соответствии с п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 5 ЖК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.

На основании пункта 7 статьи 13 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В силу части 7 статьи 52 ЖК РФ порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

В целях реализации положений пункта 7 статьи 13, части 7 статьи 52 ЖК РФ Законодательным Собранием Санкт-Петербурга от 07 июля 2004 года был принят Закон Санкт-Петербурга «О содействие Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан», Закон Санкт-Петербурга от 26.04.2006 N 221-32 "О жилищной политике Санкт-Петербурга", Закон Санкт-Петербурга от 30.06.2005 N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" и Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17.10.2005 г. № 1546 «Об актуализации данных учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях и учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий», которыми должны руководствоваться органы государственной власти при снятии граждан с учета.

Закон Санкт-Петербурга № 409-61 «О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан» принят 07.07.2004 года и вступил в силу через 6 месяцев после дня его официального опубликования. В силу ч. 3 ст. 19 Закона Санкт-Петербурга № 409-61 от 07.07.2004 года – Закон Санкт-Петербурга № 409-61 «О содействии в улучшении жилищных условий граждан» применяется к правоотношениям, возникшим после его вступления в силу. По правоотношениям, возникшим до вступления в силу указанного Закона Санкт-Петербурга, он применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после вступления его в силу.

Закон Санкт-Петербурга от 30.06.2005 N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" регулирует отношения, связанные с учетом граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - нуждающиеся в жилых помещениях), и предоставлением жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге.

В силу ст. 6 Закона Санкт-Петербурга № N 407-65 учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях ведется уполномоченным органом. Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при организации учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается Правительством Санкт-Петербурга.

Нормой ст. 11 Закона Санкт-Петербурга № 409-61 от 07.07.2004 года и Закона Санкт-Петербурга от 30.06.2005 N 407-65 установлено, что актуализация данных жилищного учета – это обновление сведений о гражданах, состоящих на жилищном учете, содержащихся в документации жилищного учета выполняется уполномоченным органом посредством обмена информацией с соответствующими государственными организациями в порядке, установленном исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга. Актуализация данных учета проводится на основании сведений, представленных паспортными службами, Управлением записи актов гражданского состояния, Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и иными органами, а также (в исключительных случаях) гражданами. Сведения о гражданах, состоящих на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учете граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, ежемесячно представляются в Жилищный комитет администрациями районов Санкт-Петербурга.

Таким образом, статьями 11 и 12 Закона Санкт-Петербурга № 407-65 от 30.06.2005 года предусмотрено, что в зависимости от результатов актуализации данных, уполномоченный орган может принять решение о снятии гражданина (семьи) с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях решением уполномоченного органа по основаниям и в порядке, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации.

В соответствии со ст. 55 ЖК РФ - право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 ЖК РФ оснований снятия с учета. Статьей 3 Закона Санкт-Петербурга от 30.06.2005 года «О порядке ведений учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт- Петербурге установлена учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге в размере 9 кв.м. общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах. Статьей 7 Закона Санкт-Петербурга от 07.07.2004 года «О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан» также установлен учетный норматив жилищной обеспеченности, который составляет 10 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.

Между тем, Закон Санкт-Петербурга № 409-61 «О содействии Санкт- Петербурга в улучшении жилищных условий граждан» принят 07.07.2004 года и вступил в силу через 6 месяцев после дня его официального опубликования.

Нормой ст. 11 Закона Санкт-Петербурга № 409-61 от 07.07.2004 года и Закона Санкт-Петербурга № 407-65 от 30.06.2005 года установлено, что актуализация данных жилищного учета - это обновление сведений о гражданах, состоящих на жилищном учете, содержащихся в документации жилищного учета выполняется уполномоченным органом посредством обмена информацией с соответствующими государственными организациями в порядке, установленном исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга.

В настоящее время, Гайфутдинову Р.В., Дмитриевой Е.А., Дмитриеву А.В. принадлежит по 1/5 доли квартиры, общей площадью <данные изъяты>., таким образом на долю каждого приходится по 8,82 квм. – общей площади и 5,62 кв.м – жилой площади, что является меньше нормы предоставления в Санкт-Петербурге.

Ссылка представителя Администрации Московского района на тот факт, что фактически ФИО10, Дмитриева Е.А. и Дмитриев А.В. пользуются всей квартирой, а потому их жилищная обеспеченность должна рассчитываться, исходя из общей площади всей квартиры, не может служить основанием к отказу в иске.

Часть 4 статьи 50 ЖК РФ определяет понятие учетной нормы площади жилого помещения (далее - учетной нормы), которой является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения согласно части 2 статьи 51 ЖК РФ осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности. Аналогичная правовая норма содержится в Законе Санкт-Петербурга № 407-65. В этой связи, суд приходит к выводу, что, как следует из содержания указанных норм, при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения федеральное законодательство ограничивает включение в сумму общей площади имеющихся непосредственно у гражданина жилых помещений в собственности либо по договору социального найма, в то время как 2/5 доли в квартире принадлежит Санкт-Петербургу, а потому оснований для учета данной площади, принадлежащей Санкт-Петербургу не имеется.

