Дело № 2-514/2024 КОПИЯ
УИД: 34RS0040-01-2024-000959-06
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 августа 2024 года город Суровикино Волгоградской области
Суровикинский районный суд Волгоградской области
в составе: председательствующего судьи Водопьяновой О.В.,
при секретаре судебного заседания Селиверстовой Е.П.,
с участием в судебном заседании представителя третьего лица ООО «Газпром газораспределение Волгоград» ФИО2, действующей на основании доверенности № 181/24 от 1 января 2024 года сроком действия по 31 декабря 2024 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области к ФИО3 о возложении обязанности заключить договор о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области обратилась в суд с иском к ФИО3 о возложении обязанности заключить договор о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в соответствии с договором социального найма жилого помещения № СН от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 является нанимателем жилого помещения, находящегося в оперативном управлении наймодателя ГКУ Волгоградской области «Управление капитального строительства» расположенного по адресу: <адрес>, и обязан обеспечивать сохранность этого помещения и поддерживать его надлежащее состояние, а также проводить текущий ремонт.
Пунктом 5.5.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170, прямо предусмотрена обязанность пользователя жилого помещения на законных основаниях обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых внутренних устройств газоснабжения.
Согласно информации, полученной от ООО «Газпром газораспределение Волгоград» (письмо от 01 февраля 2024 года №ГГВ/СН-16/867), договор на обслуживание внутриквартирного газового оборудования, расположенного в жилом помещении по адресу: <адрес>, не заключен.
Газопровод является источником повышенной опасности, поскольку транспортировка газа по трубопроводу создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за данной деятельностью со стороны человека. Отсутствие соответствующего контроля за системой газопровода со стороны собственников помещений многоквартирного дома создает угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц – пользователей и нанимателей жилых помещений, сотрудников коммунальных и экстренных служб, имуществу третьих лиц.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просит обязать ФИО3, нанимателя <адрес> многоквартирного жилого <адрес>, в течение 30 дней с момента вступления настоящего решения в законную силу заключить со специализированной организацией договор о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 мая 2013 года № 410.
В судебное заседание представитель истца инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области - не явился, извещен надлежащим образом, представлено заявление о рассмотрении гражданского дела в отсутствие представителя истца.
Ответчик ФИО3 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, доказательств уважительности причин неявки суду не представил, корреспонденцией приходящей по месту регистрации не интересовался, ходатайств об отложении разбирательства дела не поступало.
Частью 3 ст. 167 ГПК РФ предусмотрено, что суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
В соответствии с пунктом 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» по смыслу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю. Необходимо учитывать, что гражданин несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что ФИО3 не получил почтовую корреспонденцию по обстоятельствам, зависящим только от него, в связи с чем, он несет риск неполучения поступившей в его адрес почтовой корреспонденции. Действия ФИО3, не представившего доказательств, с достоверностью свидетельствующих о наличии уважительных причин, препятствовавших ему получать почтовую корреспонденцию по адресу места регистрации, следует расценивать как уклонение от получения повесток, направленные ему судебные извещения считаются доставленными.
Представитель третьего лица ООО «Газпром газораспределение Волгограда» в судебном заседании исковые требования истца поддержала, суду пояснила, что договор со специализированной организацией о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования ответчиком до настоящего времени не заключен.
Представитель третьего лица ГКУ ВО «Управление капитального строительства» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении разбирательства дела не поступало.
Определив в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Условиями сделки может быть предусмотрено исполнение ее сторонами возникающих из нее обязательств при наступлении определенных обстоятельств без направленного на исполнение обязательства отдельно выраженного дополнительного волеизъявления его сторон путем применения информационных технологий, определенных условиями сделки.
Согласно части 1 статьи 310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Согласно части 1 статьи 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Частью 1 статьи 61 ЖК РФ установлено, что пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения.
Наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения (пункт 3 части 2 статьи 65 ЖК РФ), а наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения; проводить текущий ремонт жилого помещения (пункты 2, 3, 4 части 3 статьи 67 ЖК РФ).
Так, в пункте 5.5.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170, предусмотрено, что пользователь обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых внутренних устройств газоснабжения, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета газа и об иных нарушениях, возникающих при пользовании газом в быту.
В соответствии со статьей 68 ЖК РФ, наниматель жилого помещения по договору социального найма, не исполняющий обязанностей, предусмотренных жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения, несет ответственность, предусмотренную законодательством.
Подпунктами «и, к» пункта 21 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 года № 549 (ред. от 29 мая 2023 года) предусмотрено, что абонент обязан: обеспечивать доступ представителей поставщика газа к приборам учета газа и газоиспользующему оборудованию для проведения проверки; обеспечивать надлежащее техническое состояние внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, своевременно заключать договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме и (или) договор о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, и (или) договор о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении).
В силу пункта 16 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 мая 2013 года № 410, техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключаемого между заказчиком и исполнителем.
Согласно подпункту «в» пункта 17 Правил заказчиком по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в отношении внутриквартирного газового оборудования является собственник (пользователь) расположенного в многоквартирном доме помещения, в котором размещено такое оборудование.
Статьей 20 ЖК РФ и пункта 89 Правил № 410 контроль за обеспечением надлежащего технического состояния и безопасной эксплуатации внутридомового и внутриквартирного газового оборудования возложен на органы государственного жилищного надзора.
Органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным на осуществление регионального жилищного контроля (надзора) является инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области (п. 1.1 Положения об инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области, утвержденного постановлением Правительства Волгоградской области от 25 августа 2014 года № 478-П).
В соответствии с пунктом 2.8 Положения № 478-П инспекция вправе обращаться в суд с заявлениями в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Согласно пункту 4 части 12 статьи 20 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
Из материалов дела следует, что правообладателем квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, является ГКУ Волгоградской области «Управление капитального строительства» на основании оперативного управления, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости.
10 декабря 2019 года между ГКУ Волгоградской области «Управление капитального строительства» (наймодатель) и ФИО3 (наниматель) заключен договор социального найма жилого помещения № 199/2019 СН, по условиям которого наймодатель передал нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в государственной собственности Волгоградской области и состоящее из квартиры общей площадью 29,5 кв.м. по адресу: <адрес>, для проживания в нём.
На основании акта приема-передачи жилого помещения от 10 декабря 2019 года, наймодатель сдал, а наниматель принял жилое помещение в виде вышеуказанной квартиры.
Пунктом 4 (подпункт «е») договора на ФИО3 возложена обязанность производить текущий ремонт занимаемого жилого помещения, к которому относится, в том числе ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения).
Согласно информации № ГГВ/СН-16/867 от 01 февраля 2024 года и от 12 августа 2024 года, представленной ООО «Газпром газораспределение Волгоград», договор на обслуживание внутриквартирного газового оборудования, расположенного в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, не заключен.
Принимая во внимание, что газопровод является источником повышенной опасности, поскольку транспортировка газа по трубопроводу создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за данной деятельностью со стороны человека, а отсутствие соответствующего контроля за системой газопровода со стороны собственников помещений многоквартирного дома создает угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц – пользователей и нанимателей жилых помещений, сотрудников коммунальных и экстренных служб, имуществу третьих лиц, суд приходит к выводу о том, что исковые требования о понуждении ФИО3 (как нанимателя, пользующегося жилым помещением) к заключению со специализированной организацией договора о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования по адресу: <адрес>, заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.
В силу части 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При таких условиях суд находит необходимым и достаточным установить ФИО3 срок для исполнения решения суда – в течение месяца с момента вступления настоящего решения в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области к ФИО3 о возложении обязанности заключить договор о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования - удовлетворить.
Возложить на ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> (паспорт гражданина Российской Федерации серия №, выдан ДД.ММ.ГГГГ Отделением <адрес> в <адрес>, код подразделения №) – нанимателя <адрес> многоквартирного жилого <адрес> Микрорайоне-1, <адрес>, в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу заключить со специализированной организацией договор о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования, расположенного в <адрес>, в Микрорайоне-1, <адрес>, в соответствии с требованиями Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 14 мая 2013 года № 410.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Волгоградский областной суд через Суровикинский районный суд Волгоградской области.
Решение суда в окончательной форме принято 13 августа 2024 года.
Судья подпись О.В. Водопьянова
Копия верна. Судья -