Дело №
УИД№
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
30 мая 2022 года город Симферополь
Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Цыкуренко А.С.,
при секретаре Куница Е.В.,
с участием истца – ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного Фонда РФ по Республике Крым о признании незаконным и отмене решения, понуждении к совершению определенных действий,-
у с т а н о в и л :
Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Симферополе Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п.1 ст.30, а также страховой пенсии по ч. 1.2 ст. 8 Закона № 400-ФЗ и ч. 1 ст. 8 Закона № 400-ФЗ. Истец не согласился с указанным решением и обратился с иском в суд. В исковом заявлении ФИО1 просил отменить решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Симферополе Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №, а также обязать ответчика зачесть спорные периоды в специальный трудовой стаж и назначить пенсию.
В судебном заседании истец настаивал на удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, направил возражения на иск, в которых просил в иске отказать.
Судом установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился к ответчику ДД.ММ.ГГГГ. за назначением досрочной страховой пенсии по старости согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ).
В связи с тем, что специальный стаж работы истца составил 9 лет 10 месяцев 27 дней (смешанный стаж), 8 лет 10 месяцев 26 дней (чистое село), ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение об отказе в назначении ФИО1 досрочной страховой пенсии по старости.
Ответчиком ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости, а также страховой пенсии по ч. 1.2 ст. 8 Закона № 400-ФЗ и ч. 1 ст. 8 Закона № 400-ФЗ. №.
Изменив исковые требования, ФИО1 на момент рассмотрения дела просил суд:
1. Признать незаконным и отменить решение № от ДД.ММ.ГГГГ, «Об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости», в части:
- отсутствия специального стажа работы согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ. дающего право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную ш иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения;
- отсутствия страхового стажа 42 года, согласно ч. 1.2 ст. 8 Закона № 400-ФЗ.
2. Включить все периоды трудовой деятельности, обозначенные в трудовой книжке, (страховые и иные, включаемые в страховой стаж), для определения права назначения (получения) досрочной страховой пенсии по старости (по достижению 60 лет и страхового стажа 42 года), в том числе, неучтенные ОПФР РК:
- ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - учеба в Крымском ордена трудового Красного Знамени медицинском институте;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - служба в Вооруженных Силах СССР;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - курсы повышения квалификации;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - осуществление предпринимательской деятельности в Украине на Едином налоге.
3. Включить в специальный трудовой стаж периоды трудовой деятельности, для определения права назначения (получения) досрочной страховой пенсии по старости согласно п.20) части 1.1 ст.30 Закона № 400-ФЗ:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - служба в Вооруженных Силах СССР;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - курсы повышения квалификации;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гг. – гинеколог в Экспериментальном медицинском Центре Молодежного Сервисного Центра ГК ЛКСМ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - гинеколог МНВП «БИНОЭЛ»;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гг. - врач-гинеколог Поликлинического отделения Медицинского Центра Фирмы «БИЗНЕС-КОНТРАКТ»;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - врач-консультант Медицинского Центра предприятия объединения граждан «ИНВА-ЛАЙН»;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - осуществление предпринимательской деятельности.
4. Определить право на назначение досрочной страховой пенсии, с момента первичного обращения - ДД.ММ.ГГГГ; согласно ч. 1.2 ст. 8 Закона № 400-ФЗ; согласно п.20 части 1.1 ст.30 Закона № 400-ФЗ;
5. Определить право на назначение страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, по достижению возраста 61 год 6 месяцев, согласно ч. 1 ст. 8 Закона № 400-ФЗ.
6. Обязать Ответчика назначить досрочную страховую пенсию с момента обращения 07.05.2020г.; внести соответствующие корректировки в индивидуальный лицевой счет - страхового и специального стажа и ИПК; произвести все назначенные выплаты за истекший период.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого же федерального закона, как это предусмотрено в ч. 4 названной статьи, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В целях реализации положений ст. 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Ответчиком в специальный стаж работы согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 закона № 400-ФЗ включено 9 лет 10 месяцев 3 дня (смешанный стаж) и 8 лет 10 месяцев 2 дня ( чистое село), что свидетельствует об отсутствии права на установление пенсии в связи с отсутствием специального стажа 30 лет.