Ссылка Администрации на то обстоятельство, что фактически г.Санкт-Петербург не может распорядиться 2/5 долями квартиры, так как комнаты в данной квартиры являются смежными суд также находит не обоснованным, поскольку в силу положений ст.209 ч.1 ГК РФ собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Аналогичная норма содержится и в ст.288 ГК РФ, согласно которой собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.

Таким образом, Санкт-Петербург, как собственник 2/5 доли квартиры, вправе в любое время, по своему усмотрению, распорядиться данным имуществом.

В статье 56 ЖК РФ дан перечень оснований для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях и такими случаями являются:

1)           подача ими по месту учета заявления о снятии с учета;

2)           утрата ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;

3) их выезд на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

4)           получение ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

5) предоставление им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;

6) выявление в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Между тем, в соответствии с ч.2 ст. 6 ФЗ РФ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» - граждане, принятые на учет до 01.03.2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным Кодексом РФ.

Таким образом, в указанной норме Закона содержится исчерпывающий перечень пунктов статьи 56 ЖК РФ, в соответствии с которыми граждане могут быть сняты с учета нуждающихся. Указание же в ч.2 ст. 6 ФЗ РФ «О введении в действие ЖК РФ» на случаи утраты оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма относится к иным случаям, кроме указанных в ст. 56 ЖК РФ, предусмотренным жилищным законодательством.

Представитель ответчика не указал суду ни одно основание, предусмотренное пунктами 1, 3-6 части 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, а также предусмотренное ранее действующим жилищным законодательством (до 2005 г.), дающим право на снятие граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с ч.2 ст. 55 Конституции РФ - в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или ущемляющие права и свободы человека и гражданина. Согласно ч.З ст. 55 Конституции РФ - права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Часть 3 статьи 1 ЖК РФ также предусматривает, что жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Данная правовая позиция содержится также в Определение Конституционного суда Российской Федерации от 01.12.2009 года № 1549-О-П.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также то, что с 1985 года жилищная обеспеченность истца и третьих лиц не изменялась, доказательств, дающих право Администрации в настоящее время, на основании п.2 ст. 6 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» снять, указанных лиц с учета нуждающихся, ответчик, в силу положений ст. 56 ГПК РФ суду не представил, суд полагает, что принятые Администрацией Московского района распоряжения в части снятия истца и третьих лиц, с учета нуждающихся являются незаконными, а заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 55 Конституции РФ, ст. 6 ФЗ РФ от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации», ст. ст. 56, 68, 167, 194-199, 258 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Гайфутдинова Р.В. к Администрации Московского района Санкт-Петербурга об оспаривании в части распоряжения Администрации Московского района Санкт-Петербурга № 365-р от 28 мая 2010 года и обязании восстановить на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты постановки, по иску третьего лица, заявляющего самостоятельные требования, Дмитриева А.В. к Администрации Московского района Санкт-Петербурга об оспаривании распоряжения Администрации Московского района Санкт-Петербурга № 149-р от 01.03.2011 года и обязании восстановить на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты постановки, по иску третьего лица, заявляющего самостоятельные требования, Дмитриевой Е.А. к Администрации Московского района Санкт-Петербурга об оспаривании в части распоряжения Администрации Московского района Санкт-Петербурга № 365-р от 28.05.2010 года и обязании восстановить на учете - удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение Администрации Московского района Санкт-Петербурга № 365-р от 28 мая 2010 года в части снятия с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных Гайфутдинова Р.В. и Дмитриевой Е.А..

Признать незаконным распоряжение Администрации Московского района Санкт-Петербурга № 149-р от 01 марта 2011 года в части снятия с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных Дмитриева А.В..

Обязать Администрацию Московского района Санкт-Петербурга восстановить на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий Гайфутдинова Р.В. и Дмитриевой Е.А. и Дмитриева А.В. с первоначальной даты постановки на учет с ДД.ММ.ГГГГ, с восстановлением прежней очереди – <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья:

<данные изъяты>

.

2-1489/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Гайфутдинов Руслан Викторович
Ответчики
Администрация Мос-го района СПб
Другие
Дмитриев Артем Викторович
Дмитриева Елена Алексеевна
Суд
Московский районный суд Санкт-Петербурга
Судья
~Подгорная Елена Петровна
Дело на сайте суда
msk.spb.sudrf.ru
10.01.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.01.2012Передача материалов судье
12.01.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.01.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.02.2012Подготовка дела (собеседование)
16.02.2012Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
12.03.2012Предварительное судебное заседание
05.04.2012Судебное заседание
12.04.2012Судебное заседание
20.04.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.06.2012Дело оформлено
08.06.2012Дело передано в архив
12.04.2012
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее