Судья Гереев К.З.
Дело № 33-3518-22 г.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Махачкала 11 мая 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
Председательствующего Загирова Н.В.
судей Зайнудиновой Ш.М. и Хавчаева Х.А.,
при секретаре судебного заседания Есояне А.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании посредством видеоконференц-связи через Хасавюртовский городской суд Республики Дагестан гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ГУ-ОПФР по доверенности Магомедова Р.М. на решение Хасавюртовского городского суда Республики Дагестан от 09 августа 2021 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Зайнудиновой Ш.М., выслушав посредством видеоконференцсвязи объяснения Шахоевой И.З., просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Шахоева И.З. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - отделения Пенсионного фонда РФ по РД и Управлению отделения Пенсионного фонда РФ по РД в Хасавюртовском районе о признании действий незаконными и понуждении ответчика назначить пенсию с момента обращения.
В обоснование своих требований указала, что 17 марта 2020 года ей было отказано в назначении пенсии по старости ввиду отсутствия требуемых 11 лет страхового стажа и индивидуального пенсионного коэффициента - 18,6 с учетом переходных положений п. 2,3 ст. 35. По представленным документам период работы с 1985 года по 1991 годы, указанные в справке о работе № 5 от 10.02.2020 года, выданной СПК «Агрофирма Сивух», не были приняты так как при проверке в соответствии с п. 20 Правил обращения, утвержденных приказом №884 от 17.11.2014 года Министерством труда и Социальной защиты Российской Федерации обнаружены несоответствия документу, удостоверяющему личность, т.е. нет отчества.
Решением Хасавюртовского районного суда РД от 18 ноября 2020 года её исковые требования были удовлетворены в полном объеме, т.е. требования ответчика к ней были необоснованными.
В последующем на её обращение ей сообщили, что трудовая пенсия по старости ей будет назначена со дня вынесения решения суда.
Между тем решение Хасавюртовского районного суда от 18 ноября 2020 года подтвердило законность представленных ею ответчику документов для назначения трудовой пенсии, а значит, трудовая пенсия должна быть назначена со дня подачи заявления ответчику, то есть с 17 марта 2020 года.
В связи с изложенным, просила признать незаконными действия ответчика Управление ОПФР по РД в Хасавюртовском районе о назначении ей трудовой пенсии по старости с 17 марта 2020 года и обязать Управление ОПФР по РД в Хасавюртовском районе произвести перерасчет начисления ей Шахоевой Изахат Заидовне трудовой пенсии, по старости начиная с 17 марта 2020 года.
Решением Хасавюртовского городского суда Республики Дагестан от 09 августа 2021 года постановлено:
«Исковые требования Шахоевой И.З. удовлетворить.
Признать незаконными действия Управления отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан в Хасавюртовском районе выразившиеся в отказе назначении Шахоевой Изахат Заидовне трудовой пенсии по старости с 17 марта 2020 года.
Обязать Управление отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан в Хасавюртовском районе назначить Шахоевой Изахат Заидовне трудовой пенсии по старости, начиная с 17 марта 2020 года, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Взыскать с Государственного учреждения – Управление отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан в Хасавюртовском районе государственную пошлину в доход государства в размере 300 (триста) рублей.
Определением Хасавюртовского городского суда РД от 24 февраля 2022 года исправлена описка в резолютивной части решения суда, указав дату назначения истице пенсии с 18 ноября 2020 года вместо 17 марта 2020 года.
В апелляционной жалобе представителя ГУ-ОПФР по доверенности Магомедова Р.М. поставлен вопрос об отмене решения и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указано, что суд не исследовал надлежащим образом, представленные в качестве доказательства документы, не затребовал документы, подтверждающие факт обращения истицы в Управление Отделения Пенсионного фонда РФ по РД в Хасавюртовском районе с решением суда от 18 ноября 2020г.
Согласно ст. 135 ГПК РФ судья должен был вынести определение о возвращении искового заявления, в связи с несоблюдением досудебного порядка урегулирование спора.
Кроме того, даже с учетом периода, который указан в справке о трудоднях №5 от 10.02.2020г., Шахоева И.З. не набирает требуемый стаж. Суд при отсутствии требуемых в соответствии с п.1 ст.6 закона №400 от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях» лет стажа обязал необоснованно Управление Отделения Пенсионного фонда РФ по РД в Хасавюртовском районе назначить истице пенсию со дня обращения.
Извещенные надлежаще, представители ГУ-ОПФР по РД и Управления Отделения Пенсионного фонда РФ по РД в Хасавюртовском районе в суд апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Как следует из материалов дела, 17 марта 2020 года Управление ОПФР по Республике Дагестан в Хасавюртовском районе отказало Шахоевой И.З. в назначении пенсии по старости ввиду отсутствия требуемых 11 лет страхового стажа и индивидуального пенсионного коэффициента - 18,6 с учетом переходных положений п. 2,3 ст. 35. По представленным документам, период работы с 1985 года по 1991 годы, указанные в справке о работе № 5 от 10.02.2020 года, выданной СПК «Агрофирма Сивух», не может быть принят, так как при проверке в соответствии с п. 20 Правил обращения, утвержденных приказом №884 от 17.11.2014 года Министерством труда и Социальной защиты Российской Федерации, обнаружены несоответствия документу, удостоверяющему личность, т.е. нет отчества.
Решением Хасавюртовского районного суда РД от 18 ноября 2020 года установлен факт принадлежности Шахоевой И.З. справки о работе №5 от 10 февраля 2020 года за период работы 1985-1991 года в СПК «Агрофирма Сивух».
Согласно паспорту, Шахоева И.З. родилась 10 сентября 1964 года.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в редакции, действовавшей на день обращения истца за назначением пенсии).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (ч. 2 ст. 8 Федерального закона).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (ч. 3 ст. 8 Федерального закона).
Частями 1 - 3 ст. 35 Федерального закона предусмотрено, что продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет.
Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год, согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона.
С 01 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях", страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях", страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Суд исходил из того, что Шахоева И.З. обращалась в Пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии, приложив все необходимые документы, и имеет право на получение указанной пенсии со дня обращения, но не ранее возникновения права.
Вместе с тем, истец обратилась за назначением страховой пенсии по старости 17 марта 2020 года, страховая пенсия по старости истцу на основании определения суда об исправлении описки, допущенной в резолютивной части решения суда от 9 августа 2021 года, от 24 февраля 2022 года верно назначена с даты возникновения права на основании ранее состоявшегося решения суда, т.е. с 18 ноября 2020 года.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и иное толкование норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Другие доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства по делу не установлено.
руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Хасавюртовского городского суда Республики Дагестан от 09 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16 мая 2022 г.
Председательствующий
Судьи