Истец полагает, что периоды его трудовой деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гг. – гинеколог в Экспериментальном медицинском Центре Молодежного Сервисного Центра ГК ЛКСМ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - гинеколог МНВП «БИНОЭЛ»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. - врач-гинеколог Поликлинического отделения Медицинского Центра Фирмы «БИЗНЕС-КОНТРАКТ»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ — врач-консультант Медицинского Центра предприятия объединения граждан «ИНВА-ЛАЙН»; период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - осуществление предпринимательской деятельности подлежат включению в специальный стаж работы, дающий право на назначение пенсии досрочно.
Перечисленные периоды подтверждаются записями в трудовой книжке и включены ответчиком в общий страховой стаж.
В трудовой книжке истца (запись 6) указано, что ФИО1 принят на работу заведующим экспериментальным медицинским центром Молодежного Сервисного Центра ГК ЛКСМ, в котором согласно справке работал в должности врача-гинеколога совместителя на 0,5 ставки с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. Приказ о принятии на должность врача-гинеколога совместителя не предоставлен.
В трудовой книжке истца (запись 8) истец принят на работу директором Малого научно-внедренческого предприятия «Биноэл», в котором согласно справке работал в должности врача-гинеколога совместителя на 0,5 ставки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Предоставлен приказ от ДД.ММ.ГГГГ. о принятии на должность врача-гинеколога по совместительству.
Как указано в трудовой книжке с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. истец работал врачом-гинекологом Поликлинического отделения Медицинского Центра Фирмы «БИЗНЕС-КОНТРАКТ». Наименование организационной формы учреждения не поименовано Списком №. Доказательств того, что в учреждении есть структурные подразделения, из числа предусмотренных в пункте 6 Правил №, не представлено.
Период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец занимал должность директор предприятия объединения граждан «Инва-Лайн» Крымского республиканского объединения инвалидных организаций союза организаций инвалидов Украины (с ДД.ММ.ГГГГ врач-консультант по совместительству). Представлен в материалы дела приказ № от ДД.ММ.ГГГГ. о разрешении совместительства в должности врача-консультанта с ДД.ММ.ГГГГ., а также штатное расписание, в соответствии с которым истец принят на 0,5 ставки. Списком № наименование учреждения и должности не поименованы.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец осуществлял предпринимательскую деятельность. Согласно протоколу № заседания Комиссии по реализации пенсионных прав от ДД.ММ.ГГГГ указанный период включено в общий стаж работы. Решение комиссии не обжаловано и не отменено.
Период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - осуществление предпринимательской деятельности согласно выписки ИЛС.
Справки, подтверждающие осуществление истцом в спорные периоды времени лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения полный рабочий день в Экспериментальном медицинском Центре Молодежного Сервисного Центра ГК ЛКСМ; МНВП «БИНОЭЛ»; Поликлиническом отделении Медицинского Центра Фирмы «БИЗНЕС-КОНТРАКТ»; Медицинском Центре предприятия объединения граждан «ИНВА-ЛАЙН»; в период осуществления предпринимательской деятельности, в материалы дела не предоставлено.
Соответствующими списками наименование организаций перечисленных выше, а также должности не поименованы.
Согласно подпункта «б» пункта 1 постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», в соответствии со статьей 58 Закона о государственных пенсиях пенсии за выслугу лет работникам здравоохранения по перечню учреждений, организаций и должностей согласно Приложению назначаются врачам и другим работникам здравоохранения - при стаже работы по специальности не менее 25 лет в сельских местностях и поселках городского типа (рабочих поселках), и не менее 30 лет в городах.
По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (далее - постановление N 1066).
Пунктом 1 постановления N 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которые применяются к периодам работы после 1 ноября 1999 года.
В соответствии с пунктом 3 постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.
В стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
В пункте 1 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464, указаны врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В основу дифференциации досрочного пенсионного обеспечения по старости законодателем положены не только специфика профессиональной деятельности лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки.
Осуществляемая коммерческими организациями деятельность, в том числе, в медицинской сфере, организуется ими по своему усмотрению и не охватывается требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к продолжительности и интенсивности работы в тех или иных должностях. В связи с этим выполняемая профессиональная деятельность существенно отличается от жестко регламентируемой деятельности работников учреждений здравоохранения, а потому установленные законодателем различия в условиях досрочного пенсионного обеспечения по старости, основанные на таких объективных критериях, как условия, режим и интенсивность работы, не могут рассматриваться как нарушающие конституционный принцип равенства при реализации права на пенсионное обеспечение, гарантированного статьей 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 03.06.2004 N 11-П, а также в Определении от 04.03.2004 N 81-О, закрепляя в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, осуществляемой на протяжении длительного периода); при этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.
Основанная на указанных признаках дифференциация в условиях реализации права на трудовую пенсию по старости сама по себе не может расцениваться как нарушающая принцип равенства всех перед законом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) либо ограничивающая право граждан на пенсионное обеспечение (статья 39, часть 1, Конституции Российской Федерации).
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 03.06.2004 N 11-П, действительно, указал, что форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях здравоохранения в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям; то обстоятельство, в чьем ведении находятся эти учреждения и кому принадлежит закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Однако в названном Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации указано на недопустимость ограничения пенсионных прав лиц, работающих в учреждениях здравоохранения в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям, в зависимости от формы собственности такого учреждения (государственная, муниципальная или частная), т.е. речь идет не о любых организационно-правовых формах юридических лиц, а лишь о виде собственности учреждения здравоохранения, в то время как в ходе рассмотрения дела установлено и истцом не оспаривается, что в спорные периоды он работала не в учреждении здравоохранения, а в коммерческих организациях.
Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 1920-О).
Поскольку законодатель связывает право на досрочную страховую пенсию медицинским работникам с такой организационно-правовой формой юридического лица как учреждение (государственное, муниципальное, частное), у истца, работавшего в спорные периоды в Экспериментальном медицинском Центре Молодежного Сервисного Центра ГК ЛКСМ, МНВП «БИНОЭЛ», Поликлиническом отделении Медицинского Центра Фирмы «БИЗНЕС-КОНТРАКТ», Медицинском Центре предприятия объединения граждан «ИНВА-ЛАЙН», осуществление предпринимательской деятельности в форме индивидуального предпринимателя, оказывающего медицинские услуги, имеющие иную организационно-правовую форму, не возникло права на включение рассматриваемых спорных периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию.
Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. в должности врача-фтизиогинеколога ГБУЗ РК «КРКЦФиП» включен в общий стаж работы, т.к. работа осуществлялась на неполную ставку, ставка составила 0,5, что следует из Акта от ДД.ММ.ГГГГ. №, а также приказа от ДД.ММ.ГГГГ. №. Соответственно курсы повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ также не могут быть включены в специальный стаж.
В обоснование заявленных требований о включении в специальный стаж периода обучения в Крымском ордена трудового Красного Знамени медицинском институте истец ссылается на подпункт "и" пункта 109 Положения "О порядке назначения и выплаты государственных пенсий", утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590.
Согласно абзацам 13 и 14 пункта 109 Положения, при назначении пенсий по старости периоды, указанные в подпункте "и", засчитываются в стаж при условии, если этим периодам предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе Вооруженных Сил СССР, или иная служба, указанная в подпункте "к" (служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МТБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции. Пребывание военнослужащего в плену засчитывается в стаж работы в установленном порядке).
Таким образом, указанным пунктом не была предусмотрена безусловная обязанность включения в подсчет специального стажа рабочего либо служащего периода его обучения. В данном случае обстоятельств, дающих основание для включения в подсчет специального стажа истца периода его обучения в соответствии с приведенным выше пунктом 109 указанного Положения, не имеется.
Принимая во внимание, что периоду обучения истца в Крымском ордена трудового Красного Знамени медицинском институте (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) не предшествовал период службы в составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, условия для включения в подсчет страхового стажа периода обучения истца в высшем учебном заведении не подлежит включению в подсчет его страхового стажа.
Вопрос о включении в стаж профессиональной (педагогической, лечебной) деятельности, предоставляющей право на досрочную трудовую пенсии по старости, периодов прохождения гражданами военной службы в рядах Советской армии был регламентирован ранее на основе Закона СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях" Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397.
В силу подпункта "г" пункта 1 вышеуказанного Положения учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Действующим после этой даты пенсионным законодательством Российской Федерации, в том числе введенным в действие с 01 января 2002 года Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", как и Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, Правилами исчисления этих периодов, утвержденными постановлениями Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464, Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 и от 29 октября 2002 года N 781, включение периода военной службы в профессиональный стаж в целях назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской и педагогической деятельности не предусматривается.
Между тем, Положение 1959 года, утратившее силу с 01 октября 1993 года, на заявленный период (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) распространяло действие, в связи с чем данный период прохождения истцом военной службы подлежал включению (в календарном исчислении) в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 1 постановления Совета Министров СССР от 19 декабря 1959 года N 1397 об утверждении Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Пунктом 4 вышеназванного Положения определено, что период службы засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Абзац 2 пункта 4 данного Положения указывает, что служба медицинских работников по специальности в составе Вооруженных сил СССР засчитывается в стаж работы по специальности независимо от наличия стажа по специальности продолжительностью более 20 лет (2/3).
Однако, поскольку 20 лет профессиональной деятельности истцом не были выработаны на момент обращения с соответствующим заявлением в пенсионный орган (медицинский стаж составил 9 лет 10 месяцев 3 дня (смешанный стаж) и 8 лет 10 месяцев 2 дня (чистое село), соответственно, не имеется оснований для включения в специальный стаж периода военной службы.
В соответствии с указанным Постановлением, в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений включается служба по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и правоохранительных органов.
Пункт 3.6 Инструктивного письма "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" от 30 июня 1986 года разъясняет, что под службой медицинских работников по специальности в составе Вооруженных сил СССР подразумевается служба в медицинских должностях независимо от наличия медицинского образования и характера работы до службы.
Согласно сведениям военного билета истец проходил службу в Вооруженных силах Союза ССР с ДД.ММ.ГГГГ на должностях рядового и сержантского состава, иных доказательств прохождения службы на медицинских должностях не предоставлено. Учетная карточка члена КПСС, представленные фотографии не подтверждают факт прохождения службы в Вооруженных силах Союза ССР на медицинских должностях.
Таким образом, оснований для определения права ФИО1 на назначение досрочной страховой пенсии, с момента первичного обращения - 07.05.2020г., не имеется. В связи с чем, требования истца обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию с момента обращения 07.05.2020г.; внести соответствующие корректировки в индивидуальный лицевой счет - страхового и специального стажа и ИПК; произвести все назначенные выплаты за истекший период, не подлежат удовлетворению.
Согласно п. 1.2 ст. 8 Закона, лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины) - страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
Истец считает, что он имеет право на назначение пенсии по старости, так как имеет страховой стаж более 42 лет.
Ответчиком из расчета страхового стажа работы, для определения права по ч. 1.2 ст. 8 Закона № 400-ФЗ исключены следующие периоды: ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ — учеба в Крымском ордена трудового Красного Знамени медицинском институте. Включено в общий стаж работы; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - служба в Вооруженных Силах СССР. Включено в общий стаж работы; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ — курсы повышения квалификации.
По предварительному расчету ответчика по состоянию на 07.05.2020г. в целях установления права на пенсию в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Закона № 400-ФЗ страховой стаж составил: 35 лет 10 месяцев 28 дней. Право на установление пенсии не определяется в связи с отсутствием страхового стажа 42 года.
Порядок исчисления страхового стажа установлен статьей 13 Федерального закона N 400-ФЗ согласно части 8, которой установлено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Вместе с тем, частью 9 статьи 13 вышеназванного Закона предусмотрено, что при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона N 400-ФЗ предусмотрено включение в страховой стаж периодов работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности (часть 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Таким образом, законодатель в части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", которая введена Федеральным законом от 03.10.2018 N 350-ФЗ предусмотрел для лиц, имеющих страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, а также в части 9 статьи 13 данного Федерального закона закрепил особый порядок исчисления продолжительности такого страхового стажа. В целях определения их права на страховую пенсию по старости в соответствии с указанным основанием в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом не страховые периоды (за исключением периодов получения пособий по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности) в продолжительность такого страхового стажа не засчитываются.
За период прохождения службы в рядах Вооруженных Сил СССР, а также при учебе в Крымском ордена трудового Красного Знамени медицинском институте страховые взносы не уплачивались, к периодам получения пособия по обязательному социальному страхованию военная служба и период обучения не относится.
С учетом изложенного суд соглашается с доводами ответчика об исключении периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - учеба в Крымском ордена трудового Красного Знамени медицинском институте; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - служба в Вооруженных Силах СССР при определении страхового стажа по ч. 1.2 ст. 8 Закона № 400-ФЗ. При этом указанные периоды ответчиком включены в общий стаж работы.
В связи с изложенным, отсутствуют основания для определения права ФИО1 на назначение страховой пенсии с момента первичного обращения ДД.ММ.ГГГГ, согласно ч. 1.2 ст. 8 Закона № 400-ФЗ.
По требованию истца об определении права на назначение страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, по достижению истцом возраста 61 год 6 месяцев, согласно ч. 1 ст. 8 Закона № 400-ФЗ, суд указывает следующее.
Право на установление страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400- ФЗ) с учетом статьи 35 Закона № 400-ФЗ с изменениями, внесенными Федеральным законом № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии» (далее - Закона № 350-ФЗ) имеют мужчины, достигшие в 2021 году возраста 61 год 6 месяцев, при наличии страхового стажа не менее 12 лет и минимальной суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов в размере 21. На момент обращения ФИО1 с заявлением 07.05.2020г. о назначении пенсии истец не достиг возраста 61 год 6 месяцев, о чём указано в решении № от ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе рассмотрения дела стало известно, что ФИО1 обратился ДД.ММ.ГГГГ. к ответчику с заявлением о назначении пенсии в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ. Однако, на момент рассмотрения дела суду не предоставлены сведения о результатах рассмотрения заявления от ДД.ММ.ГГГГ., в связи с чем, пенсионные права истца не нарушены, т.к. на момент подачи заявления от ДД.ММ.ГГГГ., вынесения спорного решения № от ДД.ММ.ГГГГ. истец не достиг возраста 61 год 6 месяцев, а заявление от ДД.ММ.ГГГГ. не рассмотрено. Требований о признании незаконными действий ответчика в связи с нерассмотрением заявления от ДД.ММ.ГГГГ. не заявлено.
Таким образом, требование истца об определении права на назначение страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, по достижению истцом возраста 61 год 6 месяцев, согласно ч. 1 ст. 8 Закона № 400-ФЗ является преждевременным.
Между тем, суд разъясняет, что в случае несогласия истца с результатами рассмотрения его заявления от ДД.ММ.ГГГГ., ФИО1 вправе их обжаловать в установленном законом порядке.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-198, 321 ГПК РФ, –
р е ш и л:
в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного Фонда РФ по Республике Крым о признании незаконным и отмене решения, понуждении к совершению определенных действий – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Крым через Киевский районный суд г. Симферополя в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 06.06.2022 года.
Судья А.С. Цыкуренко